МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология и психология гендера

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Сарыглар Сылдысмаа Артуровна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, Профессор, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социология и психология гендера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических и методических основ гендерного подхода, а также методов психологического и социологического анализа гендера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-1.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений
ОПК-1.3 Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология и психология гендера
1.1. Введение в гендерную психологию и социологию гендера. Социологические теории гендерных исследований. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Социологические теории гендерных исследований. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Современные подходы к изучению и исследованию гендера. Основные направления и методы. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Введение в психологию и социологию гендера. Сам. работа 5 15 Л2.1, Л1.1
1.5. Психология пола. Гендер как социокультурный феномен. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Психология пола. Конструирование гендера в культуре. Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
1.7. Психология пола. Гендер как социокультурный феномен. Сам. работа 5 15 Л2.1, Л1.1
1.8. Психология гендерных отношений. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Психология гендерных отношений. Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия. Практические 5 0
1.10. Психология гендерных отношений. Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.11. Гендерная социалиизация. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Гендерная социализация.Основные механизмы и институты гендерной социализации. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Семья как один основных институтов гендерной социализации. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Гендерная социализация. Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.15. Гендерная идентичность. Гендерные изменения в современном обществе. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Гендерная идентичность. Гендерные изменения в совремнном обществе. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Гендерная идентичность. Разбор задач-кейсов. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Гендерная идентичность. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
1.19. Феминизм как теория и как общественное движение. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Феминизм как теория и как общественное движение. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.21. Феминизм в современном обществе. Анализ международной практики. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.22. Феминизм как теория и общественное движение. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерной социологии и психологии. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.24. Маскулинность и фемининность. Основные подходы к определению и анализу понятий. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.25. Современное понимание маскулинности и фемининности. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.26. Маскулинность и фемининность. Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.27. Гендер в публичном управлении. Женщины и мужчины на госслужбе. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.28. Гендер в публичном управлении. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.29. Гендер в публичном управлении. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
a) Онлайн-опрос
b) Поквартирный опрос
c) Телефонный опрос
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какие методы не предполагают статистической обработки?
a) Количественные
b) Качественные
ОТВЕТ: b

Вопрос 3. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
a) До 5
b) До 12
c) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 4. Верно ли определение?
Информационно-коммуникативные технологии — это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 5. Информационными технологиями, называют технологии, использующие такие технические средства как …
a) Аудио
b) Видео
c) Компьютер
d) Интернет
e) Все перечисленное
ОТВЕТ: e

Вопрос 6. Основными характеристиками информационного общества являются:
a) Увеличение роли информации и знаний в жизни общества
b) Возрастание количества людей, использующих информационные технологии
c) Информатизация общества
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

Вопрос 7. Верно ли определение?
Коммуникация – способ человеческого существования, формирующий социальные процессы.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 8. Верно ли следующее суждение?
Главная задача коммуникации – обеспечить восприятие и понимание той информации, которую адресат получает
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 9. Верно ли определение?
Цифровая платформа – это цифровая инфраструктура, которая позволяет двум или более группам взаимодействовать.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Что относится к проективным методикам?
a) Ментальные карты
b) Рисуночные техники
c) Круги общения
d) Опрос
e) Интервью
ОТВЕТ: a,b,c

Вопрос 11. На каких основных этапах проведения социологического исследования могут использоваться информационно-коммуникативные технологии?
a) Подготовительный
b) Сбор данных
c) Анализ данных
d) На всех перечисленных
ОТВЕТ: d

Вопрос 12. Какой формат онлайн фокус-группы представляет собой виртуальный аналог «классической» фокус-группы и проводится в режиме реального времени?
a) Чат
b) Форум
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Какой формат онлайн фокус-группы продолжается в течение 4-5 дней, а участники рекрутируются заранее и подключаются к форуму в удобное для них время?
a) Чат
b) Форум
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Преимуществами интернет-опросов являются:
a) Гибкость
b) Быстрота получаемой информации
c) Огромной масштаб опрашиваемых
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

Вопрос 15. Что относится к основным способам проверки достоверности данных онлайн опросов?
a) Проверка множественных регистраций
b) Сравнение времени, потраченного на заполнение анкеты со средним по выборке
c) Выбраковка анкет с большим числом ответов «не знаю/затрудняюсь ответить»
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово: Информация является базовым элементом в теории … общества.
ОТВЕТ: информационного

Вопрос 2. Вставьте пропущенное слово: В информационном обществе определенная часть населения занята в информационной сфере и их главная задача, получение, переработка, хранение и … информации.
ОТВЕТ: распространение

Вопрос 3. Какого свойства информационного пространства не хватает: целостность, динамичность, расширение границ, повышение плотности?
ОТВЕТ: коммуникативность

Вопрос 4. Как называются автоматизированные системы телефонных опросов?
ОТВЕТ: CATI

Вопрос 5. Что такое метаданные в общем смысле?
ОТВЕТ: Данные о данных

Вопрос 6. Как называются метаданные, собираемые в ходе онлайн-исследования?
ОТВЕТ: Параданные

Вопрос 7. Как называется открытая мировая коммуникационная инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая доступ к удаленной информации и обмен ею между компьютерами?
ОТВЕТ: Интернет

Вопрос 8. Что понимается под совокупностью методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов?
ОТВЕТ: Информационных технологии

Вопрос 9. Как называется способность прикладного процесса обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека?
ОТВЕТ: Искусственный интеллект

Вопрос 10. Что понимается под процессом упорядочения информации с целью снижения размерности массива?
ОТВЕТ: Структуризация данных

Вопрос 11. Вставьте пропущенное слово: В программе SPSS реализовано два основных интерфейса работы с данными: кнопочный – интуитивно более понятный, и … - язык команд, больше подходит для выполнения более сложных или повторяющихся вычислений.
ОТВЕТ: Синтаксис

Вопрос 12. В файле с каким расширением сохраняются данные, полученные при работе в программе SPSS?
ОТВЕТ: sav

Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово: При запуске SPSS пользователю открывается окно для ввода, редактирования и … данных исследования.
ОТВЕТ: просмотра

Вопрос 14. Для реализации данного метода необходимо высокотехнологичное оборудование и соответствующее программное обеспечение, позволяющее достоверно воспроизводить реальную ситуацию в виде виртуальной модели, максимально приближенной к действительности.
ОТВЕТ: Компьютерная имитация

Вопрос 15. Эта технология позволяет привлекать внимание пользователей, когда они онлайн. Сообщения появляются в правом нижнем углу экрана и после нажатия на них пользователей перенаправляют на определенную страницу.
ОТВЕТ: Web push уведомления

Вопрос 16. Вставьте пропущенное слово: В … опросах используются электронные анкеты, созданные при помощи текстовых редакторов и рассылаемые по доступным исследователю базам адресов электронной почты.
ОТВЕТ: E-mail

Вопрос 17. Вставьте пропущенное слово: Выделяют два основных формата онлайн фокус-групп: … и форум (онлайн дискуссия).
ОТВЕТ: чат

Вопрос 18. Какой вид опроса позволяет оперативно и без дополнительных расходов изменять инструмент исследования в соответствии с новыми данными, полученными в ходе пилотажа (не требуется перепечатка новых анкет)?
ОТВЕТ: Интернет (онлайн) опрос

Вопрос 19. Какие панели представляют собой сообщества интернет-пользователей, которые согласились участвовать в опросах регулярно за материальное вознаграждение или/и по иным мотивам?
ОТВЕТ: Онлайн Access-панели

Вопрос 20. Вставьте пропущенное слово: Рекрутинг респондентов на интернет-порталах относят к методике … выборки (River sampling), которая используется для исследований в режиме реального времени и позволяет быстро собрать профильную аудиторию.
ОТВЕТ: поточной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
1. Развитие гендерной теории. История возникновения понятия «гендер»
2. Гендер: подходы к определению понятия
3. Женские исследования: история и направления исследований
4. Мужские исследования: история и направления исследований
5. Теоретические предпосылки и основы полоролевого подхода
6. Новая психология пола. Концепция психологической андрогинии
7. Теория гендерных различий. Теории гендерной схемы и линз культуры
8. Гендерная идентичность
9. Феминизм и женское движение
10. Феминизм второй волны
11. Феминизм как общественное движение
12. Феминизм в СССР и современной России
13. Гендерные стереотипы и установки
14. Гендерная социализация
15. Гендерный конфликт
16. Почему возникло направление «женских исследований» (Women's studies)? Какими вопросами занимается такое направление, как «мужские исследования» (men’s studies)? В чем отличие данных направлений?
17. Джон Уильям Мани: какие теоретические идеи он выдвигал и доказывал с помощью своего эксперимента?
18. Почему возник феминизм? За что выступают феминистки? По-Вашему мнению, каковы основные цели и задачи современного феминизма?
19. Как Вы думаете, почему Кэролайн Криадо Перес назвала свою книгу «Невидимые женщины»? Почему женщины, по ее мнению, являются «невидимыми»? (семинар 6)
20. Перед Вами карточка с базовой терминологией по сексуальной ориентации, гендерной идентичности, гендерному самовыражению и половым характеристикам. Дайте определение каждому термину и определите их различия (КАРТОЧКИ)
21. Проанализируйте процесс гендерной социализации личности в разные возрастные периоды и заполните таблицу (ТАБЛИЦА)
22. Как понимается гендерная социализация в психоаналитической теории идентификации?
23. Как понимается гендерная социализация в теории половой/гендерной типизации У. Мишеля?
24. Какова роль различных семейных структур (подсистем) в гендерной социализации ребенка (индивидуальная, супружеская, родительская, сиблинговая, детско-родительская)?
25. Как Вы считаете, влияет ли на гендерную социализацию тип домохозяйства, в котором растет ребенок? Что больше всего влияет на гендерную социализацию – семья или домохозяйство? Семья=домохозяйство или нет?
26. Как Вы считаете, в настоящее происходит кризис или модернизация семьи? Аргументируйте свой ответ.
27. Нормальный мужчина XXI века: какой он? Как менялось представление о маскулинности и «настоящем» мужчине?
28. Роль СМИ и телевидения в гендерной социализации ребенка
29. Необходимо ли гендерное равенство в публичном управлении? Возможно ли гендерное равенство в управлении? Аргументируйте Ваш ответ
30. Можем ли мы утверждать, что все мужчины маскулинны, а все женщины фемининны? Можем ли мы утверждать, что мужчины/женщины XIX-XX вв. были более маскулинны/фемининны, чем современные мужчины/женщины?

Задание 1. Проанализируйте процесс гендерной социализации личности в разные возрастные периоды и заполните таблицу (таблица предоставляется преподавателем).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кислицына И. Г. Гендерология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кранзеева Е. А. Гендерная социология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Э7 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э8 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э9 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э10 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э11 http://www.owl.ru/gender – Сайе ИЦ Независимого Женского Форума
Э12 http://www.gender.ru – Cайт Московского Центра гендерных исследований
Э13 http://www.gender.univer.kharkov.ua – Cайт Харьковского Центра гендерных исследований
Э14 http://www.lib.ru – Электронная библиотека
Э15 http://www.igorkon.ru – персональный сайт И.С. Кона
Э16 http://www.psyarticles.ru – учебные материалы по психологии и психологические статьи
Э17 социология и психология гендера в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса.