МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление человеческим капиталом в организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Сегриенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Управление человеческим капиталом в организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему знаний о социальной природе конфликтов в организациях, причинах, типах и динамике конфликтов в организациях, а также о методах управления данными конфликтами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы социологической экспертизы и консалтинга
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять социологическую экспертизу в публичной и деловой сферах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. проведения консалтинга в публичной и деловой сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы исследования конфликтов в организациях
1.1. Понятие «организация», виды организаций, место и роль в обществе. Лекции 2 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие «организация», виды организаций, место и роль в обществе. Сам. работа 2 24 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие «конфликт», классификация конфликтов, функции конфликтов в организации. Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятие «конфликт», классификация конфликтов, функции конфликтов в организации. Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Понятие «конфликт», классификация конфликтов, функции конфликтов в организации. Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности управления конфликтами в организации
2.1. Истоки, причины конфликтов в организации Лекции 2 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Истоки, причины конфликтов в организации Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Истоки, причины конфликтов в организации Сам. работа 2 16 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Структура и динамика конфликтов в организации Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Структура и динамика конфликтов в организации Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Структура и динамика конфликтов в организации Сам. работа 2 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Предупреждение и разрешение конфликтов Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Предупреждение и разрешение конфликтов Практические 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Предупреждение и разрешение конфликтов Сам. работа 2 24 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету:
Теоретические вопросы:
1. Современные концепции конфликта в конфликтологии.
2. Определение конфликта.
3. Определение организации.
4. Функции конфликта в организации.
5. Классификация конфликтов в организации.
6. Основные методы диагностики конфликтов.
7. Причины конфликтов в организации.
8. Причины конфликтов в организации, обусловленные социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями
9. Участники (субъекты) социального конфликта.
10. Типы конфликтёров в организации
11. Структура конфликта в организации.
12. Групповые интересы и цели в конфликте.
13. Производственные конфликты.
14. Внутригрупповые конфликты.
15. Межгрупповые конфликты.
16. Конфликты между производственными группами и администрацией.
17. Трудовые конфликты в организации.
18. Инновационные конфликты.
19. Управление конфликтами в организации.
20. Методы управления конфликтами.
21. Руководитель как субъект конфликта.
22. Руководитель как посредник в конфликте.
23. Методы профилактики конфликтов в организации.
24. Роль коллектива в преодолении конфликтов.

Практические задания:
1. В организации назревает социальный конфликт. Какое социально-психологическое состояние предшествует возникновению социального конфликта между членами организации?
2. Конфликты в организации имеют тенденцию усиливаться и расширяться. В силу какого обстоятельства происходит усиление и расширение социальных конфликтов?
3. В организации происходит конфликт между двумя индивидами. Каждый из них представляет интересы своего подразделения. К какому типу можно отнести этот конфликт?
4. К какому типу следует отнести структурные конфликты в организациях? Обоснуйте свой ответ.
5. Скрытые конфликты трудно поддаются гашению, но тем не менее ими можно управлять. Какой вид управления применяется при скрытых конфликтах? В чем состоит сущность такого типа управления?
6. Любому конфликту в организации предшествует предконфликтная стадия его развития. С помощью каких действий конфликт может быть прекращен на предконфликтной стадии?
7. Как изменяются социально-психологические установки членов организации при переходе от предконфликтной стадии к стадии непосредственно конфликта?
8. Конфликт между двумя организациями на уровне рыночной среды постепенно достигает критической точки. Ситуация конфликта такова, что обе организации не получают поддержки извне. Как будет протекать конфликт после достижения критической точки?
9. Конфликт между двумя организациями был погашен. Но организации являются конкурентами на рынке сбыта своей продукции. Как можно охарактеризовать такое разрешение конфликта и каковы особенности этого разрешения?
10. Какой из способов разрешения социального конфликта наиболее предпочтителен с точки зрения совместных действий его участников?
11. В чем отличие конфликтов, возникающих из-за различия или пересечения интересов, от конфликтов, возникающих на почве различий в ценностных ориентациях?
12. Фирма старается занять независимое положение в рыночной среде. Это стремление вызывает противодействие другой фирмы, которое постепенно приводит к конфликту. К какому виду можно отнести основную причину данного конфликта?
13. В организации существует конфликт между подразделениями, который отрицательно сказывается на ее деятельности. Руководитель принимает решение создать новое подразделение, для того чтобы погасить этот конфликт. Какой из способов управления конфликтом применяет руководитель в данном случае?
14. В организации существует конфликт, в ходе которого его причины забылись, а наблюдается только неприязнь участников конфликта по отношению друг к другу. Каким образом можно погасить организационный конфликт в данной ситуации?

Тема: Переговоры как способ разрешения конфликта
Решение ситуационных задач
1. На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы, ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия, Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы компании «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призы к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов.
Есть ли, на Ваш взгляд, перспектива решения проблемы путем переговоров или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? И почему?
2. В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки скажем в США, есть одно вакантное место. На него претендуют двое, причем ни один из сотрудников не желает уступить. Руководитель, пытаясь разобраться в ситуации, выясняет, что один из участников конфликта стремится попасть в состав участников делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же участник рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую оценку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Выяснив это, руководитель предлагает первому отправиться в США, а второму – повышение по службе. Подумав, оба сотрудника сочли такое решение взаимоприемлемым.
К какому типу можно отнести это решение? В чем, собственно, состояла помощь руководителя в разрешении конфликта? На какую модель завершения конфликта ориентировались первоначально его участники?
3. Итогом так называемой «странной войны» между Москвой и Литвой (1487 – 1494) стал переход к мирному урегулированию конфликта. Весь 1493 г. Прошел в переговорах между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Казимировичем, которые обменивались посланиями через доверенных лиц. В качестве одной из важных условий заключения мирного договора Иван Великий выдвинул пункт о признании своего нового титула – знаменитой краткой формулы «государь всея Руси». По отношению к великому князю литовскому это требование звучало почти как оскорбление: ведь именно он и был владетелем большей части этой самой Руси.
Какой тактический прием был использован Иваном III? Можно ли его считать манипулятивным и почему?
4. Страны, занимающиеся китобойным промыслом, в целях его регулирования подписали Конвенцию, в соответствии с которой Международная китобойная комиссия определяет, какие виды китов, где, когда и в каких количествах можно добывать. Однако это не решило всех проблем. И можно констатировать наличие конфликтного противостояния как внутри самой организации, так и между китобойными странами и защитниками китов.
Каким на ваш взгляд, могло бы быть решение проблемы, устраивающее все стороны:
• полностью запретить любой промысел всех видов китов;
• выход китобойных стран из конвенции;
• разрешить торговлю китовым мясом;
• разрешить традиционный прибрежный промысел (т.е. для тех народов, для которых китовая охота – элемент традиционного образа жизни), но запретить любой другой промысел и международную торговлю китовым мясом;
• разрешить добычу китов в научных и коммерческих целях, но ограничить международную торговлю продуктами из них.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов:
1. Динамика развития конфликта.
2. Этапы и фазы конфликта.
3. Стили конфликтного поведения.
4. Причины конфликтов в организации, обусловленные социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями.
5. Способы разрешения конфликтов.
6. Цена и знак конфликта.
7. Основные формы посредничества.
8. Правила проведения переговоров.
9. Социальное партнерство и конфликты в организациях.
10. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.
11. Формы участия третьей стороны при разрешении конфликта в организации
12. Условия эффективного участия третьей стороны.
13. Модели поведения и типы конфликтных личностей.
14. Технология управления собственным поведением в конфликтах.
15. Технология управления процессом протекания конфликта.
16. Организационные механизмы управления конфликтами.
17. Разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов.
18. Образцы документов используемых при разрешении конфликтов.
19. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов.
20. Основные позиции конфликтующих сторон.
21. Предмет конфликта в организации.
22. Организационный конфликт и его структура.
23. Межгрупповой конфликт и его специфика.
24. .Карта конфликта.
25. Основные критерии классификации конфликтов.
26. Роль и место лидера в конфликте.
27. Межгрупповая дискриминация.
28. Групповые нормы и их роль в конфликте.
29. Место и роль переговоров как способа преодоления конфликта.
30. Типы конфликтёров в организации.
31. Психологическая сторона конфликта.
32. Границы и предмет конфликта.
33. Ресурсы конфликтёров и баланс сил.
34. Структура процесса управления конфликтом.
35. Стадии развития и функции управления конфликтом.
36. Моббинг в организации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антонова Н. В. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Попова, Е. П. Теория организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудле "Конфликт-менеджмент в организациях" portal.edu.asu.ru
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности