МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории национальной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории национальной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Основы теории национальной безопасности» является формирование системы теоретических знаний об основных направлениях обеспечения национальной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-1 Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.





3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
ПК-4.3. Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории национальной безопасности
1.1. Введение в теорию национальной безопасности Лекции 4 4 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в теорию национальной безопасности Практические 4 4 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в теорию национальной безопасности Сам. работа 4 6 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Концепции национальной безопасности зарубежных стран Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Концепции национальной безопасности зарубежных стран Практические 4 4 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Концепции национальной безопасности зарубежных стран Сам. работа 4 7 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Основы правового обеспечения национальной безопасности России Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Основы правового обеспечения национальной безопасности России Практические 4 4 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Основы правового обеспечения национальной безопасности России Сам. работа 4 7 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Виды национальной безопасности России Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Виды национальной безопасности России Сам. работа 4 6 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Виды национальной безопасности России Практические 4 6 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.13. Международная безопасность Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.14. Международная безопасность Практические 4 4 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.15. Международная безопасность Сам. работа 4 7 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.16. Политика обеспечения национальной безопасности России Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.17. Политика обеспечения национальной безопасности России Практические 4 6 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.18. Политика обеспечения национальной безопасности России Сам. работа 4 6 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.19. Экзамен 4 27 УК-1, УК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9204

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В рамках какого научного подхода национальная безопасность рассматривается как система, состоящую из взаимосвязанных элементов, и позволяет рассматривать проблемы безопасности в комплексе?
а) формационного
б) структурного
в )кибернетического
г) системного
Ответ: г

Вопрос 2. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства, должны содержать:
а)реквизиты
б)требования
в)условия
г)идеи
Ответ: а


Вопрос 3. Термин «национальная безопасность» появился в:
а) 1894 г. в Австрийской империи
б) 1904 г. в США
в) 1914 г. в Великобритании
г) 1934 г. в Германии
Ответ: б

Вопрос 4. Один из основных принципов национальной экономической безопасности:
а) зависимость национальной экономики
б) стабильность национальной экономики
в) неустойчивые темпы роста национальной экономики
г) рост национальной экономики
Ответ: б

Вопрос 5. Общее руководство государственными органами обеспечения
безопасности в РФ осуществляет
а) ФСБ
б)ГД РФ
в) Президент РФ
г) Правительство РФ
Ответ: в

Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права:
б) правовой системы Израиля
в) правовой системы России
г) правовой системы Великобритании
д) правовой системы Франции
Ответ: в

Вопрос 7. Совет Безопасности РФ является
а) органом законодательной власти
б) органом судебной власти
в) органом исполнительной власти
г) конституционным совещательным органом
Ответ: г


Вопрос 8. Председателем Совета Безопасности РФ является:
а) Президент РФ
б) директор ФСБ РФ
в) Председатель ГД РФ
г) Генеральный прокурор РФ
Ответ: а

Вопрос 9. Главная организация, выполняющая миротворческую функцию в мире:
а) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
б) НАТО
в) Совет Безопасности ООН
г) БРИКС
Ответ: в

Вопрос 10.«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» утверждается
а) Постановлением Правительства РФ
б) Распоряжением Совета Безопасности РФ
в) судебный прецедент
г) Указом Президента РФ
Ответ: г

Вопрос 11.К стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации относится:
а) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала
б) оборона страны
в) государственная и общественная безопасность
г) все ответы верные
Ответ: г

Вопрос 12. Объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии - этоа)национальные приоритеты Российской Федерацииб) национальные интересы Российской Федерации в)Национальная идея Российской Федерацииг) Традиционные ценности Российской Федерации
Ответ: б

Вопрос 13. Важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации - этоа)национальные приоритеты Российской Федерацииб) национальные интересы Российской Федерации в)Национальная идея Российской Федерацииг) Традиционные ценности Российской Федерации
Ответ: а


Вопрос 14. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
а) жизнь, достоинство, права и свободы человека
б) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу
в) высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным
г) все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 15.Что представляет собой системный подход к обеспечению национальной безопасности?
а) Метод анализа, учитывающий взаимосвязи и влияние различных элементов системы
б) Подход, основанный исключительно на военных аспектах безопасности
в) Стратегия, фокусирующаяся исключительно на политических аспектах безопасности
г) Модель, игнорирующая роль экономической безопасности в национальной безопасности
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. ________________________ - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем
Ответ: системный подход

Вопрос 2. Кто согласно ФЗ «О безопасности» определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности.
Ответ: Президент РФ

Вопрос 3. ______________________ - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;
Ответ: угроза национальной безопасности

Вопрос 4. система ______________ национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
Ответ: обеспечения

Вопрос 5._________________ – состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции
Ответ: экономическая безопасность

Вопрос 6. _________________________ - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства
Ответ: информационная безопасность


Вопрос 7._________________________ - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Ответ: Традиционные ценности

Вопрос 8. ________________________________ – это специфическая составная часть национальной безопасности, включенная во все ее виды и представляющая собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни.
Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ?
Ответ: Духовно-нравственная безопасность

Вопрос 10. _______________________________ – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ответ: Экологическая безопасность

Вопрос 11. __________________– это состояние защищённости граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами прием-лемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения.
Ответ: Энергетическая безопасность

Вопрос 12. _______________________ - это устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внутренние и внешние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества.
Ответ: Политическая безопасность

Вопрос 13. __________________ - совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений
Ответ: социальная безопасность

Вопрос 14. __________________ - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в религиозной сфере.
Ответ: Религиозная безопасность

Вопрос 15. _____________________________ - это целостная система, объединяющая совокупность общественных отношений и правовых норм в целях обеспечения правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества, защиты личности, общества и государства от угроз в сфере миграционной политики.
Ответ: миграционная безопасность

Вопрос 16. ___________________________ - это состояние защищенности основных жизненно важных демовоспроизводственных процессов от реальных и потенциальных угроз
Ответ: Демографическая безопасность

Вопрос 17. ____________________________ - одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета -повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Ответ: продовольственная безопасность

Вопрос 18. __________________________ — состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантиру­ющие политическим субъектам их законную суверенность.
Ответ: международная безопасность

Вопрос 19. _________________________- состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, потребностей, интересов от опасных воздействий (физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, политических, экологических, медико-биологических, военных и т.д.).
Ответ: личная безопасность

Вопрос 20. ____________________ - составная часть национальной безопасности, состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз.
Ответ: военная/оборонная безопасность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В 1947 г., в условиях начавшейся «холодной войны», Конгресс США принял
а) Закон о национальной безопасности
б) Концепцию национальной безопасности
в) Белую книгу США
г) Стратегию национальной безопасности
Ответ: а
 
Вопрос 2.К постоянным членам Совета Безопасности ООН НЕ относится:
а)Германия
б)Россия
в)США
г)Великобритания
Ответ: а
 
Вопрос 3.Первая Стратегия национальной безопасности США появилась в:
а)1947
б)1967
в)1987
г)1997
Ответ: в
 
Вопрос 4. Концептуальные документы по национальной безопасности во Франции, Китае, Японии называются:
а)Белой книгой
б)Черной книгой
в)Красной книгой
г) Коричневой книгой
Ответ: а
 
Вопрос 5.Секретный документ о политике национальной безопасности Турции обычно называют
а)Белой книгой
б)Черной книгой
в)Красной книгой
г) Коричневой книгой
Ответ: в

Вопрос 6. Консультативный орган при президенте США для решения наиболее важных вопросов национальной безопасности и внешней политики называется :
а)Центральное разведывательное управление
б)Совет национальной безопасности
в)Агентство национальной безопасности
г) Комитет государственной безопасности
Ответ: б
 
Вопрос 7. Система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации - это
а) доктрина внешней политики
б) доктрина национальной безопасности
в)военная доктрина
г) ГТО
Ответ: в
 
Вопрос 8. Согласно ФЗ «О безопасности» основным принципом обеспечения безопасности НЕ является:
а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) законность;
в) принцип разделения властей;
г) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;:
Ответ: в
 
Вопрос 9. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет :
а)Президент РФ
б) Председатель Правительства РФ
в)Министр внутренних дел РФ
г) Директор ФСБ РФ
Ответ: а
 
Вопрос 10. Деятельность Совета Безопасности РФ осуществляется в форме .
а) сессии
б)заседаний и совещаний
в) собраний
д) круглых столов
Ответ: б
 
Вопрос 11. Действующим директором ФСБ РФ является
а) Дзержинский Ф.Э.
б) Степашин С.В.
в) Бортников А.В.
г) Патрушев Н.П.
 
Ответ: а
 
Вопрос 12. «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» утверждены а) ФЗ РФ б) Постановлением Правительства РФ в) Указом Президента РФ г) Решением Совета Безопасности РФ
 
Ответ: в
 
Вопрос 13.  Понятие национальной безопасности употребляется для обозначения:
а) безопасности определенной национальности;
б) безопасности определенной этнической группы;
в) гарантий прав этнического меньшинства;
г) безопасности общности, обладающей суверенитетом и государственностью. 
Ответ: г
 
Вопрос 14. Национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно
важных интересов:
а) личности;
б) общества;
в) государства;
г) личности, общества и государства.
Ответ: г
 
Вопрос 15. Нейтрализация внешних источников угроз целостности, суверенитету,
стабильности, интересам личности, общества и государства – содержание:
а) внешней безопасности;
б) внутренней безопасности;
в) экономической безопасности;
г) экологической безопасности.
Ответ: а
 
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
 
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
 
Вопрос 1.  __________________ – состояние защищённости жизненных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения верховенства права, баланса конституционных ценностей, конституционного строя.
Ответ: Конституционная безопасность
 
Вопрос 2.  _______________обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов. 
Ответ: Система

 
Вопрос 3. Правовую основу обеспечения безопасности Российской Федерации составляют _________________, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Ответ: Конституция РФ
 
Вопрос 4. Какой государственный орган формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию?
Ответ: Правительство РФ
 
Вопрос 5. Кто формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ?
Ответ: Президент РФ
 
Вопрос 6.  Какой внутренний ведомственный нормативно-правовой акт устанавливает основные правила организации деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации?
Ответ: Регламент ФСБ РФ
 
Вопрос 7. __________ ________________– это такое состояние человека, при котором в силу отсутствия опасности или защищенности ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому, его возможностям функционировать и развиваться как биологическому и социально-духовному существу.
Ответ: Безопасность личности
 
Вопрос 8. Как называется федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации?
Ответ: ФСБ России

Вопрос 9.  __________________ - определенный способ понимания, трактовки кого-либо предмета, явления, процесса, основанный на точке зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения
Ответ: концепция
 
Вопрос 10. ___________ — систематизированное учение, концепция, совокупность принципов. Часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком догматизма
Ответ:доктрина
 
Вопрос 11. _____________________ - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы
Ответ: военная опасность
 
Вопрос 12. военная ____________ - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников;
Ответ: политика

Вопрос 13. Согласно Военной доктрине РФ, решение о применении ядерного оружия принимается ______________________
Ответ: Президентом РФ
 
Вопрос 14. ________________ – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.
Ответ: Коррупция
 
Вопрос 15. Право ____________________ – система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения несанкционированного применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений.
Ответ: международной безопасности
 
Вопрос 16. _______________ – разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан
Ответ: Религиозный экстремизм
 
Вопрос 17. ___________ – какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путём, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество в его совершении, подстрекательство к нему, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.
Ответ: Сепаратизм

Вопрос 18.Экологический ______________– вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного
и техногенного характера.
Ответ: риск
 
Вопрос 19.  Политический _______________ - это направление в политике и теории международных отношений, которое основывается на идее, что государство является основным участником на международной арене и стремится реализовать свои национальные интересы и установить баланс сил.
Ответ: реализм
 
Вопрос 20. Как называется свойство официального документа по национальной безопасности вызывать правовые последствия?
Ответ: юридическая сила
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Правовую основу обеспечения безопасности РФ составляет:
а) Конституция РФ
б) Федеральный закон «О безопасности»
в) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
г) все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 2. Основной законодательной палатой Федерального Собрания РФ является:
а) Государственная Дума
б) Совет Федерации
в) Аппарат Государственной Думы
г) Правительство РФ
Ответ: а

Вопрос 3. Что НЕ является принципом правотворчества?
а) демократизм
б) равноправие
в) законность
г) научный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»?
а) правотворчество шире, чем законотворчество
б) являются синонимами
в) правотворчество уже, чем законотворчество
г) вне ответы неправильные
Ответ: а

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Что является заключительным этапом правотворческого процесса?
а) законодательная инициатива
б) разработка законопроекта
в )принятие нормативно-правового акта
г) официальное опубликование документа
Ответ: г

Вопрос 7. Монополия на правотворчество рассматривается как признак
а) ООН
б) армии
в) народа
г) государства
Ответ: г

Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов НЕ относится к подзаконным:
а) Конституция;
б) указ президента;
в) постановление правительства;
г) приказ министра.
Ответ: а

Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу:
а) законы;
б) указы;
в) постановления;
г) распоряжения.
Ответ: а

Вопрос 10. Что НЕ относится к источникам права?
а) нормативно-правовой акт
б) законопроект
в) судебный прецедент
г) правовой обычай
Ответ: б

Вопрос 11.Что не является нормативно-правовым актом?
а) решение профсоюзного комитета
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные
Ответ: а

