МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молодежная культура и субкультуры: сетевое взаимодействие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 16 16 30 30
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Омельченко Д.А.

Рабочая программа дисциплины
Молодежная культура и субкультуры: сетевое взаимодействие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение знаний о феномене молодежной культуры, факторах формирования молодежной культуры и закономерностях ее динамики; ознакомление с текстовыми и другими артефактами молодежной культуры; повышение эрудированности в отношении современных молодежных субкультур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать, внедрять, прогнозировать и проектировать программы в молодежной среде на основе цифровых и сетевых технологий
ПК-3.1 Знает технологии прогнозирования, проектирования и моделирования работы с молодежью
ПК-3.2 Умеет собирать и анализировать информацию по проекту, анализировать и разрабатывать план-график проведения мероприятия
ПК-3.3 Владеет навыками планирования работ по реализации социального проекта, координации работ по достижению целей проекта, оценки социальной значимости проекта, способами распределения ответственности за результаты проекта на основе цифровых и сетевых технологий
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы становления знания о молодежной культуре.
требования к сбору информации о молодежной культуре и субкультурах.
принципы работы с представителями молодежных субкультур различной направленности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в содержании современных теорий культурной динамики, исследовать и анализировать артефакты молодежной культуры.
анализировать результаты качественных и количественных исследований молодежной культуры и субкультур; создавать реферативные обзоры, рефераты и т.д. по указанной проблематике.
планировать и организовывать работу с членами субкультурных сообществ, способствовать конструктивному характеру их досуга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с первоисточниками, неадаптированными текстами, отражающими специфику молодежной культуры в определенный исторический период; навыками эффективной коммуникации с представителями молодежных субкультур.
навыками анализа современных тенденций трансформации и взаимопроникновения молодежных субкультур.
навыками и технологиями взаимодействия с молодежными субкультурными сообществами, методами выявления потенциала конкретной субкультуры для нравственного и личностного развития молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Молодежная культура как предмет научного исследования
1.1. Введение в основные понятия: проблемы и определения Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в основные понятия: проблемы и определения Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Различные теоретические предпосылки исследования молодежной культуры Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Различные теоретические предпосылки исследования молодежной культуры Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Функции молодежной культуры. Типологии субкультур. Динамическая модель молодежной субкультуры Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Молодежная культура как предмет научного исследования Сам. работа 5 66 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Подходы к пониманию явления молодежной субкультуры
2.1. Теории субкультуры. Культура и контркультура Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Теории субкультуры. Культура и контркультура Практические 5 6 Л1.1, Л2.1
2.3. Факторы возникновения молодежных субкультур Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Факторы возникновения молодежных субкультур Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Составляющие субкультурного стиля. Субкультурные коды и практики. Воспроизводство субкультурных инноваций. Субкультура и образ жизни Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Составляющие субкультурного стиля. Субкультурные коды и практики. Воспроизводство субкультурных инноваций. Субкультура и образ жизни Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
2.7. Молодежная культура и «взрослые». Методы исследования молодежных субкультур Лекции 6 6 Л1.1, Л2.1
2.8. Молодежная культура и «взрослые». Методы исследования молодежных субкультур Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
2.9. Подходы к пониманию явления молодежной субкультуры Сам. работа 6 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Молодежные субкультуры прошлого и настоящего
3.1. Субкультура битников. Хипстеры. Стиляги. Идеология хиппи-движения. Панк и его социальное измерение. Принцип DIY. Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
3.2. Субкультура битников. Хипстеры. Стиляги. Идеология хиппи-движения. Панк и его социальное измерение. Принцип DIY. Практические 5 6
3.3. Рок-культура. Ролевики. Индеанисты. Субкультура эмо. Готы. Футбольные фанаты. Субкультура скинхедов. Лекции 6 6 Л1.1, Л2.1
3.4. Рок-культура. Ролевики. Индеанисты. Субкультура эмо. Готы. Футбольные фанаты. Субкультура скинхедов. Практические 6 8
3.5. Поколение Text. Геймеры. Чатники. Хакеры. Поклонники анимэ. Фурри. Практические 6 8 Л1.1, Л2.1
3.6. Молодежные субкультуры прошлого и настоящего Сам. работа 6 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 4.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2442
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в сфере молодежной политики.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Молодежь относят:
А. к социально-демографической группе
Б. к социально-общественной группе
В. к социально-возрастной группе
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Какая отрасль знаний изучает молодежь как социально-возрастную группу:
А. криминология
Б. ювенология
В. графология
Г. онтология
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 3. Какая из групп является неформальной:
А. класс
Б. трудовой коллектив
В. музыкальная группа
ОТВЕТ: В.
Вопрос 4. Характерной чертой молодежи является:
А. отсутствие стремления к социальной мобильности
Б. низкая социальная мобильность (с трудом изменяет свой социальный статус)
В. высокая социальная мобильность (легко меняет свой социальный статус)
Г. средняя социальная мобильность (осмотрительность, сдержанность при смене социального статуса)
ОТВЕТ: В.
Вопрос 5. Молодежь в Российской Федерации это:
А. лица в возрасте от 14 до 30 лет.
Б. лица в возрасте от 14 до 35 лет.
В. лица в возрасте от 16 до 35 лет.
Г. лица в возрасте от 16 до 30 лет.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 6. Федеральная целевая программа «Молодежь России» реализуется с:
А. 1995 года
Б. 2000 года
В. 2005 года
Г. 1991 года.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Государственная молодежная политика в Российской Федерации это:
А. деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Б. система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России.
В. деятельность органов государственной власти, направленная на создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбора ими жизненного пути, ответственного участия их во всех сферах общественной жизни.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются
А. молодежные организации
Б. молодежные парламенты
В. непосредственно молодые люди
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется:
А. спецификой ее положения в обществе
Б. масштабностью проблем в молодежной среде
В. условиями построения современного государства
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. Цель вступления в неформальные объединения:
А. возможность отдохнуть, провести свободное время;
Б. общение с близкими себе по духу людьми;
В. условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 11. Мероприятие - это:
А. организованное действие или совокупность действий, направленных на выполнение единой задачи.
Б. воспитание гражданственности и патриотизма подростков и молодежи
В. культурно-спортивное и познавательное зрелище.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Функциональная значимость досуговой деятельности в молодежной среде:
А. в ее преобладании над всеми другими отраслями развития досуговой деятельности
Б. в ее многозначимости перед государственной политикой страны
В. в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах
Г. в ее отражении перед государственной политикой страны, когда правительство берет на себя ограничение предпринимательской деятельности.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 13. Главное назначение игры – это:
А. развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение
Б. выявление конкурентов и определение преимущества собственных программ
В. повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию
Г. создание положительных эмоций и стимулирование психической стабильности.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
А. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
Б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
В. Подготовленный продукт работы над проектом;
Г. Все вышеназванные варианты.
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
А. прикладной проект,
Б. информационный проект
В. творческий проект
ОТВЕТ: Б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ______________ - это добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Ответ: общественное объединение.
2. В чем заключается суть метода декомпозиции при исследовании социальных процессов?
Ответ: в расчленении образа исследуемого целостного объекта на иерархически упорядоченную совокупность подсистем.
3. Модель – это…
Ответ: мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает новую информацию об этом объекте.
4. __________ - это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем или об альтернативных путях достижения этого состояния.
Ответ: прогноз.
5. _______________ - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе, между собой и к самим себе.
Ответ: культура.
6. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?
Ответ: исследовательская деятельность.
7. ____________ - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации.
Ответ: информационный проект.
8. ________________ - прогнозирование развития типичного социального явления или процесса, где параметры можно изменять по желанию исследователей.
Ответ: социальное конструирование.
9. Дайте определение социального планирования.
Ответ: разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни.
10. Принцип, базирующийся на необходимости выделения системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое, получил название…
Ответ: принцип системности.
11. Антисоциальные и часть асоциальных субкультур способствуют ___________ общества и личности.
Ответ: дезорганизации личности.
12. Субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней _________ личности.
Ответ: автономизации личности.
13. Модель аддиктивного поведения, связанная со стремлением подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток, получила название…
Ответ: конформной.
14. _________________ – это те молодёжные субкультуры, к которым индивид чувствует принадлежность, считает их своими и в отношении которых он использует категорию «мы».
Ответ: ингруппы.
15. __________ - это те молодёжные субкультуры, к которым индивид не принадлежит и в отношении которых он использует категорию «другие», вместо категории «мы».
Ответ: аутогруппы.
16. Согласно какому направлению изучения молодежи, эта социально-демографическая группа рассматривается как источник социальных и культурных конфликтов, угроза существующему и будущему социальному порядку, причина криминализации общества, источник социальных болезней и моральных паник и т.д.
Ответ: молодежь как проблема.
17. ________ - это такой социальный институт, который лишь формально дает людям одного возраста похожий социальный опыт.
Ответ: школа.
18. ___________ - это общественная группа людей, родившихся в один хронологический промежуток времени, которые росли в аналогичных условиях.
Ответ: поколение.
19. Как называется поколение людей, рожденных с 1984 года по 2000 год?
Ответ: поколение Y ИЛИ миллениалы.
20. ___________ - это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются.
Ответ: теория поколений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Простые, элементарные связи между отдельными индивидами — это:
А. социальные действия
Б. социальные взаимодействия
В. социальные контакты
Г. социальные отношения
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов — это:
А. социальный конфликт
Б. социальный контакт
В. деловое партнёрство
Г. социальный контроль
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. Верны ли следующие суждения о социальном взаимодействии?
А. При социальном взаимодействии осуществляется обмен действиями разного характера.
Б. При социальном взаимодействии действия одного участника автономны по отношению к действиям другого.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Верны ли следующие суждения о причинах социального конфликта?
А. Причиной социального конфликта могут быть различия в манере поведения и жизненном опыте.
Б. Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: В.
Вопрос 5. Верны ли следующие суждения о последствиях социальных конфликтов?
А. Социальные конфликты всегда усиливают ожесточение, отвлекают людей от решения насущных проблем.
Б. Социальные конфликты всегда помогают разрешить проблемы, позволяют людям осознать свои интересы.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 6. Метод исследования – это:
А. способ достижения, какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения
Б. точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
В. инструмент для добывания фактического материала
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Что такое лидерство?
А. Управление;
Б. Тип управленческого взаимодействия
В. Метод управления
Г. Способ воздействия на подчиненных.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. На чем из нижеперечисленного концентрирует внимание лидерство?
А. Чтобы люди совершали правильные поступки;
Б. Чтобы «правильные» люди правильно поступали;
В. Чтобы «правильные» люди делали правильные вещи.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социально-психологическим качествам молодёжи. Укажите лишние характеристики.
А. низкий уровень толерантности
Б. стремление выделиться
В. специфическая субкультура
Г. неустойчивость психики
Д. высокий уровень толерантности
Е. устойчивая психика.
ОТВЕТ: Д, Е.
Вопрос 10. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите буквы, под которыми они указаны:
А. Возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы
Б. Ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная
В. Для молодёжи как группы характерен особый психологический склад
Г. Ведущим видом деятельности молодёжи является учебная
Д. Для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям.
ОТВЕТ: А, В, Г.
Вопрос 11. Выберите верные суждения о молодежной субкультуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
А. Под молодежной субкультурой понимают культуру молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Б. Для молодежной субкультуры характерны вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни.
В. Участники молодежных неформальных объединений отличаются конформизмом — стремлением приспособиться к требованиям и поведению других людей.
Г. Участников неформальных молодежных групп объединяют своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.
Д. Молодежная субкультура всегда враждебна доминирующей культуре.
ОТВЕТ: А, Б, Г.
Вопрос 12. К элементам культуры относятся:
А. знания, влияние, ответственность, экономность
Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность
В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 13. Молодёжные субкультуры характерны для периода перехода
А. от индустриального к постиндустриальному обществу
Б. от доиндустриального к индустриальному обществу
В. от постиндустриального к цифровому обществу
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Атрибутом авторитарного стиля управления является…
А. Децентрализация полномочий
Б. Преобладание неформальных коммуникаций
В. Инициативность
Г. Директивность
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю ответственность на себя за ошибки своих подчиненных?
А. всегда;
Б. да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали внимание на возможности их появления.
В. никогда;
Г. в случае неразумных решений подчинённых.
ОТВЕТ: Б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
Ответ: нормами.
2. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой- либо знаковой форме, – это …
Ответ: невербальное общение.
3. _____________ – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Ответ: лидерство в малой группе.
4. Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется …
Ответ: саморегуляцией.
5. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, — это:
Ответ: ценности.
6. Степень признания человека со стороны членов группы, которая связана с его личными достоинствами (авторитет личности), — это ____________________ статус.
Ответ: неформальный.
7. Тип лидера, который заботится об эффективности выполняемой работы, но мало внимания обращает на моральный настрой членов группы, — это ____________________ лидерство.
Ответ: авторитарное.
8. Эмоциональные способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других, - это:
Ответ: харизма.
9. В рамках какого подхода была разработана теория «эдипова комплекса», в соответствии с которой природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии?
Ответ: психоаналитический подход.
10. Согласно какому подходу «молодежная культура появилась именно потому, что она решала определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего, в результате индустриализации».
Ответ: функционализм.
11. ____________ - активные действия молодых людей, связанные с удовлетворением своих интересов и потребностей.
Ответ: молодежная активность.
12. ___________ - любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии.
Ответ: социальная группа.
13. Руководитель, который высоко ориентирован на задачи и низко ориентирован на отношения в ситуации, которая не требует такого поведения; поэтому он менее эффективен, не уверен в других, невежлив и заинтересован только в текущих делах, — это:
Ответ: автократ.
14. ___________ - это показатель единства, прочности и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействия в группе, которые характеризуются взаимной эмоциональной притягательностью между членами группы и их удовлетворением от вхождения в данную группу.
Ответ: групповая сплоченность.
15. Совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их жизнеспособности, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей – это:
Ответ: криминальная субкультура.
16. Согласно представителям данного подхода, классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам.
Ответ: классовый подход ИЛИ субкультурный подход.
17. Совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы - это:
Ответ: стиль лидерства.
18. Групповая сплоченность выражается ...
Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач.
19. _____________ - течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.
Ответ: контркультура.
20. Молодежная субкультура, культивирующая элементы господствующей культуры, называется…
Ответ: конформистская субкультура.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верны ли следующие суждения о культуре?
1. Культура является результатом деятельности человека;
2. Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности;
А. верно только 1;
Б. верно только 2;
В. оба суждения верны.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Продукты народной культуры отличаются тем, что…
А. они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока
Б. их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность
В. их творцы и создатели, как правило, анонимны.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 3. К элементам культуры относятся:
А. знания, влияние, ответственность, экономность
Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность
В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 4. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
А. этнической
Б. профессиональной;
В. демографической.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:
А. единая территория проживания;
Б. единство убеждений;
В. общность религии.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. К историческим разновидностям этнических общностей относят:
А. племена;
Б. сословия;
В. конфессии.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 7. Верны ли следующие суждения о национальной политике?
1. В Российской Федерации национальная политика направлена на формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
2. Характер национальной политики зависит от конкретных исторических условий.
А. верно только 1;
Б. верно только 2;
В. верны оба суждения.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 8. К культуре межнациональных отношений НЕ относится:
А. реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности;
Б. проявление национального недоверия
В. признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. Систему адаптированных идей, норм, ценностей, идеалов доминирующей культуры для конкретной социальной группы, выражающую социальный протест на явление социальной дифференциации, называют:
А. культурой
Б. субкультурой
В. контркультурой.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 10. К молодежным субкультурам, отличающимся определенным мировоззрением и образом жизни, относят:
А. сатанисты, сектанты, кришнаиты
Б. хиппи, индианисты, панки, растаманы
В. мажоры, рейверы, хипстеры
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 11. Родиной субкультуры хиппи является:
А. Великобритания
Б. Испания
В. США
ОТВЕТ: В.
Вопрос 12. Субкультура хиппи возникла в:
А. 1960-е гг.
Б. 1970-е гг.
В. 1980-е гг.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. Расширение границ повседневно-традиционного образа жизни, «уход» от реалий обыденности характер для:
А. толкиенисты, индианисты, геймеры;
Б. рейверы, рэпперы, роллеры;
В. правозащитники, пацифисты, антифашисты.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Термин контркультура был введен в научный оборот
А. Т. Роззаком
Б. П. Сорокиным
В. Р. Мертоном
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Мифы, легенды, сказки – примеры ____________культуры.
А. элитарной;
Б. народной;
В. массовой.
ОТВЕТ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вариант аккультурации, в коде которого происходит идентификация индивид как с родной, так и с новой культурой, называют:
Ответ: интеграцией.
2. Вариант аккультурации, в ходе которого человек полностью принимает ценности и нормы новой культуры, отказываясь при этом от норм и ценностей своей культуры, называют:
Ответ: ассимиляцией.
3. Для дешифровки текста какой-либо национальной культуры необходимо знание:
Ответ: 1) национальной картины мира данной культуры; 2) невербальных средств общения; 3) обрядов и традиций; 4) языка.
4. Искаженное представление о национальных характерах – это…
Ответ: национальные стереотипы.
5. Как называется восприятие своей культуры как идеальной?
Ответ: «культурные очки».
6. ___________ - способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание.
Ответ: эмпатия.
7. _____________ - состояние физического и эмоционального дискомфорта, которое возникает, когда человек сталкивается с иной культурной реальностью; его реакция на конфликт между привычными для него ценностями, нормами и новыми.
Ответ: культурный шок.
8. Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом, - это:
Ответ: культурная идентичность.
9. Тип общения, при котором партнеров по общению объединяют интересы дела, совместная деятельность.
Ответ: деловое общение.
10. ____________ - идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в национальную вражду.
Ответ: национализм.
