Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Цифровые и сетевые технологии работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | освоение теоретических и методических основ гендерного подхода, а также методов психологического и социологического анализа гендера. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-1.1 | Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности |
ОПК-1.2 | Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений |
ОПК-1.3 | Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.2. Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология и психология гендера | ||||||
1.1. | Введение в гендерную психологию и социологию гендера. Социологические теории гендерных исследований. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Социологические теории гендерных исследований. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Современные подходы к изучению и исследованию гендера. Основные направления и методы. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Введение в психологию и социологию гендера. | Сам. работа | 5 | 15 | Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Психология пола. Гендер как социокультурный феномен. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Психология пола. Конструирование гендера в культуре. | Практические | 5 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Психология пола. Гендер как социокультурный феномен. | Сам. работа | 5 | 15 | Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Психология гендерных отношений. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Психология гендерных отношений. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия. | Практические | 5 | 0 | ||
1.10. | Психология гендерных отношений. | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Гендерная социалиизация. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.12. | Гендерная социализация.Основные механизмы и институты гендерной социализации. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Семья как один основных институтов гендерной социализации. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.14. | Гендерная социализация. | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.15. | Гендерная идентичность. Гендерные изменения в современном обществе. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.16. | Гендерная идентичность. Гендерные изменения в совремнном обществе. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.17. | Гендерная идентичность. Разбор задач-кейсов. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.18. | Гендерная идентичность. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.19. | Феминизм как теория и как общественное движение. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.20. | Феминизм как теория и как общественное движение. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.21. | Феминизм в современном обществе. Анализ международной практики. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.22. | Феминизм как теория и общественное движение. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.23. | Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерной социологии и психологии. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.24. | Маскулинность и фемининность. Основные подходы к определению и анализу понятий. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.25. | Современное понимание маскулинности и фемининности. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.26. | Маскулинность и фемининность. | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.27. | Гендер в публичном управлении. Женщины и мужчины на госслужбе. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.28. | Гендер в публичном управлении. | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.29. | Гендер в публичном управлении. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий? a) Онлайн-опрос b) Поквартирный опрос c) Телефонный опрос ОТВЕТ: а Вопрос 2. Какие методы не предполагают статистической обработки? a) Количественные b) Качественные ОТВЕТ: b Вопрос 3. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы? a) До 5 b) До 12 c) До 20 ОТВЕТ: b Вопрос 4. Верно ли определение? Информационно-коммуникативные технологии — это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. a) Верно b) Неверно ОТВЕТ: a Вопрос 5. Информационными технологиями, называют технологии, использующие такие технические средства как … a) Аудио b) Видео c) Компьютер d) Интернет e) Все перечисленное ОТВЕТ: e Вопрос 6. Основными характеристиками информационного общества являются: a) Увеличение роли информации и знаний в жизни общества b) Возрастание количества людей, использующих информационные технологии c) Информатизация общества d) Все перечисленное ОТВЕТ: d Вопрос 7. Верно ли определение? Коммуникация – способ человеческого существования, формирующий социальные процессы. a) Верно b) Неверно ОТВЕТ: a Вопрос 8. Верно ли следующее суждение? Главная задача коммуникации – обеспечить восприятие и понимание той информации, которую адресат получает a) Верно b) Неверно ОТВЕТ: a Вопрос 9. Верно ли определение? Цифровая платформа – это цифровая инфраструктура, которая позволяет двум или более группам взаимодействовать. a) Верно b) Неверно ОТВЕТ: a Вопрос 10. Что относится к проективным методикам? a) Ментальные карты b) Рисуночные техники c) Круги общения d) Опрос e) Интервью ОТВЕТ: a,b,c Вопрос 11. На каких основных этапах проведения социологического исследования могут использоваться информационно-коммуникативные технологии? a) Подготовительный b) Сбор данных c) Анализ данных d) На всех перечисленных ОТВЕТ: d Вопрос 12. Какой формат онлайн фокус-группы представляет собой виртуальный аналог «классической» фокус-группы и проводится в режиме реального времени? a) Чат b) Форум ОТВЕТ: a Вопрос 13. Какой формат онлайн фокус-группы продолжается в течение 4-5 дней, а участники рекрутируются заранее и подключаются к форуму в удобное для них время? a) Чат b) Форум ОТВЕТ: b Вопрос 14. Преимуществами интернет-опросов являются: a) Гибкость b) Быстрота получаемой информации c) Огромной масштаб опрашиваемых d) Все перечисленное ОТВЕТ: d Вопрос 15. Что относится к основным способам проверки достоверности данных онлайн опросов? a) Проверка множественных регистраций b) Сравнение времени, потраченного на заполнение анкеты со средним по выборке c) Выбраковка анкет с большим числом ответов «не знаю/затрудняюсь ответить» d) Все перечисленное ОТВЕТ: d КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово: Информация является базовым элементом в теории … общества. ОТВЕТ: информационного Вопрос 2. Вставьте пропущенное слово: В информационном обществе определенная часть населения занята в информационной сфере и их главная задача, получение, переработка, хранение и … информации. ОТВЕТ: распространение Вопрос 3. Какого свойства информационного пространства не хватает: целостность, динамичность, расширение границ, повышение плотности? ОТВЕТ: коммуникативность Вопрос 4. Как называются автоматизированные системы телефонных опросов? ОТВЕТ: CATI Вопрос 5. Что такое метаданные в общем смысле? ОТВЕТ: Данные о данных Вопрос 6. Как называются метаданные, собираемые в ходе онлайн-исследования? ОТВЕТ: Параданные Вопрос 7. Как называется открытая мировая коммуникационная инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая доступ к удаленной информации и обмен ею между компьютерами? ОТВЕТ: Интернет Вопрос 8. Что понимается под совокупностью методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов? ОТВЕТ: Информационных технологии Вопрос 9. Как называется способность прикладного процесса обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека? ОТВЕТ: Искусственный интеллект Вопрос 10. Что понимается под процессом упорядочения информации с целью снижения размерности массива? ОТВЕТ: Структуризация данных Вопрос 11. Вставьте пропущенное слово: В программе SPSS реализовано два основных интерфейса работы с данными: кнопочный – интуитивно более понятный, и … - язык команд, больше подходит для выполнения более сложных или повторяющихся вычислений. ОТВЕТ: Синтаксис Вопрос 12. В файле с каким расширением сохраняются данные, полученные при работе в программе SPSS? ОТВЕТ: sav Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово: При запуске SPSS пользователю открывается окно для ввода, редактирования и … данных исследования. ОТВЕТ: просмотра Вопрос 14. Для реализации данного метода необходимо высокотехнологичное оборудование и соответствующее программное обеспечение, позволяющее достоверно воспроизводить реальную ситуацию в виде виртуальной модели, максимально приближенной к действительности. ОТВЕТ: Компьютерная имитация Вопрос 15. Эта технология позволяет привлекать внимание пользователей, когда они онлайн. Сообщения появляются в правом нижнем углу экрана и после нажатия на них пользователей перенаправляют на определенную страницу. ОТВЕТ: Web push уведомления Вопрос 16. Вставьте пропущенное слово: В … опросах используются электронные анкеты, созданные при помощи текстовых редакторов и рассылаемые по доступным исследователю базам адресов электронной почты. ОТВЕТ: E-mail Вопрос 17. Вставьте пропущенное слово: Выделяют два основных формата онлайн фокус-групп: … и форум (онлайн дискуссия). ОТВЕТ: чат Вопрос 18. Какой вид опроса позволяет оперативно и без дополнительных расходов изменять инструмент исследования в соответствии с новыми данными, полученными в ходе пилотажа (не требуется перепечатка новых анкет)? ОТВЕТ: Интернет (онлайн) опрос Вопрос 19. Какие панели представляют собой сообщества интернет-пользователей, которые согласились участвовать в опросах регулярно за материальное вознаграждение или/и по иным мотивам? ОТВЕТ: Онлайн Access-панели Вопрос 20. Вставьте пропущенное слово: Рекрутинг респондентов на интернет-порталах относят к методике … выборки (River sampling), которая используется для исследований в режиме реального времени и позволяет быстро собрать профильную аудиторию. ОТВЕТ: поточной КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. 1. Развитие гендерной теории. История возникновения понятия «гендер» 2. Гендер: подходы к определению понятия 3. Женские исследования: история и направления исследований 4. Мужские исследования: история и направления исследований 5. Теоретические предпосылки и основы полоролевого подхода 6. Новая психология пола. Концепция психологической андрогинии 7. Теория гендерных различий. Теории гендерной схемы и линз культуры 8. Гендерная идентичность 9. Феминизм и женское движение 10. Феминизм второй волны 11. Феминизм как общественное движение 12. Феминизм в СССР и современной России 13. Гендерные стереотипы и установки 14. Гендерная социализация 15. Гендерный конфликт 16. Почему возникло направление «женских исследований» (Women's studies)? Какими вопросами занимается такое направление, как «мужские исследования» (men’s studies)? В чем отличие данных направлений? 17. Джон Уильям Мани: какие теоретические идеи он выдвигал и доказывал с помощью своего эксперимента? 18. Почему возник феминизм? За что выступают феминистки? По-Вашему мнению, каковы основные цели и задачи современного феминизма? 19. Как Вы думаете, почему Кэролайн Криадо Перес назвала свою книгу «Невидимые женщины»? Почему женщины, по ее мнению, являются «невидимыми»? (семинар 6) 20. Перед Вами карточка с базовой терминологией по сексуальной ориентации, гендерной идентичности, гендерному самовыражению и половым характеристикам. Дайте определение каждому термину и определите их различия (КАРТОЧКИ) 21. Проанализируйте процесс гендерной социализации личности в разные возрастные периоды и заполните таблицу (ТАБЛИЦА) 22. Как понимается гендерная социализация в психоаналитической теории идентификации? 23. Как понимается гендерная социализация в теории половой/гендерной типизации У. Мишеля? 24. Какова роль различных семейных структур (подсистем) в гендерной социализации ребенка (индивидуальная, супружеская, родительская, сиблинговая, детско-родительская)? 25. Как Вы считаете, влияет ли на гендерную социализацию тип домохозяйства, в котором растет ребенок? Что больше всего влияет на гендерную социализацию – семья или домохозяйство? Семья=домохозяйство или нет? 26. Как Вы считаете, в настоящее происходит кризис или модернизация семьи? Аргументируйте свой ответ. 27. Нормальный мужчина XXI века: какой он? Как менялось представление о маскулинности и «настоящем» мужчине? 28. Роль СМИ и телевидения в гендерной социализации ребенка 29. Необходимо ли гендерное равенство в публичном управлении? Возможно ли гендерное равенство в управлении? Аргументируйте Ваш ответ 30. Можем ли мы утверждать, что все мужчины маскулинны, а все женщины фемининны? Можем ли мы утверждать, что мужчины/женщины XIX-XX вв. были более маскулинны/фемининны, чем современные мужчины/женщины? Задание 1. Проанализируйте процесс гендерной социализации личности в разные возрастные периоды и заполните таблицу (таблица предоставляется преподавателем). |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Социология и психология гендера-ОРМ-2022.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кислицына И. Г. | Гендерология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кранзеева Е. А. | Гендерная социология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э6 | http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион» | |||
Э7 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э8 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э9 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
Э10 | http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики | |||
Э11 | http://www.owl.ru/gender – Сайе ИЦ Независимого Женского Форума | |||
Э12 | http://www.gender.ru – Cайт Московского Центра гендерных исследований | |||
Э13 | http://www.gender.univer.kharkov.ua – Cайт Харьковского Центра гендерных исследований | |||
Э14 | http://www.lib.ru – Электронная библиотека | |||
Э15 | http://www.igorkon.ru – персональный сайт И.С. Кона | |||
Э16 | http://www.psyarticles.ru – учебные материалы по психологии и психологические статьи | |||
Э17 | социология и психология гендера в мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При изучении студентам рекомендуется: 1. систематически вести записи лекций; 2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении; 3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики; 4. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса. |