МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология и социология деструктивного развития личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О. ;д.с.н., Профессор, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент , Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология и социология деструктивного развития личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является ориентированность на формирование у студента целостного представления об агрессии, которая в свою очередь, в широком значении, является неотъемлемым компонентом любой деятельности и изучить акцентуации характера в подростковом возрасте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические и практические аспекты агрессии, о влиянии разнообразных факторов на агрессию, условий становления агрессивности личности, факторы становления и развития поведенческих и личностных отклонений у подростков и юношей; основные источники формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; выделять лиц группы риска; анализировать появления молодежных проблем в современном социуме, корректирует их решения в профессиональной сфере;
формировать организационные решения для устранения причин различных проблем в молодежной среде; применять системно-комплексный подход к анализу акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализом механизмов регулирования деструктивного развития личности;
способностью к предупреждению агрессивного поведения; осуществлять контроль развития акцентуаций характера и управлять их поведенческими проявлениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Агрессия в структуре деятельности личности
1.1. Структура деятельности личности Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Общее понятие о деятельности Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Общее понятие об агрессии и основные теории аргессии Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Деятельность и агрессия: общее представление Внутренние и внешние факторы агрессии Практические 8 12 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Методы изучения агрессии и агрессивности Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2
1.6. Исследование агрессии: теории и методы Практические 8 6 Л2.1, Л1.2
1.7. Структура и виды агрессии Практические 8 2 Л2.1, Л1.2
1.8. Структура и виды агрессии Сам. работа 8 32
Раздел 2. Акцентуации характера в подростковом возрасте
2.1. Базисные понятия психологии акцентуаций (личность, характер) Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Основные подходы к определению личности и характера Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Особенности подросткового возраста Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Особенности подросткового возраста Общая характеристика акцентуаций характера у подростков Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2
2.6. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение. Лабильный и астеноневротический типы акцентуаций характера Сенситивный и психостенический типы акцентуаций характера Практические 8 2 Л2.1, Л1.2
2.7. Шизоидный и эпилептоидный типы акцентуаций характера Истероидный и неустойчевый типы акцентуаций характера Конформный и смешанные типы акцентуаций характера Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Работа с акцентуациями характера у подростков Сам. работа 8 34 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Агрессия – это…
2.Определяющее свойство агрессии:
а) конструктивность;
б) деструкция;
в) поведение;
г) наказание.
3.Кто ввёл дополнительные аспекты в базовое определение агрессии:
а) Р.Бэрон и Д.Ридчардсон;
б) З.Фрейд и А.Адлер;
в) А.Бандура и Л.Берковиц;
г) А.Басс и С.Фешбек.
4.В модели агрессии Э.Фромм выделяет:
а) конструктивную и деструктивную агрессию;
б) врожденную агрессию;
в) поведенческую агрессию;
г) доброкачественную и злокачественную агрессию.
5.Основание уровневого структурирования агрессии по Т.Н.Курбатовой является:
а) соответственно мотивации;
б) соответственно уровня психологической организации;
в) соответственно поведения;
г) соответственно наказания.
6.Перечислите науки в рамках, которых изучается агрессия.
7.Агрессивность – это…
8.Синоним агрессивности:
а) жестокость;
б) злость;
в) порыв;
г) раздражение.
9.В каком веке проблема агрессивности оформилась в современном виде:
а) начало XIX – середина XIX;
б) середина XIX – конец XX;
в) конец XIX – начало XX;
г) начало XX – середина XX.
10.Перечислите основные теории, изучения агрессии.
11.Осовоположником (ками) фундаментальной инстинктивистской теории агрессии
является:
а) З.Фрейд;
б) У.Макдаугалл и У.Джеймс;
в) Дж.П.Скотт;
г) А.Сторр и С.Фешбек.
12.Факторы, от которых зависит преобразование энергии в агрессивное поведение по
К.Лоренцу.
13.Основопологающими для схемы «фрустрация – агрессия» являются:
а) возбуждение и торможение;
б) возбуждение и замещение;
в) торможение и замещение;
г) торможение и рационализация.
14.Кто и какие модификации ввёл в схему «фрустрация – агрессия».
15.Социальное подкрепление может быть:
а) положительное и отрицательное;
б) отрицательное и нейтральное;
в) положительное и нейтральное;
г) нейтральное и замещающее.