11. ____________ - отношения между этносами, охватывающее все сферы общественной жизни.
Ответ: межнациональные отношения.
12. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи?
Ответ: международная интеграция ИЛИ тенденция сближения наций.
13. Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида.
Ответ: общая территория, общность языка, общность культуры.
14. В пригороде Парижа в доме адвоката каждый месяц собираются потомки русских эмигрантов, живущие в Германии, Франции, Швейцарии. Они хорошо знают русский язык, поют русские песни, читают стихи русских поэтов. Они считают себя русскими и гордятся этим. К какой социальной общности можно отнести это объединение?
Ответ: этническая (этносоциальная общность).
15. В Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» численность этноса выступает одним из критериев определения малочисленного народа. Какова эта численность?
Ответ: менее 50000 тысяч человек.
16. Какая из конфессий России занимает второе место по численности своих приверженцев после православия? Ответ: ислам.
17. Признание исторической обусловленности этнополитических и этноконфессиональных кризисов и конфликтов, свойственно подходу, который называется:
Ответ: примордиализм.
18. Правильная последовательность стадий в процессе регулирования межэтнического конфликта такова:
Ответ: распознавание, оценка, отслеживание, регулирование, примирение.
19. __________ - деятельность, направленная на активизацию этнической идентичности.
Ответ: этническая мобилизация.
20. ____________ - это общение людей, которые представляют разные культуры.
Ответ: межкультурная коммуникация.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Понятия молодости и молодежи. Связь молодости и возраста.
2. Взросление как движение от безответственности к ответственности и от зависимости к независимости.
3. Понятие молодежной культуры, субкультуры и контркультуры, их специфика и взаимосвязь. Экстернальная культура.
4. Функции молодежной субкультуры.
5. Типология молодежных субкультур.
6. Динамическая модель молодежной субкультуры.
7. Сущность функционального подхода в его применении к молодежной культуре. Основные позиции критики функционализма.
8. Теории конфликта поколений (Ш. Эйзенштадт, К. Дэвис, М. Мид).
9. Классовый подход к анализу молодежной культуры.
10. Гендерный подход к анализу молодежной культуры.
11. Расовый подход к анализу молодежной культуры.
12. Классовые корни молодежной культуры: история происхождения субкультурного подхода.
13. Символическое сопротивление и механизм наклеивания ярлыков.
14. Основные недостатки субкультурной теории. Феминистская и либеральная критика субкультурной теории.
15. Создание контркультуры. Основные контркультурные ценности и общие черты.
16. Молодежная культура в советское время.
17. Тенденции в развитии современных молодежных субкультур.
18. Молодежная культура и потребительство.
19. Молодежная культура и постмодернизм.
20. Глобализация и молодежная культура.
21. Особенности романтико-эскапистских молодежных субкультур.
22. Особенности гедонистско-развлекательных молодежных субкультур.
23. Особенности политических субкультур.
24. Понятия информационной культуры и субкультуры. Формы проявления и аспекты информационной субкультуры.
25. Особенности сетевых и технических субкультур.
26. Западное и восточное понимание культурной глобализации.
27. Нарративы: искаженное отражение, культурный империализм, одностороннее влияние.
28. Глобализация как основная тенденция развития общества.
29. Причины и условия процесса глобализации.
30. Россия в условиях глобализации.
31. Молодежные субкультуры и общество.
32. Моральные паники.
33. «Культурный осадок» субкультур.
34. Составляющие субкультурного стиля: имидж, манеры, арго.
35. Классические субкультуры: хиппи, панки.
36. Субкультуры 90-х: рейверы, клубисты, растафариенсы.
37. Культурные коды и контексты их прочтения – сленг, «прикид», практики.
38. Идеология современных субкультур. Культовая музыка.
39. Воспроизводство субкультурных инноваций. «Ритуальные» битвы.
40. Поколение «X», поколение «Y».
41. «Правильное» позиционирование.
42. Рутинизация управления риском.
43. Стилевые профили профессиональных стратегий: «Карнегианцы», «Отцы семейства» «Геймеры» «Домашние хозяйки».
44. Типологические молодежные группы: «авангардные», консервативная, левые и правые экстремисты, резерв криминальных группировок.
45. Жизненные стратегии и стилевые практики

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Воронина Молодежная культура в транзитивном обществе: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал "Субкультура" sub-cult.ru
Э2 Молодежные субкультуры, список, а также Картинки, Фотографии alt-sector.net
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com
Э5 «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
Э6 Молодежные субкультуры в современной России psyfactor.org
Э7 Курс в Moodle «Молодежная культура и субкультуры» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.