МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сравнительное уголовное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
к.ю.н., Доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Сравнительное уголовное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами знаний, умений и навыков, входящих в содержание компетенций УК-1, УК-5, ПК-5

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-5 Способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая защиту прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ПК-5.3. Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права.
1.1. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. Практические 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. Сам. работа 9 8 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей
2.1. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей Практические 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей Сам. работа 9 8 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран
3.1. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран Практические 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран Сам. работа 9 8 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Источники уголовного права зарубежных стран
4.1. Источники уголовного права зарубежных стран Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Источники уголовного права зарубежных стран Практические 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Источники уголовного права зарубежных стран Сам. работа 9 8 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран
5.1. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран Практические 9 4 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 9 8 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран
6.1. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран Практические 9 4 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 9 6 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран
7.1. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран Лекции 9 2 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран Практические 9 4 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 9 6 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран
8.1. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран Практические 9 4 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 9 6 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран
9.1. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран Практические 9 4 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран Сам. работа 9 8 УК-1, УК-5, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции УК-1 "Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий"
Примеры заданий закрытого типа
1. Человек, совершивший убийство, защищая брахмана, наказывался
Выберите один ответ:
а. освобождался от ответственности
б. смертная казнь
в. штраф
ответ: б
2. Виды талиона по Законам Хаммурапи
Выберите один ответ:
а. классический, символический, зеркальный
б. зеркальный, абсурдный, символический, классический
в. классический, символический, абсурдный
ответ: в
3. Что такое вергельд?
Выберите один ответ:
а. военная единица германцев
б. штраф за убийство
в. форма землевладения
ответ: б
4. Основная мера наказания по Салической правде
Выберите один ответ:
а. смертная казнь
б. штраф
в. изгнание из общины
Ответ: б
5. Салическая правда закрепляет судебный процесс
Выберите один ответ:
а. состязательный
б. розыскной
в. инквизиционный
Ответ: б
6. Самыми тяжкими правонарушениями по феодальному праву считались
Выберите один ответ:
а. преступления против личности
б. преступления против веры
в. преступления против государства
Ответ: б
7. Деятельность Суда лорда-канцлера в Англии привела к возникновению
Выберите один ответ:
а. общего права
б. королевского права
в. права справедливости
Ответ: в
8. Судебные прецеденты Суда королевской скамьи в средневековой Англии входили
Выберите один ответ:
а. в королевское право
б. в обычное право
в. в общее право
Ответ: в
9. Самое незначительное правонарушение в феодальном праве Англии называлось
Выберите один ответ:
а. траст
б. фелония
в. мисдиминор
Ответ: в
10. Царицей доказательств по Каролине (Уголовное уложение императора Карла V) является
Выберите один ответ:
а. показания не менее 2 свидетелей
б. ордалии
в. признание вины
Ответ: в
11. Хабеас корпус акт 1679 г. (Англия) закрепил
Выберите один ответ:
а. конституционную монархию
б. неприкосновенность личности при арестах
в. независимость судей
Ответ: б
12. Наивысшая юридическая сила среди источников мусульманского уголовного права принадлежала именно этому источнику
Выберите один ответ:
а. Фетва (решения наиболее известных богословов)
б. Иджма (решение всей мусульманской общины)
в. Коран (главная священная книга мусульман)
г. Сунна (сборники преданий о поступках и изречениях пророка Мухамада)
Ответ: в
13. Уголовный кодекс Франции 1810 г. классифицирует преступные деяния
Выберите один ответ:
а. по тяжести преступления
б. по объекту посягательства
в. по тяжести наказания
Ответ: б
14. Каким термином нельзя назвать форму уголовного судопроизводства, закрепившуюся в феодальном праве в 18 в., характеризующуюся главенствующим местом суда и отсутствием восприятия судебного процесса как спора между двумя сторонами?
Выберите один ответ:
а. Розыскной процесс
б. Состязательный процесс
в. Следственный процесс
г. Инквизиционный процесс
Ответ: б
15. Выдающийся криминалист, развивал в России идеи антропологической школы уголовного права?
Выберите один ответ:
а. Д.А. Дриль
б. А.Н. Радищев
в. Н.Д. Сергеевский
г. И.Я. Фойницкий
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Другое название антропологической школы уголовного права -
ответ: ломброзианство
2. С какой школой уголовного права связывают зарождение криминологии?
ответ: социологическая
3. На идее-доминанте человека, по мнению Г.А. Есакова, основана уголовно-правовая система
ответ: англосаксонская
4. Институт, являющийся формально по отечественному уголовному праву и уголовному праву ряда стран СНГ институтом материального уголовного права, но по сути имеющий процессуальный характер, поскольку регламентирует сугубо процедурные вопросы возможности осуществления уголовного преследования только в течение определенного промежутка времени после совершения преступления - это
Ответ: институт давности
5. 18-й том Свода законов США, предусматривающий федеральные преступления и некоторые положения общей части, а также модельный акт - Примерный уголовный кодекс, опубликованный в 1962 году, образуют...
Ответ: федеральное уголовное право США
6. На принципе ограниченного уголовно-правового регулирования на федеральном уровне, полноценных УК штатов, с допущением установления уголовной ответственности актами отдельных территориальных органов и по общему праву основаны ...
Ответ: источники уголовного права США
7. Назовите количество уголовно-правовых систем в США
Ответ: 53
8. С каким элементом состава преступления может быть ассоциирован actus reus в англосаксонском уголовном праве?
Ответ: объективная сторона
9. С какой категорией российского уголовного права mens rea англосаксонского уголовного права наиболее близок по смыслу
Ответ: вина
10. Назовите действующий кодифицированный федеральный уголовный акт в ФРГ
Ответ: Уголовное уложение Германской империи 1871 г. в редакции 1997 г.
11. Назовите действующий кодифицированный уголовно-правовой акт во Франции
Ответ: УК 1992 г.
12. Первый УК Франции был принят в
Ответ: 1792 г.
13. На принципе существования УК, дополнительного уголовного права, которое не должно противоречить общим положениям УК, а также уголовного права земель в части, не урегулированной федеральным уголовным правом основано уголовное право
Ответ: ФРГ
14. Из УК 1992 г., УПК 1958 г., военно-уголовного, ювенального и международно-уголовного законодательства, и некоторых отдельных актов состоит уголовно-правовая система
Ответ: Франции
15. Аналогом преступления берглари по уголовному праву России с некоторыми оговорками можно считать
Ответ: Незаконное проникновение в жилище
16. По какому принципу в "Федеральном УК" США (18 том Свода Законов) составы преступлений в "Особенной части" сгруппированы?
Ответ: по алфавиту
17. Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил следующий тип процесса
Ответ: смешанный
18. Высшей судебной апелляционной инстанцией по уголовным делам в Англии выступает
Ответ: палата лордов
19. При реформировании отечественного уголовно-процессуального законодательства в 60-е годы XIX века и на рубеже 1990-2000х годов нашего времени за основу был взят
Ответ: французский смешанный процесс
20. Другое название следственного процесса
Ответ: инквизиционный (вариант: розыскной)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции УК-5 "Способен актуализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия"
Примеры заданий закрытого типа
16. Основной принцип определения наказания по Законам Хаммурапи
Выберите один ответ:
а. общей композиции
б. телесные наказания
в. талиона
Ответ: в
17. Основным источником права в континентальной правовой системе является
Выберите один ответ:
а. закон
б. прецедент
в. обычай
г. доктрина
Ответ: а
18. Совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний – это
Выберите один ответ:
а. Прогресс науки
б. Средства науки
в. Методология науки
г. Предмет науки
Ответ: в
19. Элементы социо-нормативного и правокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени - это
Выберите один ответ:
а. Правовые условности
б. Правовые обязательства
в. Правовые обычаи
г. Правовые нормы
Ответ: в
20. Укажите несуществующую правовую семью:
Выберите один ответ:
а. Традиционалистская правовая семья
б. Романо-германская правовая семья
в. Индо-Европейская правовая семья
г. Англосаксонская правовая семья
Ответ: в
21. Из судебного прецедента исходит
Выберите один ответ:
а. Романо-германское право
б. Индуистское право
в. Англосаксонское право
г. Мусульманское право
Ответ: в
22. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов?
Выберите один ответ:
а. Романо-германская правовая система
б. Индуистская правовая система
в. Мусульманская правовая система
г. Англосаксонская правовая система
Ответ: г
23. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия?
Выберите один ответ:
а. Индуистской правовой системы
б. Романо-германской правовой системы
в. Англосаксонской правовой системы
г. Мусульманской правовой системы
Ответ: в
24. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску?
Выберите один ответ:
а. Социалистическая правовая система
б. Мусульманская правовая система
в. Англосаксонская правовая система
г. Романо-германская правовая система
Ответ: б
25. К какой общей группе относятся страны Океании, Африки и Мадагаскара?
Выберите один ответ:
а. Романо-германской правовой семье
б. Социалистической правовой семье
в. Семье религиозно-традиционного права
г. Семье общего права
Ответ: в
26. Выберите компонент правовой системы
Выберите один ответ:
а. Все вышеперечисленное
б. Правовое сознание
в. Правовые отношения
г. Правовые тексты
Ответ: а
27. Кто из учёных выступил основателем теории опасного состояния личности?
Выберите один ответ:
а. П.Н. Тарновская
б. Э. Ферри
в. Р. Гарофало
г. Д.А. Дриль
Ответ: б
28. Какая школа уголовного права выдвинула принцип "нет ни преступления, ни наказания, без указания на то в законе"?
Выберите один ответ
a. классическая
б. социологическая
в. позитивистская
г. антропологическая
д. легистская
Ответ: а
29. К какой школе уголовного права может быть применено высказывание "измерить, взвесить и повесить"?
а. классическая
б. антропологическая
в. легистская
г. социологическая
Ответ: б
30. Приводимая Г.А. Есаковым типология уголовно-правовых систем опирается на критерий
Выберите один ответ
а. ведущего источника права
б. структуры правоотношений
в. страноведческом
г. основной идеи или доминанты
д. частно-правовой
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
21. Наивысшая юридическая сила среди источников мусульманского уголовного права принадлежала именно этому источнику
Ответ: коран
22. Основной принцип определения наказания по Законам Хаммурапи между равными
Ответ: талион
23. Совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний – это
Ответ: методология науки
24. Элементы социо-нормативного и правокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени - это
Ответ: правовые обычаи
25. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов?
Ответ: англосаксонская
26. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия?
Ответ: англосаксонская
27. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску?
Ответ: мусульманская
28. По немецкому законодательству обстоятельства, которые исключают ответственность или наказуемость деяния, либо обстоятельства, которые уменьшают ответственность -
Ответ: Основания, исключающие противоправность деяния
29. В немецком уголовном праве определяются как противоправное действие, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года - это
Ответ: уголовные преступления
30. Выделение на основе специ фики основных уголовно- правовых институтов в конкретном государстве, практики их применения, социальной основы, правовой культуры общества и организационной структуры правовых учреждений следующих систем уголовного права: 1) романо-германская; 2) англосаксонская; 3) социалистическая; 4) мусульманская - это
Ответ: типология уголовно-правовых систем
31. Осознание законодателя и ученых о том, что преступность — это не отдельные неправедные поступки отдельных людей, а некое социальное и массовое явление, т. е. явление, порождаемое неблагоприятными факторами, обусловленными деформациями социальной жизни, связано с появлением какой школы уголовного права?
Ответ: социологическая
32. Выдача иностранному государству лица, нарушившего законы страны, куда передается нарушитель - это
Ответ: экстрадиция
33. Установленная законом (или иным нормативным правовым актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям - это
Ответ: юрисдикция
34. Антропологическое направление в уголовном праве и криминологии - это
Ответ: криминальная антропология
35. Лицо, которое не рассматриваеся гражданином какого-либо государства в силу его закона - это
Ответ: апатрид (вариант - лицо без гражданства)
36. Родовое понятие по отношению к давности исполнения обвинительного приговора и давности привлечения к уголовной ответственности - это
Ответ: давность
37. Принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ - это
Ответ: депортация
38. Комплекс либеральных правовых воззрений, основанных на идеях просвещения XVIII в. о естественных и неотъемлемых правах человека, присущих ему с рождения - это
Ответ: доктрина естественного права
39. Философская концепция, отрицающая закономерности причинности и ставящая случайность в основу всех происходящий событий и явлений - это
Ответ: индетерминизм
40. Одновременное наличие юрисдикций различных государств в отношении одного и того же лица или объектов, а также осуществление или попытка осуществления такими государствами своей юрисдикции в отношении соответствующих лица или объектов - это
Ответ: конкуренция юрисдикций
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-5 "Способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая защиту прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства"
Примеры заданий закрытого типа
31. Ломброзианство - это
Выберите один ответ
а. классическая школа
б. антропологическая школа
в. постклассическая школа
г. социологическая школа
ответ: б
32. с какой школой уголовного права связывают зарождение криминологии?
Выберите один ответ
а. классическая
б. социологическая
в. постклассическая
г. антропологическая
ответ: б
33. На идее-доминанте человека, по мнению Г.А. Есакова, основана уголовно-правовая система
Выберите один ответ
а. англосаксонская
б. дальневосточная
в. мусульманская
г. континентальная
д. обычного права
ответ: а
34. субъективные ошибки по немецкому уголовному праву делятся на:
Выберите один ответ
а. в характере последствий и в развитии причинной связи
б. в личности потерпевшего и в предмете преступления
в. релевантные и нерелевантные
г. в объекте и в объективной стороне
ответ: в
35. Критерием разделения уголовно-правовых институтов на материально-правовые и процессуально-правовые необходимо считать:
Выберите один ответ
а. такого критерия не существует
б. влияние на вину и, соответственно, наказуемость
в. закрепление в материальном или процессуальном законе
г. определение процессуальных и материальных прав сторон
Ответ: б
36. Необходимость разграничения материальных и процессуальных уголовно-правовых норм обусловлена:
Выберите один ответ
а. особенностями национальной уголовно-правовой системы
б. перспективным действием новых материально-правовых норм, ухудшающих положение адресата, и правилом немедленного действия процессуальных норм
в. требованиями законодательной техники
г. объемом гарантий прав и свобод при осуществлении уголовного преследования
Ответ: б
37. УК США был принят:
Выберите один ответ
а. в 1871
б. в 1909
в. США не имеют федерального кодифицированного акта в области уголовного права
г. в 1992
д. в 1962
Ответ: в
38. Кодифицированный федеральный уголовный акт в ФРГ - это
Выберите один ответ
а. закон о преступлениях и наказаниях ФРГ 1991 г.
б. УК ГДР 1986 г.
в. УК ФРГ 1997 г.
г. Уголовное уложение Германской империи 1871 г. в ред. 1997 г.
Ответ: г
39. С чем связана редакция УК Германии 1997 г.?
Выберите один ответ
а. с отменой УК ФРГ 1949 г.
б. это обычная техническая правка
в. с отменой УК Германии 1933 г.
г. с объединением Германии
д. с принятием нового кодекса
Ответ: г
40. Кодифицированный уголовно-правовой акт во Франции
Выберите один ответ
а. УК 1994 г.
б. УК 1992 г.
в. УК 1810 г. (Кодекс Наполеона)
г. УК 1958 г. (Кодекс де Голля)
Ответ: б
41. Первый УК Франции был принят
Выберите один ответ
а. в 1673 г.
б. в 1792 г.
в. в 1810 г.
г. в 1992 г.
Ответ: б
42. Особенностью англосаксонского состязательного процесса выступает
Выберите один ответ
а. действует стандарт доказывания путем ясных и убедительных доказательств
б. суд обладает активной ролью в установлении истины по делу
в. ключевое значение имеет собственное признание обвиняемого
г. предварительное следствие не рассматривается как процессуальная стадия
Ответ: г
43. по какому принципу построена система источников уголовного права ФРГ?
Выберите один ответ
а. существования УК, дополнительного уголовного права, которое не должно противоречить общим положениям УК, а также уголовного права земель в части, не урегулированной федеральным уголовным правом
б. стопроцентной кодификации уголовно-правовых запретов
в. Федерального УК ограниченного действия и уголовного права земель
г. УК и дополнительного уголовного права с самостоятельной системой запретов и наказаний за их нарушение
Ответ: а
44. УК Германии предусматривает ответственность за
Выберите один ответ:
а. преступления и проступки
б. уголовно-правовые деликты
в. преступления
г. проступки
Ответ: а
45. Фелония и мисдиминор различаются между собой
Выберите один ответ
а. это одно и то же
б. по названию
в. по источнику закрепления
г. по степени опасности
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
41. Определенные категории лиц, указанные в меж дународно-правовых документах, посягательство на которых угрожает не только их безопасности, но и создает серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами - это...
Ответ: Лица или учреждения, которые пользуются международной защитой
42. Часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом -
Ответ: государственная территория
43. Изъятие определенной категории лиц и организаций из-под действия территориальной юрисдикции государств, непривлечение их к уголовной ответственности за нарушение правовых запретов либо привлечение в ограниченном объеме - это
Ответ: иммунитет (вариант: иммунитет от международной уголовной юрисдикции)
44. Особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права - это
Ответ: международные преступления (вариант: конвенционные преступления/преступления против мира и безопасности человечества)
45. Структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течении определенного периода времени и действующая согласовано с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с конвенционными нормами, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду - это
Ответ: организованная преступная группа (вариант: организованная группа)
46. Особая разновидность преступлений по международному уголовному праву, которые посягают на отношения по международному сотрудничеству государств в экономической, социально-культурной, предпринимательской, научно-исследовательской, правоохранительной и иных областях - это
Ответ: преступления международного характера
47. Состояние и положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них - это
Ответ: рабство
48. Группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура - это
Ответ: структурно оформленная группа
49. Обладание верховенством государственной власти внутри страны и независимостью во внешнеполитических сношениях - это
Ответ: суверенитет
50. Установленные законом или иным нормативным правовым актом полномочия государственных органов и должностных лиц решать какие-либо правовые вопросы, в том числе разрешать юридические споры, применять меры юридической ответственности и т.д. - это
Ответ: юрисдикция
51. Бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой или группами и совершаемые с целью сохранения такого режима - это
Ответ: преступления апартеида
52. Категория международных преступлений, которые выражаются в разного рода бесчеловечных деяниях, совершаемых в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц в мирное или военное время, если они совершается сознательно - это
Ответ: преступления против человечности
53. «Лицо, не пользующееся доверием», «нежелательная личность», представитель государства, не пользующийся либо утративший доверие, в силу различных обстоятельств, со стороны правительства того государства, куда он был назначен, в связи с чем подлежит выдворению из страны пребывания - это
Ответ: персона нон грата
54. Деяния, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов данной группу, причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное их уничтожение, меры, рассчитанные на предотвращение деторождение в среде этой группы, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую - это
Ответ: геноцид
55. Деятельность по привлечению граждан третьих государств для выучки и участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение - это
Ответ: вербовка наёмника
56. Суммы, которые побежденное государство уплачивает победителю по условиям мирного договора либо принудительные поборы взимаемые оккупационными властями с населения оккупированных земель -
Ответ: контрибуция
57. Применение к субъектам, совершившим правонарушение, предусмотренное нормами международного права, меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке - это
Ответ: международно-правовая ответственность
58. Лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующее в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянного на территории данного государства, а также не является лицо направленным для исполнения официальных обязанностей - это
Ответ: наёмник
59. Обстоятельство, исключающее уголовную ответственность, когда деяние было совершено лицом по приказу правительства или начальника, будь то военного или гражданского, и это лицо было юридически обязано исполнять приказы данного правительства или данного начальника, не знало, что приказ был незаконным, и этот приказ не был явно незаконным - это
Ответ: приказ о совершении преступления (вариант: преступный приказ)
60. Окончательное утверждение международного договора верховной властью государства (утверждение правительством именуют «конфирмацией») посредством издания международно-правового (ратификационной грамоты) либо внутригосударственного акта (национального закона, указа, постановления), в которой государство выражает свое согласие на обязательность для него этого международного договора - это
Ответ: ратификация
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет в силу специфики учебной дисциплины входит 2 вопроса теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Особенности сравнительного метода в праве. Сравнительное правоведение.
2. Основания типологии уголовно-правовых систем: цивилизационный (правокультурный) подход.
3. Подходы к типологии правовых семей в общей теории права и в уголовном праве
4. Типология уголовно-правовых систем Г.А. Есакова.
5. Западная уголовно-правовая традиция (англо-американское и континентальное уголовное право).
6. Мусульманская уголовно-правовая традиция.
7. Дальневосточная уголовно-правовая традиция (Китай; Япония).
8. Индусская уголовно-правовая традиция.
9. Системы обычного права и уголовное право.
10. Сквозные проблемы зарубежного и отечественного уголовного права и их краткая характеристика.
11. Материальные и процессуальные уголовно-правовые нормы: характер соотношения. Правовой силлогизм вины.
12. Смешанные (материально-процессуальные) институты в уголовной сфере: виды, особенности, правовое значение.
13. Наказание и некарательное воздействие: общее, различия, соотношение.
14. Субъект и объект в уголовно-правовой сфере: материально-правовая и процессуально-правовая сторона
15. Действие и субъект. Действие и бездействие. Альтернативные подходы к добровольному действию.
16. Причина и результат. Концепции причинной связи.
17. Умысел и неосторожность в их соотношении.
18. Релевантные и нерелевантные ошибки.
19. Основания защиты: необходимая оборона, личная и общая необходимость.
20. Совершение преступления и соучастие в нём.
21. Источники англо-саксонского уголовного права и уголовного права США.
22. Источники уголовного права в романо-германской правовой традиции (ФРГ, Франция).
23. Источники мусульманского уголовного права.
24. Источники уголовного права КНР.
25. Источники уголовного права Индии.
26. Источники уголовного права Японии. Японское уголовное право и уголовное право европейских государств: общее и отличия.
27. Источники уголовного права Республики Казахстан.
28. Источники уголовного права Республики Беларусь.
29. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
30. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по романо-германскому уголовному праву (ФРГ, Франция).
31. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния в мусульманском уголовном праве.
32. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву КНР.
33. Понятие преступления, виды преступлений, преступления и иные правонарушения по уголовному праву Индии.
34. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву Японии.
35. Понятие уголовного правонарушения, виды уголовных правонарушений и состав деяния по уголовному праву Республики Казахстан.
36. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву Республики Беларусь.
37. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
38. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по романо-германскому уголовному праву (ФРГ, Франция).
39. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по мусульманскому уголовному праву.
40. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву КНР.
41. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Индии.
42. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Японии.
43. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Республики Казахстан.
44. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Республики Беларусь.
45. Наказание и смежные с ним меры по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
46. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву ФРГ и Франции.
47. Наказание и смежные с ним меры в мусульманском уголовном праве.
48. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву КНР.
49. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Индии.
50. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Японии.
51. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Республики Казахстан.
52. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Республики Беларусь.
53. Основные институты Особенной части англосаксонского уголовного права и уголовного права США.
54. Основные институты Особенной части уголовного права ФРГ и Франции.
55. Основные институты Особенной части мусульманского уголовного права.
56. Основные институты Особенной части уголовного права КНР.
57. Основные институты Особенной части уголовного права Индии.
58. Основные институты Особенной части уголовного права Японии.
59. Основные институты Особенной части уголовного права Республики Казахстан.
60. Основные институты Особенной части уголовного права Республики Беларусь.

