МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Производство в суде первой инстанции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
Ст. преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Производство в суде первой инстанции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 02.06.2023 г. № 09
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Давыдов С.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 02.06.2023 г. № 09
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Давыдов С.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Производство в суде первой инстанции: формирование у студентов высокого уровня правосознания, способного обеспечить реализацию назначения уголовного судопроизводства;совершенствование знаний, умений и владений студентов по использованию проблемных вопросов в области судебного производства по уголовным делам; совершенствование практических навыков в проведении судебных действий по уголовным делам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
ПК-4.1 Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
ПК-4.2 Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
ПК-4.3 Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности,правопорядка, безопасности личности,общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка,безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные вопросы судебного производства по угол. делам
1.1. Актуальные проблемы судебного следствия Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Проблемные вопросы исследования доказательств в суде Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия судебного разбирательства по угол. делам Сам. работа 7 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы постановления приговора
2.1. Вопросы законности обоснованности, справедливости приговора Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Оправдательный и обвинительный приговор Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие , сущность, значение и виды приговоров Сам. работа 7 11 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Проблемы особого порядка судебного разбирательства
3.1. Особенности особого порядка судебного разбирательств Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности проведения особого порядка судебного разбирательства Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства Сам. работа 7 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
4.1. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетних Практические 7 8 Л1.1, Л2.1
4.3. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетних Сам. работа 7 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы проверки приговоров и иных судебных решений
5.1. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела Практические 7 8 Л1.1, Л2.1
5.3. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела Сам. работа 7 17 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7117

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен обеспечивать состояние режима законности и правопорядка

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1.Положения принципа законности содержатся в:
а) в одной статье УПК РФ;
б) в нескольких статьях УПК;
в) в нескольких главах УПК;
г) в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Правильный ответ: а

2 Обеспечение права на защиту подозреваемого, обвиняемого предусматривает:
а) право подозреваемого, обвиняемого защищаться самостоятельно;
б) право на защиту подозреваемого, обвиняемого со стороны следователя, прокурора;
в) право на защиту лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя;
г) право на участие законного представителя со стороны защиты.
Правильный ответ: в

3. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров допускается по решению …
а) следователя;
б) руководителя следственного органа;
в) прокурора;
г) суда.
Правильный ответ: г

4. Принцип неприкосновенности жилища означает, что:
а) осмотр жилища возможен лишь при наличии согласия всех находящихся в нем лиц;
б) без судебного решения возможен только осмотр жилища как места происшествия;
в) осмотр жилища возможен по судебному решению;
г) выемка в жилище возможна по судебному решению.
Правильный ответ: в

5. Если обвиняемый непричастен к совершению преступления, суд…
а) выносит обвинительный приговор без назначения наказания;
б) прекращает дело, с оставлением обвиняемого под подозрением;
в) дело возвращает прокурору для дополнительного расследования;
г) выносит оправдательный приговор.
Правильный ответ: г

6. Обвиняемый считается невиновным…
а) до момента привлечения его в качестве обвиняемого;
б) до утверждения прокурором обвинительного заключения;
в) до назначения судебного заседания;
г) до вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Правильный ответ: г

7. Какие из нижеперечисленных положений являются принципами уголовного судопроизводства?
а) равенство всех перед законом;
б) свобода оценки доказательств;
в) публичность;
г) справедливость.
Правильный ответ: б

8. Принципом уголовного судопроизводства являются презумпции?
а) виновности;
б) законности;
в) невиновности;
г) вменяемости.
Правильный ответ: в

9. Прокурор в ходе судебного разбирательства является
а) должностным лицом, надзирающим за законностью и обоснованностью действий суда;
б) незаинтересованным лицом;
в) стороной обвинения;
г) законным представителем.
Правильный ответ: в

10. Формами осуществления судебной власти в уголовном судопроизводстве являются:
а) судебный контроль;
б) надзор за деятельностью органов следствия;
в) уголовное преследование по делам частного обвинения;
г) надзор за деятельностью органов дознания.
Правильный ответ: а

11. Действия следователя могут быть обжалованы…
а) начальнику органа дознания;
б) начальнику следственного отдела;
в) в суд, прокурору и руководителю следственного органа;
г) прокурору.
Правильный ответ: в

12. Первым задает вопросы подсудимому:
а) государственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения;
б) защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты;
в) судья;
г) потерпевший.
Правильный ответ: б

13. Что из перечисленного НЕ является требованием, предъявляемым к приговору:
а) законность;
б) истинность;
в) обоснованность;
г) справедливость.
Правильный ответ: б

14. Основание применения особого порядка принятия судебного решения:
а) ходатайство потерпевшего о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства;
б) ходатайство обвиняемого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства;
в) ходатайство защитника;
г) отсутствие возражений всех участников судебного разбирательства.
Правильный ответ: б

15. Участники судебного разбирательства обращаются к судье:
а) Ваша честь;
б) Уважаемый суд;
в) Товарищ судья;
г) Уважаемый судья.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Если в ходе судебного разбирательства данные о личности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства не раскрывались, суд в приговоре ссылается на ____________ этих лиц (с указанием этого факта).
Правильный ответ: псевдонимы.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. На какой срок до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию?
Правильный ответ: на срок более 48 часов.

3. На какой срок суд может продлить срок задержания для представления стороной дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу?
Правильный ответ: 72 часа.

4. Заключение под стражу в качестве меры пресечения возможно по решению _________.
Правильный ответ: суда.

5. У потерпевшего может быть взято обязательство о явке?
Правильный ответ: да.

6. Каким специальным Федеральным законом регулируются вопросы обеспечения безопасности потерпевшего?
Правильный ответ: Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

7. Могут ли органы, осуществляющие меры безопасности, издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности?
Правильный ответ: да.

8. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии ___________________________ защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
Правильный ответ: реальной угрозы безопасности.

9. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит __________ по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ.
Правильный ответ: возмещению.

10. Что не может быть предметом залога в уголовном процессе?
Правильный ответ: права на имущество.

11. Могут ли в отношении потерпевшего применяться одновременно несколько мер безопасности, например, замена документов и временное помещение в безопасное место?
Правильный ответ: нет.

12. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления содержатся в …
Правильный ответ: изоляторах временного содержания.

13. Обвиняемый заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и просит применить меры государственной безопасности. Могут быть применены меры государственной безопасности, которые применяются к свидетелям и потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»?
Правильный ответ: да.

14. Сосед потерпевшего просит рассмотреть уголовное дело в закрытом судебном разбирательстве. Как будет решен данный вопрос судьей и почему?
Правильный ответ: нет, поскольку сосед не является близким родственником, родственником или близким лицом на основании положений УПК РФ.

15. Свидетель просит применить в отношении него меры государственной защиты после постановления приговора, возможно ли такое?
Правильный ответ: да.

16. Применение мер безопасности затрагивает интересы родителей свидетеля совместно проживающих с ним, что необходимо получить от родителей на применение мер безопасности?
Правильный ответ: необходимо их согласие, выраженное в письменной форме.

17. Причинение телесного повреждения потерпевшему явилось основанием для применения, каких мер?
Правильный ответ: мер социальной поддержки.

18. Свидетелю было отказано в применении мер безопасности. Он не согласен с данным постановлением, куда ему следует обратиться, чтобы обжаловать указанный документ?
Правильный ответ: к прокурору или в суд.

19. Суд применил федеральный закон, противоречащий УПК РФ, правильно ли поступил суд и почему?
Правильный ответ: не правильно, поскольку суд не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.

20. Одиннадцатилетняя внучка свидетеля не была допущена в зал судебного заседания. Нарушен ли председательствующим УПК РФ?
Правильный ответ: нет, лица в возрасте до шестнадцати лет, если они не являются участниками уголовного судопроизводства, допускаются в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично («Зачтено»)»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо («Зачтено»)»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно («Зачтено»)»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно («Не зачтено»)»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие общепризнанных норм международного права, принципов и договоров Российской Федерации.
2. Конституционные положения о соотношении норм международного права и национального законодательства.
3. Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Основные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод в сфере уголовного судопроизводства.
5. Международный договор как источник уголовно-процессуального права.
6. Виды международно-правовой помощи по уголовным делам.
7. Принципы международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам.
8. Правовая помощь в связи с признанием и исполнением приговоров иностранных государств.
9. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации
10. Международные стандарты защиты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
11. Международное сотрудничество правоохранительных органов России в сфере уголовного судопроизводства.
12. Право на справедливое судебное разбирательство и его защита на национальном и международном уровне.
13. Разумные сроки уголовного судопроизводства.
14. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».
15. Право на независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Из-за неисправности двигателя в порт Мурманск вошел траулер под французским флагом. Власти порта согласились оказать помощь в устранении поломки, в связи с чем на борт судна были направлены несколько специалистов. Поломка двигателя оказалась сложной, поэтому ее устранение длилось несколько дней. Ежедневно специалисты утром на катере доставлялись на траулер, а вечером возвращались обратно. В одну из поездом матрос с траулера, управлявший катером, находясь в нетрезвом состоянии, беспричинно затеял драку с одним из специалистов, которые возвращались на берег, скинул его за борт, так как специалист не умел плавать, то он утонул.
Власти порта заявили протест капитану траулера и запросили согласие выдать виновного для проведения следственных действий. Капитан отказал в выдаче матроса.
Определите последовательность действий сотрудников правоохранительных органов порта Мурманск в указанной ситуации
Какие общепризнанные принципы и нормы международного права были нарушены?

2. Органами предварительного следствия Республики Узбекистан гр. Жогов. обвинялся в том, что. совершил кражу из квартиры, разбойное нападение с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия. Действия . Жогова. квалифицированы по п. «в» ч. 3 ст. 169 и п. «а» ч. 2 ст. 164 УК Республики Узбекистан.
Следственными органами Республики Узбекистан в отношении Жогова было вынесено постановление о заключении под стражу, он был объявлен в розыск. 21 мая 2004 г. вынесено постановление об этапировании гр. Ж. из изолятора временного содержания Калужской области РФ в следственный изолятор Республики Узбекистан.
Заместитель Генерального прокурора РФ удовлетворил запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче для осуществления уголовного преследования за кражу и разбой при отягчающих обстоятельствах.
Обоснуйте решение с позиций общепризнанных принципов и норм международного права.

3. Федоров., гражданин Республики Казахстан, находился в гостях у своих родственников У. в городе Камбарке Удмуртской Республики. Он являлся свидетелем совершения убийства, которое имело место в лесопосадке в пригороде города. Боясь за свою безопасность, он ничего не рассказал ни родственникам, но сотрудникам правоохранительных органов. Вернувшись домой в Республику Казахстан, он обратился к нотариусу с просьбой засвидетельствовать его показания. Показания. Федорова. были зафиксированы на видеозапись и удостоверены нотариусом. После чего Федоров. направил в прокуратуру Удмуртской Республики видеозапись заказным письмом.
Определите доказательственное значение видеозаписи, полученной от Фодорова.
Оцените ситуацию с позиций общепризнанных принципов и норм международного права.

4. После совершения преступления Адаменко. скрылся от правоохранительных органов РФ на территории Республики Беларусь. Адаменко. был объявлен в розыск, в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Впоследствии . Адаменко. был задержан на территории Республики Беларусь и помещен в учреждение . Минска Республики Беларусь. Генеральная прокуратура РФ обратилась в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь с ходатайством о выдаче Адаменко для привлечения его к уголовной ответственности. Из текста ходатайства усматривалось, что в отношении обвиняемого было вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности за убийство пяти человек и покушение на убийство. Вопрос о необходимости привлечения, Адаменко к уголовной ответственности за разбой, совершенный с применением оружия, с незаконным проникновением в жилище в целях завладения имуществом в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших, в ходатайстве о выдаче и приложенных к нему документах не ставился.
Прокуратура Республики Беларусь удовлетворила ходатайство Генеральной прокуратуры РФ.
По приговору суда гр. Адаменко. осужден по пп. «а», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 30 пп. «а», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, пп. «б», «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ ( в ред. от 13 июня 1996 г.). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ исключила из приговора п. «б» ч. 3 ст. 162 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.), в остальном приговор оставила без изменения. В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора РФ поставил вопрос об исключении из приговора в отношении . Адаменко. указания на квалифицирующий признак убийства «сопряженное с разбоем», об отмене приговора в части п. «а» ч. 3 ст. 162 УК РФ и о прекращении уголовного дела в этой части.
Обоснуйте решение суда с позиций общепризнанных принципов и норм международного права

5. Уваров является консулом посольства России в США. Находясь за рулем своего служебного автомобиля, он превысил скорость, не справился с управлением и совершил дорожно-транспортное происшествие в результате которого был причинен тяжкий вред здоровью Воробьевой., гражданке США.
При каких условиях может иметь место отказ аккредитующего государства от иммунитета от уголовной ответственности своих дипломатических работников, обладающих таким иммунитетом.
Оцените ситуацию с позиций общепризнанных принципов и норм международного права.

6. Правоохранительными органами Республики Армения Юсупов обвинялся в совершении мошенничества в декабре 2004 г. и в ноябре 2005 г. на территории данной Республики, его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 89 Республики Армения, что соответствует ч. 1 ст. 159 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Поскольку гр. Юсупов являясь гражданином Республики Армения, фактически проживает в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Республики Армения обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с запросом о его выдаче для привлечения к уголовной ответственности.
Согласно постановлению заместителя Генерального прокурора РФ от 26 Республики Армения для привлечения к уголовной ответственности за совершение мошенничества, оснований для отказа в выдаче не имеется. В качестве меры пресечения в отношении Юсупова была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Хабаровским областным судом жалоба Юсупов. на необоснованность постановления заместителя Генерального прокурора РФ была оставлена без удовлетворения.
Юсупов подал жалобу в кассационный суд в которой просил не выдавать его правоохранительным органам Армении, считая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В запросе о его выдаче не содержится гарантий непривлечения к уголовной ответственности по другому уголовному закону, о возбуждении уголовного дела правоохранительные органы Армении его не уведомили, чем лишили права на обжалование.
Обоснуйте решения правоохранительных органов с позиции общепризнанных принципов и норм международного права.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («Зачтено»): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («Зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» («Зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» («Не зачтено»): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Ю. Вилкова [и др.] ; под общ. ред. Г. М. Резника. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 1 : Учебник — М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/CC9AFD08-3F89-4787-99C1-44FE98F1A4BE.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Производство в суде первой инстанции" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Производство в суде первой инстанции" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.