МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 118
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 24 24 42 42
Практические 24 24 32 32 56 56
Сам. работа 66 66 52 52 118 118
Часы на контроль 0 0 36 36 36 36
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Васильев А.А.;Печатнова Ю.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам юридического института овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Каждый юрист, независимо от того, где он работает – в суде, адвокатуре, прокуратуре либо ином государственном или общественном учреждении /предприятии/ – постоянно оперирует в своей практической деятельности данными науки теории государства и права. Знание закономерностей, выявленных этой наукой, позволяет осуществлять правотворческий и правоприменительный процессы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью определять правовую природу общественных отношений, вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах, квалифицировать их
ОПК-5 способностью поддерживать уровень своей квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей
ПСК-1.8 способностью осуществлять кодификационное обеспечение деятельности судьи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3: основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; соотношение государственно-правовых явлений с иными общественными явлениями; общую теорию квалификации;
ОПК-5: социальную значимость своей будущей профессии; способы, приемы познавательной (когнитивной) активности; нормы общечеловеческой морали и общественной нравственности; основы профессиональной этики юриста;
ПСК-1.8: цели, функции, особенности, способы и значение систематизации правовой информации; понятие и признаки кодификации.



3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3: анализировать и выявлять правовые черты процессов, явлений и событий; определять правовую природу общественных отношений, вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах, квалифицировать их;
ОПК-5: повышать уровень своей профессиональной компетентности и квалификации; использовать правовые знания для решения социальных и профессиональных задач; применять идеи и принципы права в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; применять в профессиональной речи понятийно-категориальный аппарат юриспруденции;
ПСК-1.8: осуществлять кодификационное обеспечение деятельности судьи; вести мониторинг действующего законодательства; эффективно осуществлять поиск информации, необходимой судье для осуществления его полномочий; осуществлять подборку законодательства необходимого для рассмотрения конкретного дела.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3: навыками юридического анализа социально значимых процессов; формально-правовым и сравнительно-правовым методами исследования;
ОПК-5: навыком поддержания уровня своей квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей; основным категориальным аппаратом юриспруденции; навыком государственно-правового подхода к анализу проблем жизнедеятельности общества;
ПСК-1.8: навыком кодификационного обеспечения деятельности судьи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
1.3. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Понятие и сущность государства
2.1. Происхождение государства и права Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.2. Происхождение государства и права Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.3. Происхождение государства и права Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.4. Понятие государства Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.5. Понятие государства Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие государства Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.7. Типология государств Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.8. Типология государств Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
2.9. Типология государств Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Содержание государства
3.1. Государственная власть Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственная власть Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
3.3. Государственная власть Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
3.4. Функции государства Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
3.5. Функции государства Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
3.6. Функции государства Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Форма государства
4.1. Форма государства Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
4.2. Форма государства Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
4.3. Форма государства Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
4.4. Механизм государства Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
4.5. Механизм государства Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
4.6. Механизм государства Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Понятие и сущность права
5.1. Понятие права Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие права Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
5.3. Понятие права Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
5.4. Правовая система общества Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
5.5. Правовая система общества Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
5.6. Правовая система общества Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Содержание права
6.1. Право в системе социального регулирования Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
6.2. Право в системе социального регулирования Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
6.3. Право в системе социального регулирования Сам. работа 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
6.4. Правосознание и правовая культура Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
6.5. Правосознание и правовая культура Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
6.6. Правосознание и правовая культура Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Форма права
7.1. Внутренняя форма права (система права) Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
7.2. Внутренняя форма права (система права) Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
7.3. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
7.4. Внешняя форма права Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
7.5. Внешняя форма права Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
7.6. Внешняя форма права Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Механизм правового регулирования
8.1. Механизм правового регулирования Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.2. Механизм правового регулирования Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.3. Механизм правового регулирования Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.4. Правотворчество Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.5. Правотворчество Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.6. Правотворчество Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.7. Норма права Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.8. Норма права Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.9. Норма права Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.10. Правоотношение Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.11. Правоотношение Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.12. Правоотношение Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.13. Реализация права Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.14. Реализация права Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.15. Реализация права Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.16. Толкование права Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.17. Толкование права Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
8.18. Толкование права Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Правонарушение и юридическая ответственность
9.1. Правонарушение и юридическая ответственность Лекции 2 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
9.2. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 2 6 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
9.3. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 2 8 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Национальный и мировой правопорядок
10.1. Национальный и мировой правопорядок Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
10.2. Национальный и мировой правопорядок Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
10.3. Национальный и мировой правопорядок Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Экзамен
11.1. Экзамен Экзамен 2 36 ОПК-3, ОПК-5, ПСК-1.8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
способность определять правовую природу общественных отношений, вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах, квалифицировать их
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите строку, в которой верно перечислены стадии правового регулирования:
А) Общественное отношение, правоотношение, наказание.
Б) Норма права, юридический факт, правоотношение, правореализация.
В) Правовая идеология, правосознание, режим законности.
Г) Правовое воздействие, правовое регулирование, правоприменение.

Ответ: Б

2. Субъектом преступления может являться:
А) Двенадцатилетний ребенок
Б) Общество с ораниченной ответственностью
В) Невменяемый совершеннолетний гражданин, страдающий слабоумием
Г) Четырнадцатилетний ребенок

Ответ: Г

3. Способностью нести юридическую ответственность является:
А) Деликтоспособность
Б) Правосубъектность
В) Дееспособность
Г) Правоспособность

Ответ: А

4. Активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей являются примером ___________ права.

А) Применения
Б) Исполнения
В) Соблюдения
Г) Использования

Ответ: Б

5. Пример юридического факта, выступающего правомерным действием в форме юридического поступка:

А) Смерть
Б) Заключение сделки
В) Создание художественного произведения
Г) Заключение брака

Ответ: В

6. Определите вид юридической ответственности за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство.
А) Административная ответственность
Б) Гражданско-правовая ответственность
В) Уголовная ответственность
Г) Дисциплинарная ответственность

Ответ: В

7. Определите вид юридической ответственности за нарушение правил дорожного движения
А) Административная ответственность
Б) Гражданско-правовая ответственность
В) Уголовная ответственность
Г) Дисциплинарная ответственность

Ответ: А

8. Определите вид юридической ответственности за неисполнение условий договора подряда.
А) Административная ответственность
Б) Гражданско-правовая ответственность
В) Материальная ответственность
Г) Дисциплинарная ответственность

Ответ: Б

9. Определите вид юридической ответственности за грубое нарушение правил внутреннего трудового распорядка.
А) Административная ответственность
Б) Гражданско-правовая ответственность
В) Материальная ответственность
Г) Дисциплинарная ответственность

Ответ: Г

10. Определите вид юридической ответственности за нарушение порядка проведения выборов, референдумов, общероссийского голосования
А) Административная ответственность
Б) Конституционная ответственность
В) Уголовная ответственность
Г) Процессуальная ответственность

Ответ: А

11. Определите вид юридической ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
А) Административная ответственность
Б) Гражданско-правовая ответственность
В) Уголовная ответственность
Г) Дисциплинарная ответственность

Ответ: В

12. Определите отраслевую принадлежность правоотношений, связанных с оплатой государственной пошлины за обращение в суд за защитой нарушенных прав.

А) Налоговое право
Б) Бюджетное право
В) Процессуальное право
Г) Конституционное право

Ответ: А

13. Определите отраслевую принадлежность правоотношений, связанных с подготовкой и организацией аукциона по продаже земельного участка.

А) Экологическое право
Б) Земельное право
В) Градостроительное право
Г) Финансовое право

Ответ: Б

14. Определите отраслевую принадлежность правоотношений, связанных с получением разрешения на строительство многоквартирного дома.

А) Жилищное право
Б) Гражданское право
В) Градостроительное право
Г) Процессуальное право

Ответ: В

15. Определите нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления судопроизводства судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

А) Арбитражный процессуальный кодекс
Б) Гражданский процессуальный кодекс
В) Уголовный процессуальный кодекс
Г) Кодекс административного судопроизводства

Ответ: Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия «право».
Ответ: право – это система общеобязательных правил поведения, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения.

2. Дайте определение понятия «правовое регулирование».
Ответ: правовое регулирование – это воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения.

3. Назовите элементы структуры правоотношения.
Ответ: субъект, объект, содержание.

4. Дайте определение понятия «юридический факт».
Ответ: юридический факт – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношения.

5. Приведите примеры юридического акта и юридического поступка. Назовите отличие юридического акта от юридического поступка.
Ответ: юридический акт – совершение сделки; юридический поступок – создание художественного произведения. Отличие – наличие (юридический акт) или отсутствие (юридический поступок) намерения вызвать юридические последствия.

6. Дайте определение понятия «фактический состав».
Ответ: фактический состав – это совокупность необходимых для возникновения правоотношения юридических фактов.

7. Назовите элемент структуры нормы права, в которой фиксируются юридические факты.
Ответ: гипотеза.

8. Укажите формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение.

9. Назовите стадии правоприменения.
Ответ: установление фактов; юридическая квалификация; принятие решения; исполнение правоприменительного акта.

10. Назовите элементы состава правонарушения.
Ответ: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

11. Определите вид правовой нормы (материальная/процессуальная): «Вступившие в законную силу судебные приказы арбитражных судов первой инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей».
Ответ: процессуальная норма.

12. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Причинение смерти по неосторожности – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».
Ответ: уголовно-правовая норма.

13. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Ответ: конституционно-правовая норма.

14. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Ответ: гражданско-правовая норма

15. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака».
Ответ: семейно-правовая норма

16. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части …»
Ответ: уголовно-процессуальная норма

17. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности».
Ответ: арбитражно-процессуальная норма

18. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания».
Ответ: норма уголовно-исполнительного права

19. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором».
Ответ: норма трудового права.

20. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах…».
Ответ: норма налогового права.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
способностью поддерживать уровень своей квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К признакам нормативного правового акта НЕ относится:
А) письменная форма
Б) структурными элементами выступают нормы права
В) особый порядок принятия (в ходе правотворческого процесса)
Г) адресуется конкретным лицам

Ответ: Г

2. Что из перечисленного НЕ относится к источникам права?
А) Правовой обычай
Б) Нормативный правовой договор
В) Правовая доктрина
Г) Трудовой договор

Ответ: Г

3. На какую территорию НЕ распространяется действие российский нормативных правовых актов в пространстве?
А) Воздушное пространство
Б) Внутренние воды и территориальное море
В) Континентальный шельф
Г) Космическое пространство

Ответ: Г

4. Определите форму вины в случае, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

А) Косвенный умысел
Б) Прямой умысел
В) Небрежность
Г) Самонадеянность

Ответ: А

5. К формам реализации права НЕ относится:
А) Соблюдение норма права
Б) Составление норм права
В) Использование норма права
Г) Исполнение норма права

Ответ: Б

6. Источником права из нижеприведенного списка является:
А) Обычай
Б) Мораль
В) Корпоративная норма
Г) Судебный прецедент

Ответ: Г

7. Назовите функцию права, которая направлена на защиту значимых общественных отношений и вытеснении нежелательных посредством применения мер юридической ответственности.
А) Регулятивная статическая функция
Б) Регулятивная динамическая функция
В) Информационно-регулятивная функция
Г) Охранительная функция

Ответ: Г


8. Что из нижеперечисленного НЕ относится к элементам правового регулирования:
А) Обычай
Б) Правоотношения
В) Юридический факт
Г) Норма права

Ответ: А

9. Выберите из нижеперечисленного списка тип правового регулирования:
А) Императивный
Б) Координационный
В) Обязывающий
Г) Общедозволительный

Ответ: Г

10. Разновидностью норм права по характеру предписания НЕ являются:
А) Обязывающие нормы
Б) Запрещающие нормы
В) Управомочивающие нормы
Г) Временные нормы

Ответ: Г

11. Укажите нормативный правовой акт, в котором используются преимущественно запрещающие нормы права:
А) Уголовный кодекс РФ
Б) Гражданский кодекс РФ
В) Налоговый кодекс РФ
Г) Уголовно-исполнительный кодекс РФ

Ответ: А

12. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, нести обязанности – это:

А) Правосубъектность
Б) Правоспособность
В) Деликтоспособность
Г) Дееспособность

Ответ: Г

13. Укажите форму реализации права, при которой субъект правоотношений воздерживается от совершения действий, запрещенных нормой права:
А) Соблюдение
Б) Исполнение
В) Использование
Г) Применение

Ответ: А

14. Что из нижеперечисленного НЕ является признаком правонарушения?
А) Противоправное деяние
Б) Виновное деяние
В) Общественно опасное деяние
Г) Аморальное деяние

Ответ: Г

15. Выберете НЕверное суждение из нижеперечисленных:
А) Юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности
Б) Юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности
В) Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности
Г) Юридическое лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности

Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите не менее 5 социальных регуляторов поведения.
Ответ: обычаи, традиции, корпоративные нормы, религиозные нормы, корпоративные нормы.

2. Назовите методы правового регулирования.
Ответ: диспозитивный, императивный

3. Перечислите способы правового регулирования.
Ответ: управомочивание, обязывание, запрет

4. Назовите типы правового регулирования.
Ответ: общедозволительный, разрешительный.

5. Назовите источники права (не менее 5).
Ответ: нормативный правовой акт, правовой обычай, правовая доктрина, правовой прецедент, нормативный правовой договор.

6. Укажите принципы правотворчества (не менее 3).
Ответ: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

7. Укажите виды толкования права по объему.
Ответ: расширительное, буквальное, ограничительное.

8. Укажите способы толкования права (не менее 5).
Ответ: грамматический, логический, систематический, исторический, телеологический, специально-юридический, функциональный.

9. Дайте определение понятия «правонарушение».
Ответ: правонарушение – это противоправное виновное деяние, причиняющее или способное причинить вред обществу, государству, отдельным лицам и совершенное деликтоспособным лицом.

10. Дайте определение понятия «юридическая ответственность».
Ответ: юридическая ответственность – это обязанность лица претерпевать последствия своего деяния.

11. Руководителем предприятия принят приказ о награждении работника благодарственным письмом. Является ли указанный приказ нормативным правовым актом?
Ответ: не является, т.к. выступает индивидуальным правовым актом.

12. Между субъектами РФ заключены соглашения о межпарламентском сотрудничестве. Назовите вид правового акта, к которому следует относить подобные соглашения.
Ответ: нормативные правовые договоры.

13. При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием и существующими правовыми учениями в соответствующем иностранном государстве. Каким источником права руководствуется суд в данном случае?
Ответ: правовой доктриной.

14. В сфере торгового мореплавания исторически сформированы правила поведения, не закрепленные в письменной форме, но обязательные для применения при разрешении международных морских торговых споров. Назовите вид источника права применительно к данной ситуации.
Ответ: правовой обычай.

15. Инспектором ГИБДД вынесено постановление о привлечении лица, нарушившего правила дорожного движения, к административной ответственности. На основе данного примера укажите стадии правоприменительного процесса.
Ответ: 1) установление факта нарушения правил дорожного движения; 2) юридическая квалификация (соотнесение факта с нормами, предусмотренными КоАП РФ); 3) принятие решения по существу (вынесение постановления о привлечении к административной ответственности).

16. Юридическое лицо произвело расчеты по сделке с нерезидентом в наличной форме, чем нарушило российское валютное законодательство, за что было привлечено к административной ответственности. Обжалуя постановление о назначении административного наказания, юридическое лицо приводило доводы о том, что совершенное административное правонарушение не повлекло какого-либо имущественного ущерба, в связи с чем просило отменить вынесенное постановление. В каком случае довод юридического лица будет правомерен, а в каком – неправомерен?
Ответ: довод будет правомерен в том случае, если состав вменяемого правонарушения будет материальным; довод будет неправомерен в случае, если состав вменяемого правонарушения будет формальным.

17. Бизнесмен по мотивам мести поджег дом своему конкуренту. В ходе пожара погиб человек. Следствием было установлено, что бизнесмен не был намерен совершить убийство, однако понимал, что в доме могли находиться люди, тем не менее в момент совершения преступления, находясь в порыве мести, относился к этому безразлично. Укажите форму вины преступника.
Ответ: косвенный умысел.

18. Юридическое лицо злостно уклонялось от уплаты налогов. В результате недоимка по налогам составила почти 61 миллион рублей. Налоговым инспектором решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении плательщика налогов в связи с причинением государству особо крупного ущерба. Оцените действия налогового инспектора на предмет правомерности.
Ответ: действия неправомерны, т.к. юридические лица не являются субъектами преступлений, в связи с чем, в отношении них не может быть возбуждено уголовное дело.

19. В статьях 619-620 Гражданского кодекса РФ указано, что договором аренды стороны могут предусмотреть дополнительные основания досрочного расторжения договора, прямо не предусмотренные законом. Какой тип правового регулирования использован в данном случае?
Ответ: общедозволительный.

20. Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрены исключительные случаи, при которых допускается перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Какой тип правового регулирования использован в данном случае?
Ответ: разрешительный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-1.8
способность осуществлять кодификационное обеспечение деятельности судьи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1 Что не является признаком нормы права:
А) Санкционированность государством
Б) Общеобязательность
В) Однократность применения
Г) Формальная определенность

Ответ: В

2 Выберете строку, в которой верно перечислены способы систематизации законодательства:
А) инкорпорация, консолидация, структуризация, учет
Б) инкорпорация, консолидация, кодификация, учет
В) корпорация, консолидация, кодификация, учет
Г) инкорпорация, интеграция, кодификация, учет

Ответ: Б

3. Структурными элементами системы права являются:
А) Гипотеза, диспозиция, санкция
Б) Институт, подотрасль, отрасль
В) Правая норма, правоотношение, правоприменение
Г) Правовая норма, правосознание, правовая идеология

Ответ: А

4. Каким кодифицированным нормативным правовым актом следует руководствоваться при оспаривании действий органов государственной власти юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем?
А) Арбитражный процессуальный кодекс
Б) Кодекс административного судопроизводства
В) Гражданским процессуальный кодекс
Г) Уголовный процессуальный кодекс

Ответ: А

5. Каким кодифицированным нормативным правовым актом следует руководствоваться при оспаривании действий органов государственной власти гражданином, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя?
А) Арбитражный процессуальный кодекс
Б) Кодекс административного судопроизводства
В) Гражданским процессуальный кодекс
Г) Уголовный процессуальный кодекс

Ответ: Б

6. Каким кодифицированным нормативным правовым актом следует руководствоваться при подаче исковых заявлений о защите прав потребителей?
А) Арбитражный процессуальный кодекс
Б) Кодекс административного судопроизводства
В) Гражданским процессуальный кодекс
Г) Уголовный процессуальный кодекс

Ответ: В

7. Каким кодифицированным нормативным правовым актом следует руководствоваться при взыскании задолженности по договору поставки, заключенному между индивидуальными предпринимателями?
А) Арбитражный процессуальный кодекс
Б) Кодекс административного судопроизводства
В) Гражданским процессуальный кодекс
Г) Уголовный процессуальный кодекс

Ответ: А

8. Каким кодифицированным нормативным правовым актом следует руководствоваться при избрании меры пресечения для предотвращения ненадлежащего поведения стороны по делу?
А) Арбитражный процессуальный кодекс
Б) Кодекс административного судопроизводства
В) Гражданским процессуальный кодекс
Г) Уголовный процессуальный кодекс

Ответ: Г

9. Какое определение выносит судья при обнаружении устранимых недостатков искового заявления?
А) Об отказе в принятии искового заявления
Б) Об оставлении без движения искового заявления
В) О возвращении искового заявления
Г) