Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Организация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРМ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование у студентов целостных представлений о социальном поведении человека, межличностных отношениях в группе и коллективе, механизмах взаимодействия личности и общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2 |
ПК-3 | Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в сфере молодежной политики |
ПК-3.1 | Знает технологии прогнозирования, проектирования и моделирования работы с молодежью |
ПК-3.2 | Умеет собирать и анализировать информацию по проекту, анализировать и разрабатывать план график проведения мероприятия |
ПК-3.3 | Владеет навыками планирования работ по реализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Имеет сформированные представления о социально- психологические основах общественных и межличностных отношений; основных принципах социального партнерства; основах коммуникативного поведения. Имеет сформированные представления о теоретических и практических принципах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в различных сферах общества и его подсистем; об отраслях социологического знания; Хорошо разбирается в основных понятиях и требованиях для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Сформированное умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы межличностных отношений; выявлять и учитывать индивидуальные особенности коммуникации при кооперации и работе в коллективе. Сформированное умение критически оценивать информационное пространство; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в сфере организации работы с молодежью. Самостоятельно эффективно применяет перечень необходимой информации по молодежной тематике, для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Успешное и систематическое владение навыками коммуникативного поведения в коллективе и профессиональной организации; методами преодоления межгрупповых и межличностных конфликтов в молодежных сообществах и профессиональных коллективах; практическими навыками организации работы с молодежью. Успешное и систематическое владение навыками применения социологических методик по сбору и систематизации научной информации по молодежной проблематике на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников (электронных, документальные и т.д.). Свободно владеет разнообразными по обработке информации по молодежной проблематике посредством составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Поведение человека в обществе | ||||||
1.1. | Введение в курс «Поведение человека в обществе» | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Социальные диспозиции и поведение. Возможности прогнозирования поведения | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Понимание и прогнозирование поведения другого человека | Практические | 2 | 6 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.4. | Социальные стереотипы и поведенческие барьеры | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Поведение человека в обществе | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Поведение человека в группе | ||||||
2.1. | Межличностные отношения в группе и коллективе | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Практическое занятие в форме игрового тренинга | Практические | 2 | 8 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Социальное взаимодействие в виде партнерского общения | Практические | 2 | 6 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.4. | Стихийное поведение в группе и лидерство | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.5. | Поведение человека в нестандартных ситуациях | Практические | 2 | 6 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.6. | Поведение человека в группе | Сам. работа | 2 | 19 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4143. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в сфере молодежной политики ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Люди, связанные между собой чувством «мы», ощущением принадлежности к одной группе и общей для всех идентификацией – это… А. аутгруппа Б. ингруппа В. метагруппа Г. гетерогруппа Д. квазигруппа ОТВЕТ: Б ВОПРОС 2. Предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями – это… А. внутригрупповой фаворитизм Б. внутригрупповая дискриминация В. Внутригрупповая перцепция Г. Внутригрупповой конформизм Д. внутригрупповая леность ОТВЕТ: А. ВОПРОС 3. Дискриминация – это… А. криминогенное, отклоняющееся от нормы поведение некоторых социальных групп Б. несправедливое, негативное или оскорбительное действие по отношению к члену группы, основанное на его принадлежности к этой группе В. акт агрессии, возникающей из чувства гнева Г. Приоритет в правах и обязанностях человека или группы людей по определенному признаку Д. негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужому ОТВЕТ: Б ВОПРОС 4. Различия в оценке ингруппы и аутгруппы – это… А. межгрупповая дифференциация Б. внутригрупповой фаворитизм В. аутгрупповая дискриминация Г. Ингрупповая идентификация Д. межгрупповой конфликт ОТВЕТ: А ВОПРОС 5. Предположение о том, что личное общение между представителями разных групп может улучшить отношения между ними – это… А. модель категоризации Б. модель двойной идентичности В. гипотеза контакта Г. гипотеза интеграции ОТВЕТ: В ВОПРОС 6. В качестве больших социальных групп не рассматривают: а) этносы; б) социальные классы; в) контактные группы. ОТВЕТ: В ВОПРОС 7. Объект курса "Поведение человека в обществе" является... А. человек Б. общество В. поведение человека ОТВЕТ: В. ВОПРОС 8. Автором теории социального действия является: А. В.А. Ядов Б. Э. Дюркгейм В. М. Вебер ОТВЕТ: В ВОПРОС 9. Предметом курса "Поведение человека в обществе" является: А. нет правильного ответа Б. движения человека как биологического существа В. социальное поведение человека, межличностные отношения в группе, механизмы взаимодействия личности и общества Г. поведение человека в русле творческого преобразования окружающего мира ОТВЕТ: В. ВОПРОС 10. По соответствию социальным норма выделяют следующие виды социального поведения: А. активное и пассивное Б. конформное и девиантное В.гражданское и этническое Г. индивидуальное и групповое ОТВЕТ: Б. ВОПРОС 11. Мотивационная установка - это... А. эмоционально-окрашенное, повышенное внимание человека к какому-то объекту или явлению Б. состояние нужды человека в чем-либо В. потенциальная готовность к совершению социального действия ОТВЕТ: В. ВОПРОС 12. Относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов - это... А. Средняя социальная группа Б. Большая социальная группа В. Малая социальная группа ОТВЕТ: В. ВОПРОС 13. Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения - это… А. Социальное поведение Б. Межличностные отношения В. Коллектив ОТВЕТ: Б. ВОПРОС 14. По характеру взаимодействия межличностные отношения делятся на... А. деловые отношения Б. интеллектуальные В. коммуникативные Г. неофициальные ОТВЕТ: А, В. ВОПРОС 15. Статусная иерархия в группе - это... А. совокупность всех статусов в группе Б. позиция лидера группы В. система правил и норм социальной группы ОТВЕТ: А. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Как называются определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна? Ответ: групповые нормы. 2. Как называется сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов группы? Ответ: социометрический статус. 3. Как называется система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов? Ответ: социальное взаимодействие. 4. Вид социальных контактов, при котором индивид должен, прежде всего, определить место положение других индивидов – это… Ответ: пространственные контакты. 5. Что представляют собой контакты обмена? Ответ: специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. 6. Укажите составляющие социального действия? Ответ: действующее лицо, потребность в активизации поведения, цель действия, ситуация, метод действия, другое действующее лицо, на которое направлено действие, результат действия. 7. Какие лидерские стили управления выделял К. Левин? Ответ: демократический, авторитарный, либеральный. 8. Согласно положения какой теории, люди по своей природе ленивы и работают только по принуждению, а отношения между руководителями и подчиненными основаны на обоюдной враждебности? Ответ: теория Х Д. Макгрегора. 9. Согласно положениям какой теории, начальники должны уважать подчиненных и давать им возможность действовать самостоятельно, чтобы пробуждать в них стремление следовать нравственным принципам и соблюдать дисциплину. Если персонал не проявляет интереса к работе и не выполняет распоряжений, то винить в этом следует не сотрудников, а плохое руководство. Ответ: теория У Д. Макгрегора. 10. Понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей – это… Ответ: активность 11. Групповая сплоченность выражается … Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач. 12. Вид толпы, которая собирается по поводу заранее объявленного события, в ней преобладает более организованный интерес, а люди до поры до времени готовы следовать определенным условностям? Ответ: конвенциональная толпа 13. Как называется поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям? Ответ: агрессия 14. Перечислите основные источники моделей агрессивного поведения детей? Ответ: семья, сверстники, СМИ. 15. Как называется вид агрессии, возникающей после многократного участия в конфликтах и приобретения опыта побед? Ответ: обученная агрессия. 16. Перечислите виды социального действия по М. Веберу? Ответ: целерациональный тип, ценностно-рациональный тип, традиционный тип, аффективный тип) 17. Перечислите субъекты саморегуляции социального поведения? Ответ: организм, человек, личность. 18. Кто является автором личностно-ориентированной концепции регуляции психических состояний? Ответ: А.О. Прохоров. 19. Укажите формулу диспозиционной регуляции социального поведения личности по В.А. Ядову? Ответ: ситуация-диспозиции-поведение 20. Тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей – это… Ответ: лидерство. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу . Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ: 1. Активность, поступок, действие, поведение, деятельность: определение понятий, их соотношение и различие. 2. Структура и механизм совершения социального действия. 3. Классификации социального поведения. 4. Социализация и социальное развитие: общее и особенное. 5. Подходы к изучению социализации: биогенетический, социогенетический. 6. Подходы к изучению социализации интеракционистский, когнитивистский. 7. Механизмы социализации личности. Социальные статусы и роли. 8. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. 9. Социальные диспозиции и поведение. 10. Уровни диспозиционной структуры. 11. Измерение социальной установки. 12. Социальные стереотипы: определение, причины, функции. 13. Понятия малой группы и коллектива. 14. Виды малых групп. 15. Уровни развития малой группы. 16. Межличностные отношения в группе. 17. Взаимодействие личности и ситуации в развитии межличностных отношений в группе. 18. Социометрическая и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений. 19. Эффективность групповой деятельности и групповые эффекты. 20. Виды толпы. 21. Специфика лидерства. Функции лидерства. Лидерство и власть. 22. Теория лидерства Ф. Фидлера, 23. Теория лидерства Т.Митчела и Р. Хоуса, 24. Теория лидерства В. Врума и Ф. Иеттона 25. Теория лидерства Р. Лайкерта. 26. Автократическое лидерство. Демократическое лидерство. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ефимова Н. С., Литвинова А. В. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Крысько В. Г. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Свенцицкий А. Л. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Сарычев С.В., Чернышова О.В. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова | Социальная психология: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э6 | Поведение человека в обществе | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |