МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения курса, основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения
основные теоретические положения курса основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения
пути и средства профессионального самосовершенствования; систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности; закономерности профессионально-творческого и культурно-нравственного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать нормативно-правовую базу государственной молодежной политики в области оздоровления молодежи.
анализировать теоретические основания в определении понятия «социальное здоровье», его составляющие; выявлять проблемы со здоровьем в молодежной среде; системно аргументировать выбор способов принятия организационных решений в молодежной среде, касаемо здоровья и здорового образа жизни.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами самостоятельного использования методов укрепления собственного здоровья, а также навыками в организации здоровьесберегающих технологий в сфере социальной работы; организационными навыками по работе с различными категориями населения по поддержанию здорового образа жизни; организационными навыками по работе с различными категориями населения по поддержанию здорового образа жизни;навыками самоорганизации и самообеспечения; навыками самоорганизации и самообеспечения; средствами самостоятельного использования методов укрепления собственного здоровья, а также навыками в организации здоровьесберегающих технологий в сфере социальной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология здоровья
1.1. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Особенности британской школы "социологии в медицине". Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Особенности британской школы "социологии в медицине". Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Особенности британской школы "социологии в медицине". Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.9. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.10. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.11. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.12. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Лекции 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.13. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.14. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.15. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.16. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.17. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.18. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.19. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.20. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.21. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.22. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.23. Воздействие семьи на здоровье ее членов Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.24. Воздействие семьи на здоровье ее членов Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.25. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.26. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3831

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Методы исследования делятся на:
А. формирующие и констатирующие
Б. теоретические и эмпирические
В. диалектические и исторические
ОТВЕТ: б.
Вопрос 2. Дедукция – это:
А. метод мышления
Б. оценочная практика
В. метод исследования
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. Среди теоретических методов найдите эмпирический:
А. анализ
Б. синтез
В. наблюдение
ОТВЕТ: в.
Вопрос 4. Метод мышления, в котором осуществляется переход от частного знания к более
общему, называется:
А. интерпретация
Б. интериоризация
В. индукция
ОТВЕТ: в.
Вопрос 5. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования
и позволяет её контролировать в процессе всей работы:
А. наблюдение
Б. эксперимент
В. анкетирование
ОТВЕТ: а.
Вопрос 6. Риск - это
А. вероятность возникновения условий, приводящим к негативным последствиям
неполнота и неточность информации об условиях деятельности предприятия,
реализации проекта.
Б. обобщающий термин для группы рисков, возникающий на разных этапах
кругооборота капитала в результате действий конкурентов.
В. процесс выравнивания монетарным путем напряженности, возникшей в какой-либо
социально-экономической среде.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 7. Какое из перечисленных образований НЕ относится к малой группе?
А. семья
Б. трудовой коллектив.
В. этнос.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 8. Социальная медицина — это наука
А. о закономерностях общественного здоровья и здравоохранении
Б. об общественном здоровье
В. о системе мероприятий по охране здоровья населения
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Ведущий критерий общественного здоровья для практического здравоохранения
А. демографические показатели
Б. заболеваемость населения
В. физическое развитие
Г. инвалидность
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 10. Наибольшее влияние на формирование здоровья населения оказывает
А. генетический риск
Б. окружающая среда
В. образ жизни населения
Г. уровень и качество медицинской помощи.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 11. Численность малой группы не может превышать:
А. двух человек
Б. трех человек
В. пятнадцати человек
Г. ста человек
ОТВЕТ: В.
Вопрос 12. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это:
А. ассоциация;
Б. коллектив;
В. корпорация.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 13. Социальный пол, формирующийся в процессе социализации и проявляющийся в полоспецифичном ролевом социальном поведении, в отличие от биологического пола, детерминированного хромосомным набором индивида, называется:
а) акцентуацией
б) гендером
в) идентичностью.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 14. Демографическая политика – это совокупность мероприятий, направленных на:
А. повышение рождаемости;
Б. снижение рождаемости;
В. стабилизацию рождаемости;
Г. оптимизацию показателей естественного прироста населения.
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать:
А. о сплоченности группы;
Б. о совместимости группы;
В. оба варианта верны.
ОТВЕТ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ____________ - это многогранное социокультурное явление, которое не ограничено решением задач физического совершенствования человека.
Ответ: физическая культура.
2. Учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновений, называется….
Ответ: Такесика.
2. _______________ - это процесс восприятия людьми друг друга в общении.
Ответ: Проксемика.
3. ______________ как малая группа закладывает основы восприятия здоровья и здорового образа жизни.
Ответ: семья.
4. Укажите в обязанности какого социального института входит создание системы правовой защиты, а также финансовые затраты на здравоохранение?
Ответ: государство.
5. Государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза – это:
Ответ: санитарно-эпидемиологический надзор.
6. В чем измеряется общая социальная ориентация и осведомленность?
Ответ: оперативной социальной компетентности.
7. __________ - система качеств, включающая творческое мышление, культуру речевого действия, жестов, эмоций, восприятия партнера и т.п.
Ответ: коммуникативная культура личности.
8. Как называется вид психического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша, путем скрытого побуждения другого человека к определенным действиям, называется…
Ответ: манипуляция.
9. __________ - общая способность, основанная на опыте, знаниях, ценностях, приобретенных благодаря обучению.
Ответ: компетенция.
10. Стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач – это…
Ответ: групповая сплоченность.
11. ___________ - небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели.
Ответ: команда.
12. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).
13. __________ - качество, обеспечивающее гармоничность с гармоничность (стройное совпадение) и соразмерность действий.
Ответ: согласованность.
14. ______________ - к действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла.
Ответ: самосохранительное поведение.
15. ___________- это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения.
Ответ: здравоохранение.
16. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.
17. Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью, — это … решение.
Ответ: управленческое (организационное).
18. _________ - эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности.
Ответ: самооценка.
19. __________ - это правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены.
Ответ: групповые нормы.
20. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой- либо знаковой форме, – это …
Ответ: невербальное общение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям — это …
А. толерантность
Б. лояльность
В. воспитанность
Г. образованность
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Процесс, при котором человек полностью включается в новую культуру, теряя при этом связь со своей культурой, отказываясь от нее, - это…
А. интеграция
Б. ассимиляция
В. идентификация.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 3. Стрессовое воздействие другой культуры на человека или общество называется:
А. культурный конфликт.
Б. культурный шок.
В. культурный стресс.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Отказ от принятия норм иной культуры и сохранение идентификации со своей культурой называется:
А. аккультурация
Б. сепарация
В. ассимиляция.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 5. Формирование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах — это …
А. инновация
Б. интуиция
В. интеракция
Г. институционализация
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 6. Национальные стереотипы – это …
А. устойчивые представления о характере людей какой-то национальности
Б. искаженное представление о национальных характерах
В. национально-культурные особенности представителей какой-либо нации.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 7. Кто впервые в России обратился к проблеме здоровья крепостных крестьян?
А. М. Ломоносов.
Б. Л. Поляков.
В. А. Толор.
Г. В.Татищев
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. В рамках какого направления человек является социальным существом и его
развитие всецело определяется социумом?
А. Биологический подход к сущности человека.
Б. Современное представление о биосоциальной сущности человека.
В. Марксистско-ленинское учение о человеке.
Г. Социокультурный подход к рассмотрению сущности человека.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 9. Дайте определение понятию «популяционное здоровье».
А. Состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда
функции всех органов и систем организма человека уравновешены с окружающей средой.
Б. Проявление жизни состояния равновесия его отправлений составляет нормальную или
здоровую жизнь.
В. Естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью
с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
Г. Условное статистическое понятие, которое достаточно полно характеризуется
комплексом демографических показателей, уровнем физического развития,
заболеваемостью и частотой преморбидных состояний, инвалидностью определенной
группы населения.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 10. Укажите период становления социологии здоровья как самостоятельной
дисциплины за рубежом (Западная Европа, Северная Америка).
а) 1920-е гг.
б) 1950-е гг.
в) 1970-е гг.
г) 1990-е гг.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 11. На эту группу факторов приходится 50% общего числа факторов, детерминирующих здоровье:
А. Генетика, биология человека.
Б. Состояние окружающей среды.
В. Качество и уровень развития медицинского обеспечения.
Г. Условия и образ жизни человека.
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 12. В чем состоит специфика рассмотрения здоровья в рамках социального подхода?
А. Здоровье определяется через отсутствие телесных и душевных болезней.
Б. Акцент делается на изучении общественного здоровья.
В. Здоровье для человека – это возможность для реализации его потенциала.
Г. Здоровье является универсальной человеческой ценностью.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 13. Что является отличительной особенностью современного гуманитарного подхода в определении здоровья человека является?
А. Выбор стратегии сохранения здоровья определяется социумом.
Б. Выбор стратегии сохранения здоровья определяется социокультурными факторами.
В. Выбор стратегии сохранения здоровья определяется нормами и ценностями социальной
группы.
Г. Выбор стратегии сохранения здоровья определяется самим человеком.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 14. В чем состоит специфика здорового образа жизни молодежи?
А. Поведение молодежи должно быть осознанным и целенаправленным.
Б. Поведение молодежи предусматривает использование материальных и духовных
условий, благотворно влияющих на сохранение здоровья.
В. Поведение молодежи формирует ценностные ориентации деятельности, сберегающей
здоровье
Г. Верно все перечисленное.
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Определите специфику создания региональных программ по укреплению здоровья населения:
А. Региональные программы разрабатываются с учетом принципов многоуровневого и
межведомственного подходов.
Б. Региональные программы ориентированы на социальную сферу жизни общества.
В. Верны варианты а и б.
Г. Варианты а и б не верны.
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется вид аккультурации, который является результатом позитивной этнической идентичности и позитивной этнической толерантности?
Ответ: интеграция.
2. Приспособление к мнению группы, пассивное принятие существующего порядка вещей называется:
Ответ: конформизм.
3. ___________ - это комплекс установок по отношению к своей и иным этноконтактным группам, которые при определенных условиях могут быть реализованы в поведении большинства представителей этнической группы.
Ответ: стратегия межкультурного взаимодействия.
4. ___________ - представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и выполняющие в повседневной жизни как поведение, направленное на сохранение, поддержание и укрепление здоровья, а также профилактику заболеваний.
Ответ: медицинские обычаи.
5. _____________ - деятельность по пропаганде научных медицинских знаний с целью обеспечения здорового образа жизни.
Ответ: санитарное просвещение.
6. Назовите автора методики ценностных ориентаций, в которой категория ценности оказывает непосредственное влияние на поведение и установки индивидов.
Ответ: Э. Фромм.
7. Какая система здравоохранения действует в США?
Ответ: централизованная система здравоохранения.
8. Назовите 3 цели программы «Цели развития тысячелетия», которые относятся
к сфере охране здоровья.
Ответ: сокращение детской смертности, улучшение качества окружающей среды, санитарно-эпидемиологический надзор за производством табака и алкоголя.
9. Сколько основных целей было сформулировано в программе «Цели развития
тысячелетия» на Генеральной Ассамблее ООН в 2000 г.?
Ответ: 3 цели.
10. Где впервые были обозначены общие и специфические проблемы выживания, экологической безопасности и устойчивого развития цивилизации?
Ответ: в «Докладе о развитии человеческого потенциала», 2005 г.
11. Государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды
обитания, их анализа, оценки и прогноза – это:
Ответ: санитарно-эпидемиологический надзор.
12. Комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и
иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений,
осложнений и хронизации заболеваний это:
Ответ: вторичная профилактика.
13. Назовите измерения медицины как социального института?
Ответ: ценности медицины, статусы и роли медицины, система профессиональной
стратификации.
14. Кто впервые в научный оборот ввел понятие «отношение к здоровью»?
Ответ: Э. Дюркгейм.
15. Перечислите этапы развития социологии здоровья по мнению Е. Дмитриевой.
Ответ: первый этап (середина 19-начало 20 вв.), второй этап (1920-1940е гг.), третий этап (1950-1960е гг.), четвертый этап (1970-1980е гг.), пятый этап (1990е гг. - по настоящее время).
16. ______________ - это одновременное воздействие нескольких химических, физических, биологических или социальных факторов.
Ответ: сочетанное действие.
17. Перечислите компоненты здорового образа жизни.
Ответ: общественные условия, формы жизнедеятельности, система ценностных ориентаций.
18. В каком году была утверждена «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»?
Ответ: 2003 год.
19. Класс, пол и раса образуют___________.
Ответ: социальный базис здоровья.
20. ___________ - дискриминация человека на основании его возраста.
Ответ: эйджизм.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Здоровье как объект социологического анализа.
2. Здоровья как ценность и ценность здоровья.
3. Здравоохранение как объект социологии здоровья.
4. Категории «образ жизни», «продвижение здорового образа жизни», «качество здоровья» и другие.
5. Совокупность экзогенных причин заболеваемости. Экологические, географические и этнические факторы состояния здоровья
6. Качественные и количественные методы в изучении здоровья.
7. Методы опроса их достоинства и недостатки для получения информации в сфере здоровья.
8. Методы профилактики здоровья. Превентивное поведение.
9. Модели здоровья: медицинская, биомедицинская, биосоциальная, ценностносоциальная, интегративная.
10. Понятие «здоровье», «болезнь» в системе категорий социологии здоровья.
11. Понятие о социальном здоровье населения. Уровни и компоненты социального здоровья.
12. Социальная адаптация и здоровье.
13. Социальный статус и отношение к здоровью.
14. Психологические последствия стресса.
15. Профессиональный стресс.
16. Информационный стресс.
17. Гендерные факторы здоровья
18. Семейный статус и состояние здоровья.
19. Возраст как фактор, определяющий уровень здоровья
20. Социально-экономический статус и здоровье населения.
21. Работа, как фактор здоровья
22. Разнообразие форм жизнедеятельности, образа и условий жизни людей и факторы здоровья.
23. Отбор факторов, значимых для здоровья.
24. Воздействие семьи на здоровье её членов.
25. Распространенность социально-обусловленных заболеваний в Российской Федерации. 26. Здоровый образ жизни.
27. Самосохранительное поведение и социальное самочувствие населения.
28. Государственная политика РФ по профилактике заболеваний

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина, И. В. Медицинская реабилитация: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68
Л2.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э2 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э3 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э4 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э5 Курс в moodle ''Социология здоровья'' portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.