МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Римское частное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., зав.каф, Т.А.Филиппова

Рецензент(ы):
ст.препод, А.А.Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Римское частное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В настоящее время интерес к дисциплине «Римское частное право» возрос. Поскольку обращение к истокам всемирной правовой культуры – это веление времени.
Гражданское право России содержит немало фундаментальных понятий, разработанных римскими юристами и успешно применяемых ими для регулирования имущественных отношений, основанных на праве частной собственности. Становится очевидным, что подготовка специалистов в области юриспруденции невозможна без глубокого изучения и освоения основ римского права. Именно с изучения этого курса магистрант-юрист постигает азы современной цивилистики и входит в мир правовой науки в целом.
Римское частное право, как учебная дисциплина, представляет собой понятийно-гносеологическую основу современной цивилистики.
При изучении данной дисциплины упор, главным образом, делается не на усвоение конкретных правил и норм римской казуистики (хотя в определенных пределах и они должны быть известны магистрантам), а на изучение общих юридических категорий и понятий. При этом магистранты должны изучить метод юридического рассуждения, основанный римскими юристами. Кроме того, магистрант должен получить навыки разрешения конкретных юридических казусов и задач, предложенных к планам семинарских занятий. Содержание этих заданий и казусов заимствовано из Дигест Юстиниана, Институций Гая, из сочинений романистов, в частности, З.М. Черниловского.
Основной целью курса является профессиональная подготовка специалистов гражданско-правовой специализации, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений римского права, отраженных в частном праве других правовых систем. Именно с изучения данной дисциплины магистрант входит в мир современной цивилистики.
Задачами курса «Римское частное право» являются: освоение понятийного аппарата римского частного права как необходимой основы для дальнейшего изучения курсов цивилистической направленности, воспитание у магистрантов правовой культуры, формирование навыков сравнительного правоведения на примерах анализа отдельных институтов римского частного права и современного гражданского законодательства, формирование навыков правового мышления, воспитание у них правовой культуры и повышение профессионализма. Одна из задач курса состоит в том, чтобы выработать у изучающего римское право юридическое мировоззрение, т.е. способность видеть тот или иной факт (явление) через призму права, в его юридической квалификации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, его цели и даже духу права. При изучении курса магистрант должен освоить знания, которые являются теоретической базой, для дальнейшего изучения юриспруденции, в частности:
1. Освоить понятийный аппарат римского права.
2. Понять основы римской казуистики, в целях правильного понимания сущности различных спорных ситуаций в сфере имущественного оборота и приобрести навыки их разрешения.
3. На примерах рецепции римского частного права приобрести навыки сравнительного правоведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в рамках своей профессиональной деятельности
ПК-6.1 Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
ПК-6.2 Умеет давать квалифицированные заключения в рамках своей профессиональной деятельности.
ПК-6.3 Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы римского права
1.1. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права. Рецепция римского права Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники римского права(обычное право и закон; деятельность юристов) Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Источники римского права(обычное право и закон; деятельность юристов) Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Иски. Виды судебных производств по частным спорам Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Иски. Виды судебных производств по частным спорам Сам. работа 4 5 Л2.1, Л1.1
1.8. Субъекты римского права (правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Субъекты римского права(правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Субъекты римского права(правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Семейное право Древнего Рима. Римская семья Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Семейное право Древнего Рима. Римская семья Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Вещные права
2.1. Вещные права. Содержание права частной собственности Лекции 4 6 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие и содержание права частной собственности Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Вещные права. Содержание права частной собственности Сам. работа 4 5 Л2.1, Л1.1
2.4. Права на чужие вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Права на чужие вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Обязательственное право
3.1. Обязательственное права. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Обязательственное права. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Обязательственное право. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
3.4. Договоры Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
3.5. Договоры Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
3.6. Отдельные виды договоров Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
3.7. Обязательства как бы из договоров (квазидоговоры) Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
3.8. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
3.9. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Наследственное право Древнего Рима
4.1. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине:

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2698
Текущий контроль по учебной дисциплине
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Задание-упражнение проблемно-исследовательского характера
1. Цель: Упражнение исследовательского характера, задание на анализ проблем и формирование собственного авторского мнения студентов по поставленным вопросам. Проверка сформированности умения правильно искать и анализировать учебный материал и материал дополнительных источников.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Общая характеристика римского частного права. Источники римского права. Иски. Виды судебных производств по частным спорам. Субъекты римского права. Семейное право Древнего Рима
3. Проверяемые компетенции (код): УК-1, УК-5, ПК-6
4.Индикаторы достижения: УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории. УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов. УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений. УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности. УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия. ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности. ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению
5.Пример оценочного средства:
Индивидуальные письменные работы (мини-исследования, эссе) по следующим темам:
1-й вариант: "Рецепция римского права в странах Западной Европы и России"
2-й вариант: "Влияние римского права на гражданский кодекс РФ"
3-й вариант: "Цель изучения римского частного права в качестве учебной дисциплины по программе "Юриспруденция"
6.Критерии оценивания:
• «5» мини-исследование выполнено полностью: приведен анализ учебной и дополнительной литературы по поставленному вопросу, сформулированы авторские выводы, мини-исследование проведено, создан развёрнутый обоснованный ответ в рамках поставленной темы.
• «4» – мини-исследование выполнено полностью, однако есть несущественные недочёты: приведен анализ учебной и дополнительной литературы по поставленному вопросу, но дана неполная аргументация собственной точки зрения по существу поставленных вопросов; мини-исследование проведено, но развёрнутый обоснованный ответ в рамках поставленной темы неполон.
• «3» – мини-исследование выполнено частично: приведен анализ учебной литературы, но дано неполное и неаргументированное доказательство собственной точки зрения по существу поставленных вопросов; мини-исследование неполно, дан схематичный, формальный ответ в рамках поставленной темы.
• «2» – задание не выполнено.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Практическое задание.
1. Цель: Практическое задание – задание, построенное на моделировании реальной правовой ситуации в процессе учебной деятельности с использованием текстового материала. Проверка сформированности умений и навыков, указанных качестве индикаторов соответствующих компетенций, для решения задач профессиональной деятельности, а также проверка умений осуществлять поиск необходимой теоретической и (или) практической информации для выполнения практического задания.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Общая характеристика римского частного права. Источники римского права. Иски. Виды судебных производств по частным спорам. Субъекты римского права. Семейное право Древнего Рима
3. Проверяемые компетенции (код): УК-1, УК-5, ПК-6
4. Индикаторы достижения: УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории. УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов. УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений. УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности. УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия. ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности. ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению

5.Пример оценочного средства:
Примеры заданий открытого типа.
1.Что лежало в основе деления римского права на публичное и частное?
2. Что представляла собой система частного права
3. Назовите периоды развития частного права в Риме
4. Из каких частей состояла кодификация Юстиниана
5.Назовите виды интердиктов, направленных на удержание владения
6. Что включало в себя вещное право
7. В каких странах наиболее значительно была произведена рецепция римского частного права
8. Приведите примеры памятников права, в которых применялось римское частное право.
9. Какие вещи относились к манципируемым вещам
10. Какие права включались в правомочия собственника
11. Назовите первоначальные основания приобретения права собственности
12. Назовите производные основания приобретения права собственности
13. Виндикационный иск-это
14.Негаторный иск -это
15.Что относилось к правам на чужие вещи
16. Сервитут-это
17. Назовите формы залога
18. Вольноотпущенник-это
19. Что такое исковая давность
20. Что означало понятие "право народов"
Ответы
1. Характер интересов, защищаемых правом
2. Квиритское, цивильное, преторское право и право народов
3. Древнейший период, доклассическое римское право, классический период, постклассическое
4.Кодекс Юстиниана, Институции, Дигесты(Пандекты), Новеллы
5. Интердикты для защиты владения недвижимостью и для защиты владения движимой вещью
6. Право собственности и права на чужие вещи
7.Германия. Франция
8. Швабское зерцало, Гражданский кодекс Наполеона
9.Наиболее ценное имущество: итальянская земля, недвижимое имущество, рабы
10. Основными правомочиями собственника в отношении вещей принято считать:
право владения вещью; право использования вещи; право распоряжения вещью.
11.оккупация, то есть обращение в свою собственность никому не принадлежащих вещей;
по давности владения — это приобретение права собственности на вещь в результате продолжительного добросовестного владения вещью.
клад.
12.передача вещи (традиция — «traditio»). Традиция — это передача вещи с намерением передать и право собственности на нее, спецификация, то есть переработка вещей,
соединение вещей заключалось в присоединении одной вещи к другой и превращении в ее составную часть.
13.требование собственника о возврате своей вещи из чужого незаконного владения.
14.иск об устранении препятствий в осуществлении права собственности на вещь, в частности, права пользования вещью
15.такие права на чужие вещи как: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право
16.Право пользования чужой вещью в одном или нескольких назначениях
17. Фидуция, пигнус; ипотека.
18. раб. отпущенный на свободу, который приобретал статус свободного
19.срок для защиты права в судебном порядке
20. часть римского частного права, регулировавшая отношения с участием неграждан Рима,
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Примеры заданий закрытого тип
Тест 1. Различие между публичным и частным правом провел римский юрист:
1. Модестин;
2. Ульпиан;
3. Гай.
Тест 2. Источниками римского частного права являются (выбрать нужное):

1. обычное право;
2. закон;
3. правовая доктрина;
4. деятельность юристов;
5. эдикты магистров.
Тест 3. Соотнесите виды императорских конституций с их определениями:
1. Эдикты 1. Инструкции, дававшиеся императором чиновникам
2. Рескрипты 2. Распоряжения, обращенные к населению
3. Мандаты 3. Решения по спорным делам, поступавшие на рассмотрение к императору
4. Декреты 4. Распоряжения по отдельным делам, которые были поставлены перед императором
Тест 4. В каких странах наиболее значительно была произведена рецепция римского частного права?
1. Нидерладнды
2. Германия
3. Россия

Тест 5. Приведите примеры памятников права, в которых применялось римское частное право.
1. Гражданский кодекс Японии
2.Швабское Зерцало
3. Свод законов России
Тест 6. С помощью каких правил было создано право народов?
1. были использованы упрощенные юридические формулы, которые относились к естественному праву.
2. были включены принципы и правила международного торгового оборота.
3. были включены нормы различного национального и территориального происхождения, которые перерабатывались римскими юристами и применялись в качестве обязательных правил поведения.
Тест 7. Соответствовало периоду абсолютной монархии и централизованного бюрократического государства. На первый план выходит систематизация накопившегося нормативного материала. Осуществляются кодификации. Присутствует единое императорское право. Это характеристика:
1. доклассического римского права;
2. классического римского права;
3. послеклассического римского права.
Тест 8. Институционная система включала в себя:
1. Иски
2. Вещи
3. Обязательства
4. Лица
Тест 9. Внесенные кодификационной комиссией изменения и вставки носят название:
1. новеллы;
2. дигесты;
3. интерполяции.
Тест 10. Что из перечисленного относится к источникам римского частного права?
1. Обычное право
2. Нормативно-правовые договоры
3.Сенатусконсульты
4.Деятельность юристов

Тест 1 1. Кто определил понятия: «частное право» и «публичное право»?
1. Тит Ливий;
2. Папиниан;
3. Гай;
4. Ульпиниан
Тест 12. Дайте название II этапа (периода) в развитии римского частного права.
1. постклассический;
2. древнейший;
3. классический
Тест 13.Какой акт издавал магистрат, вступая в должность?
1. мандат;
2. рескрипт;
3. эдикт;
4.проект;
Тест 14.Система права, созданная городскими магистратами —
1. цивильное право;
2.преторское право;
3. квиритское право;
4. право народов.
Тест 15.Назовите памятники римского права:
1. законы Ману;
2. законы XII таблиц;
3. законы Хамурапи.
Верные ответы
Тест 1-2
Тест 2- 1,3,4, 5
Тест 3- 1-2;2-4; 3-1;4-3
Тест 4-2
Тест 5-2
Тест 6- 1, 2, 3
Тест 7-3
Тест 8= 1, 2, 4
Тест 9-3
Тест 10-1. 3, 4
Тест 11-4
Тест 12- 3
Тест 13-3
Тест 14-2

Тест 15-2
.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и предмет римского частного права.
2. Рецепция римского частного права в государствах континентальной Европы.
3. Дуализм частного права в Риме и его преодоление.
4. Обычаи и законы как источники римского частного права.
5. Эдикты магистратов как источники римского частного права.
6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании частного права.
7. Кодификация Юстиниана.
8. Понятие, значение и виды исков.
9. Легисакционный процесс.
10. Формулярный процесс.
11. Экстраординарный процесс.
12 Основания прекращения права собственности.
13. Исковая давность. Понятие, исчисление, основания перерыва и приостановления исковой давности.
14. Римская правосубъектность. Ее содержание, ограничение и утрата.
15. Правовое положение римских граждан
16. Правовое положение рабов.
17. Юридические лица. Правовое положение фиска, муниципий, коллегий и корпораций.
18. Создание и прекращение юридических лиц.
19. Римская семья
20. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.
21. Установление и прекращение отцовской власти.
22. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовой режим имущества супругов. Институт приданого и его значение.
23. Опека и попечительство.
24.Классификация вещей и ее правовое значение.
25. Понятие, сущность и виды вещных прав.
26. Понятие права собственности.
27. Основания и способы приобретения права собственности.
28. Особенности правового режима общей собственности.
29. Бонитарная собственность.
30. . Виндикационный и негаторный иски.
31. Понятие, хозяйственное значение и виды сервитутов.
32. Установление и прекращение сервитутов.
33. Эмфитевзис. Основания установления и прекращения эмфитевзиса.
34. Суперфиций. Социально - экономические предпосылки возникновения института суперфиция в Риме и его значение. Установление и прекращение суперфиция.
35. Владение (status possessio) и его отличие от права собственности
36. Установление, прекращение и защита владения. Виды владельческих интердиктов.
37. Понятие, сущность и значение обязательства. Содержание обязательства. Основания возникновения и виды обязательств.
38. Исполнение обязательств.
39. Исполнение обязательств со множественностью лиц. Основания возникновения и порядок исполнения долевых и солидарных обязательств.
40. Способы обеспечения обязательств. Личные и вещные гарантии. Залог и его формы.
41. Перемена лиц в обязательствах. Цессия и перевод долга.
42. Ответственность за неисполнение обязательств и причинение вреда. Личная и имущественная ответственность должника. Условия ответственности.
43. Прекращение обязательств.
44. Договор в римском частном праве. Классификация договоров.
45. Условия действительности договора.
46. Общие положения о квазидоговорных обязательствах. Основания их возникновения и виды.
47. Обязательства из ведения чужого дела без поручения.
48. Обязательства из неосновательного обогащения. Сущность и виды кондикций.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Примерный перечень вопросов к зачету

1. Понятие и предмет римского частного права. Дуализм римского права. Публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). Основания разграничения римского права на публичное и частное. Характерные признаки римского частного права.
2. Рецепция римского частного права в государствах континентальной Европы. Понятие и значение рецепции. Причины и этапы рецепции.
3. Исторические системы римского частного права. Сущность jus civil и jus gentium. Дуализм частного права в Риме и его преодоление.
4. Обычаи и законы как источники римского частного права. Стадиипринятия и состав республиканского закона. Конституции принцепсов.
5. Эдикты магистратов как источники римского частного права.
6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании частного права.
7. Кодификация Юстиниана. Ранние кодификации. Причины, процесс и итоги кодификации. Состав свода гражданского права ("Corpus juris civilis").
