МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы уголовно-правовой квалификации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПрименение уголовного закона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ПУЗ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, Анисимова Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
доцент кафедры конституционного и международного права, Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Проблемы уголовно-правовой квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., Анисимова Ирина Анатольевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., Анисимова Ирина Анатольевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Проблемы уголовно-правовой квалификации» являются:
- подготовка профессионалов в сфере уголовного права;
- обеспечение углубленного изучения уголовного права;
- обучение практике применения уголовного законодательства на основе общетеоретических положений и новейших течений в науке уголовного прав

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере уголовного права
ПК-1.1 Знает нормы Конституции РФ и международного права, регламентирующие уголовно-правовые вопросы, особенности строения уголовного закона и взаимосвязи уголовно-правовых норм, правила конструирования состава преступления и уголовно-правовых санкций, бланкетный характер уголовно-правовых норм.
ПК-1.2 Умеет формировать конструкцию состава преступления, конструировать санкции уголовно-правовых норм.
ПК-1.3 Умеет оценивать конституционность уголовно-правовых норм и соответствие уголовно-правовых норм нормам международного права.
ПК-1.4 Определяет место уголовноправового предписания в системе уголовно-правовых норм и во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, восполняющими бланкетность уголовноправовых норм.
ПК-3Способен давать консультации в сфере уголовного права
ПК-3.1 Знает особенности юридического консультирования в сфере уголовного права, пределы и возможности уголовного права в защите прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовноправового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.
ПК-3.2 Умеет давать мотивированные консультации по вопросам применения уголовно-правовых норм при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач.
ПК-3.3 Умеет осуществлять юридическое консультирование по уголовно-правовым вопросам, разъясняя смысл уголовноправового запрета с точки зрения защиты прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
ПК-1.1. Знает нормы Конституции РФ и международного права, регламентирующие уголовно-правовые вопросы, особенности строения уголовного закона и взаимосвязи уголовно-правовых норм, правила конструирования состава преступления и уго-ловно-правовых санкций, бланкетный характер уголовно-правовых норм.
ПК-3.1. Знает особенности юридического консультирования в сфере уголовного права, пределы и возможности уголовного права в защите прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
ПК-1.2. Умеет формировать конструкцию состава преступления, конструировать санкции уголовно-правовых норм.
ПК-3.2. Умеет давать мотивированные консультации по вопросам применения уголовно-правовых норм при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
ПК-1.3. Умеет оценивать конституционность уголовно-правовых норм и соответствие уголовно-правовых норм нормам международного права.
ПК-1.4. Определяет место уголовно-правового предписа-ния в системе уголовно-правовых норм и во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, восполняющими бланкетность уголовно-правовых норм.
ПК-3.3. Умеет осуществлять юридическое консультирование по уголовно-правовым вопросам, разъясняя смысл уголовно-правового запрета с точки зрения защиты прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения теории квалификации преступлений
1.1. Общие положения теории квалификации преступлений Лекции 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Общие положения теории квалификации преступлений Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Общие положения теории квалификации преступлений Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы квалификации преступлений по объективным признакам
2.1. Проблемы квалификации преступлений по объективным признакам Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы квалификации преступлений по объективным признакам Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Проблемы квалификации преступлений по объективным признакам Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам
3.1. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проблемы квалификации преступлений с бланкетными и оценочными признаками
4.1. Проблемы квалификации преступлений с бланкетными и оценочными признаками Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Проблемы квалификации преступлений с бланкетными и оценочными признаками Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Проблемы квалификации преступлений с бланкетными и оценочными признаками Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений либо малозначительных деяний
5.1. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений либо малозначительных деяний Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
5.2. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений либо малозначительных деяний Практические 2 4 Л1.2, Л1.1
5.3. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений либо малозначительных деяний Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Проблемы квалификации неоконченных преступлений и преступлений,совершенных в соучастии
6.1. Проблемы квалификации неоконченных преступлений и преступлений,совершенных в соучастии Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.2. Проблемы квалификации неоконченных преступлений и преступлений,совершенных в соучастии Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.3. Проблемы квалификации неоконченных преступлений и преступлений,совершенных в соучастии Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Проблемы квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм
7.1. Проблемы квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Проблемы квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм Практические 2 4 Л1.2, Л1.1
7.3. Проблемы квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы разграничения сложных единичных преступлений и множественности преступных деяний
8.1. Проблемы разграничения сложных единичных преступлений и множественности преступных деяний Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Проблемы разграничения сложных единичных преступлений и множественности преступных деяний Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Проблемы разграничения сложных единичных преступлений и множественности преступных деяний Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Промежуточная аттестация
9.1. Сам. работа 2 27 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10989

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)…
а. время расследования уголовных дел
б. время совершения общественно опасного деяния
в. в момент наступления общественно опасных последствий
г. время вынесения приговора
Ответ: б

Вопрос 2. Неосторожные преступления могут относится…
а. только к преступлениям небольшой тяжести
б. к преступлениям небольшой и средней тяжести
в. к преступлениям небольшой тяжести, средней тяжести и тяжким преступлениям
г. ко всем четырем категориям преступлений
Ответ: в

Вопрос 3. Какой вид объекта лежит в основе деления Особенной части Уголовного кодекса РФ на разделы?
а. общий
б. непосредственный
в. видовой
г. родовой
Ответ: г

Вопрос 4. Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
а. только с прямым умыслом
б. только с косвенным умыслом
в. с прямым и косвенным умыслом
г. с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: а

Вопрос 5. Предвидение возможности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
а. только с прямым умыслом
б. только с косвенным умыслом
в. с прямым и косвенным умыслом
г. с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: г

Вопрос 6. Преступления, ответственность за которые установлена с 14 лет, по своей категоризации являются
а. тяжкими и особо тяжкими
б. средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими
в. небольшой тяжести
г. небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими
Ответ: г

Вопрос 7. Преступления, совершенные с неопределенным (неконкретизированным) умыслом, квалифицируются…
а. по фактически наступившим последствиям
б. как покушение на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
в. как покушение на причинение менее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
г. как идеальная совокупность фактически причиненных последствий и покушения на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
Ответ: а

Вопрос 8. Совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости…
а. не влияет на уголовную ответственность
б. исключает уголовную ответственность
в. освобождает от уголовной ответственности
г. освобождает от наказания
д. смягчает наказание
Ответ: б

Вопрос 9. В п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство общеопасным способом) способ совершения преступления выступает в качестве…
а. привилегированного признака состава преступления
б. квалифицирующего признака состава преступления
в. обстоятельства, отягчающего наказание
г. конструктивного (обязательного) признака основного состава преступления
Ответ: б

Вопрос 10. Косвенный умысел уголовный закон связывает…
а. с желанием наступления общественно опасных последствий
б. с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий
в. с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий либо безразличным к ним отношениям
г. с самонадеянным расчетом на предотвращение общественно опасных последствий
Ответ: в

Вопрос 11. Отнесение преступления законодателем к той или иной категории зависит от…
а. формы вины
б. формы вины и минимального наказания, предусмотренного законом за его совершение
в. формы вины и максимального наказания, предусмотренного законом за его совершение
г. формы вины и реального наказания, назначенного судом за его совершение
Ответ: в

Вопрос 12. Состав преступления, в котором указывается несколько действий, каждое из которых в отдельности достаточно для признания преступления оконченным, называется…
а. формальным составом преступления
б. усеченным составов преступления
в. составом с факультативными действиями
г. составом с альтернативными действиями
Ответ: г

Вопрос 13. Признаки, присущие не всем составам преступлений, называются…
а. вариативными
б. неглавными
в. факультативными
г. переменными
Ответ: в

Вопрос 14. Если санкция статьи (части статьи) Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание не в виде лишения свободы, а более мягкий вид наказания, содеянное относится…
а. к уголовным проступкам
б. к преступлениям незначительной тяжести
в. к преступлениям небольшой тяжести
г. если преступление является умышленным, то к преступлениям средней тяжести, а если неосторожным, то к преступлениям небольшой тяжести
Ответ: в

Вопрос 15. Легкомыслие от косвенного умысла отличается тем, что лицо, действующее легкомысленно…
а. не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий
б. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но относится безразлично к этим последствиям
в. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и допускает эти последствия
г. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав убийства, совершенного в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ)…
Ответ: привилегированному.

Вопрос 2. В составе оставления в опасности (ст. 125 УК РФ) деяние выражено в форме…
Ответ: бездействия.

Вопрос 3. Назовите виды бездействия.
Ответ: бездействие чистое и бездействие смешанное.

Вопрос 4. По Уголовному кодексу РФ устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений – это?
Ответ: организованная группа.

Вопрос 5. Явка с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступления, возмещение ущерба, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления и др. по Уголовному кодексу РФ являются формами…
Ответ: деятельного раскаяния.

Вопрос 6. Деятельное раскаяние – это?
Ответ: деятельность, направленная на содействие правосудию или смягчение последствий преступления, в том числе приготовления к нему и покушения на него. Является обстоятельством, смягчающим наказание или основанием освобождения от уголовной ответственности.

Вопрос 7. Добровольное и окончательное прекращение лицом деяния, направленного на создание условий для совершения преступления, либо деяния, непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца – это?
Ответ: добровольный отказ от преступления.

Вопрос 8. Характеристика интеллектуального момента умысла, заключающаяся в осознании лицом, совершающим общественно опасное деяние, отдельных признаков преступления, – это?
Ответ: заведомость.

Вопрос 9. Признак объективной стороны состава преступления, характеризующий условия, при которых происходит совершение преступления – это?
Ответ: обстановка совершения преступления.

Вопрос 10. Признак объективной стороны состава преступления, указывающий на определенную территорию, на которой совершено преступление – это?
Ответ: место совершения преступления.

Вопрос 11. Совокупность общественных отношений, уголовная ответственность за посягательства на которые предусмотрена действующим законодательством, – это?
Ответ: общий объект преступления.

Вопрос 12. Конкретное общественное отношение, на которое посягает преступник, совершая преступление данного вида, – это?
Ответ: непосредственный объект преступления.

Вопрос 13. Общественное отношение, которое при создании соответствующей нормы уголовного закона специально ставилось под охрану этой нормы и которое при совершении определенного преступления всегда, во всех без исключения случаях нарушается или ставится в реальную опасность нарушения, – это?
Ответ: основной объект преступления.

Вопрос 14. Один из признаков преступления, который заключается в способности предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом отношениям, называется…
Ответ: общественная опасность.

Вопрос 15. Дайте формальное определение преступления.
Ответ: преступлением является деяние, запрещенное уголовным законом.

Вопрос 16. Дайте материальное определение преступления.
Ответ: преступлением является общественно опасное деяние, причиняющее вред охраняемым уголовным законом отношениям или ставящее их под угрозу причинения вреда.

Вопрос 17. Физический или имущественный вред, наступивший в результате совершения преступления, который поддается точному установлению и доказыванию, называется в уголовном праве…
Ответ: материальный преступный вред (материальное общественно опасное последствие).

Вопрос 18. Признаки состава преступления, содержание которых может измениться без изменения текста статьи Особенной части УК РФ, называются…
Ответ: переменными признаками состава преступления.

Вопрос 19. Система объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовных законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление, – это?
Ответ: состав преступления.

Вопрос 20. Назовите вид состава преступления, который характеризуется тем, что его объективная сторона включает такое деяние, которое само по себе образует в обычных условиях лишь приготовление или покушение на преступление…
Ответ: усеченный состав преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
•«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
•«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
•«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
•«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере уголовного права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Уголовный закон устанавливает
д. порядок и принципы расследования уголовных дел
е. порядок и принципы исполнения наказания
ж. основания и принципы доказывания вины
з. основания и принципы уголовной ответственности
Ответ: г

Вопрос 2. Статья Особенной части УК РФ состоит из
а. гипотезы и санкции
б. диспозиции и гипотезы
в. гипотезы, диспозиции и санкции
г. диспозиции и санкции
Ответ: г

Вопрос 3. Какой из указанных элементов НЕ входит в состав преступления?
а. объект
б. субъект
в. запрет
г. объективная сторона
д. субъективная сторона
Ответ: в

Вопрос 4. Соисполнитель преступления – это лицо…
а. склонившее другое лицо к совершению преступления
б. содействовавшее совершению преступления
в. организовавшее преступление
г. непосредственно участвовавшее совместно с другими лицами в совершении преступления
д. совершившее преступление посредством использования другого лица
Ответ: г

Вопрос 5. Эксцесс исполнителя – это
а. совершение преступления исполнителем в одиночку
б. когда исполнитель совершает преступление по согласованию с другими соучастниками
в. когда исполнитель выполняет и иные роли соучастников: организатора, подстрекателя либо пособника
г. совершение преступления исполнителем, не охватывающегося умыслом других участников
Ответ: г

Вопрос 6. Подстрекателем признается лицо, которое...
а. склонило другое лицо к совершению умышленного преступления
б. поручило другому лицу совершение преступления
в. заранее обещало скрыть преступника либо предметы, добытые преступным путём
г. склонило другое лицо к совершению преступления
Ответ: а

Вопрос 7. Какие выделяются виды субъекта преступления?
а. основной и дополнительный
б. простой и сложный
в. простой и одинарный
г. общий и специальный
Ответ: г

Вопрос 8. С какого возраста по общему правилу возможно привлечение лица к уголовной ответственности?
а. с 14 лет
б. с 16 лет
в. с 18 лет
г. с 20 лет
Ответ: б

Вопрос 9. При прямом умысле лицо...
а. предвидит и сознательно допускает наступление последствий
б. предвидит и относится к их наступлению безразлично
в. предвидит и желает наступления последствий
Ответ: в

Вопрос 10. Уголовный кодекс РФ разграничивает умысел на...
а. конкретизированный и неопределённый
б. прямой и косвенный
в. заранее обдуманный и внезапно возникший
г. простой и злостный
Ответ: б

Вопрос 11. Уголовный кодекс РФ разграничивает неосторожность на...
а. простую и грубую неосторожность
б. легкомыслие и небрежность
в. самонадеянность и небрежность
Ответ: б

Вопрос 12. Субъективная сторона неоконченного преступления может быть выражена…
а. только в виде прямого умысла
б. только в виде косвенного умысла
в. как в виде прямого, так и в виде косвенного умысла
г. в виде неосторожной формы вины
д. в виде как умышленной, так и неосторожной форм вины
Ответ: а

Вопрос 13. Какие формы множественности предусмотрены уголовным законом?
а. совокупность и неоднократность
б. совокупность и рецидив
в. рецидив и повторность
г. рецидив и неоднократность
Ответ: б

Вопрос 14. Реальная совокупность в уголовном праве характеризуется тем, что лицо совершает…
а. одним деянием два и более преступления, предусмотренных в различных статьях УК РФ
б. два и более преступления одной категории тяжести
в. два и более преступления различной категории тяжести
г. два и более деяния, каждое из которых содержит признаки самостоятельного преступления
Ответ: г

Вопрос 15. Состав преступления, который имеет дополнительные количественные признаки, в совокупности с основными образующими единый состав преступления, называется:
а. альтернативный
б. сложный
в. простой
г. формальный
д. основной
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Диспозиция нормы, которая не определяет непосредственно в уголовном законе признаки преступного деяния, а отсылает к законодательным актам других отраслей права, называется…
Ответ: бланкетной диспозицией.

Вопрос 2. Диспозиция уголовно-правовой нормы – это?
Ответ: часть уголовно-правовой нормы, в которой описывается запрещенное деяние, то есть содержится само правило поведения.

Вопрос 3. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая не только называет определенное преступление, но и содержит развернутое описание наиболее существенных признаков преступления, называется…
Ответ: описательной диспозицией.

Вопрос 4. Преступление – это?
Ответ: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Вопрос 5. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая лишь называет соответствующее преступное деяние, но не определяет его признаков, называется…
Ответ: простой диспозицией.

Вопрос 6. Санкция уголовно-правовой нормы – это?
Ответ: часть уголовно-правовой нормы, в которой определяется вид и размер наказания за конкретное преступление.

Вопрос 7. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая не содержит указания на признаки соответствующего преступного деяния, а в целях уяснения содержания нормы отсылает к другой уголовно-правовой норме, называется…
Ответ: ссылочной диспозицией.

Вопрос 8. Укажите формы вины.
Ответ: умысел и неосторожность.

Вопрос 9. Распространение уголовного закона на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость называется…
Ответ: обратной силой уголовного закона.

Вопрос 10. Какой уголовный закон имеет обратную силу?
Ответ: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

Вопрос 11. Какой уголовный закон обратной силы не имеет?
Ответ: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.

Вопрос 12. Действие (бездействие), формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, называется…
Ответ: малозначительным деянием.

Вопрос 13. Что такое совокупность преступлений?
Ответ: совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание. Совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 14. Вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ, называется…
Ответ: общим субъектом преступления.

Вопрос 15. Раскройте понятие «невменяемости» лица.
Ответ: это состояние лица, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Вопрос 16. Назовите виды умысла, предусмотренные уголовным законом.
Ответ: прямой и косвенный умысел.

Вопрос 17. Назовите виды неосторожности, предусмотренные уголовным законом.
Ответ: легкомыслие и небрежность.

Вопрос 18. Умышленное преступление, в результате совершения которого по неосторожности причиняются тяжкие последствия, влекущие по уголовному закону более строгое наказание, называется…
Ответ: преступлением, совершенным с двумя формами вины; в целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Вопрос 19. Если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, то такое преступление признается…
Ответ: оконченным преступлением.

Вопрос 20. Назовите виды неоконченного преступления.
Ответ: приготовление к преступлению и покушение на преступление.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
•«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
•«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
•«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
•«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: Способен давать консультации в сфере уголовного права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Квалификация преступления – это
а. назначение наказания за совершенное преступление
б. установление и юридическое закрепление соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками состава преступления
в. толкование признаков состава преступления в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ
г. принятие уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение определенного общественно опасного деяния
Ответ: б

Вопрос 2. Кто из указанных субъектов НЕ осуществляет квалификацию преступлений?
а. дознаватель
б. следователь
в. суд
г. законодатель
Ответ: г

Вопрос 3. Если одно и то же совершенное преступление подпадает под две части одной статьи Особенной части УК РФ, квалификация должна быть осуществлена
а. по совокупности преступлений, предусмотренных обеими частями статьи
б. по ст. 17 Общей части УК РФ о совокупности преступлений
в. по той из этих частей статьи, которая предусматривает наиболее суровое наказание
г. по той из этих частей статьи, которая предусматривает наименее суровое наказание
Ответ: в

Вопрос 4. Статьи Особенной части УК РФ получают отражение в квалификации преступлений
а. в некоторых случаях в зависимости от особенностей совершенного преступления
б. в некоторых случаях по усмотрению лица, применяющего уголовный закон
в. в некоторых случаях, предусмотренных уголовным законом
г. всегда, без них квалификация невозможна
Ответ: г

Вопрос 5. В квалификации преступления из статей Общей части УК РФ могут быть указаны
а. ч. 2 ст. 20 УК РФ (пониженный возраст уголовной ответственности)
б. ст. 17 УК РФ (совокупность преступлений)
в. ст. 30 (приготовление к преступлению и покушение) и 33 УК РФ (виды соучастников)
г. ст.ст. 61 и 63 УК РФ (смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства)
Ответ: в

Вопрос 6. Неоконченное преступление квалифицируется по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на…
а. ст. 29 УК РФ
б. ст. 30 УК РФ
в. ст. 33 УК РФ
г. ст. 34 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 7. Квалификация действий организатора преступления осуществляется…
а. со ссылкой на ст. 32 УК РФ
б. со ссылкой на ст. 33 УК РФ
в. со ссылкой на ст. 34 УК РФ
г. со ссылкой на ст. 35 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 8. При квалификации преступления в соучастии специальный субъект всегда признается…
а. организатором
б. подстрекателем
в. пособником
г. исполнителем
Ответ: г
Вопрос 9. При конкуренции общей и специальной норм квалификация осуществляется по…
а. общей норме
б. норме, вступившей в действие ранее
в. норме, устанавливающей более мягкое наказание
г. специальной норме
Ответ: г

Вопрос 10. Содеянное квалифицируется как покушение на преступление если…
а. лицо приготовило все необходимые средства и орудия для совершения преступления
б. лицо начало выполнять действия, составляющие объективную сторону данного состава преступления
в. соучастники полностью определили план действий, распределили роли, определили время и место совершения преступления
Ответ: б

Вопрос 11. Действия лица квалифицируются как пособничество в совершении преступления, если это лицо
а. непосредственно участвовало в совершении преступления
б. склонило другое лицо к совершению преступления
в. организовало совершение преступления
г. создало организованную группу
д. содействовало совершению преступления советами, указаниями и тому подобное
Ответ: д

Вопрос 12. При конкуренции норм, предусматривающих ответственность за квалифицированное и привилегированное убийство, квалификация осуществляется по...
а. статье, закрепляющей признаки квалифицированного состава убийства
б. статье, закрепляющей признаки привилегированного состава убийства
в. ч. 1 ст. 105 УК РФ ("простое" убийство)
г. совокупности преступлений
Ответ: б

Вопрос 13. Убийство двух или более лиц, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, квалифицируется по...
а. п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух или более лиц)
б. ч. 1 ст. 108 УК РФ (убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны)
в. ч. 1 ст. 105 УК РФ ("простое" убийство)
г. совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 108 УК РФ и ч. 1 ст. 105 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 14. Действия лица, не обладающего признаками специального субъекта, но выполнившего объективную сторону соответствующего преступления по общему правилу квалифицируются…
а. как соисполнительство в преступлении
б. как пособничество в преступлении
в. как посредственное исполнительство в преступлении
г. как деяние, в котором отсутствует состав преступления, так как лицо не является субъектом
Ответ: б

Вопрос 15. Действия лица, умышленно нанесшего удар ногой в живот беременной женщины, результатом которого стала внутриутробная гибель плода, квалифицируются…
а. как убийство, независимо от срока беременности
б. как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
в. как убийство при сроке беременности свыше 28 недель
г. как деяние, не содержащее признаков состава преступления
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Установление и юридическое закрепление соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного в конкретной норме Особенной части УК РФ – это?
Ответ: квалификация преступления.

Вопрос 2. Юридическая оценка действий лица исходя из данной формы вины, т. е. ориентируясь именно на желаемый результат, а не на фактически наступившие последствия – это?
Ответ: квалификация по направленности умысла.

Вопрос 3. Юридическая оценка действий лица в соответствии с фактически наступившими в результате его действий последствиями, которые могли как охватываться его умыслом, так и не охватываться им – это?
Ответ: квалификация по последствиям (фактическим обстоятельствам).

Вопрос 4. Как называется процесс, результатом которого является исключение деяния из действующего уголовного закона как преступного?
Ответ: декриминализация.

Вопрос 5. Назначение наказания судом конкретному лицу за конкретное совершенное преступление с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи – это?
Ответ: индивидуализация наказания.

Вопрос 6. Разногласия или противоречия между уголовно-правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение, как называются?
Ответ: коллизия уголовно-правовых норм.

Вопрос 7. Регулирование одного и того же уголовно-правового отношения двумя или более нормами, из которых применяться должна только одна – это?
Ответ: конкуренция уголовно-правовых норм.

Вопрос 8. Дайте определение конкуренции обшей и специальной уголовно-правовой норме?
Ответ: регулирование одного и того же уголовно-правового отношения двумя или более уголовно-правовыми нормами различными по своему объему. Общая и специальная нормы различаются по своему по объему. Общая норма предусматривает все возможные случаи совершения конкретного преступления (например, любое убийство), а специальная норма – один из таких случаев (квалифицированное убийство). Специальная норма является более узкой по объему, так как она выделяет конкретный случай посягательства из множества, предусмотренных общей нормой. Специальная норма содержит все существенные признаки состава преступления, содержащиеся в общей норме, и еще включает дополнительные признаки.

Вопрос 9. Классифицируйте объекты преступления по горизонтали.
Ответ: основной, дополнительный и факультативный.

Вопрос 10. Противоправное умышленное воздействие на организм другого человека, совершенное помимо или против его воли и направленное на причинение вреда его физическим благам – это?
Ответ: физическое насилие.

Вопрос 11. Как квалифицируется обнаружение умысла?
Ответ: обнаружение умысла, то есть выражение лицом своего преступного намерения, не подкрепленное конкретными действиями, дающими основания опасаться осуществления этого намерения, по общему правилу не является уголовно наказуемым. Из этого правила есть исключение. Оно предусмотрено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, в которой закреплено, что преступлением является просто обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Вопрос 12. Как квалифицируется неудавшаяся организаторская деятельность?
Ответ: неудавшаяся организаторская деятельность выражается в попытке организовать совершение конкретного преступления или руководить его исполнением, а также создать организованную группу или преступное сообщество либо руководить им. Это представляет собой создание условий для совершения преступления, поэтому квалифицируется как приготовление к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 1 ст. 30 УК РФ). Неудавшаяся организаторская деятельность, образующая приготовление к преступлениям небольшой или средней тяжести, не является преступной. Если организаторская деятельность образует самостоятельный состав преступления (ст.ст. 208, 209 УК РФ), ее неудавшаяся попытка квалифицируется как покушение на соответствующее преступление.

Вопрос 13. Как квалифицируется использование заведомо непригодных средств для достижения преступной цели, выбранных лицом в силу крайнего невежества либо суеверия (наговоры, ворожба, заклинания и др.)?
Ответ: покушение с использованием ничтожных средств, которые ни при каких обстоятельствах не могут привести к реализации намерений лица, исключает уголовную ответственность.

Вопрос 14. Как называется и как квалифицируется умышленное привлечение в качестве исполнителя деяния лица, которое не подлежит уголовной ответственности в силу недостижения возраста, либо невменяемости или иных обстоятельств, предусмотренных уголовным законом?
Ответ: это посредственное исполнение преступления. Фактический исполнитель преступления не может подлежать уголовной ответственности. Исполнителем признается тот, кто привлек к совершению преступления лицо, не подлежащее уголовной ответственности.

Вопрос 15. Неправильное представление (заблуждение) лица относительно реального фактического или юридического характера совершенного им деяния и его последствий – это?
Ответ: субъективная ошибка.

Вопрос 16. Как квалифицируется добровольный отказ от доведения преступления до конца?
Ответ: Добровольный отказ от доведения преступления до конца исключает уголовную ответственность лица за преступление, от доведения которого до конца оно отказалось. Лицо несет уголовную ответственность, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

Вопрос 17. Как квалифицируется совокупность преступлений?
Ответ: При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 18. Если преступление, предусмотрено общей и специальной нормами Уголовного кодекса РФ, то как оно квалифицируется?
Ответ: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 19. Как квалифицируется отклонение от действия?
Ответ: Отклонение от действия – это поведенческий акт, в результате которого по причинам, не зависящим от воли виновного, вред причиняется другому лицу, а не тому, на которого было направлено преступное посягательство. Содеянное в этом случае квалифицируется по совокупности преступлений как покушение на умышленное преступление в соответствии с направленностью умысла и как неосторожное преступление против потерпевшего, которому виновный не желал причинять вред, при условии, что виновный предвидел либо не предвидел, но мог и должен был предвидеть причинение такого вреда.

Вопрос 20. Влияет ли на квалификацию ошибка в личности потерпевшего?
Ответ: ошибка в личности потерпевшего имеет место, когда виновный, посягая на определенное лицо, ошибочно принимает за него другого человека. Такой вид ошибки не влияет на квалификацию, за исключением случая, когда с ошибкой в личности потерпевшего подменяется и объект преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера (задача).

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие и значение уголовно-правовой квалификации.
2.Процесс уголовно-правовой квалификации. Стадии и этапы процесса квалификации.
3.Принципы уголовно-правовой квалификации.
4.Правила уголовно-правовой квалификации.
5.Проблемы квалификации составов преступлений с переменными признаками.
6.Оценочные признаки состава преступления, особенности их толкования и учета при квалификации.
7.Объект преступления. Правила квалификации по признакам объекта преступления.
8.Объективная сторона преступления. Правила квалификации по признакам объективной стороны простых единичных преступлений.
9.Субъективная сторона преступления. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления.
10.Субъективная ошибка. Правила квалификации при субъективной ошибке.
11.Субъект преступления. Правила квалификации по признакам субъекта.
12.Сложные составы преступлений и правила их квалификации.
13.Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений при квалификации.
14.Проблемы разграничения преступлений и малозначительных деяний при квалификации.
15.Проблемы квалификации преступлений, совершенных в соучастии.
16.Проблемы квалификации неоконченных преступлений.
17.Добровольный отказ от преступления и проблемы его квалификации.
18.Правила квалификации при конкуренции общей и специальной норм; части и целого.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА (ЗАДАЧИ)

1. Никитин, Доронин и Грязнов предварительно договорившись, выследили и захватили потерпевшего П., затем затолкали его в багажник легковой автомашины. Указанные лица доставили П. в безлюдное место, где удерживали его. Испугавшись привлечения к ответственности за содеянное, Никитин предложил убить П., Доронин и Грязнов согласились. В целях реализации возникшего умысла, Доронин и Грязнов нанесли удары руками и ногами по голове и другим частям тела потерпевшего, Никитин – ножом, кроме того Грязнов – обломком кирпича по голове П., а затем они сбросили труп в яму и засыпали снегом.
2. Алексеев и Николаев увезли Сергееву от населенного пункта и стали вместе в машине распивать водку. Затем Николаев приставил нож к горлу Сергеевой, сказал, что зарежет ее, а Алексеев тут же предложил ей вступить с ними в половую связь. Она отказалась. После этого Алексеев и Николаев вышли из машины, о чем-то разговаривали. Затем Николаев предложил Сергеевой сесть на заднее сиденье машины, и вновь стал склонять к интимным отношениям, но она опять отказалась. Тогда Николаев потащил ее из машины. Алексеев помогал ему. Вытолкнув ее из машины, они стали избивать Сергееву ногами, били оба в течение 10 минут, затем Алексеев взял ее за одежду на груди, поставил на ноги и нанес множество ударов ножом в живот, затем за одежду подтащил к кювету и сбросил туда. После этого Алексеев и Николаев отъехали от нее на машине, остановились и снова стали о чем-то спорить, говорили «на повышенных тонах». Она выползла на обочину, и в это время к ней подбежал Николаев и стал наносить удары ножом в шею, грудь, после чего убежал и они уехали. Сергеева осталась лежать на дороге и выжила, благодаря помощи проезжавшего в это время водителя. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта потерпевшей были нанесены колото-резаные раны шеи, грудной клетки, правой руки, живота, проникающие в брюшную полость с повреждением внутренних органов. Кроме того, у Сергеевой наступило общее переохлаждение организма с отморожением обеих кистей рук.
3. Зинов и Рытов, желая завладеть чужим имуществом, подкараулили потерпевшего Ж. Зинов нанёс потерпевшему один удар ножом в шею, а Рытов один удар отвёрткой в голову. Затем они совместно нанесли потерпевшему множественные удары по различным частям тела, а когда Ж. потерял сознание, похитили его ценные вещи. Увидев, что Ж. стал подавать признаки жизни, Зинов передал нож Рытову, чтобы тот добил потерпевшего, Рытов нанес Ж. не менее шести ударов в шею и грудь. Затем они скинули Ж. сначала в овраг, потом дотащили до расположенного неподалёку городского пруда, где Зинов стал удерживать голову Ж. под водой, не давая возможности дышать, пока последний не перестал подавать признаков жизни. От механической асфиксии в результате утопления в воде, Ж. скончался. Зинов и Рытов с вещами потерпевшего скрылись.
4. Аверьянов в целях хищения сотового телефона, напал на Я. Аверьянов нанёс Я. один удар кулаком в лицо, от чего потерпевший упал. После этого, навалившись на Я., Аверьянов обыскал карманы и нанёс потерпевшему не менее четырёх ударов пустым металлическим ведром по голове, а также удары руками и ногами по телу. Из-за активного сопротивления Я. похитить телефон Аверьянову не удалось. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Я. вреда здоровью причинено не было; каких-либо последствий для здоровья, потери сознания удары, нанесенные потерпевшему, не повлекли.
5. Поздно вечером на плохо освещенной улице поселка Еременко и Шульгин по предварительной договоренности с целью хищения денег напали на их знакомого Петрикова и повалили его на землю. Еременко сел Петрикову на грудь и удерживал его за руки, чтобы тот не оказывал сопротивления, а Шульгин в это время обыскал карманы потерпевшего и вытащил кошелек, в котором оказалось 11 300 рублей. После этого виновные скрылись. Затем, полагая, что Петриков узнал их и может сообщить о совершении виновными преступления в правоохранительные органы, Еременко и Шульгин решили, что его нужно убить. Ночью они проникли в дом потерпевшего и совместно нанесли ему 49 ножевых ранений. Уходя, Еременко, не согласовывая своих действий с Шульгиным, взял в прихожей две меховые шапки и дубленку Петрикова общей стоимостью 17 500 рублей.
6. Голубев, Зябликов и Дятлов 22 февраля 2018 г. с целью получения денежного вознаграждения в сумме 50 000 рублей напали на несовершеннолетних Филова и Юшкина. Они надели на руки потерпевших наручники, на головы шапки и затащили в автомобиль. Потерпевших на автомобиле привезли в заранее подготовленную квартиру в г. Новоалтайске, где удерживали до 24 февраля 2018 г. В этот день Голубев, Зябликов и Дятлов на автомобиле повезли Юшкина в г. Барнаул для обмена «на деньги». Однако обмен не состоялся, так как Юшкин сумел вырваться от них и убежать. О своем похищении он сообщил в полицию. Голубев, Зябликов и Дятлов сразу же после побега Юшкина вернулись в квартиру в г. Новоалтайске, где находился другой потерпевший, Филов. Осознавая, что сбежавший Юшкин, может сообщить о преступлении в правоохранительные органы, Голубев, Зябликов и Дятлов, опасаясь ответственности, освободили Филова. Освобождая Филова, они пригрозили ему убийством в случае его обращения в полицию.
7. Калугин в состоянии алкогольного опьянения встретил ранее незнакомых несовершеннолетних Фантикову и Конфеткину. На его вопрос о возрасте они ответили, что им по 18 лет. Он купил бутылку вина и пригласил их в автомобиль выпить. Фантиковаи Конфеткина согласились и сели в автомобиль, которым управлял его знакомый Пушков. Когда автомобиль тронулся, Калугин начал принуждать девушек выпить водки или вина. Фантикова отказалась, а Конфеткина была вынуждена выпить стакан вина, после чего обе попросили выпустить их из машины, но Калугин препятствовал этому, ударил Конфеткину рукой по лицу и велел Пушкову ехать на ул. Лесозаводскую, где он снимал квартиру. Возле дома, несмотря на сопротивление Фантиковой, Калугин, применив силу, повел ее в подъезд дома. Конфеткина, воспользовавшись тем, что ее никто не держал, убежала. Опасаясь, что Калугин изнасилует Фантикову, она из квартиры соседнего дома позвонила в полицию и сообщила о происшедшем. В это время Калугин в квартире, желая изнасиловать Фантикову, заставил ее раздеться, помыть его в ванной комнате, после чего совершил с ней насильственные действия сексуального характера, а затем сказал, что изнасилует ее. Она стала просить его не делать этого, говорила, что ей всего 14 лет. Однако он, преодолевая сопротивление Фантиков, пытался совершить насильственный половой акт, но умысел до конца довести не смог, так как в дверь позвонили работники полиции и потребовали открыть дверь. Калугин был задержан.
8. Кнопкина привлекалась к уголовной ответственности за убийство по ч. 1 ст. 105 УК РФ и была направлена на прохождение судебно-психиатрической экспертизы в краевую психиатрическую больницу. Ее родственник, главный врач КГБУЗ «Психиатрическая больница» г. Б. Лушин, действуя по просьбе и поручению Кнопкиной, передал назначенному по делу эксперту краевой психиатрической больницы Бокову денежные средства, полученные от Кнопкиной, в сумме 1 млн рублей за дачу Боковым ложного заключения по результатам судебно-психиатрической экспертизы в отношении Кнопкиной. Боков, получив деньги, вынес ложное заключение, в котором содержался вывод о нахождении Кнопкиной состоянии невменяемости в момент совершения инкриминируемых ей действий.

При решении задач необходимо: 1) квалифицировать содеянное виновными, дав развёрнутое, полное и мотивированное решение; 2) правильно записать формулу квалификации; 3) указать правила квалификации, примененные при решении задачи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
•«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. При решении задачи дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, приведено аргументированное решение, обоснована правовая позиция.
• «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускаются неточности в ответе. Дано полное, развернутое решение задачи, однако допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
• «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, но допускается несколько ошибок в содержании ответа. Решение задачи неполное, в нем не присутствует аргументация, текст решения имеет ошибки.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Решения задачи нет либо аргументация ответа по задаче отсутствует, допущены существенные ошибки в применении норм законодательства, положений актов судебного толкования.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус. Квалификация преступлений : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 М. В. Бавсун, С. В. Векленко Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации. pravo.gov.ru
Э2 Сайт Верховного Суда РФ www.vsrf.ru
Э3 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». sudrf.ru
Э4 ЭУМК "Проблемы уголовно-правовой квалификации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Электронная база данных "Scopus". Режим доступа: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Бесплатная научная библиотека «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about
Юридический канал юристы. Режим доступа: http://lawcanal.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины необходимо усвоить понятие «квалификация», все ее стадии и этапы, правила.
Базовые положения теории квалификации, логические приемы, используемые при квалификации преступлений, были разработаны академиком В.Н. Кудрявцевым. В классическом понимании квалификация преступления – это процесс установления соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, юридическое закрепление его результатов. Современные исследователи проблем квалификации правонарушений дополнили, обогатили теорию квалификации. Г.П. Новоселов, например, обоснованно смещает акцент в понятии «квалификация преступлений» с процесса сопоставления признаков состава преступления и совершенного деяния на нахождение, установление уголовно-правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае. Действительно, чтобы сопоставлять признаки совершенного деяния с признаками конкретного состава преступления, необходимо установить этот состав преступления. Поэтому квалификацию преступлений он толкует как «определение конкретной статьи УК (в необходимых случаях - статей УК, их частей, пунктов), которую с позиций действующего уголовного законодательства следует применить при решении вопросов о преступности и наказуемости данного деяния».
По поводу стадий или этапов процесса квалификации преступлений в уголовно-правовой литературе существуют разные суждения. Представляется, что для точности применяемой терминологии и понятий, обозначенных этими терминами, рассуждения авторов безусловно важны. С позиций же процесса нахождения нормы и установления сходства между содеянным и составом преступления важно выявить все стадии и этапы квалификации преступлений для использования их в качестве алгоритма для любой квалификации правонарушений. Объединив суждения ученых по поводу этапов и стадий квалификации преступлений, уточнив значение терминов «стадия», «этап» (с ними, как справедливо подмечает Г.П. Новоселов, всегда связывается последовательность некоторого процесса развития или движения, когда одно действие, событие, состояние и т. п. сменяется качественно другим; …этимологически «стадия» включает в себя этапы развития, отличается от последних качественными особенностями); учитывая предложенное смещение акцента в определении «квалификация преступления» на нахождение уголовно-правовой нормы, под признаки которой подпадает совершенное деяние, следует выделять три стадии квалификации преступления. На первой из них делается «прикидка», то есть определяется, под какие нормы права вообще, в том числе уголовно-правовые, подпадают признаки совершенного деяния. Если обнаружится сходство с какой-то (или с несколькими) уголовно- правовыми нормами, то на второй стадии квалификации преступлений устанавливается сходство всех признаков конкретного состава преступления с элементами и признаками совершенного деяния. В силу большого количества в УК РФ смежных, специальных норм есть смысл выделять третью стадию уголовно-правовой квалификации, на которой производится сопоставление признаков совершенного деяния со всеми смежными, специальными уголовно-правовыми нормами, чтобы убедиться в отсутствии в содеянном признаков конкурирующих составов преступлений.
На каждой стадии квалификации преступлений можно и нужно выделять отдельные этапы, чтобы не забыть учитывать их на первых шагах правоприменительной деятельности, а в дальнейшем использовать их как алгоритм квалификации преступлений. На первой стадии выделяются в качестве этапов определение типовой и видовой принадлежности правонарушений, признаки которых обнаружены в совершенном деянии. Когда деяние предусмотрено в качестве правонарушения только одной отраслью права (виновное лишение жизни, причинение вреда здоровью), вопроса об отраслевой принадлежности правонарушения не возникает. Если же деятельность (бездеятельность) в качестве правонарушения признается несколькими регулятивными и деликтными отраслями права, встает вопрос о его отраслевой принадлежности. В случае обнаружения в действиях виновного признаков уголовно-правовой нормы (нескольких норм) встает вопрос о ее (их) применимости. Поэтому на второй стадии квалификации преступлений выделяются следующие этапы: определение пределов действия уголовно-правовой нормы во времени и пространстве; сопоставление и нахождение тождества между объективными и субъективными признаками совершенного деяния и составом преступления. Начинать сопоставление необходимо с признаков объективной стороны, ибо по ним можно судить и о субъективных признаках. Они более полно и непосредственно (а не опосредованно) отражены в уголовном законе.
Признаки субъекта, субъективной стороны состава преступления иногда называются в диспозиции статьи УК РФ («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку» – ч. 1 ст. 105 УК РФ; «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» – ст. 150 УК РФ). Но чаще всего их приходиться определять или выводить из содержания ст.ст. 20–21, ч. 2 ст. 24, ст.ст. 25–28 УК РФ, объективной стороны, других признаков субъективной стороны состава преступления. По каким объективным признакам определяется субъективная сторона содеянного, хорошо показано в уголовно-правовой литературе и рекомендациях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» применительно к отграничению убийства от неосторожного причинения смерти и от причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть. Так, при решении вопроса о форме вины в отношении вреда здоровью или смерти следует учитывать следующие обстоятельства: взаимоотношения виновного и потерпевшего до совершения преступления (вражда, дружба); инициатива виновного или потерпевшего в возникновении конфликта; орудие совершения преступления; способ совершения преступления; в какие части тела (жизненно важные органы или нет) наносились удары, степень повреждения органов, количество и локализация нанесения телесных повреждений; сила удара, физические возможности виновного и потерпевшего; одежда, в которой находился потерпевший; обстановка, в которой совершалось преступление и, в частности, наносились удары, телесные повреждения; последующее поведение виновного. Часть из этих обстоятельств непосредственно показывают отношение виновного к содеянному (орудие, локализация ранений), другие принимаются во внимание наряду с первыми и самостоятельного значения не имеют (например, взаимоотношения виновного и потерпевшего).
Видовой объект преступления опосредованно закреплен в уголовно-правовой норме путем указания на признаки потерпевшего, предмета преступления, последствий, мотива преступления. Непосредственный объект определяется путем сопоставления заложенного в диспозиции нормы и ущемленного интереса, общественного отношения.
С процессом установления соответствия между объективными и субъективными признаками состава преступления и содеянного, когда преступление осуществляется не одним действием, а несколькими или системой действий, связан и еще очень важный этап второй стадии квалификации преступлений – определение единичного преступления или множественности преступлений.
Установив все признаки состава преступления в содеянном, необходимо убедится в наличии/отсутствии признаков малозначительности деяния и других обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Самостоятельным этапом второй стадии квалификации преступления является оценка содеянного с позиций оконченности (неоконченности) преступления, форм и видов соучастия.
Ревизия полученной квалификации деятельности виновного на последней стадии происходит по признакам, разграничивающим смежные составы преступлений.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории квалификации преступлений и выработка навыков уголовно-правовой квалификации. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки квалификации , то есть решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Квалифицировать конкретное деяние невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относится Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту и экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Основной формой работы на практических (семинарских) выступает решение задач (казусов). Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и монографическую литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки совершенного в казусе деяния (деятельности или бездеятельности), необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, под признаки которой более всего подпадают признаки содеянного в казусе.
4. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягает субъект преступления, то есть непосредственный объект (основной и дополнительный) преступления. Сравнив его с признаками видового объекта, заложенного в диспозиции уголовно-правовой нормы, делается вывод о наличии или отсутствии в действиях виновного признаков объекта преступления.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).