Вопрос 12.Что является формой права?а) разновидность праваб) внешнее выражение права в) процесс создание праваг) соблюдение права
Ответ: б

Вопрос 13. Какой из источников права является результатом правотворчества?
а) правовая доктрина;
б) правовой обычай;
в) нормативно-правовой акт;
г) принцип международного права
Ответ: в

Вопрос 14. Какой из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ обладает правом законодательной инициативы?
а) сенаторы Совета Федерации
б) депутаты Государственной Думы РФ
в) Верховный Суд РФ
г) генеральный прокурор РФ
Ответ: г

Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Постановление Правительства РФ
б) Указ Президента РФ
в) Постановление Администрации Алтайского края
г) Приказ директора юридического института АлтГУ
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
 
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой государственный орган принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности?
Ответ: Государственная Дума РФ

Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом?
Ответ: нет (не является)

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы?
Ответ: На законы и подзаконные акты

Вопрос 6. Назовите правовую семью, в которой нормативно-правовой акт является основным источником права?
Ответ: романо-германская правовая семья

Вопрос 7.В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. Принцип ____________как принцип правотворчества – это открытость процесса принятия нормативно-правового акта для общества.Ответ: гласности
Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ?
Ответ: Постановления

Вопрос 10. Федеральное Собрание является представительным и _______________органом Российской Федерации.
Ответ: законодательным

Вопрос 11. Правительство относиться к ____________ ветви власти, но может принимать нормативно-правовые акты.
Ответ: исполнительной

Вопрос 12. Правительство Российской Федерации принимает ______________ и распоряжения
Ответ: постановления

Вопрос 13. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ вопрос регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина находится в ведении ______________________
Ответ: Российской Федерации

Вопрос 14. Как называет законодательный орган Алтайского края?
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 15. Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ, указами, распоряжениями и ____________Президента РФ.
Ответ: поручениями

Вопрос 16. ______________ государственные органы – органы, осуществляющие свою деятельность в какой-либо определенной сфере (министерства, службы, агентства)
Ответ: Специальные

Вопрос 17. _________________государственные органы – органы, решения которых принимаются законодательно установленным количеством голосов членов данного органа
Ответ: коллегиальные

Вопрос 18. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ?
Ответ: Государственная Дума и Совет Федерации

Вопрос 19. Кем могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ РФ, указам и распоряжениям Президента РФ?
Ответ: Президентом РФ

Вопрос 20. Какой государственный орган рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Ответ: Совет Федерации РФ

 
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Что такое объект и предмет теории национальной безопасности?
Вопрос 2. Охарактеризуйте кратко историю теории национальной безопасности?
Вопрос 3. Раскройте методологические основы теории национальной безопасности.
Вопрос 4. В чем состоит сущность и содержание понятия «национальная безопасность»?
Вопрос 5. Дайте определения и сравните понятия «опасность» и «угроза».
Вопрос 6. Охарактеризуйте «стабильность», «устойчивость», «защищённость», «ущерб», «национальные интересы» как категории национальной безопасности.
Вопрос 7. В чем состоят национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты?
Вопрос 9. Дайте характеристику зарождения и формирования законодательства о национальной безопасности за рубежом?
Вопрос 10. Охарактеризуйте виды и особенности современных зарубежных концептуальных документов в сфере национальной безопасности.
Вопрос 11. Дайте характеристику конституционным основам национальной безопасности России.
Вопрос 12. Охарактеризуйте структуру и содержание ФЗ «О безопасности».
Вопрос 13. Дайте характеристику стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Вопрос 14. Назовите и дайте общую характеристику основным видам национальной безопасности.
Вопрос 15. Дайте общую характеристику системе обеспечения национальной безопасности России.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Какие существуют угрозы национальным интересам Российской Федерации, реализуемые в информационной сфере? Приведите примеры внутренних и внешних источников угроз в этой сфере.
Вопрос 2. Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза». Приведите примеры их использования в сфере национальной безопасности.
Вопрос 3. Проанализируйте военно-стратегическую безопасность современной России. В чем специфика нового этапа в военных доктринах ведущих государств и международных организаций? Каково современное состояние и тенденции развития вооруженных сил?
Вопрос 4. Дайте характеристику внешнеполитическим аспектам национальной безопасности современной России. Ответ должен раскрыть следующие составляющие: силовые и не силовые факторы в контексте международных отношений РФ; страны
Запада и их союзники сквозь призму безопасности России: противники или партнеры; фактор «третьего мира» в системе безопасности РФ.
Вопрос 5. Дайте понятие и охарактеризуйте пограничную безопасность РФ. В ответе остановитесь на таких проблемах как: «старые» и «новые» границы России и правовой статус и режим охраны.
Вопрос 6. Дайте оценку влияния цифровых технологий на национальную безопасность. Существуют ли на ваш взгляды пробелы в российском законодательстве в сфере кибербезопасности?
Вопрос 7. Гражданин Сидоров отправил законопроект, связанный с вопросами национальной безопасности, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Будет ли он принят к рассмотрению?
Вопрос 9. В какие статьи Конституции РФ , имеющие отношение к национальной безопасности, можно внести поправки?
Вопрос 10. В чьем ведении в соответствии Конституции РФ находиться вопросы связанные с безопасностью?
Вопрос 11. Депутат АКЗС Федор П. внес в АКЗС законопроект «Об обороне и безопасности Алтайского края». Почему данный законопроект был отклонен?
Вопрос 12. Президент РФ не подписал принятый федеральный закон, связанный с национально безопасностью, сославшись на то, что Регламент Государственной Думы, на основании которого был принят закон, не соответствует Конституции РФ. Оцените сложившуюся ситуацию.
Вопрос 13. Губернатор издал постановление по вопросам региональной безопасности, не соответствующее законам РФ. Главный федеральный инспектор по Красноярскому краю обязан: приостановить постановление, отменить его, обратиться в Конституционный Суд РФ, либо информировать Президента РФ и тот в свою очередь своим Указом отменит это постановление?
Вопрос 14. Дайте общую характеристику последней по времени Стратегий национальной безопасности США. Охарактеризуйте отношение к Российской Федерации, исходя их количественного и качественной анализа данного документа.
Вопрос 15. Дайте общую характеристику Совета Безопасности Российской Федерации. Может ли он принимать нормативно-правовые акты?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности: Учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. Правовое обеспечение национальной безопасности: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс moodle Осноые теории национальной безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru
Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru
Правительство РФ www.government.gov.ru www.government.gov.ru
Совет Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс предназначен для выработки комплексных представлений о системе национальной безопасности в России, формах, способах обеспечения национальной безопасности.
В качестве задач курса «Основы теории национальной безопасности» выделяются следующие:
– формирование у обучающихся чётких представлений о системе национальной безопасности;
– выработка у студентов понимания сущности правовых мер, принимаемых в целях обеспечения национальной безопасности;
– освоение студентами содержания основных институтов и понятий теории
национальной безопасности;
– формирование у обучающихся представлений об основных способах,формах и методах защиты нарушенных прав и законных интересов.
1.1. Занятия по дисциплине «Основы теории национальной безопасности» проводятся в юридическом институте.
1.2. Занятия проводятся в рамках специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
1.3. На семинарские занятия выносятся, в первую очередь, темы, наиболее проблемные и сложные для понимания, требующие активного обсуждения и групповой работы. Большинство тем не охватывается содержанием лекций. Некоторые темы семинарских занятий предполагают решение задач и обсуждение этого решения, что в целом способствует формированию практических навыков студентов по применению антропологических знаний к конкретным жизненным ситуациям. В целом, тематика семинарских занятий обусловлена содержанием дисциплины.
1.4. Учебным планом на семинарские занятия отводится 28 часов для дневного отделения.
1.5. Темы семинарских занятий полностью соответствуют программе курса, методологически ею обусловлены.
1.6. При формулировании вопросов разработчик исходил, во-первых, из потребности заинтересовать студентов в обсуждении той или иной проблемы теории национальной безопасности, во-вторых, из возможности организовать рассмотрение вопроса в интерактивной форме, в форме деловой игры или диспута, а также исходя из значимости изучения вопроса для наиболее полного усвоения материала темы, и дисциплины в целом. Ряд вопросов предполагают освоение основ дисциплины, их знание проверяется в форме письменной самостоятельной работы. Максимальное количество баллов, которые может получить студент на одном семинарском занятии, равняется пяти.
1.7. Общая цель проведения семинарских занятий – углубить и расширить знания студентов в области юридической антропологии, усовершенствовать навыки применения правовых норм, а также аргументации своей точки зрения, формулирования вопросов, подготовки ответов на них, дискуссии и т.п.
1.8. Источники, рекомендованные для подготовки к семинарским занятиям в общем списке основной и дополнительной литературы, наиболее полно освещают содержание дисциплины. Они доступны к скачиванию с Интернет-сайтов, имеются в библиотеке, и представляют собой фундаментальные научные труды в области юридической антропологии. Без изучения этих источников не сформируется представление о проблемах данной учебной дисциплины.
1.9. Контроль по итогам изучения дисциплины «Основы теории национальной безопасности» проводится в форме экзамена.