МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика и управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Сабына Е.Н.;к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Мищенко В.В.

Рабочая программа дисциплины
Политика и управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мищенко Виталий Викторович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Мищенко Виталий Викторович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексные знания о политике и управлении, сформировать умения и навыки эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-11 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего



3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-11.2. Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения в; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-11.3. Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. 1.1 Понятие и сущность государства. Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.2. 1.1 Понятие и сущность государства. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.3. 1.2.Государственная политика в системе государственного управления Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.4. 1.2.Государственная политика в системе государственного управления Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.5. 1.3 Права человека как цель политики и управления Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.6. 1.3 Права человека как цель политики и управления Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.7. 1.4 Зарождение теорий государственного управления Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.8. 1.4 Зарождение теорий государственного управления Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.9. 1.5 Современные концепции политического государственного управления Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
1.10. 1.5 Современные концепции политического государственного управления Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
Раздел 2.
2.1. 2.1 Система государственного управления в современной России Практические 3 6 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.2. 2.1 Система государственного управления в современной России Сам. работа 3 12 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.3. 2.2 Административная реформа в современной России Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.4. 2.2 Административная реформа в современной России Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.5. 2.3 Коррупция: сущность и основные стратегии противодействия Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.6. 2.3 Коррупция: сущность и основные стратегии противодействия Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.7. 2.4 Сущность местного самоуправления Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.8. 2.4 Сущность местного самоуправления Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.9. 2.5 Зарубежный опыт государственного управления Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.10. 2.5 Зарубежный опыт государственного управления Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.11. 2.6 Зарубежные модели местного самоуправления Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.12. 2.6 Зарубежные модели местного самоуправления Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.13. 2.7 Информационные технологии в процессе формирования и реализации государственной политики и управления. Электронное правительство Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2
2.14. 2.7 Информационные технологии в процессе формирования и реализации государственной политики и управления. Электронное правительство Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5, УК-11 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева В.М., Колеснева Е.А., Иншаков И.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Омельченко Н.А. - отв. ред. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Под ред. Сморгунова Л.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. УРОВНИ, ТЕХНОЛОГИИ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Под ред. Сморгунова Л.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. В. Востриков Государственная политика и управление: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Комаровский В.С. - отв. ред. ПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Едином образовательном портале "Политика и управление" portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
Э3 Президент России kremlin.ru
Э4 Государственная дума Федерального собрания РФ duma.gov.ru
Э5 Совет Федерации Федерального собрания РФ council.gov.ru
Э6 Правительство РФ government.ru
Э7 Официальный сайт Алтайского края portal.edu.asu.ru
Э8 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э9 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ), (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Электронная база данных справочной системы ГАРАНТ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.