16.Наиболее выражены различия между агрессивными и неагрессвиными детьми в:
а) жестокости;
б) социальном статусе;
в) предпочтении агрессивных альтернатив;
г) незнании конструктивных решений.
17.В какой теории принуждение квалифицируется как агрессия, если оно не узаконено
социальными нормами?
18.Какой подход в отечественной психологии позволяет за счёт разных целей глубже
дифференцировать разновидности агрессивного поведения?
19.Ю.М.Антонян выделяет компоненты агрессии:
а) отрицательный, положительный, нейтральный;
б) конструктивный, отрицательный, дефицитарный;
в) конструктивный, деструктивный, нейтральный;
г) конструктивный, деструктивный, дефицитарный.
20.Кто предложил в качестве единицы агрессии «Социальный Алгоритм»?
21.Перечислите специфические признаки агрессии, отличающие её от других стратегий
поисковой активности.
22.Основные факторы, вызывающие агрессию:
а) биологические, социальные;
б) наследственные, приобретенные;
в) биологические, социальные, индивидуальные детерминанты;
г) раздражение, ненависть.
23.Под влиянием, каких факторов может возникнуть агрессивность по К.Мойеру?
24.Социализация агрессии – это…
25.Перечислите факторы социализации агрессии.
26.Для подростковой агрессии характерны…
27.Факторы, способствующие росту делинквентной агрессии среди подростков…__
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Вопросы зачета по курсу
1. Общая характеристика деятельности. Структура и виды деятельности.
2. Активность и реактивность. Агрессия в структуре деятельности.
3. Значения термина «агрессия». Определения и особенности агрессии.
4. Сравнение агрессии с родственными понятиями.
5. Функции и последствия агрессии.
6. Болевая теория агрессии.
7. Теории инстинктивной агрессии.
8. Социально-психологические теории агрессии.
9. Политико-психологические теории агрессии.
10. Значение зарождающейся психоистории агрессивности.
11. Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях.
12. Методы наблюдения.
13. Опросные методы.
14. Лабораторное исследование агрессии.
15. Индивидуально-личностные свойства агрессора.
16. Биологическая основа агрессивности.
17. Становление агрессивности.
18. Патологическое состояние агрессивности.
19. Характеристики жертвы как факторы агрессии.
20. Физические факторы агрессии.
21. Социальные факторы агрессии.
22. Влияние СМИ на агрессию.
23. Структура агрессии: компоненты, уровни, этапы.
24. Проблемы классифицирования агрессии.
25. Виды агрессии по ее «участникам». Вандализм.
26. Аутоагрессия.
27. Виды агрессии по месту и форме реализации. Физическая и вербальная агрессия.
28. Виды агрессии по последствиям: конструктивная агрессия.
29. Деструктивная агрессия.
30. Враждебная и инструментальная агрессия.
31. Превращения агрессии.
32. Отреагирование и катарсис.
33. Сублимирование агрессивной энергии.
34. Индукция реакций, несовместимых с агрессией.
35. Методы релаксации.
36. Необходимость работы с жертвами как профилактика мстительной агрессии.
37. Личность. Значения слова и определения термина «личность».
38. Основные подходы к определению личности. Особенности личности. Структура личности.
39. Черты личности. Особенности черт личности. Классификации черт личности.
40. Характер. Значения слова и определение термина «характер». Особенности характера. Типологии характера.
41. Подросток. Особенности подросткового возраста. Физиология подростка.
42. Познавательные, эмоциональные, волевые и поведенческие особенности подросткового возраста. Общение подростка.
43. Значения слова акцентуация. История акцентологии. Ганнушкин П.Б. и психопатии. Леонгард К. и акцентуации личности. Личко А.Е. и акцентуации характера.
44. Определение и особенности акцентуаций.
45. Подходы к выделению видов акцентуаций характера. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду.
46. Классификация акцентуаций характера по Личко.
47. Основные и смешанные, скрытые и явные акцентуации.
48. Развитие акцентуаций.
49. Защитные механизмы и акцентуации. Компенсация как защитный механизм.
50. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков.
51. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение.
52. Работа с акцентуациями. Основные проблемы в работе с акцентуантами.
53. Виды неправильного воспитания и акцентуации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шереги Ф.Э. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Будич Н. Ю. Психологическая коррекция личностного самоопределения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Салагаев А. Л. Социальные девиации в молодежной среде: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Психологический портал МГУ flogiston.ru
Э5 Психология деструктивного развития личности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий MicrosoftOffice.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.