МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление конфликтами в организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 46
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 46 46 46 46
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Сегриенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Управление конфликтами в организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему знаний о социальной природе конфликтов в организациях, причинах, типах и динамике конфликтов в организациях, а также о методах управления данными конфликтами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять социологическую экспертизу и консалтинг в публичной и деловой сферах
ПК-3.1 Знает основы социологической экспертизы и консалтинга
ПК-3.2 Умеет осуществлять социологическую экспертизу в публичной и деловой сферах
ПК-3.3 Владеет навыками проведения консалтинга в публичной и деловой сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы социологической экспертизы и консалтинга
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять социологическую экспертизу в публичной и деловой сферах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения консалтинга в публичной и деловой сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы исследования конфликтов в организациях
1.1. Понятие «организация», виды организаций, место и роль в обществе. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие «организация», виды организаций, место и роль в обществе. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие «конфликт», классификация конфликтов, функции конфликтов в организации. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятие «конфликт», классификация конфликтов, функции конфликтов в организации. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Понятие «конфликт», классификация конфликтов, функции конфликтов в организации. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности управления конфликтами в организации
2.1. Истоки, причины конфликтов в организации Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Истоки, причины конфликтов в организации Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Истоки, причины конфликтов в организации Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Структура и динамика конфликтов в организации Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Структура и динамика конфликтов в организации Практические 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Структура и динамика конфликтов в организации Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Предупреждение и разрешение конфликтов Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Предупреждение и разрешение конфликтов Практические 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Предупреждение и разрешение конфликтов Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Индивидуальные консультации Консультации 2 30 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-3: Способен осуществлять социологическую экспертизу и консалтинг в публичной и деловой сферах
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)

1. Что НЕ является функцией публичной сферы:
А) организация взаимодействия граждан;
В) артикуляция общественных интересов;
С) публичный контроль деятельности власти;
D) влияние на формирование государственной политики;
E) политическое просвещение граждан.

2. Что НЕ входит в характеристику пространства публичной сферы:
А) пространство, дающее возможность развития правового государства;
В) пространство, где возможны открытое выражение своего мнения;
С) пространство, дающее возможность развития гражданского общества;
D) пространство, которое обеспечивает инклюзивность.

3. Проведение социологической экспертизы в публичной и деловой сферах требует
А) использования исключительно экспертного опроса;
В) особых условий реализации;
С) представление мотивированного заключения;
D) обязательных рекомендаций

4. В чем заключается социально-объяснительная функция социологической экспертизы в публичной и деловой сферах?
А) в интерпретации социальной реальности в рамках конкуренции различных социологических теорий;
В) в принятии участия в разработке управленческих решений;
С) в принятии участия в разработке практических рекомендаций;
D) в алгоритмизации формы взаимодействия различных управленческих структур
5. Учитывается ли при проведении социологической экспертизы такой показатель как реакции социальных групп?
А) нет;
В) да.
С) учитывается при определенных обстоятельствах.

6. На какой стадии развития конфликта в организации социологическая экспертиза позволит выявить глубину противоречий и интенсивность конфликтоносителей?
А) на собственно конфликтной стадии;
В) на предконфликтной;
С) на стадии затухания конфликта;
D) на стадии зарождения противоречий

7. Социологическая экспертиза является разновидностью:
А) психологической экспертизы;
В) кофликтологической экспертизы;
С) социальной экспертизы;
D) социально-гуманитарной экспертизы.

8. Проведение социологической экспертизы в публичной сферах и деловой требует
А) представление мотивированного заключения;
В) особых условий реализации;
С) использования исключительно экспертного опроса;
D) обязательных рекомендаций

9. Целью социологической экспертизы как формы познания явлений, процессов, объектов публичной сферы и НЕ является:
А) внесение в них изменений;
В) корреляция;
С) выявление основных тенденций их функционирования и развития;
D) принятие управленческих решений.

10. Потребность в социологической экспертизе в публичной и деловой сферах возникает в ситуации
А) полноты намерений;
В) неясности намерений;
С) неопределённости;
D) необходимости принятия решения.

Правильные ответы:
1- А
2- А
3- С
4- А
5- В
6- В
7- С
8- А
9- D
10-В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Каково понятие публичной сферы буржуазного общества по Ю. Хабермасу?
Ответ: Публичная сфера – это прежде всего область социальной жизни, которая является предметом спора между публичным мнением и публичной властью.

2. В каких трудах сформировалось следующее определение публичной сферы: Публичная сфера – сфера общественной и политической деятельности, которая предполагает активное и открытое участие граждан в обсуждении общественно значимых вопросов, выработке и принятии общественно значимых решений
Ответ: В трудах «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» И. Канта, «VITA ACTIVА, или О деятельной жизни» Х. Арендт, «Структурные изменения публичной сферы» Ю. Хабермаса.

3. Назовите особенности публичной сферы
Ответ: наблюдается процесс некоторого размывания публичной сферы; публичная сфера возникла как противопоставление приватной сфере;
публичная сфера – признак демократического общества, предполагающего возможность свободного обмена мнениями между его членами

4. Назовите признаки размывания публичной сферы по мнению французского исследователя Д. Боню, имеющие важное значение для урегулирования конфликтов в организации
Ответ: а) повсеместное внедрение массмедиа как элемента публичной сферы в частную (приватную) сферу индивида;
б) срастание экономического рынка и рекламы, когда публичная сфера оказывается под давлением экономики;
в) модернизация СМК, способствующая «замиранию» коммуникации как двустороннего информационного обмена (адресат чаще всего становится исключительно получателем);
г) дезинтеграция потребителей на целевые группы

5.Составляющей какой функции социологической экспертизы в публичной и деловой сферах является участие в разработке управленческих решений, в том числе по урегулированию конфликтов в организации?
Ответ: социально-объяснительной функции социологической экспертизы

6. Назовите основные источники социологического консалтинга
Ответ: социология организаций; социология управления; психология управления; системный подход.

7. Результаты социологической экспертизы конфликтов в организации могут быть использованы __________________
Ответ: в разрешении и урегулировании конфликтов

8. Консалтинг как экспертное консультирование в сфере управления конфликтами в организации предполагает выявление ________________
Ответ: причин конфликта

9 Перечислите методы социологической экспертизы в публичной и деловой сферах __________________
Ответ: Массовые опросы; экспертные опросы; контент-анализ документов; социологическое интервью; фокус-группы; социологическое наблюдение; социологический эксперимент.

10. Под социологической экспертизой в публичной сфере понимается
Ответ: исследование какого-либо объекта, явления, факта публичной сферы специальными способами с представлением мотивированного заключения.

11. К компетенции социологов при проведении социологической экспертизы в публичной сфере относится, в первую очередь, _______________
Ответ: знания о закономерностях формирования общественного мнения, формирования и развития социальной структуры и о методах изучения больших групп населения.

12. Социологический консалтинг в публичной сфере основан на _____________________
Ответ: системном социологическом анализе и безусловном признании имманентной внутренней активности субъектов социальных процессов и явлений

13. К внутринаучным задачам социологической экспертизы в публичной сфере относятся:
Ответ: следование социологической традиции; минимизация ввода заимствованных понятий; небаланс содержательных и формальных процедур и реализации экспертизы.

14. Под внешними задачами социологической экспертизы в публичной сфере понимаются:
Ответ: достаточный уровень легитимации социологической экспертизы в общественном сознании; доверие к результатам, социологическому знанию, культуре и практике общественной активности социологов.

15. Назовите особенности социологической экспертизы по содержательному критерию___________-
Ответ: экспертные оценки и суждения выносятся на основе использования социологического инструментария, хотя возможно применение дополнительных, пояснительных процедур и использование пограничного знания (социальной статистики, социальной психологии, антропологии).

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к зачету:
1. Основы консалтинга в публичной сфере.
2. Уровни социологического консалтинга в публичной сфере.
3. Особенности консалтинга в публичной сфере.
4. Источники консалтинга в публичной сфере.
5. Сущность социологической экспертизы в публичной сфере.
6. Специфические черты социологической экспертизы в публичной сфере.
7. Функции социологической экспертизы в публичной сфере.
8. Возможности сочетания конфликтологической и социологической экспертизы в сфере управления конфликтами в организации.
9. Показатели социологической экспертизы в сфере управления конфликтами в организации.
10. Понятие конфликта в организации.
11. Причины возникновения конфликтов в организации.
12. Понятие управления конфликтами в организации.
13. Методы профилактики конфликтов в организации.
14. Руководитель как субъект и как посредник в конфликте.
15. Типы конфликтов в организации.

Форма проведения промежуточной аттестации: зачет.
Процедура проведения:
Зачет проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антонова Н. В. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Попова, Е. П. Теория организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудле "Управление конфликтами в организации" portal.edu.asu.ru
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности