МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Административная ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ЮвГМУ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коновалова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцст. преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Административная ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф. Аничкин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. Аничкин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания спецкурса «Административная ответственность» является формирование у студентов четкого, системного и целостного представления об институте административной ответственности в России. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- определение понятия и особенностей административной ответственности в РФ, сравнение ее с зарубежными аналогами;
- рассмотрение истории развития института административной ответственности в РФ;
- очерчивание круга источников, регламентирующих институт административной ответственности в РФ;
- анализ признаков, состава и видов административных правонарушений как оснований наступления административной ответственности;
- рассмотрение системы и видов административных наказаний в РФ, сравнение их с зарубежными аналогами;
- анализ стадий производства по делам об административных правонарушениях и практических проблем их реализации;
- обсуждение проблем применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- решение ситуационных задач;
- формирование у студентов собственного мнения по вопросам реформирования института административной ответственности в РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормы материального и процессуального права, регулирующие общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере государственного и муниципального управления.
ПК-2.2 Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты в сфере государственного и муниципальноуправления, толковать и применять законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие управленческие отношения при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного и муниципального управления.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема № 1 Административное правонарушение как основание административной ответственности в РФ Лекции 3 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Тема № 1 Административное правонарушение как основание административной ответственности в РФ Практические 3 6 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Тема № 1 Административное правонарушение как основание административной ответственности в РФ Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Тема № 2 Общая характеристика административной ответственности в РФ Лекции 3 3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Тема № 2 Общая характеристика административной ответственности в РФ Практические 3 7 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Тема № 2 Общая характеристика административной ответственности в РФ Сам. работа 3 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Тема № 3 Административное наказание как мера административной ответственности Лекции 3 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Лабораторный практикум. Практические 3 11 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Тема № 3 Административное наказание как мера административной ответственности Сам. работа 3 27 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Тема № 4 Производство по делу об административном правонарушении Лекции 3 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Практическое занятие по решению задач. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Тема № 4 Производство по делу об административном правонарушении Сам. работа 3 0 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4742

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком году был принят действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях?
- 1918 г.
- 1924 г.
- 2001 г.
- 2022 г.
Ответ: 2001 г.

Вопрос 2. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего:
- во время принятия решения о проведении проверки,
- во время производства по делу об административном правонарушении,
- во время раскаяния лица, совершившего административное правонарушение
Ответ: во время производства по делу об административном правонарушении

Вопрос 3. Какое утверждение верное?
- Только автономная область в составе РФ вправе принять свой закон об административных правонарушениях
- Только республики в составе РФ вправе принять свои законы об административных правонарушениях
- Только края в составе РФ вправе принять свои законы об административных правонарушениях
- Все субъекты РФ вправе принять свои законы об административных правонарушениях
Ответ: Все субъекты РФ вправе принять свои законы об административных правонарушениях

Вопрос 4. В чьем ведении находится законодательство об административных правонарушениях?
- В исключительном ведении Российской Федерации
- В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- В исключительном ведении муниципальных образований
- Данный вопрос находится вне правового поля
Ответ: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Вопрос 5. Какой из перечисленных признаков легально характеризует административное правонарушение:
- противоправность,
- общественная наказуемость,
- невиновность,
- непредотвратимость.
Ответ: противоправность

Вопрос 6. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:
- с 12 лет
- с 18 лет
- с 16 лет
- общая с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет
Ответ: с 16 лет

Вопрос 7. Административным наказанием является:
- замечание
- административный штраф
- исправительные работы
- административное задержание,
- арест товаров
Ответ: административный штраф

Вопрос 8. Постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу должно быть вынесено:
- до истечения двадцати лет с момента составления протокола
- по истечении двух лет после совершения административного правонарушения
- по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения
- до истечения двух месяцев со дня совершения административного правонарушения
Ответ: до истечения двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Вопрос 9. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет:
- четыре года с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении
- пять лет с момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу
- один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания
- десять лет со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания
Ответ: один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания

Вопрос 10.
Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется:
- немедленно после совершения административного правонарушения
- в течение 120 дней с момента совершения административного правонарушения
- немедленно после выявления административного правонарушения
- в течение 72 часов с момента выявления административного правонарушения
Ответ: немедленно после выявления административного правонарушения

Вопрос 11. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания:
- двадцать один год со дня вынесения приговора
- шесть месяцев со дня совершения правонарушения
- два года со дня вступления постановления в законную силу
- три года со дня вступления определения в законную силу
Ответ: два года со дня вступления постановления в законную силу

Вопрос 12. Административный штраф необходимо заплатить в течение____ суток со для вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу:
- 5
- 60
- 230
- 2
Ответ: 60

Вопрос 13. Органом, уполномоченным привлекать к административной ответственности, не является:
- мировой суд
- полиция
- парламент субъекта РФ
- налоговый орган
Ответ: парламент субъекта РФ

Вопрос 14. Лицо, которое совершило административное правонарушение и привлекается к административной ответственности, называется:
- преступником
- обвиняемым
- нарушителем
- лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ответ: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 15. Признаком объективной стороны административного правонарушения не является:
- время совершения правонарушения
- вредные последствия
- деяние
- вина
Ответ: вина

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется совокупность признаков, необходимых и достаточных для признания деяния конкретным административным правонарушением, и включающая в себя объект, объективную сторону, субъекта и субъективную сторону деяния?
Ответ: состав административного правонарушения

Вопрос 2. Как называется субъект, который оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении?
Ответ: защитник

Вопрос 3. Деяние – это признак ______________ стороны административного правонарушения.
Ответ: объективной

Вопрос 4. Вина – это признак ______________ стороны административного правонарушения.
Ответ: субъективной

Вопрос 5. Возраст привлечения к административной ответственности - ____ лет. (пишем цифрами)
Ответ: 16

Вопрос 6. Мера административной ответственности – это административное _______________.
Ответ: наказание

Вопрос 7. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении лицо признается виновным в совершении административного правонарушения при вынесении акта в виде _________.
Ответ: постановления

Вопрос 8. Субъектами административной ответственности могут быть ________ и ___________ лица.
Ответ: физические и юридические лица

Вопрос 9. Составы административных правонарушений на федеральном уровне устанавливаются в законе, который называется:
Ответ: КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях)

Вопрос 10. Субъекты РФ могут использовать в своих законах об административных правонарушениях только два административных наказания. Какие это наказания?

Ответ: предупреждение и административный штраф

Вопрос 11. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, включающий в себя четыре стадии, называется __________.

Ответ: производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 12. Лицо, которому в результате административного правонарушения причинен имущественный или моральный ущерб называется _______.
Ответ: потерпевший

Вопрос 13. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Ответ: принцип равенства перед законом

Вопрос 14. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке?
Ответ: Презумпция невиновности
Вопрос 15. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом?
Ответ: принцип законности

Вопрос 16. Как называется основание освобождения от административной ответственности, которое предполагает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Ответ: крайняя необходимость

Вопрос 17. Как называется срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к административной ответственности?
Ответ: срок давности

Вопрос 18. Срок давности привлечения к административной ответственности в административных органах по общему правилу составляет ____ месяца. (писать цифрой)
Ответ: 2

Вопрос 19. Административное наказание в виде денежного взыскания, налагаемого на физических или юридических лиц называется административный _______.
Ответ: штраф

Вопрос 20. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании и выносимая в письменной форме, называется ________________
Ответ: предупреждение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2: Способен применять нормы материального и процессуального права, регулирующие общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления

Вопрос 1. Предупреждение как административное наказание выносится в __________форме.
- письменной
- устной
- конклюдентной
- электронной
Ответ: письменной

Вопрос 2. Производство по делу об административном правонарушении регулируется:
- Уголовно-процессуальным кодексом РФ
- Кодексом РФ об административных правонарушениях
- Гражданским процессуальным кодексом
- Административным кодексом
Ответ: Кодексом РФ об административных правонарушениях

Вопрос 3. Административное наказание, которое предполагает принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, называется:
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- присвоение орудия совершения или предмета административного правонарушения
- административный штраф
- опись орудия совершения или предмета административного правонарушения
Ответ: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Вопрос 4. В чьем ведении находится законодательство об административных правонарушениях?
- В исключительном ведении Российской Федерации
- В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- В исключительном ведении муниципальных образований
- Данный вопрос находится вне правового поля
Ответ: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Вопрос 5. Какой из перечисленных признаков легально характеризует административное правонарушение:
- противоправность,
- общественная наказуемость,
- невиновность,
- непредотвратимость.
Ответ: противоправность

Вопрос 6. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:
- с 12 лет
- с 18 лет
- с 16 лет
- общая с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет
Ответ: с 16 лет

Вопрос 7. Административным наказанием является:
- замечание
- административный штраф
- исправительные работы
- административное задержание,
- арест товаров
Ответ: административный штраф

Вопрос 8. Постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу должно быть вынесено:
- до истечения двадцати лет с момента составления протокола
- по истечении двух лет после совершения административного правонарушения
- по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения
- до истечения двух месяцев со дня совершения административного правонарушения
Ответ: до истечения двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Вопрос 9. Максимальный срок лишения специального права как административного наказания составляет:
- не более 3 лет
- не более 10 лет
- не более 30 дней
- не более 13 дней
Ответ: не более 3 лет

Вопрос 10.
Протокол об административном правонарушении составляется на какой стадии производства по делу об административном правонарушении?
- на стадии возбуждения дела об административном правонарушении
- на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении
- на стадии предварительного расследования
- на вводной стадии производства по делу об административном правонарушении
Ответ: на стадии возбуждения дела об административном правонарушении

Вопрос 11. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания:
- двадцать один год со дня вынесения приговора
- шесть месяцев со дня совершения правонарушения
- два года со дня вступления постановления в законную силу
- три года со дня вступления определения в законную силу
Ответ: два года со дня вступления постановления в законную силу

Вопрос 12. Административный штраф необходимо заплатить в течение____ суток со для вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу:
- 5
- 60
- 230
- 2
Ответ: 60

Вопрос 13. Органом, уполномоченным привлекать к административной ответственности, не является:
- мировой суд
- полиция
- парламент субъекта РФ
- налоговый орган
Ответ: парламент субъекта РФ

Вопрос 14. Лицо, которое совершило административное правонарушение и привлекается к административной ответственности, называется:
- преступником
- обвиняемым
- нарушителем
- лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ответ: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 15. Признаком объективной стороны административного правонарушения не является:
- время совершения правонарушения
- вредные последствия
- деяние
- вина
Ответ: вина

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Основной процессуальный документ, который составляется на стадии возбуждения дела об административном правонарушении называется _________.
Ответ: протокол об административном правонарушении


Вопрос 2. Меры принуждения, применяемые уполномоченными лицами в случае совершения административного правонарушения для достижения целей производства по делу об административном правонарушении и не являющиеся административными наказаниями называются ________. К ним, например, относятся административное задержание, досмотр, отстранение от управления транспортным средством и др.
Ответ: меры обеспечения в производстве по делу об административном правонарушении

Вопрос 3. Деяние – это признак ______________ стороны административного правонарушения.
Ответ: объективной

Вопрос 4. Вина – это признак ______________ стороны административного правонарушения.
Ответ: субъективной

Вопрос 5. Возраст привлечения к административной ответственности - ____ лет. (пишем цифрами)
Ответ: 16

Вопрос 6. Мера административной ответственности – это административное _______________.
Ответ: наказание

Вопрос 7. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении лицо признается виновным в совершении административного правонарушения при вынесении акта в виде _________.
Ответ: постановления

Вопрос 8. Субъектами административной ответственности могут быть ________ и ___________ лица.
Ответ: физические и юридические лица

Вопрос 9. Составы административных правонарушений на федеральном уровне устанавливаются в законе, который называется:
Ответ: КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях)

Вопрос 10. Субъекты РФ могут использовать в своих законах об административных правонарушениях только два административных наказания. Какие это наказания?

Ответ: предупреждение и административный штраф

Вопрос 11. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, включающий в себя четыре стадии, называется __________.

Ответ: производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 12. Лицо, которому в результате административного правонарушения причинен имущественный или моральный ущерб называется _______.
Ответ: потерпевший

Вопрос 13. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Ответ: принцип равенства перед законом

Вопрос 14. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке?
Ответ: Презумпция невиновности
Вопрос 15. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом?
Ответ: принцип законности

Вопрос 16. Как называется основание освобождения от административной ответственности, которое предполагает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Ответ: крайняя необходимость

Вопрос 17. Как называется срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к административной ответственности?
Ответ: срок давности

Вопрос 18. Срок давности привлечения к административной ответственности в административных органах по общему правилу составляет ____ месяца. (писать цифрой)
Ответ: 2

Вопрос 19. Административное наказание в виде денежного взыскания, налагаемого на физических или юридических лиц называется административный _______.
Ответ: штраф

Вопрос 20. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании и выносимая в письменной форме, называется ________________
Ответ: предупреждение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





Вопросы для промежуточной аттестации:
1. Понятие, признаки и виды административных правонарушений.
2. Юридический состав административного правонарушения: понятие, значение, элементы.
3. Понятие административной ответственности, ее основные черты.
4. Освобождение от административной ответственности.
5. Принципы административной ответственности.
6. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
7. Понятие, признаки и система административных наказаний.
8. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, стадии.
9. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
10. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: понятие, особенности, система.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации:
1. Понятие, признаки и виды административных правонарушений.
2. Юридический состав административного правонарушения: понятие, значение, элементы.
3. Понятие административной ответственности, ее основные черты.
4. Освобождение от административной ответственности.
5. Принципы административной ответственности.
6. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
7. Понятие, признаки и система административных наказаний.
8. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, стадии.
9. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
10. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: понятие, особенности, система.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Б. Агапов Административная ответственность: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/488743
Л1.2 Д. В. Осинцев Административная ответственность: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. М. Конин, Е. И. Маторина. Административное право: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/509646
Л2.2 А. М. Волков, Е. А. Лютягина Административно-процессуальное право: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Н. В. Макарейко. Административное право: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э2 курс в Мудл Административная ответственность portal.edu.asu.ru
Э3 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Административная ответственность» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам административного права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных административных дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники административной и судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться провести ее юридическое сопровождение. Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой контроля является зачет. Для подготовки к зачету дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной форме (при устной форме проведения зачета на подготовку ответа отводиться 15 минут, при письменной форме – 1 час). В билете 2 теоретических вопроса, ответы, на которые должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Преподавателю обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях. Продолжительность ответа студента на вопросы билета примерно 15 минут. После ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные вопросы, количество которых не ограничено. Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат.