МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология публичной сферы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 97
индивидуальные консультации 50
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 97 97 97 97
Консультации 50 50 50 50
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Стерлядева Н.А.;

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социология публичной сферы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами знаний об актуальных социологические теориях, концепциях, подходах в области изучения публичной сферы, ее элементов и механизмов функционирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять социологическую экспертизу и консалтинг в публичной и деловой сферах
ПК-3.1 Знает основы социологической экспертизы и консалтинга
ПК-3.2 Умеет осуществлять социологическую экспертизу в публичной и деловой сферах
ПК-3.3 Владеет навыками проведения консалтинга в публичной и деловой сферах
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности;
основы социологической экспертизы и консалтинга
3.2.Уметь:
3.2.1.Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности;
осуществлять социологическую экспертизу в публичной и деловой сферах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях.
Владеет навыками проведения консалтинга в публичной и деловой сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину «Социология публичной сферы».
1.1. Основные понятия и категории социологии публичной сферы Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные понятия и категории социологии публичной сферы Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные понятия и категории социологии публичной сферы Сам. работа 2 15 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.4. История становления публичной сферы Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.5. История становления публичной сферы Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.6. История становления публичной сферы Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Изучение публичной сферы в социологии
2.1. Публичная сфера в классических теориях социально-философской и социально-политической мысли Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Публичная сфера в классических теориях социально-философской и социально-политической мысли Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Публичная сфера в классических теориях социально-философской и социально-политической мысли Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.4. Теоретические подходы к изучению публичной сферы в социологии XX века Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.5. Теоретические подходы к изучению публичной сферы в социологии XX века Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.6. Теоретические подходы к изучению публичной сферы в социологии XX века Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.7. Изучение публичной сферы в социологии конца XX – начала XXI вв. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.8. Изучение публичной сферы в социологии конца XX – начала XXI вв. Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.9. Изучение публичной сферы в социологии конца XX – начала XXI вв. Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.10. Концепция глобальной публичной сферы Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.11. Концепция глобальной публичной сферы Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.12. Концепция глобальной публичной сферы Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.13. Современные вызовы публичной сферы Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.14. Современные вызовы публичной сферы Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.15. Современные вызовы публичной сферы Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.16. Консультации 2 50 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
2.17. Экзамен 2 27 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Целью современных коммуникативных технологий является
А) обеспечение взаимосвязей, обмена информацией;
В) обеспечение качества передачи информации;
С) обеспечение безопасности передачи информации;
D) формирование каналов связи.

2. К характеристикам публичных коммуникаций НЕ относится:
А) связь с какой-либо общностью людей, рассматриваемой в целом;
В) реализация общих интересов;
С) доступность;
D) функционирование в тех обществах, где возможно существование публичной сферы.

3. Публичные коммуникации возникают и функционируют:
А) только в тех обществах, где возможно существование публичной сферы
В) только в гражданском обществе;
С) только в либеральном обществе;
D) в любом обществе.

4. Особенностью современной общественной коммуникации НЕ является:
А) высокотехнологичность;
В) информационная насыщенность;
С) недоступность;
D) динамичность

5. Кто является автором работ «Теория коммуникативного действия» и «Моральное сознание и коммуникативное действие»?
А) Ю. Хабермас;
В) В. Шульц;
С) С. Бенхабиб;
D) В. Каплун.

6. Что НЕ входит в модель коммуникации Харольда Лассвелла?
А) источник;
В) сообщение;
С) канал;
D) получатель;
E) взаимодействие

7. Вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного называется:
А) публичные коммуникации;
В) внешние коммуникации;
С) социальные коммуникации;
D) открытые коммуникации

8. Что НЕ относится к объекту коммуникативных технологий?
А) люди;
В) социальные институты;
С) организации;

9. По-мнению А. Пиза, невербальный канал несет примерно в _____ раз больше информации, чем вербальный.
А) 8;
В) 7;
С) 6;
D) 5.

10. Невербальные коммуникации НЕ:
А) дополняют устную речь
В) обогащают устную речь;
С) окрашивают смыслы;
D) помогают лучше понять собеседника.

Правильные ответы:
1-А
2-С
3-А
4-С
5-А
6-Е
7-А
8-В
9-D
10-В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Главными объектами коммуникативных технологий являются ______________--
Ответ: люди, организации.

2. Коммуникативные технологии органов госвласти как элемента публичной сферы делятся на группы___________-
Ответ: внешние (направлены на общественность, СМИ); внутренние (направлены на собственный персонал)

3. Публичные коммуникации – это _____________
Ответ: вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса

4. Одним из критериев публичной сферы во взаимосвязи с коммуникативными технологиями является_________
Ответ: дискурсивность, т.е. открытость для диалога, для столкновения позиций и мнений

5. От чего зависит успех публичной сферы?
Ответ: степени доступности; степени автономии; качества участия (общая приверженность рационально-критическому дискурсу, власть аргументации); отрицания иерархии

6. Признаки публичной сферы как коммуникации
Ответ: не может быть организована, администрирована, заключена в замкнутые общности; не может составлять единую и недифференцированную аудиторию; состоит из множества под-сфер, которые функционируют самостоятельно, но связаны друг с другом, отличаются спонтанностью, масштабом, интенсивностью.

7. Основными аспектами общественно значимой коммуникации в публичной сфере являются _____________-
Ответ: роль коммуникативных стратегий в решении социальных конфликтов; коммуникативные механизмы формирования позитивных установок в общественном мнении; этика в общественной коммуникации; роль связей с обществом в формировании гражданской ответственности.

8. Что понимается под профессиональной коммуникацией?
Ответ: специфика коммуникационных навыков, определяемых профессиями, чьим существенным компонентом является обязанность вступать в коммуникацию.

9. Что понимается под эффектом коммуникативного взаимодействия?
Ответ: мера совпадения смысла отправителя со смыслом, который формируется у получателя после принятия соответствующего сообщения

10. В чем заключаются преимущества интернет-исследования как современной коммуникативной технологии?
Ответ: во-первых, виртуальное исследование является вспомогательным источником информации, так как не требуют больших финансовых затрат, во - вторых, дополнительным источником, к данным полученным традиционными методами, так как поведение в сети является продолжением реальной жизни.

11. Что входит в модель коммуникации, предложенную Г. Лассуэллом в работе «Структура и функции коммуникации в обществе»?
Ответ: источник; сообщение; канал; получатель

12. Перечислите основные характеристики публичных коммуникаций____________
Ответ: связь с какой-либо общностью людей, рассматриваемой в целом; реализация общих интересов; функционирование в тех обществах, где возможно существование публичной сферы.

13. Как называется правило взаимодействия профессионального онлайн-сообщества социологов, заключающееся в том, что нельзя удалять свои посты или комментарии, если они инициировали дискуссию (какой бы острой она ни была) и под ними набралось более десяти реплик?
Ответ: «Запрет на забвение»

14. С какими основными субъектами социолог как представитель профессионального сообщества вступает в контакты при осуществлении профессиональной деятельности?
Ответ: с обществом; с соисполнителями в конкретных проектах; с респондентами; с профессиональным сообществом

15. Назовите требования к этике в сфере профессиональной деятельности социологов
Ответ: коллективный характер труда; преемственность и сопоставимость результатов; конфиденциальность проблем исследования; деловые отношения (с заказчиками); социально-политическая и гражданская значимость результатов.

16. Для успеха в профессиональной коммуникативной деятельности, социологу необходимо добиться двух видов понимания_______________
Ответ: 1) для установления языкового контакта - понимание на вербальном уровне (на уровне адекватного восприятия, прочтения сигналов собеседника, в основном, слов). 2) достижения цели коммуникации - глубинное понимание (понимание намерения, представления говорящего).

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-3: Способен осуществлять социологическую экспертизу и консалтинг в публичной и деловой сферах
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1.Публичная сфера в узком смысле по Ю. Хабермасу:
А) область социальной жизни, в которой формируется общественное мнение;
В) сфера реализации присущих любому обществу коммунитарных интересов;
C) способ регулирования обществом тех реально существующих интересов, последствия которых выходят за рамки прямого взаимодействия частных лиц и существенно сказываются на жизни других граждан;
D) совместная практическая деятельность, направленная на достижение
разделяемых всеми целей.

2. В какой трактовке публичное растворяется в частном?
А) в радикально-либеральной интерпретации;
В) в идеологии тоталитарной направленности;
C) в либерально-демократической интерпретации;
D) в марксистской интерпретации

3. Согласно концепции Д. Роулза, публичная сфера воплощена:
А) в гражданском обществе;
В) в сфере между государством о гражданским обществом;
C) в общественных отношениях;
D) в государстве.

4. Кто определял публичную сферу как «общество», перешедшее в оппозицию государству?
А) К. Шмитт;
В) Р. Козеллек
С) Д.Роулз;
D) С. Бенхабиб

5. Применение методов социологической экспертизы проводится в соответствии с методическими требованиями, учитывающими, прежде всего:
А) реакции больших совокупностей людей, рассматриваемых как социальные группы;
В) индивидуальные особенности людей;
С) особенности публичной сферы;
D) уровень самостоятельности публичной политики.

6. Социологическая экспертиза в публичной сфере НЕ включает:
А) элементы объективности;
В) элементы независимости;
С) элементы регулярности;
D) элементы открытости.

7. Высокая степень объяснительности и прогностики – отличие социологической экспертизы от других видов социальной экспертизы
А) по формальному критерию;
В) по содержательному критерию;
С) по функциональному критерию;
D) по структурному критерию.

8. Социально-объяснительная функция социологической экспертизы в публичной сфере выражается:
А) в интерпретации социальной реальности в рамках конкуренции различных социологических теорий;
В) в принятии участия в разработке управленческих решений;
С) в принятии участия в разработке практических рекомендаций;
D) в алгоритмизации формы взаимодействия различных управленческих структур.

9. Одной из главных предпосылок возникновения социологического консалтинга является:
А) структурно-функциональный подход;
В) конфликтологический подход;
С) социокультурный подход;
D) системный подход

10. Что НЕ является источником социологического консалтинга?
А) социология организаций;
В) социология управления;
С) социология культуры;
D) системный подход

Правильные ответы:
1-А
2-А
3-D
4-В
5-А
6-D
7-С
8-А
9-D
10-С
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Перечислите функции публичной сферы___________---
Ответ: артикуляция общественных интересов; публичный контроль деятельности власти и, в более широком плане, состояния дел в обществе, в государстве, в экономике, в социокультурной сфере; влияние на формирование государственной политики; политическое просвещение граждан

2. Состояние публичной сферы – важнейший показатель, позволяющий судить о том ___________________
Ответ: насколько публичная политика соответствует своему главному назначению: выражать публичный интерес общества.

3. Основными институтами публичной сферы являются _______________________
Ответ: институты гражданского общества; средства массовой информации

4. Ю.Хабермас определил понятие публичной сферы в узком смысле как ____________________
Ответ: область социальной жизни, в которой формируется общественное мнение

5 Ю.Хабермас определил понятие публичной сферы в узком смысле как __________________
Ответ: совместную практическую деятельность, направленную на достижение разделяемых всеми целей

6. Какие компоненты включает в себя публичная сфера?
Ответ: экономический; гражданско-политический; социокультурный.

7. Что способствовало развитию публичной сферы в 18 веке?
Ответ: Издание и распространение ежедневных политических газет

8. Согласно Хабермасу, к кризисному состоянию публичной сферы в современных либеральных демократиях приводит _________________
Ответ: усиление контроля над публичной сферой со стороны капитала и политико-административной власти

9. Что включает в себя двухуровневый подход к публичной сфере С.Бенхабиб?
Ответ: официальный и неофициальный уровни. Официальная публичная сфера представительных институтов включает в себя законодательную, исполнительную власть, публичную бюрократию, суд и политические партии. Неофициальная публичная сфера - общественные движения, гражданские, культурные, религиозные, художественные и политические ассоциации.

10. Кто из ученых предлагает следующее определение публичной политики «Публичная политика - это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием государства, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоев, общественных объединений по поводу реализации личных и общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий»?
Ответ: B. Михеев

11. Какой государственный орган, способный стать активным субъектом публичной политики, предложил создать М.М. Сперанский?
Ответ: Государственный Совет. Он должен был выполнять функцию публичного обсуждения законодательства, легитимации государственной власти.

12. Что Б.Н. Чичерин называл политическим обществом?
Ответ: общественность как группа людей, не входящих в структуру государства, но занимающихся политической деятельностью и вырабатывающих общественное мнение Политическое общество или публичная сфера рассматривалось Чичериным с социологической точки зрения как неорганическая часть государства, неорганический элемент отношений между государством и гражданским обществом

13.В концепции публичной сферы Б.Н. Чичерина политическое общество не обладает такими параметрами публичной сферы как ___________________
Ответ: либеральность, демократичность

14.Дж. Томпсон утверждает, что современное общество характеризуется новой формой «опосредованной публичности», главными характеристиками которой являются ____________________
Ответ: Деспространственность (есть разрыв времени / пространства); недиалогичность (однонаправленность); более широкая и разнообразная аудитория

15. По мнению И. Гоффмана, публичное пространство можно рассматривать как __________________
Ответ: Сцена для «представления себя другим в повседневной жизни»

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

Вопросы к экзамену

1. Сущность социологической экспертизы.
2. Методы социологической экспертизы в публичной сфере.
3. Требования к проведению социологической экспертизы в публичной сфере.
4. Отличие социологической экспертизы от других видов социальной экспертизы.
5. Функции социологической экспертизы.
6. Виды социологической экспертизы.
7. Сущность социологического консалтинга.
8. Предпосылки и источники социологического консалтинга.
9. Специфические задачи специалиста социологического консалтинга.
10. Сущность и функции публичной сферы.
11. Концепции публичной сферы.
12. Сущность современных коммуникативных технологий.
13. Характеристики публичных коммуникаций.
14. Особенности современных общественных коммуникаций.
15. Признаки публичной сферы как коммуникации.
16. Основные аспекты общественно значимой коммуникации в публичной сфере.
17. Сущность профессиональной коммуникации.
18. Преимущества интернет-исследования как современной коммуникативной технологии.
19. Недостатки интернет-исследования как современной коммуникативной технологии
20. Основные требования к этике в сфере профессиональной деятельности социологов.


Процедура проведения:
Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос



Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В. И. Социология управления : учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов С. В. Социология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл "Социология публичной сферы" portal.edu.asu.ru
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности