МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная социология в публичной и деловой сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 5
индивидуальные консультации 50
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 5 5 5 5
Консультации 50 50 50 50
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Артюхина В.А.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная социология в публичной и деловой сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов знания, умения и навыки в области моделей, методов и процедур социологического прикладного исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в публичной и деловой сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты
ОПК-2.1 Знает специфику проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
ОПК-2.2 Умеет разрабатывать программы проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
ОПК-2.3 Владеет навыками проведения конкретных фундаментальных и прикладных социологических исследований и представления их результатов
ПК-1Способен к сбору данных фундаментальных и прикладных социологических исследований публичной и деловой сфер общества
ПК-1.1 Знает основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации
ПК-1.2 Умеет использовать основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации
ПК-1.3 Владеет навыками сбора, обработки, анализа и представления эмпирических данных в рамках исследования публичной и деловой сферах
ПК-2Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества
ПК-2.1 Знает правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
ПК-2.2 Умеет представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества
ПК-2.3 Владеет навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер.
ПК-1.1. Знает основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации.
ОПК-2.1. Знает специфику проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества.
ПК-1.2. Умеет использовать основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации.
ОПК-2.2. Умеет разрабатывать программы проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
ПК-1.3. Владеет навыками сбора, обработки, анализа и представления эмпирических данных в рамках исследования публичной и деловой сферах.
ОПК-2.3. Владеет навыками проведения конкретных фундаментальных и прикладных социологических исследований и представления их результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и предназначение прикладной социологии в публичной и деловой сфере Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие и предназначение прикладной социологии в публичной и деловой сфере Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие и предназначение прикладной социологии в публичной и деловой сфере Сам. работа 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Количественная и качественная стратегии прикладных социологических исследований в публичной и деловой сферах Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Количественная и качественная стратегии прикладных социологических исследований в публичной и деловой сферах Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Количественная и качественная стратегии прикладных социологических исследований в публичной и деловой сферах Сам. работа 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Составление отчетов по результатам прикладных исследований в публичной и деловой сферах Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Составление отчетов по результатам прикладных исследований в публичной и деловой сферах Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Составление отчетов по результатам прикладных исследований в публичной и деловой сферах Сам. работа 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Использование результатов прикладных исследований в публичной и деловой сферах в практике управления Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Использование результатов прикладных исследований в публичной и деловой сферах в практике управления Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Использование результатов прикладных исследований в публичной и деловой сферах в практике управления Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Консультации 3 50 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453517
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453516
Л1.3 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/490694
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общей редакцией В. А. Семенова, В. Г. Зарубина Методика и техника социологических исследований: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/495114
Л2.2 Горшков, М. К. Прикладная социология + практикум в ЭБС: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/489924
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
SPSS Statistics 21Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.


Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзаменпроводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.