Критерии оценивания:
Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крылова Н.Е. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 3 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. АНГЛИЯ. США 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л1.2 Крылова Н.Е. - Отв. ред. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 3 Т. ТОМ 2. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ. ИТАЛИЯ. ЯПОНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Е. Крылова [и др.]; отв. ред. Н.Е. Крылова Уголовное право зарубежных стран в 3 т. Том 3. Особенная часть. – 5-е изд., перераб. и доп: Юрайт, 2022 www.biblio-online.ru/book/BF9DE008-FF1A-4DDC-8DD4-5AACC8C758AD
Л2.2 Крылова Н.Е. - Отв. ред. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 3 Т. ТОМ 3. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Уголовное право зарубежных стран (сравнительное уголовное право) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия предусмотрены рабочей программой дисциплины, порядок их проведения определяется преподавателем каждый раз самостоятельно исходя из целей дисциплины, а также целей и задач каждого занятия. При этом по мере необходимости и наличия возможности могут быть применены мультимедийные средства подачи материала.
Основной формой работы по дисциплине выступают семинарские (практические) занятия. Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.


Методические материалы по отдельным темам дисциплины.
Тема 1. Современные школы зарубежного уголовного права. Основные уголовно-правовые системы зарубежных стран. Сквозные проблемы.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо использовать знания об основных школах уголовного права из курса общей части Уголовного права, а также знания по теории государства и права относительно типологии правовых ситем и о правовых семьях. Сквозные проблемы представляют собой основополагающие идеи уголовного права зарубежных стран, пронизывающие различные правовые системы, независимо от их национальной принадлежности.
Тема 2. Источники уголовного права зарубежных стран.
Необходимо иметь представление о различных подходах к формированию системы источников уголовного права зарубежных стран, в т.ч. полностью кодифицированный с бланкетным законодательством, частично кодифицированный с наличием дополнительного уголовного права, некодифицированный; исключительно федеральное уголовное право (уголовное право унитарного государства); федеральное уголовное право с допущением частичного уголовно-правового регулирования субъектами федерации; закрепление на федеральном уровне только федеральных преступлений и широкая уголовная юрисдикция штатов. Также при подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться хотя бы с УК ФРГ и УК Франции.
Тема 3. Уголовное право в системе права в зарубежных странах.
Тема посвящена соотношению материального и процессуального уголовного права в различных правовых системах, а также различным пограничным институтам, имеющим смешанный характер - бремени доказывания, давности и т.п.
Тема 4. Учение о преступлении и о составе преступления по уголовному праву зарубежных стран.
Необходимо изучить подходы к определению уголовно наказуемого деяния в различных правовых системах, а также к закрепляемым видам таких деяний. Рассматривается также понятие преступления и основания вменения противоправности деяния. Изучению подлежит регламентация конструкции состава преступления, а также её отдельные субъективные и объективные элементы и признаки.
Тема 5. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран.
Необходимо проанализировать уголовно-правовое значение приготовления к преступлению, покушения на преступление и добровольного отказа от доведения преступления до конца по уголовному праву зарубежных стран. Рассматриваются также представление о соучастии в преступлении в различных правовых системах, акцессорная и самостоятельная теории ответственности соучастников, влияние характера и степени участия в преступлении на уголовно-правовые последствия такого участия. Также необходимо определенное внимание уделить доктрине сговора.
Тема 6. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран.
Рассматривается множественность преступлений как явление и понятие уголовного права зарубежных стран, её уголовно-правовое значение и влияние на меру уголовно-правовых последствий. Также необходимо проанализировать уголовно-правовое значение необходимой обороны и крайней необходимости, а также иных обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Тема 7. Проблемы учения о субъективной стороне по уголовному праву зарубежных стран. Релевантные и нерелевантные ошибки.
Необходимо рассмотреть умысел, неосторожность, отличия между ними, отличия осознанной и неосознанной неосторожности. Также в рамках этой темы анализируются релевантные и нерелевантные ошибки, их значение для решения вопроса об уголовной ответственности.
Тема 8. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран.
В этой теме изучаются основные черты наказания как главной меры уголовно-правового воздействия, её сущность, назначение и правовая регламентация в уголовном законодательстве зарубежных государств. Анализ системы наказания, видов и правил назначения также входит в состав этой темы.
Тема 9. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран.
Для получения полноценного представления об основных институтах особенной части уголовного права зарубежных стран, достаточно изучить следующие: Преступления против личных прав и свобод; Имущественные преступления; Должностные преступления; Посягательства на иные права и свободы. Преступления в сфере охраны здоровья населения, экологии и безопасности дорожного движения.