МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 52 52 52 52
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.юр.н., доцент, Моисеева О.Г.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является глубокое освоение специалистами знаний о закономерностях и особенностях возникновения и развития государств и правовых систем зарубежных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История государства и права зарубежных стран
1.1. Предмет, методы и система курса Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. История государства и права стран Древнего Востока Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. История государства и права стран Древнего Востока Практические 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. История государства и права стран Древнего Востока Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. История Афин и Спарты Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. История Афин и Спарты Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. История Афин и Спарты Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. История Древнего Рима Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. История Древнего Рима Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. История Древнего Рима Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. История римского права Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. История римского права Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. История государства и права франков Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.14. История государства и права франков Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.15. История государства и права франков Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.16. Средневековая Франция Лекции 1 0 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.17. Средневековая Франция Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.18. Средневековая Франция Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.19. Средневековая Англия Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.20. Средневековая Англия Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.21. Средневековая Англия Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.22. Средневековая Германия Лекции 1 0 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.23. Средневековая Германия Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.24. Средневековая Германия Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.25. Феодальное право Лекции 1 0 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.26. Феодальное право Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.27. Феодальное право Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.28. Государство и право Византии Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.29. Государство и право Византии Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.30. Средневековый Китай Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.31. Арабский Халифат: государство и право Лекции 1 0 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.32. Арабский Халифат: государство и право Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.33. История Великобритании в Новое и Новейшее время Лекции 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.34. История Великобритании в Новое и Новейшее время Практические 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.35. История Великобритании в Новое и Новейшее время Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.36. США Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.37. США Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.38. США Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.39. История Германии в Новое и Новейшее время Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.40. История Франции в Новое и Новейшее время Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.41. История Франции в Новое и Новейшее время Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.42. История Франции в Новое и Новейшее время Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.43. История Германии в Новое и Новейшее время Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.44. История Германии в Новое и Новейшее время Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.45. История Японии Сам. работа 1 4 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.46. История права Нового и Новейшего времени Лекции 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.47. Решение задач по истории права нового и новейшего времени Практические 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.48. История права Нового и Новейшего времени Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
1.49. Экзамен 1 36 ОК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3278
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3
Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. По какой системе построен Гражданский кодекс Франции 1804 г.?
А. пандектной
Б. прецедентной
В. институционной
Г. смешанной
Ответ: В
Вопрос 2. В каком гражданском кодексе отсутствует понятие юридического лица?
А. Германии
Б. Франции
В. Швейцарии
Г. Японии
Ответ: Б
Вопрос 3. Какую форму судебного процесса по уголовным делам закрепил УПК Франции 1808 г.?
А. розыскной
Б. смешанный
В. состязательный
Г. обвинительный
Ответ: Б
Вопрос 4. Положения о суровом наказании за посягательство на частную собственность ранее всех закрепили:
А. Законы Ману
Б. Законы Драконта
В. Законы Хаммурапи
Г. Законы XII Таблиц
Ответ: В
Вопрос 5. Что понимали под сервитутом римские юристы?
А. разновидность собственности на землю
Б. форму залога
В. форму ограничения права собственности
Г. форму защиты права собственности
Ответ: В
Вопрос 6. Древнейшей формой гражданского процесса в Риме был
А. легисакционный
Б. формулярный
В. экстраординарный
Г. состязательный
Ответ: А
Вопрос 7. Для проведения обряда манципации требовалось присутствие свидетелей (количество):
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5
Ответ: Г
Вопрос 8. Основной источник Салической правды:
А. римское право
Б. королевские указы
В. городское право
Г. правовые обычаи франков
Ответ: Г
Вопрос 9. Кутюмы во Франции – это:
А. королевские указы
Б. местные правовые обычаи
В. судебные решения
Г. сборники законов
Ответ: Б
Вопрос 10. В какой стране начиная с XIII в. не существовало централизованной правовой системы?
А. Англия
Б. Франция
В. Германия
Г. Китай
Ответ: В
Вопрос 11. Что лежало в основе английского права справедливости?
А. римское право
Б. правовые обычаи
В. королевское законодательство
Г. решения суда лорда-канцлера
Ответ: Г
Вопрос 12. Легисты в Китае были сторонниками идеи:
А. абсолютного господства закона
Б. преобладания морально-нравственных норм
В. сочетания морали и закона
Г. преобладания обычаев
Ответ: А
Вопрос 13. Кияс по мусульманскому праву
А. мнение отдельных ученых-правоведов
Б. решение дел по аналогии
В. правовой обычай
Г. мнение всей мусульманской общины
Ответ: Б
Вопрос 14. Система прецедентного права характерна для:
А. Великобритании, США
Б. Германии, Франции
В. Японии, Китая
Г. Китая, Германии
Ответ: А
Вопрос 15. Для континентальной системы права характерно:
А. прецедентная система
Б. деление права на публичное и частное
В. отсутствие кодексов
Г. отсутствие отраслей права
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Одним из важнейших достижений Франции при Наполеоне считается составление кодекса. Какого именно?
Ответ: Гражданского кодекса Франции 1804 г. или Кодекса Наполеона
2. Для континентальной правовой системы характерно, что в качестве основного источника права рассматривается ________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: закон
3. Основным источником права в англосаксонской правовой системе является:
Ответ: прецедент
4. Первая в истории Конституция была принята в каком государстве?
Ответ: США
5. Каролина – уголовно-судебное уложение Карла V закрепила новую форму судебного процесса – розыскной или _________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: инквизиционный
6. Для средневекового уголовного права характерно признание преступлений против _________ как самых тяжких. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: религии
7. Основным источником права в средние века являлись - __________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: обычаи
8. Система построения нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения, заимствованная из произведений римского юриста Гая.
Ответ: институционная
9. Порядок расположения норм гражданского права в своде законов по образцу Дигестов Юстиниана, предполагающий деление на общую и специальные части - ______________ система. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: пандектная
10. Что такое ордалии?
Ответ: В древнем и средневековом праве особый способ судебного доказывания, «божий суд», испытание огнем, водой и пр.
11. По Законам Ману вина за воровство увеличивается максимально, если он принадлежал к варне:
Ответ: брахманов
12. Каким образом наказывался человек за умышленное убийство по Законам Хаммурапи?
Ответ: Законы Хаммурапи не закрепляют ответственности за умышленное убийство. Обычное право Вавилона за умышленное или неосторожное убийство предусматривало смертную казнь.
13. Какие отличия закрепляли Законы Ману между кражей и грабежом?
Ответ: Кража – тайное хищение имущества, грабеж – открытое присвоение вещи в присутствии собственника.
14. На ком лежала обязанность вызова ответчика и свидетелей в суд, отыскания украденной вещи по Салической правде?
Ответ: истец, потерпевший
15. К какой группе преступлений Каролина относила: богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы?
16. Ответ: Преступления против религии
Основной целью карательной политики, нашедшей отражение в системе наказаний по Каролине, являлось:
Ответ: устрашение
17. Для какого кодекса характерна стройность изложения, сжатость юридических формулировок и дефиниций, определенность и четкость трактовки основных понятий и институтов гражданского права?
Ответ: Французский гражданский кодекс 1804 г.
18. В каком кодексе нашло закрепление следующее определение права собственности: «Собственность есть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами»?
Ответ: Французский гражданский кодекс 1804 г.
19. Французский уголовный кодекс 1810 г. ввел новую классификацию преступных действий, в зависимости от наказаний на три группы. Какие?
Ответ: Преступления, проступки, нарушения.
20. Какие виды юридических лиц выделяет ГГУ 1900 г.?
Ответ: Ферейны (общества, союзы) и учреждения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите и охарактеризуйте закономерности и особенности возникновения и развития государств на Древнем Востоке.
2. Дайте общую характеристику Законам Хаммурапи.
3. Раскройте основные черты Законов Ману.
4. Назовите и охарактеризуйте основные элементы государственного строя Древних Афин.
5. Раскройте основные элементы общественного и государственного строя Спарты.
6. Назовите и дайте характеристику государственных органов Римской республики.
7. Назовите и охарактеризуйте источники римского права.
8. Назовите и охарактеризуйте элементы государственного строя франков.
9. Назовите и дайте краткую характеристику этапов развития средневековой монархии.
10. Охарактеризуйте основные черты, присущие Каролине.
11. Назовите и дайте характеристику этапов Английской буржуазной революции.
12. Назовите и охарактеризуйте этапы Великой французской буржуазной революции.
13. Назовите и охарактеризуйте этапы объединения Германии в 19 в.
14. Назовите и раскройте основные положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
15. Охарактеризуйте принцип разделения властей по Конституции США 1789 г.
16. Назовите и дайте характеристику конституционным актам Великобритании, закрепившим установление конституционной монархии.
17. Назовите и охарактеризуйте избирательные реформы в Великобритании XIX-XX вв.
18. Назовите и охарактеризуйте основные положения Конституции Японии 1889 г.
19. Дайте общую характеристику ФГК 1804 г.
20. Охарактеризуйте основные положения ГГУ 1900 г.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Памятники древнего права закрепили принцип талиона. Дайте определение понятия, рассмотрите виды талиона, приведите примеры талиона на основе Законов Хаммурапи и Законов Ману.
2. Особенностью социальной структуры Древней Индии является наличие варн. Что такое варна? Какие варны существовали в Древней Индии? Чем варна отличается от касты?
3. Назовите виды доказательств по праву Древневосточных государств. Дайте характеристику судебного процесса на Древнем Востоке.
4. Во время драки один человек сломал руку другому человеку в Древнем Вавилоне. Какое наказание он понесет за совершенное преступление? Какие обстоятельства судья обязан учесть при назначении наказания? Какие принципы, лежали в основе назначения наказания по праву Древнего Востока?
5. В браке свободной женщины и раба, принадлежащего мушкенуму, родился ребенок. Может ли собственник раба претендовать на ребенка? Каково было положение рабов по Законам Хаммурапи?
6. Какое наказание за кражу, совершенную ночью, предусматривали Законы Ману? Охарактеризуйте ответственность за преступления против собственности по Законам Ману.
7. Назовите виды доказательств и охарактеризуйте судебный процесс по Салической правде.
8. Что такое вергельд? Дайте определение и приведите примеры из Салической правды. От чего зависел размер вергельда?
9. Назовите и охарактеризуйте основные изменения в уголовном праве в средние века.
10. Какие изменения в судебном процессе нашли отражение в Каролине. Назовите и охарактеризуйте стадии судебного процесса.
11. А. был уличен в краже на 5 гульденов. До этого он уже привлекался к ответственности за кражу. Какое наказание он понесет по Каролине? Каким образом устанавливалась ответственность за воровство, какие виды краж существовали по Каролине?
12. Раскройте основные особенности англосаксонской правовой системы.
13. Охарактеризуйте основные положения Хабеас корпус акта 1679 г. Что нового принес этот акт в английское судопроизводство, в определение правового положения лица, находящегося под арестом до суда?
14. Охарактеризуйте черты, присущие континентальной правовой системе.
15. Назовите и охарактеризуйте черты, присущие регулированию имущественных отношений по ФГК 1804 г.
16. Охарактеризуйте преступления против публичных и частных интересов по ФУК 1810 г.
17. Охарактеризуйте смешанный судебный процесс на основе ФУПК 1808 г.
18. Назовите и охарактеризуйте изменения в гражданском праве Франции в XIX-XX вв.
19. Назовите и охарактеризуйте права и свободы граждан по Биллю о правах 1791 г.
20. Дайте характеристику регулированию обязательственных отношений по ГГУ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Т. Мухаев История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/531404
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова А. В.   История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для вузов  Издательство Юрайт, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/511331
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт профессора Томсинова В. А. tomsinov.com
Э2 Сайт Института государства и права РАН :http://www.igpran.ru/
Э3 Курс в Moodle"История государства и права зарубежных стран" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на освоение основных разделов и тем истории государства и права зарубежных стран, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарских занятиях, консультациях, так и самостоятельно.
Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки elibrary.ru.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины проводится в рамках 4-х балльной системы.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной или письменной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме. После завершения ответа преподаватель задает студенту уточняющие и/ или дополнительные вопросы. Ответ студента оценивается по 4-х балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Цифровой университет АлтГУ. Задания представлены в двух видах. Первый: каждый вопрос содержит несколько вариантов ответа, один из которых является правильным. Второй: необходимо дать краткий ответ на задание. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-х балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии, может осуществляться, как в устной, так и письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-х балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством, Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данной теме. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-х балльной системе.
В конце изучения дисциплины студенты сдают экзамен. Аттестация проводится в устной форме по билетам. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку дается 30 минут. Студенту могут быть заданы дополнительные вопросы. Ответ на экзамене оценивается по 4-х балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.