МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Противодействие организованной преступности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Мазуров Валерий Анатольевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Противодействие организованной преступности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова Ирина Анатольевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова Ирина Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Противодействие организованной преступности» является овладение теоретическими знаниями, навыками, необходимыми в профессиональной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.1 способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-9
нормы УК РФ, направленные на противодействие организационным преступным формированиям;

ПСК-1.1

Основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию организованной преступности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-9
Выделять основные показатели организованной преступности, тенденции, прогноз

ПСК-1.1
Выявлять приоритетные проблемы профилактики организованной преступности. Принимать управленческие решения по борьбе с организованной преступностью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-9
анализа, методики организации и проведения криминологических исследований

ПСК-1.1
планирования профилактики организованной преступности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Состояние, структура, динамика, тенденции организованной преступности в России.
1.1. Состояние, структура, динамика, тенденции организованной преступности в России. Лекции 8 2 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
1.2. Состояние, структура, динамика, тенденции организованной преступности в России. Практические 8 4 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
1.3. Состояние, структура, динамика, тенденции организованной преступности в России. Сам. работа 8 12 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные причины и условия организованной преступности в современной России.
2.1. Основные причины и условия организованной преступности в современной России. Лекции 8 4 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
2.2. Основные причины и условия организованной преступности в современной России. Практические 8 6 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
2.3. Основные причины и условия организованной преступности в современной России. Сам. работа 8 14 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Актуальные проблемы противодействия организованной преступности в России и пути их решения.
3.1. Актуальные проблемы противодействия организованной преступности в России и пути их решения. Лекции 8 4 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2
3.2. Актуальные проблемы противодействия организованной преступности в России и пути их решения. Практические 8 8 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Актуальные проблемы противодействия организованной преступности в России и пути их решения. Сам. работа 8 18 ПК-9, ПСК-1.1 Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине:
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3495
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Теоретические вопросы
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Перечень заданий /вопросов
Тема 1. Актуальные проблемы противодействия организованной преступности в России и пути их решения.

1. Актуальные проблемы предупреждения организованной преступности в России и пути их решения.
2. Законодательство РФ по противодействию организованной преступности.
3. Государственно-правовые меры противодействия организованной преступности.
4. Международное сотрудничество по борьбе с организованной преступностью (международные документы, законотворческая и правоприменительная практика).
5. Организационно-правовые меры противодействия организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Тема 2. Основные причины и условия организованной преступности в современной России..
1. Причины и условия организованной преступности в политической сфере отношений.
2. Причины и условия организованной преступности в социально-экономической сфере отношений.
3. Организованная преступность и коррупция – состояние, тенденции, противодействие.
4. Организованная преступная деятельность в сфере экономики – состояние, тенденции, проблемы противодействия.

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения теоретических вопросов
4-балльная шкала
Критерии
Отлично
выполнено 27-30 элементов предложенного опроса, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
выполнено 22-26 элементов предложенного вопроса, а дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно
выполнено 19-21 элементов предложенного вопроса, дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетвори-тельно
выполнено 1-18 элементов предложенного вопроса, ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Тест 1
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Перечень заданий /вопросов
ПК-9: способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
1. Контроль за законностью и обоснованностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложен на:
а) суды +
б) Министерство внутренних дел РФ
в) Министерство юстиции РФ

2. Координацией деятельности по борьбе с организованной преступностью занимается:
а) ФСБ РФ
б) Генеральная прокуратура РФ +
в) МВД РФ

3. Основная масса уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, расследуется следователями:
а) ФСБ РФ
б) Прокуратуры РФ
в) МВД РФ +

4. Под понятием «латентность» понимается:
а) степень регистрируемости преступлений+
б) уровень преступности
в) состояние преступности

5. Субъектом вооруженного мятежа может быть:
а) физическое лицо, достигшее 18-ти летнего возраста
б) физическое лицо, достигшее 14-ти летнего возраста
в) физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста +

6. Главное управление по борьбе с организованной преступностью, а ныне — Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, было создано в МВД РФ в:
а) 1995 году
б) 1988 году +
в) 1990 году

7. Главным фактором успеха в борьбе с организованной преступностью является:
а) идеологическое воздействие
б) компромисс между государством и организованной преступностью
в) политическая решимость органов государства +

8. Значительная доля корыстно-насильственных преступлений приходится на следующие преступления:
а) вымогательство +
б) мошенничество
в) грабежи

9. Производство контроля и записи телефонных переговоров может быть установлено на срок:
а) законом срок не установлен
б) до 1 года
в) до 6 месяцев +

10. Центральной фигурой среди соучастников организованных преступных формирований является:
а) исполнитель
б) организатор +
в) подстрекатель

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Задание 1
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Задание 1. Согласно данным экспертов в Волгоградской области, обнаружены значительные запасы нефти. В
самом Волгограде находится один из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов, через
который прогоняется около 8 млн тонн нефти. Примерно 4 млатонюиз них добывается на территории
области. С 1997 года резко сократились платежи крупной нефтяной компании в местный бюджет. Еслив
1996 году нефтяные предприятия заплатили в бюджет 1,5 млрд. деноминированных рублей, то в 2000году
эта цифра составила менее 1 млрд. рублей. По некоторым данным, нефтяные компании недоплачивают
Волгоградской области ежегодно не менее 4 млрд. рублей. Со временем крупная нефтяная компания
монополизировала и розничную торговлю нефтепродуктами в области. Это, в своюочередь, позволило
устанавливать любые цены на горюче - смазочные материалы, продаваемые сельским труженикам. В
1997 году значительная часть крестьян не смогла расплачиваться за купленные нефтепродукты. После
этого по сёлам поехали бригады, состоявшие из сотрудников неких финансовых корпораций, на машинах
с московскими номерами. В счёт уплаты долгов эти так называемые представители требовали от крестьян
отдать им своё имущество, включая последний имевшийся у них скот и семенное зерно. Тем, кто не
соглашался, они угрожали «сделать дырку в голове», «поджарить уши», «вырезать семью». В то же время
в самой нефтяной компании трудоустроились сын, дочь и зять губернатора. Вопрос: На рассматриваемом
примере покажите взаимосвязь экономической преступности с организованной и коррупционной
преступностью.
Возможно ли «сращивание» представителей преступности и представителей власти? Ответ
обоснуйте.

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-4: Задание 2
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Задание 1. К началу 80-х годов на территории одного из районов Казани образовалось и существовало
объединение подростков по территориальному признаку для совершения хулиганских и иных
противоправных действий в отношении других подобных группировок. Инициаторами организации и
первыми руководителями группировки были Ш. и Х. В 1992 году внутри этой группировки образовались
две « бригады», возглавляемые указанными лицам. Конфликтная ситуация между ними привела к «войне
между бригадами», в ходе которой в конце 1992 года в офисе созданной им фирмы был убит Х, а в начале
1993 года в Москве был застрелен Ш. В 1994 году единоличным лидером и руководителем группировки
становится Г. В декабре 1997 года из мест лишения свободы освободился Ф., который был включен в
группировку. По указанию Г. им была создана вооруженная группа из числа членов группировки, которая
в течение нескольких лет совершала заказные убийства конкурентов и неугодных членов группировки.
Инициатором убийств являлся сам Г., который принялнепосредственное участие лишь в одном из них.
Руководителем и организатором этой вооруженной группы являлся Ф., его указания, также как и
распоряжения Г. выполнялись участниками беспрекословно. Группировка осуществляла сбыт
наркотических средств, а для этого по указанию Г. привлекались несовершеннолетние; контролировала
проституцию. Одним из «традиционных» видов преступного промысла оставалось рэкетирование
предпринимателей. Вся выручка от преступной деятельности поступала Г., который часть ее вкладывал в
коммерческую деятельность ряда созданных фирм и предприятий, распределял между членами
группировки, а также использовал на «грев» находящихся в местах лишения свободы участников
группировки.
Признаки каких преступлений содержатся в действиях Г. и Ф?

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-5: Задание 3
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Задание 1. В августе 2008 года Хаматов приобрел два пистолета у Беликова за 2200 долларов.
Вооружившись, он предложил Гильманову, Сафину и Каримуллину, которых знал с детства, совершать
разбойные нападения и кражи с целью незаконного обогащения. Один из пистолетов он передал
Гильманову, сказав, что тот возместит стоимость оружия из полученной в будущем добычи. С ноября
2008 по март 2010 года этой группой было совершено два покушения на убийство, четыре кражи, в двух
из которых Хаматов принимал непосредственное участие.
Квалифицируйте действия участников группы.

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-6: Задание 4
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Задание 1. Ибрагимов, Камолов, Мустафин и Сараджев, члены радикальной исламистской организации, в
целях устрашения населения произвели взрыв около крупного городского ресторана. Они начинили
тротилом и обрезками гвоздей автомашину «Таврия». Взрыв унес жизнь случайного прохожего
Козенко, восемь человек получили ранения разной степени тяжести. Зданию ресторана был причинен
ущерб на три с лишним миллиона рублей, получили повреждения семь машин, припаркованных у
ресторана.
1. Признаки каких преступлений усматриваются в действиях указанных выше лиц?
2. Раскройте признаки банды.
Указание для решения задач При решении задач недостаточно указания на наличие или
отсутствие в действиях лица состава преступления, либо общей оценки решения вынесенного судом.
Следует привести аргументы подтверждающие правильность своей позиции. Ответ должен быть
кратким, но вместе с тем содержательным, поэтому в решении не нужно анализировать все признаки
соответствующего состава преступления, достаточно ограничиться теми, которые определяют решение
вопроса о квалификации действий лица. Давая окончательную квалификацию содеянному, необходимо
конкретно указать статью, часть, пункт, при необходимости сделать ссылку на положения Общей
части УК РФ. При решении задач следует обратить особое внимание на разъяснения, которые
содержатся в постановлениях Пленума ВС РФ. Решение задач должно осуществляется на основе
актуального законодательства.

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-7: Тест 2
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
Перечень заданий /вопросов
1. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, составляют тайну:
а) государственную +
б) следственную
в) оперативную

2. Преступление, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой:
а) получение взятки
б) изнасилование +
в) торговля несовершеннолетними

3. Доминирующее положение в борьбе с организованной преступностью занимает:
а) МВД РФ +
б) Генеральная прокуратура РФ
в) Министерство юстиции РФ

4. Преступление, совершенное в составе группы лиц по предварительному сговору и организованной группой:
а) убийство
б) хулиганство
в) терроризм +

5. Субъективная сторона организации преступного сообщества характеризуется виной в форме:
а) прямого умысла +
б) преступной небрежности
в) преступного легкомыслия

6. Наиболее типичными экспертизами по делам об организованных преступных формированиях являются:
а) инженерно-технические
б) трасологические +
в) баллистические

7. Моментом завершения организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем считается:
а) наступление общественно опасных последствий
б) непосредственно совершение преступления
в) создание, участие либо руководство вооруженным формированием +

8. Организацию массовых беспорядков, как состав преступления, следует, прежде всего, отличать от следующего преступления:
а) организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем
б) хулиганства, совершенного организованной группой лиц +
в) вооруженного мятежа

9. Устойчивость и сплоченность, как признак соучастия, может первоначально отсутствовать в составе следующего преступления:
а) организация преступного сообщества
б) бандитизм
в) организация массовых беспорядков +

10. Исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен в Федеральном законе РФ «Об ОРД» в статье:
а) 25
б) 6 +
в) 7

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-8: Задание 5
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Задание 1. Бывшие сотрудники уголовного розыска Бежарин и Дитлов организовали группу для
совершения нападений на граждан, в которую вошли также Бондарчик и Рудин, соответственно
работники ГИБДД и вневедомственной охраны. Участники этой группы часто меняли машины,
ставили на них поддельные номера, использовали полицейскую форму и камуфляж. Чтобы привести
свои жертвы в замешательство и подавить сопротивление, ошеломляли их криком: «Работает СОБР!»
При этом наставляли на потерпевших огнестрельное оружие. Группа действовала почти на протяжении
двух лет. На ее счету 12 нападений на предпринимателей, похищение коммерсанта. Общая сумма
выручки от этих «операций» составила 7 млн 230 тыс. руб.
Как квалифицировать действия
указанных лиц?

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
Студентом задание не решено.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-9: Задание 6
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Задание 1. Определить роль организованной преступностии коррупции в
контексте экономической деятельности.

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
Студентом задание не решено.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-10: Тест 3
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.1
4. Пример оценочного средства:
Перечень заданий /вопросов
ПК-9: способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
1. Удельный вес разных видов преступлений в общем их числе – это…преступности.
Ответ: структура.
2. Незарегистрированная преступность именуется … преступностью.
Ответ: латентной
3. Наука о жертве преступления – это …
Ответ: виктимология.
4. Предметом криминологии выступает…
Ответ: преступность.
5. Количественно-качественная характеристика преступности – это … преступности.
Ответ: уровень.
6. Соотношение числа совершенных преступлений и численности населения – это … преступности.
Ответ: коэффициент.
7. Изменение преступности во времени – это … преступности.
Ответ: динамика
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это … преступности.
Ответ: география
9. Лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления, является … типом личности.
Ответ: криминогенным.
10. Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется теория социальной … общества.
Ответ: дезорганизации
11. Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
Ответ: теория аномии.
12. Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это… преступности.
Ответ: предупреждение.
13. Повторное совершение не однородного преступления – это общий … преступлений.
Ответ: рецидив.
14. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
Ответ: Карл Маркс.
15. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это … криминологических исследований.
Ответ: методика.

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения: зачет проводится в форме собеседования
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК -1.1
4. Пример оценочного средства:
Перечень вопросов
1. Понятие организованной преступности. Состояние, структура, динамика, тенденции организованной преступности в России.
2. Транснациональная организованная преступность, понятие, проблемы противодействия. Виды транснациональной организованной преступной деятельности.
3. Причины и условия организованной преступности в политической сфере отношений.
4. Причины и условия организованной преступности в социально-экономической сфере отношений.
5. Организованная преступность и коррупция – состояние, тенденции, противодействие.
6. Организованная преступная деятельность в сфере экономики – состояние, тенденции, проблемы противодействия.
7. Актуальные проблемы предупреждения организованной преступности в России и пути их решения.
8. Законодательство РФ по противодействию организованной преступности.
9. Государственно-правовые меры противодействия организованной преступности.
10. Международное сотрудничество по борьбе с организованной преступностью (международные документы, законотворческая и правоприменительная практика).
11. Организационно-правовые меры противодействия организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.
12. Организационно-правовые меры противодействия организованной преступности в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
13. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму и пути их решения.
14. Криминологическая характеристика и типология участников организованных преступных сообществ и групп.

5. Критерии оценивания:
Оценивание ответа на зачете
Бинарная шкала
Критерии
Зачтено Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Не зачтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Организация выполнения и защиты курсовой работы (или проекта): не предусмотрено

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бычков, В. В. Противодействие организованной преступности : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Под ред. Мельниковой О.В. Пенитенциарная криминология. Личность несовершеннолетнего осужденного : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Анненкова В. Г., Кабанов П. А., Райков Г. И., Чирков Д. К. Политическая криминология : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. e.lanbook.com
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. www.biblioclub.ru
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. elibrary.ru
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru. www.supcoutr.ru.
Э5 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru. www.sudrf.ru.
Э6 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com. www.actoscope.com.
Э7 9. Информационный ресурс www.pravo.ru. www.pravo.ru.
Э8 10. Электронный курс "Криминология" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4.1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
4.2. Методика решения практических заданий
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).
4.3. Методика проведения зачета
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и методическими материалами дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.