МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 30 30 75 75 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Васильев А.А.;к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам юридического института овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Каждый юрист, независимо от того, где он работает – в суде, адвокатуре, прокуратуре либо ином государственном или общественном учреждении /предприятии/ – постоянно оперирует в своей практической деятельности данными науки теории государства и права. Знание закономерностей, выявленных этой наукой, позволяет осуществлять правотворческий и правоприменительный процессы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-1.3 Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-5Способен профессионально толковать нормы права
ОПК-5.1 Знает виды и способы толкования правовых норм.
ОПК-5.2 Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
ОПК-5.3 Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.
ОПК-6Способен письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу и осуществлять профессиональное представительство в судах (иных органах власти)
ОПК-6.1 Знает основные правила юридической аргументации.
ОПК-6.2 Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу.
ОПК-6.3 Владеет навыками противодействия недопустимым приемам юридической аргументации.
ПК-2Способен разрабатывать проекты нормативных правовых актов в соответствии с профилем профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2 Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-5.1. Знает виды и способы толкования правовых норм.
ОПК-6.1. Знает основные правила юридической аргументации.
ПК-2.1. Знает стадии правотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-5.2. Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
ОПК-6.2. Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу.
ПК-2.2. Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-5.3. Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.
ОПК-6.3. Владеет навыками противодействия недопустимым приемам юридической аргументации.
ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Понятие и сущность государства
2.1. Происхождение государства и права Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Происхождение государства и права Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Происхождение государства и права Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1
2.4. Понятие государства Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Понятие государства Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие государства Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Типология государств Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Типология государств Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Типология государств Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Содержание государства
3.1. Государственная власть Лекции 1 0 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственная власть Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Государственная власть Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Функции государства Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Функции государства Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Функции государства Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Форма государства
4.1. Форма государства Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Форма государства Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Форма государства Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Механизм государства Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
4.5. Механизм государства Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Механизм государства Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Понятие и сущность права
5.1. Понятие права Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие права Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Понятие права Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
5.4. Правовая система общества Лекции 1 0 Л2.1, Л1.1
5.5. Правовая система общества Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
5.6. Правовая система общества Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Содержание права
6.1. Право в системе социального регулирования Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Право в системе социального регулирования Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Право в системе социального регулирования Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
6.4. Правосознание и правовая культура Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
6.5. Правосознание и правовая культура Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
6.6. Правосознание и правовая культура Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Форма права
7.1. Внутренняя форма права (система права) Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Внутренняя форма права (система права) Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
7.4. Внешняя форма права Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.5. Внешняя форма права Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.6. Внешняя форма права Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Механизм правового регулирования
8.1. Механизм правового регулирования Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
8.2. Механизм правового регулирования Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
8.3. Механизм правового регулирования Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
8.4. Правотворчество Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
8.5. Правотворчество Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
8.6. Правотворчество Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
8.7. Норма права Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
8.8. Норма права Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
8.9. Норма права Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
8.10. Правоотношение Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
8.11. Правоотношение Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
8.12. Правоотношение Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
8.13. Реализация права Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
8.14. Реализация права Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
8.15. Реализация права Сам. работа 2 7 Л2.1, Л1.1
8.16. Толкование права Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
8.17. Толкование права Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
8.18. Толкование права Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Правонарушение и юридическая ответственность
9.1. Правонарушение и юридическая ответственность Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
9.3. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Национальный и мировой правопорядок
10.1. Национальный и мировой правопорядок Лекции 2 0 Л2.1, Л1.1
10.2. Национальный и мировой правопорядок Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
10.3. Национальный и мировой правопорядок Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Экзамен
11.1. Экзамен Экзамен 2 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Для какой правовой семьи характерны следующие признаки: наличие писаного права, единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также деление системы права на отрасли?
2. Для какой правовой семьи характерны следующие признаки: доминирование прецедента среди всех других источников права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права?
3. Назовите способ восполнения пробелов в праве, при котором к спорным правоотношениям применяется нормативный правовой акт, регулирующий смежные правоотношения.
4. Назовите способ восполнения пробелов в праве, при котором решение по делу выносится на основе общих принципов права.
5. Назовите источник (форму) права, характерную для традиционных правовых систем.
6. Назовите источник (форму) права, наиболее харакретрный (основной) для российской правовой системы.
7. Назовите вид толкования права (по объему), при котором словесное выражение шире содержания действительного смысла нормы.
8. Дайте определение толкования права.
9. В чем своеобразие доктринального толкования в сравнении с толкованием обыденным или профессиональным?
10. Перечислите три вида толкования, выделяемые с точки зрения действительного содержания и буквальной формулировки нормы права.
11. Дайте определение правовой коллизии.
12. Являются ли религиозные тексты формой (источником) права в РФ?
13. Дайте определение правотворчества.
14. В Древнем Риме ссылка на этот источник права считалась обязательной. В российской практике, по общему правилу, данный источник не используется при вынесении решений по делу. Однако в ст. 1191 Гражданского кодекса РФ отмечается, что указанный источник используется при применении иностранного права с целью установления содержания и толкования его норм в соответствующем иностранном государстве. Назовите источник права.
15. Что означает принцип гласности как принцип правотворчества?
16. Назовите нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу в РФ.
17. Назовите федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый законодательным органом Российской Федерации.
18. Что такое законотворчество?
19. Назовите виды нормативных правовых актов по юридической силе?
20. Что такое правовое регулирование?
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Можно ли восполнить пробелы уголовного права с помощью аналогии закона и аналогии права?
2. Часть 1 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону». Означает ли это, что судьи не подчиняются ФКЗ и подзаконным актам?
3. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Какой способ толкования использовался в данном случае?
4. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму?
5. Статья 105 УК РФ гласит: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти... наказывается...». Преобразуйте этот текст с точки зрения законов формальной логики.
6. Проиллюстрируйте значение расстановки знаков препинания и грамматического способа толкования в части понимания нормы права на примере выражения «Казнить нельзя помиловать».
\7. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно?
8. Перед вами Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". Что за вид толкования осуществил Конституционный Суд РФ?
9. В случае противоречия Международным договором, не ратифицированным РФ, и актами органов государственной власти РФ, чем должен руководствоваться правоприменитель?
10. Может ли министр издать акт, в котором разъясняет изданный им ранее Приказ?
11. Исковое заявление было оставлено судом без движения ввиду наличия в нем многочисленных грамматических ошибок, не препятствующих уяснению содержания исковых требований. По мнению истца, определение суда об оставлении без движения искового заявления незаконно. Прав ли истец?
12. Допущена ли юридико-техническая ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
13. Какое технико-юридическое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в вышестоящем нормативно-правовом акте?
14. Укажите суть технико-юридической ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
15. 5 ноября 1999 года Алтайским краевым Законодательным Собранием был принят Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц. Со дня вступления этого Кодекса в силу были признаны утратившими силу законы Алтайского края "О выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания", "О краевом референдуме" "О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Алтайском крае" и др. Какой вид систематизации был осуществлен в данном случае?
16. Определите видовую принадлежность Устава Алтайского края (по критерию юридической силы).
17. Можно ли договор купли-продажи кондитерской фабрики, заключенный между двумя индивидуальными предпринимателями, отнести к договорам с нормативным правовым содержанием?
18. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
20. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работы:
1. Рецепция права.
2. Правонарушение: социальные и юридические аспекты.
3. Юридическая ответственность: понятие, виды.
4. Толкование права: понятие, виды, способы.
5. Юридические факты: понятие, классификация.
6. Преемственность в праве.
7. Происхождение права и государства.
8. Понятие государства: основные подходы.
9. Понятие правовой культуры.
10. Понятие права: основные концепции.
11. Механизм государства: понятие, структура, принципы функционирования.
12. Функция охраны правопорядка в системе функций современного государства.
13. Коллизионное правовое регулирование: понятие, структура.
14. Принципы юридической ответственности: понятие, классификация.
15. Закон как форма права.
16. Правовой прецедент как источник права.
17. Систематизация законодательства: понятие, формы.
18. Принципы права: понятие, классификация.
19. Правовые системы современности: понятие, виды.
20. Толкование актов индивидуального правового регулирования.
21. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии.
22. Правовая реформа: понятие, направления, стадии.
23. Нормы права: понятие, структура, классификация.
24. Право в системе социального регулирования.
25. Правотворчество: понятие, виды, стадии.
26. Нормативно-правовые акты: понятие, виды.
27. Нетипичные формы государства: понятие, виды.
28. Правовой обычай как источник права.
29. Правовое и социальное государство.
30. Юридическая техника: общетеоретическая характеристика.
31. Система права: понятие, структура.
32. Противоречия в праве.
33. Эффективность правового регулирования.
34. Стабильность и динамизм в праве.
35. Государствопонимание: основные подходы.
36. Правоотношение: понятие, виды.
37. Эволюция формы российского государства.
38. Правовая доктрина как источник права.
39. Методологические проблемы правоведения.
40. Общество, государство, личность: проблема приоритета.
41. Реальность демократии в условиях рыночной экономики.
42. Традиции российской государственности.
43. Принцип разделения властей: понятие, эволюция.
44. Процесс деидеологизации в государственно-правовой сфере.
45. Роль многопартийности в обеспечении стабильности правосудия.
46. Государство в условиях глобализации.
47. Переходное государство и право.
48. Творческая роль права.
49. Право и технический прогресс.
50. Защита интересов в праве.
51. Коллизии в праве.
52. Пограничные правовые институты.
53. Систематизация законодательства: понятие, формы.
54. Юридическая техника.
55. Правовые технологии.
56. Юридическая практика.
57. Юридическая деятельность, юридический процесс, юридическая процедура.
58. Юридическая этика.
59. Проблемы систематизации законодательства.
60. Юридическая догма.
61. Правовые презумпции.
62. Аналогия закона и аналогия права.
63. Интерпретационные акты.
64. Правовые акты, правовые документы: характер соотношения.
65. Правовые мотивы.
66. Объективное и субъективное в праве.
67. Правопритязания как общетеоретическая категория.
68. Фактический состав: понятие, разновидности.
69. Юридическое состояние.
70. Стадии правоприменения.
71. Стадии правотворчества.
72. Понятие правовой системы.
73. Принципы права: понятие, классификация.
74. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
75. Содержание государства.
76. Пробелы в праве.
77. Правовая реформа: понятие, стадии.
78. Государственная власть и коррупция.
79. Содержание права.
80. Динамизм правотворчества.
81. Принцип «дозволено все, что не запрещено законом» и его последствия.
82. Право и справедливость. Государственная власть и местное самоуправление.
83. Правовое регулирование в условиях чрезвычайных ситуаций.
84. Правовые средства управления кризисными ситуациями.
85. Законность и целесообразность: проблема соотношения.
86. Социальное и демократическое государство.
87. Соотношение права, власти и собственности.
88. Социальная ценность государства и права.
89. Неофициальное толкование.
90. Гражданский долг и позитивная юридическая ответственность.
91. Юридическая ответственность и юридические санкции: проблемы соотношения.
92. Свобода и ответственность.
93. Естественные права человека.
94. Права индивида, обществ, наций и корпораций: проблема закрепления и защита.
95. Критерии правомерного поведения.
96. Понятие философии права.
97. Понятие психологии права.
98. Понятие социологии права.
99. Правовая культура: понятие, пути повышения.
100. Деформации законности: понятие, классификация.
101. Правовые фикции.
102. Правовые аксиомы.
103. Правовые средства: понятие, классификация.
104. Право и закон.
105. Государство и право переходного периода.
106. Злоупотребление правом: понятие, разновидности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Для какой правовой семьи характерны следующие признаки: наличие писаного права, единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также деление системы права на отрасли?
2. Для какой правовой семьи характерны следующие признаки: доминирование прецедента среди всех других источников права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права?
3. Назовите способ восполнения пробелов в праве, при котором к спорным правоотношениям применяется нормативный правовой акт, регулирующий смежные правоотношения.
4. Назовите способ восполнения пробелов в праве, при котором решение по делу выносится на основе общих принципов права.
5. Назовите источник (форму) права, характерную для традиционных правовых систем.
6. Назовите источник (форму) права, наиболее харакретрный (основной) для российской правовой системы.
7. Назовите вид толкования права (по объему), при котором словесное выражение шире содержания действительного смысла нормы.
8. Дайте определение толкования права.
9. В чем своеобразие доктринального толкования в сравнении с толкованием обыденным или профессиональным?
10. Перечислите три вида толкования, выделяемые с точки зрения действительного содержания и буквальной формулировки нормы права.
11. Дайте определение правовой коллизии.
12. Являются ли религиозные тексты формой (источником) права в РФ?
13. Дайте определение правотворчества.
14. В Древнем Риме ссылка на этот источник права считалась обязательной. В российской практике, по общему правилу, данный источник не используется при вынесении решений по делу. Однако в ст. 1191 Гражданского кодекса РФ отмечается, что указанный источник используется при применении иностранного права с целью установления содержания и толкования его норм в соответствующем иностранном государстве. Назовите источник права.
15. Что означает принцип гласности как принцип правотворчества?
16. Назовите нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу в РФ.
17. Назовите федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый законодательным органом Российской Федерации.
18. Что такое законотворчество?
19. Назовите виды нормативных правовых актов по юридической силе?
20. Что такое правовое регулирование?
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Можно ли восполнить пробелы уголовного права с помощью аналогии закона и аналогии права?
2. Часть 1 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону». Означает ли это, что судьи не подчиняются ФКЗ и подзаконным актам?
3. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Какой способ толкования использовался в данном случае?
4. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму?
5. Статья 105 УК РФ гласит: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти... наказывается...». Преобразуйте этот текст с точки зрения законов формальной логики.
6. Проиллюстрируйте значение расстановки знаков препинания и грамматического способа толкования в части понимания нормы права на примере выражения «Казнить нельзя помиловать».
\7. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно?
8. Перед вами Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". Что за вид толкования осуществил Конституционный Суд РФ?
9. В случае противоречия Международным договором, не ратифицированным РФ, и актами органов государственной власти РФ, чем должен руководствоваться правоприменитель?
10. Может ли министр издать акт, в котором разъясняет изданный им ранее Приказ?
11. Исковое заявление было оставлено судом без движения ввиду наличия в нем многочисленных грамматических ошибок, не препятствующих уяснению содержания исковых требований. По мнению истца, определение суда об оставлении без движения искового заявления незаконно. Прав ли истец?
12. Допущена ли юридико-техническая ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
13. Какое технико-юридическое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в вышестоящем нормативно-правовом акте?
14. Укажите суть технико-юридической ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
15. 5 ноября 1999 года Алтайским краевым Законодательным Собранием был принят Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц. Со дня вступления этого Кодекса в силу были признаны утратившими силу законы Алтайского края "О выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания", "О краевом референдуме" "О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Алтайском крае" и др. Какой вид систематизации был осуществлен в данном случае?
16. Определите видовую принадлежность Устава Алтайского края (по критерию юридической силы).
17. Можно ли договор купли-продажи кондитерской фабрики, заключенный между двумя индивидуальными предпринимателями, отнести к договорам с нормативным правовым содержанием?
18. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
20. Что может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: для ВУЗов Дело, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Теория государства и права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Теория государства и права» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Теория государства и права» производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение учебного года.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (эссе, рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
В конце изучения дисциплины в первом семестре студенты сдают зачет. Зачёт выставляется преподавателем, проводившим практические, семинарские или лабораторные занятия в группе, на последнем занятии по итогам работы в семестре с учётом результатов текущего контроля успеваемости. Зачет оценивается по бинарной шкале «зачтено / не зачтено».
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.