8. Понятие, значение и виды исков. Иски вещные и личные.
9. Легисакционный процесс. Понятие, стадии и особенности.
10. Формулярный процесс. Состав и содержание исковой формулы.
11. Экстраординарный процесс. Предпосылки возникновения и развития экстраординарного судопроизводства. Система апелляций.
12. Возражения и защита против иска. Сущность и виды эксцепций.
13. Исковая давность. Понятие, исчисление, основания перерыва и приостановления исковой давности.
14. Римская правосубъектность. Ее содержание, ограничение и утрата.
15. Правовое положение свободных категорий населения римского государства (квиритов, латинов, либертинов и перегринов).
16. Правовое положение рабов. Правовые последствия сделок, совершаемых рабами. Рабский пекулий.
17. Юридические лица. Правовое положение фиска, муниципий, коллегий и корпораций.
18. Создание и прекращение юридических лиц.
19. Римская семья. Состав и структура семьи. Агнатское и когнатское родство.
20. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.
21. Особенности отцовской власти. Установление и прекращение отцовской власти.
22. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовой режим имущества супругов. Институт приданого и его значение.
23. Опека и попечительство.
24. Классификация вещей и ее правовое значение.
25. Понятие, сущность и виды вещных прав. Их отличие от обязательственных прав требования.
26. Понятие права собственности. Содержание субъективного права собственности. Ограничения права собственности.
27. Основания и способы приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности.
28. Особенности правового режима общей собственности.
29. Бонитарная собственность. Сущность и значение иска Публициана.
30. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски.
31. Понятие, хозяйственное значение и виды сервитутов.
32. Установление и прекращение сервитутов.
33. Эмфитевзис. Понятие и хозяйственное значение. Содержание права эмфитевзиса. Основания установления и прекращения эмфитевзиса.
34. Суперфиций. Социально - экономические предпосылки возникновения института суперфиция в Риме и его значение. Установление и прекращение суперфиция.
35. Владение (status possessio) и его отличие от права собственности и титульного держания. Виды владельческих состояний.
36. Установление, прекращение и защита владения. Виды владельческих интердиктов.
37. Понятие, сущность и значение обязательства. Содержание обязательства. Основания возникновения и виды обязательств.
38. Исполнение обязательств. Требования, предъявляемые к исполнению обязательств. Ответственность сторон при просрочке исполнения.
39. Исполнение обязательств со множественностью лиц. Основания возникновения и порядок исполнения долевых и солидарных обязательств.
40. Способы обеспечения обязательств. Личные и вещные гарантии. Залог и его формы.
41. Перемена лиц в обязательствах. Цессия и перевод долга.
42. Ответственность за неисполнение обязательств и причинение вреда. Личная и имущественная ответственность должника. Условия ответственности.
43. Прекращение обязательств.
44. Договор в римском частном праве. Классификация договоров.
45. Условия действительности и содержание договора.
46. Общие положения о квазидоговорных обязательствах. Основания их возникновения и виды.
47. Обязательства из ведения чужого дела без поручения. Условия возмещения фактически понесенных расходов гестору.
48. Обязательства из неосновательного обогащения. Сущность и виды кондикций.
49. Обязательства из частных деликтов и квазиделиктов.
50. Понятие, значение и виды наследования. Признаки наследственного правопреемства. Развитие наследственного права в Древнем Риме.
51. Открытие и принятие наследства. "Лежачее наследство".
52. Наследование по завещанию. Понятие и правовая природа завещания, условия его действительности. Наследственная трансмиссия.
53. Содержание завещания. Субституция. Ограничение свободы завещания.Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новицкий И.Б. РИМСКОЕ ПРАВО. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кайнов В.И. РИМСКОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - ЭБС «Университетская библиотека online», www.biblioclub.ru
Э2 - ЭБС издательства "Лань", e.lanbook.com
Э3 федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" http://law.edu.ru -
Э4 курс в модул Римское частнол еправо portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.