МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Электронное правосудие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПраво и бизнес в России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ПиБвР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
Д.ю.н., Проф, И.В. Рехтина;Ст. преподаватель, Е.П. Титаренко;к.ю.н., Ст. преподаватель, М.А. Боловнев

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, М.А. Боловнев

Рабочая программа дисциплины
Электронное правосудие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является возможность адаптации знаний о гражданском судопроизводстве к современным информационным реалиям, выражающимся в возможности подачи документов в суд в электронной форме, публикации текстов судебных актов на официальных сайтах судов и др.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-1.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-1.2 Умеет применять нормативные правовые акты при решении профессиональных задач.
ПК-1.3 Владеет алгоритмами реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения, закрепляющие гражданскую процессуальную форму.
3.2.Уметь:
3.2.1.Грамотно и корректно квалифицировать складывающиеся между участниками правоотношения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками составления процессуальных документов и проектов судебных актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гражданская и арбитражная процессуальная форма
1.1. Использование в работе судов электронных автоматизированных систем Лекции 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.2. Использование в работе судов электронных автоматизированных систем Практические 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.3. Использование в работе судов электронных автоматизированных систем Сам. работа 3 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 2.
2.1. Использование участниками судопроизводства электронных ресурсов при взаимодействии с судом Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.2. Использование участниками судопроизводства электронных ресурсов при взаимодействии с судом Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 3. Форма и содержание искового заявления. Порядок предъявления иска.
3.1. Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления. Последствия их несоблюдения. Порядок принятия искового заявления. Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.2. Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления. Последствия их несоблюдения. Порядок принятия искового заявления. Сам. работа 3 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 4. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Правильные ответы выделены «галочкой»
1. К средствам доказывания в гражданском судопроизводстве относятся ...
• исковое заявление
• ходатайства лиц, участвующих в деле
 показания свидетелей
 заключения экспертов
• заключение прокурора
2. Юридический факт предмета доказывания ↔ Подлежит доказыванию
Доказательственный факт ↔ Подлежит доказыванию и сам является доказательством ↔ Является доказательством
3. Относимые доказательства по иску о возмещении вреда в связи с заливом квартиры – это ...
 акт о заливе, составленный сотрудником ЖЭКа
• удостоверение о награждении ответчика медалью жВетеран трудаа
• справка из милиции о привлечении истца к административной ответственности за мелкое хулиганство
 товарные чеки, подтверждающие покупку истцом холодильника и телевизора
 показания слесаря-сантехника, устранявшего протечку воды
4. Исследование судом доказательств, не относящихся к делу, препятствует ...
 своевременному рассмотрению дела
• диспозитивности в процессе
• гласности процесса
5. Пример доказательственного факта – это ...
• факт заключения сделки по иску об ее оспаривании
 алиби
• факт неявки ответчика в судебное заседание
6. Приговоры и решения суда относятся к доказательствам ...
• вещественным
 письменным
• вообще не являются доказательствами
7. Специальная классификация письменных доказательств предусматривает их деление на:
 официальные и неофициальные
• прямые и косвенные
 распорядительные и осведомительные
• первоначальные и производные
 простой письменной формы и квалифицированной письменной формы
• личные и предметные

8. История болезни - это письменное доказательство ...
• неофициальное
 осведомительное
• квалифицированной формы
 подлинное
9. Определите соответствие
Официальные ↔ Свидетельство о браке
Неофициальные ↔ Письмо другу
↔ Испорченная вещь
10. Определите соответствие
Распорядительное ↔ Приказ об увольнении с работы
Осведомительное ↔ Справка о размере заработной платы
↔ Показание свидетеля
11. Определите соответствие
Простой письменной формы ↔ Справка из домоуправления
Квалифицированной письменной формы ↔ Свидетельство о регистрации права собственности
↔ Объяснение стороны
12. Определите соответствие
Подлинное ↔ Первый экземпляр договора
Копия ↔ Выписка из приказа
↔ написанное под диктовку (с подлинника)
13. Свидетельство о браке – это письменное доказательство ...
 официальное
• распорядительное
• копия
 подлинное
14. Подлинные документы представляются тогда, когда ...
• сложно сделать их копию
 дело невозможно разрешить без подлинных документов
• представляется официальный документ
 представлены копии документа, различные по своему содержанию
15. В случае заявления о подложности документа, суд вправе ...
• прекратить производство по делу
 назначить экспертизу для проверки этого заявления
• оставить заявление без рассмотрения
 предложить сторонам представить иные доказательства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Правильный ответ расположен после вопроса.
1. Факт, не являющийся по делу искомым, но дающий основания для выводов об искомом факте, называется ### фактом. Доказательственным
2. Правило допустимости доказательств содержит предусмотренные ### ограничения в использовании доказательств для установления определенных фактов. Законом
3. Полученный в иностранном государстве документ, признается письменным доказательством, если он ### в установленном порядке. Легализован
4. Вещественные доказательства хранятся ### , за исключением случаев, установленных законом. В суде
5. При необходимости установления обстоятельств двумя или более экспертами в одной области знания, суд назначает ### экспертизу. Комиссионную
6. В случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить ### экспертизу. Дополнительную
7. При наличии противоречий в заключении нескольких экспертов суд может назначить ### экспертизу. Повторную
8. Доказательство – первоисточник – это ### доказательство. Первоначальное
9. Доказательства, которые воспроизводят содержание другого доказательства, называются ### . Производное
10. Доказательство, которое позволяет сделать лишь один определенный вывод об искомом факте, называется ###. Прямым
11. Доказательство, дающее основание для нескольких предположительных выводов относительно искомого факта, называется ###. Косвенным
12. Деятельность по установлению фактических обстоятельств дела называется судебное ###. Доказывание
13. Критерием определения предмета доказывания является норма ### права, подлежащая применению. Материального
14. По правилу ### не доказываются вновь обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением. Преюдиции
15. По общему правилу распределения обязанностей доказывания ### доказывает обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Каждая сторона
16. Установленное законом предположение о том, что определенный факт существует, если доказаны другие, связанные с ним факты – это ###. Презумпция
17. Установление судом относимости, допустимости, достоверности, достаточности и силы доказательств – это содержание ### доказательств. Оценки
18. Исковое заявление подается в суд в ### форме. Письменной
19. Возвращение искового заявления и оставление его без движения происходит из-за несоблюдения ### предъявления иска. Порядка
20. Возвращение искового заявления ### повторному обращению в суд, если будет устранено допущенное нарушение. Не препятствует
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценивание теоретических вопросов
Критерии оценки:
оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематиче-ское и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литерату-рой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хо-рошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знако-мый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетво-рительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при вы-полнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устра-нения под руководством преподавателя;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетвори-тельно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профес-сиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».

Теоретические вопросы

1. Понятие электронного правосудия
2. Принципы цивилистического процесса через призму электронного правосудия
3. Генезис электронного правосудия
4. Внедрение электронного правосудия в правоприменительную практику
5. Тенденции развития электронных технологий в цивилистическом процессе
6. Электронные технологии, применимые на досудебной стадии
7. Электронные технологии, применимые на стадии подачи искового заявления
8. Электронные технологии, применимые на стадии рассмотрения дела по существу
9. Электронные технологии, применимые на стадии подачи искового заявления
10. Электронные технологии, применимые на стадии исполнительного производства
11. Электронные технологии, применимые на стадии возбуждения дела
12. Электронные технологии, применимые на стадии постановления и объявления решения

Оценивание решения задачи

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задача решена самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе норм права и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом.
Хорошо
Студентом задача решена с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор норм права для решения; есть объяснение решения, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задача решена с подсказками преподавателя. При этом суть задачи уяснена правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе норм права; задача решена не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
Студентом задача не решена.



Задачи:
1. Беридзе обратился в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве. Судья, подготовив в соответствии со ст.147-153 ГПК дело, назначил его к разбирательству в судебном заседании.
В назначенный день в судебное заседание явились истец Беридзе, директор завода Петров, переводчик, поскольку Беридзе плохо понимал русский язык, привлеченный в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика зам. начальника цеха Силаев, по вине которого произошла авария на заводе, прокурор, два свидетеля, вызванные по просьбе истца Беридзе, три свидетеля, вызванные по просьбе директора завода, адвокат, представляющий интересы истца.
Определите последовательность выступления всех вызванных в судебное заседание лиц как при разбирательстве дела по существу, так и в судебных прениях.

2. Нормировщица Попова приказом администрации учреждения уволена с работы по сокращению штатов. Считая увольнение неправильным, она обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. В обоснование своих требований истица указала, что администрация при ее увольнении не учла, что она имеет преимущественное право на оставление на работе, поскольку у нее трое детей и в семье нет других работников с самостоятельным заработком.
В судебном заседании истица заявила отвод судье, пояснив, что его жена работает на том же предприятии, в связи с чем имеются сомнения в его объективности.
Судья, удалившись в совещательную комнату, постановил определение, которым отклонил заявление об отводе.
Истица вновь заявила отвод судье, ссылаясь на те же обстоятельства. Судья повторно, удалившись в совещательную комнату, постановил определение, которым заявление истицы вновь оставил без удовлетворения.
Правильно ли поступил суд?

3. Мировой судья рассматривал дело по иску Дымова к Жукову о взыскании 100 рублей. Жуков в судебное заседание не явился, расписки о вручении ему повестки о вызове в суд в деле нет. Истец просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, утверждая, что ответчик все равно не явится в суд, цена иска невелика, а отложение дела лишь приведет к затягиванию процесса.
Как должен поступить судья?

4. Как должен поступить суд в следующих случаях:
а) истец, обратившийся с иском о восстановлении на работе, умер;
б) супруг – истец дважды не явился на судебное заседание по делу о расторжении брака;
в) в ходе судебных прений стороны указывают на обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованные при рассмотрении дела по существу;
г) по делу о разделе дома между Коваленко и Петровым суд назначил экспертизу, отложил разбирательство на 4 месяца;
д) медсестра санатория отказалась от иска о восстановлении на работе, поскольку администрация добровольно согласилась вновь принять её;
е) с иском об установлении отцовства Гемеева обратилась в суд по месту жительства ответчика и по своему месту жительства. Оба суда заявление приняли;
ж) ответчик по делу о взыскании долга умер.

5. Прокурор района в интересах престарелой Ривлиной предъ¬явил в суде иск к Пугачевой и Демьянову о возмещении причиненного их несовершеннолетними детьми ущерба.
В процессе рассмотрения дела от прокурора поступило заявление, в котором он просил производство по делу прекратить ввиду отказа поддерживать предъявленный им иск.
В судебное заседание, где обсуждалось заявление прокурора, истица Ривлина не явилась, хотя о месте и времени разбира¬тельства дела была извещена в установленном порядке.
Адвокат, представляющий интересы Ривлиной, заявил, что если прокурор отказывается от иска, то дело для истицы яв¬ляется бесперспективным. В связи с этим он тоже отказывается от иска.
Суд постановил определение, которым производство по делу прекратил.
В частной жалобе Ривлина просила отменить определение суда, ссылаясь на то, что от иска отказываться не собирается, не явилась в суд по болезни, в подтверждение чего у нее имеется справка из больницы, адвокат же не имел полномочий отказаться от иска, так как срок доверенности с этими полномочиями истек за два дня до судебного заседания.
Подлежит ли отмене определение суда?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Ю. Лебедев [и др.] ; под редакцией М. Ю. Лебедева. Гражданский процесс. Практикум : учебное пособие для вузов: Юрайт,, 2021. urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Арбитражного суда Алтайского края altai-krai.arbitr.ru
Э2 Официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8082 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Электронное правосудие" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.