Закреплена за кафедрой | Кафедра уголовного процесса и криминалистики |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Профиль | Уголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_03_01_Юриспруденция_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор
1.1. | Цель изучения учебной дисциплины «Судебная экспертиза- получение каждым студентом-юристом твердых теоретических знаний о сущности судебной экспертизе, о порядке назначения различных видов экспертиз и о тх возможностях в процессе планомерного расследования, раскрытия и предупреждения преступлений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-6 | Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности |
ПК-2.01 | Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Сущность, правовую природу и задачи судебной экспертизы; тактику подготовки, назначения и производства экспертизы; основы экспертных технологий; классификацию судебных экспертиз и их современные возможности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Давать оценку заключению эксперта, использовать заключение эксперта при принятии и обосновании юридически значимых решений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Практическими рекомендациями и навыками по формулированию вопросов при назначении различных видов судебных экспертиз, составлению фрагментов выводов и заключений эксперта; выбору объектов для экспертного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы судебной экспертизы. | ||||||
1.1. | Теоретические, правовые и организационные основы судебной экспертизы | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Теоретические, правовые и организационные основы судебной экспертизы | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.3. | Теоретические, правовые и организационные основы судебной экспертизы | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 2. Судебная экспертиза в уголовном судопроизводстве | ||||||
2.1. | Основы процессуальной регламентации судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Основы процессуальной регламентации судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Основы процессуальной регламентации судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 3. Назначение судебной экспертизы в уголовном процессе | ||||||
3.1. | Тактика назначения судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве. | Лекции | 8 | 4 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.2. | Тактика назначения судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.3. | Тактика назначения судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Производство судебной экспертизы по уголовным делам. | ||||||
4.1. | Производство судебной экспертизы по уголовным делам. | Лекции | 8 | 4 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.2. | Производство судебной экспертизы по уголовным делам. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.3. | Производство судебной экспертизы по уголовным делам. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 5. Методы и средства экспертных исследований | ||||||
5.1. | Понятие,система и правовые основания применения методов и средств экспертных исследований. | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
5.2. | Понятие,система и правовые основания применения методов и средств экспертных исследований. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
5.3. | Понятие,система и правовые основания применения методов и средств экспертных исследований. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 6. Заключение эксперта | ||||||
6.1. | Заключение эксперта и оценка результатов судебно-экспертного исследования. | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
6.2. | Заключение эксперта и оценка результатов судебно-экспертного исследования. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
6.3. | Заключение эксперта и оценка результатов судебно-экспертного исследования. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 7. Криминалистические экспертизы | ||||||
7.1. | Криминалистические экспертизы. | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л1.3 | |
7.2. | Криминалистические экспертизы. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
7.3. | Криминалистические экспертизы. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 8. Судебные экспертизы, не относящиеся к криминалистическим | ||||||
8.1. | Судебные экспертизы, не относящиеся к криминалистическим | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л1.3 | |
8.2. | Судебные экспертизы, не относящиеся к криминалистическим. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
8.3. | Судебные экспертизы, не относящиеся к криминалистическим. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 9. Судебные экспертизы в зарубежных государствах | ||||||
9.1. | Виды и особенности судебных экспертиз в зарубежных государствах | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
9.2. | Виды и особенности судебных экспертиз в зарубежных государствах | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Судебная экспертиза_2022.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Самищенко, С. С | Судебная медицина [Электронный ресурс]: : учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. | СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | biblio-online.ru |
Л1.3 | И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина | Судебная экспертиза: чебник и практикум для вузов | М.: Юрайт, 2022 | URL: https://urait.ru/bcode/489334 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Грицаенко, П. П. | Судебная медицина [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://biblio-online.ru/book/F613E11D-F05E-4F17-B29C-71D41261A495/sudebnaya-medicina |
Л2.2 | Сорокотягин И.Н. | Судебная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. : | М. : Издательство Юрайт, 2022 | www.biblio-online.ru/book/5966717C-5152-4851-B773-CE3DF34653C8. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | официальный сайт Конституционного Суда РФ | www.ksrf.ru | ||
Э2 | официальный сайт Верховного Суда РФ | www.supcourt.ru | ||
Э3 | официальный сайт Конституционного Суда РФ | www.ksrf.ru | ||
Э4 | официальный сайт Верховного Суда РФ | www.supcourt.ru | ||
Э5 | Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftOffice, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
402С | кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
212С | лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт. |
211С | лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
Учебный курс по дисциплине "Судебная экспертиза" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Организационные формы обучения: • контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лабораторных занятий; • индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями; • групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям; • самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера; • внеаудиторная работа, исследовательская работа. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы. На лекционных занятиях: проблемная лекция. На лабораторных занятиях: выполнение практических заданий. На самостоятельной работе: решение ситуационных задач. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. |