МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии онлайн-опросов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко;Старший преподаватель, С.А. Сарыглар

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, О.В. Суртаева

Рабочая программа дисциплины
Технологии онлайн-опросов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Технологии онлайн опросов» направлена на получение знаний, умений и навыков проведения социологических исследований в сети Интернет на основе существующих платформ, в том числе подготовку исследование, создание онлайн форм, сбор данных, контроль квот и степени заполняемости, выгрузку данных в различных форматах и их анализ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.1 Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений
ОПК-4.2 Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению
ОПК-4.3 Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.3. Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-2.3. Анализирует и создает инструментарий исследования применительно к задачам социологического исследования
ПК-1.2. Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.4. Создает информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений
ОПК-2.4. Обосновывает предложения по совершенствованию и разработке методов сбора и анализа социологических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Общие технологические основы проведения онлайн опросов
2.1. Эволюция методов сбора социологических данных. Интернет-технологии в социологичеких исследованиях. Лекции 2 2
2.2. Обзор существующих сервисов для проведения онлайн опросов Практические 2 2
2.3. Особенности построения онлайн выборок Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности инструментария и качество данных в онлайн-исследованиях и возможности их повышения Лекции 2 4 Л2.2
Раздел 3. Практические аспекты создания и проведения онлайн опросов
3.1. Построение инструментария на платформе LimeSurvey.Создание опроса и основные виды вопросов Практические 2 10 Л1.1, Л1.2
3.2. Контроль выборки с помощью квот и создание рассылок Практические 2 6 Л1.1, Л1.2
3.3. Экспорт результатов опроса в различных форматах.Проверка качества заполнения анкет. Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
3.4. Самостоятельный проект по проведению оналйн опросов Сам. работа 2 49 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли следующее суждение:
SMART-анализ является одним из методов оценки эффективности разработки и реализации социальных проектов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Верно ли следующее суждение:
Разработка социального проекта, как правило, начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития социального явления или процесса.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Верно ли следующее суждение:
Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Функция социального прогнозирования, заключающаяся в определении важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем, называется:
a) Ориентирующая
b) Нормативная
c) Предупредительная
ОТВЕТ: b

Вопрос 5. Какой вид аналитики прогнозирует неизвестные события в будущем, отвечая на вопрос «Что может случиться?» на основе анализа накопленной информации?
a) Описательная
b) Диагностическая
c) Предиктивная
d) Предписывающая
ОТВЕТ: с

Вопрос 6. Какие методы используются в рамках социологической экспертизы?
a) Массовые опросы
b) Экспертные опросы
c) Контент-анализ документов
d) Социологическое интервью
e) Социологический эксперимент
f) Все перечисленное
ОТВЕТ: f

Вопрос 7. Верно ли следующее суждение:
Социологическая экспертиза претендует на непосредственное участие в принятие решений и, следовательно, повышается ответственность социологов, которые не могут довольствоваться ролью включенного наблюдателя.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Верно ли следующее суждение:
Объектом консалтинга выступает управление широким классом социальных организаций (хозяйственных, государственных учреждений, политических партий, территориальных социумов).
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Как называется исследование нескольких подтем на данных, собранных в разных местах?
a) Лонгитюдное
b) Многофокусное
c) Сравнительное
d) Исследование случая
ОТВЕТ: b

Вопрос 10. Методический раздел программы социологического исследования содержит:
a) Определение обследуемой совокупности
b) Выбор методов сбора информации
c) Определение объекта и предмета исследования
d) Интерпретацию основных понятий
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 11. Какие методы не предполагают статистической обработки?
a) Количественные
b) Качественные
Ответ: b

Вопрос 12. Какой из итоговых документов социологического исследования содержит все методологические и методические документы исследования?
a) отчет
b) аналитическая справка
c) приложение к отчету
ОТВЕТ: с

Вопрос 13. На каком этапе проведения социологического исследования осуществляется разработка заказа на исследование?
a) подготовительный этап
b) полевой этап
c) этап обработки и анализа информации
d) этап подготовки отчета
ОТВЕТ: a

Вопрос 14. Какая задача является доминирующей при проведении разведывательных исследований?
a) установление причинно-следственных связей
b) получение целостной картины изучаемого процесса или явления
c) получение дополнительной информации по изучаемой проблеме
ОТВЕТ: с

Вопрос 15. Какая задача является доминирующей при проведении описательных исследований?
a) установление причинно-следственных связей
b) получение целостной картины изучаемого процесса или явления
c) получение дополнительной информации по изучаемой проблеме
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. На каком этапе проведения социологического исследования осуществляется выработка практических рекомендаций?
ОТВЕТ: этап подготовки отчета

Вопрос 2. В каких исследованиях основной задачей является установление причинно-следственных связей?
ОТВЕТ: аналитические

Вопрос 3. В широком смысле под […] исследования понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
ОТВЕТ: дизайном

Вопрос 4. Добавьте пропущенное слово:
[…] исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
ОТВЕТ: Программа

Вопрос 5. Как называется исследование, которое опирается на сопоставление нескольких случаев, периодов, социальных групп по ряду параметров?
ОТВЕТ: Сравнительное

Вопрос 6. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – это ожидаемый конечный результат (решение проблемы), который можно достигнуть только с помощью исследования
ОТВЕТ: Цель

Вопрос 7. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase - study

Вопрос 8. В рамках какого исследования осуществляются регулярные замеры характеристик или состояния одного и того же субъекта/объекта на протяжении длительного периода времени, иногда даже в течение нескольких десятков лет?
ОТВЕТ: Лонгитюдное

Вопрос 9. Что является культурно-исторически детерминированной социальной технологией, заключающейся в управлении организационными изменениями со стороны профессиональных внешних консультантов в интересах организации-клиента?
ОТВЕТ: Социологический консалтинг

Вопрос 10. Как называется метод прогноза, при котором с помощью анкет проводится индивидуальный опрос экспертов в несколько этапов, вплоть до момента решения поставленной задачи, при условии отсутствия личного общения между экспертами?
ОТВЕТ: Дельфи

Вопрос 11. Что понимается под научно обоснованным суждением о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения?
ОТВЕТ: Прогноз

Вопрос 12. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения и требующее подтверждения.
ОТВЕТ: Гипотеза

Вопрос 13. […] работа – это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию – аналитический документ.
ОТВЕТ: Аналитическая

Вопрос 14. Как называются данные со следующими характеристиками: объем которых превышает 100Гб/500Гб/1ТБ; которые не могут быть обработаны в «Excel», не поддающиеся обработке на одном компьютере?
ОТВЕТ: Big Data

Вопрос 15. […] или дескриптивная аналитика — это область статистики, методы которой ориентированы на сбор, систематизацию и обобщение «сырых» данных из различных источников с целью обнаружения в них интерпретируемых зависимостей и закономерностей
ОТВЕТ: Описательная

Вопрос 16. Какой метод представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе?
ОТВЕТ: Форсайт

Вопрос 17. Как называется метод форсайта, предполагающий создание сценариев развития тех или иных технологических областей?
ОТВЕТ: Разработка сценариев

Вопрос 18. Как называется метод форсайта, в рамках которого группа экспертов из 12–20 человек в течение нескольких месяцев обдумывает возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки.
ОТВЕТ: Экспертные панели

Вопрос 19. Как называется деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений?
ОТВЕТ: социальное проектирование

Вопрос 20. Метод исследования социальных явлений и процессов с помощью моделей, воспроизводящих особенности структуры, поведения, а также свойства оригинала и последующее их экспериментальное или мысленное исследование называется […]
ОТВЕТ: Моделирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и виды исследований с использованием Интернет.
2. Преимущества и недостатки онлайн исследований.
3. Онлайн исследования: новые возможности получения социологических данных
4. Методология онлайн исследований: новая парадигма или новое средство
получения данных?
5. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для
решения практических маркетинговых задач.
6. Каналы доступа к респондентам онлайн и оффлайн. Обоснование популярности
панельных исследований.
7. Качество онлайн панелей: стандарты, методы обеспечения и особенности
внедрения.
8. Исследовательский инструментарий: основные тенденции развития.
9. Влияние дизайна анкеты на качество ответов в онлайн опросах.
10. Новые подходы и методы онлайн тестирования концепций продукта,
креативных материалов, рекламы и веб-сайтов.
11. Качество данных онлайн исследований: достоверность персональной
информации, методы оценки качества заполнения анкет.
12. Выборочные методы в онлайн исследованиях.
13. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных.
14. Влияние проникновения Интернета на достоверность онлайн исследований.
Особенности применения метода в странах с низким проникновением.
15. Онлайн исследования в России: ключевые игроки, панельные проекты,
динамика развития, товарные категории, которые можно исследовать онлайн.
16. Возможности получения репрезентативных данных в онлайн опросах.
17. Основные тенденции исследовательской индустрии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Каковы предпосылки появления онлайн исследований? Как связано изменение восприятия потребителей с возникновением новых методов маркетинговых исследований?
2. Как можно использовать преимущества Интернета для проведения исследований традиционными методами?
3. Каковы особенности создания B2C и B2B панелей?
4. Какие процедуры могут повысить достоверность данных, собираемых при помощи онлайн панелей?
5. Чем обоснована тенденция к повышению интерактивности исследовательского инструментария? Дайте ответ с позиции заказчика, представителя исследовательского агентства и участника исследования.
6. В чем особенности методик изучения внимания к визуальным стимулам: eyetracking и клик-тест?
7. Какими способами можно определить недобросовестных респондентов?
8. Какие статистические показатели свидетельствуют о вовлеченности панелистов?
9. Можно ли назвать онлайн исследования репрезентативными?
10. В чем заключаются ограничения в использовании онлайн панелей для изучения Интернет-аудитории?
11. Как связана применимость онлайн методов с категорий товара и его целевой аудиторией?
12. Каким образом, по Вашему мнению, будут развиваться различные методы сбора данных в маркетинговых и социологических исследованиях в течение ближайшего десятилетия?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пархимович М.Н., Липницкий А.А., Некрасова В.А. Основы интернет-технологий: учебное пособие : Учебное пособие Архангельск : САФУ, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сысолетин Е.Г., Ростунцев С.Д. Проектирование интернет-приложений: Уральский федеральный университет, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Internet ExplorerMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://manual.limesurvey.org/Surveys_-_introduction
https://www.esomar.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса студенты должны прослушать все лекции, посетить все практические занятия и подготовить самостоятельный проект по проведению оналйн исследования.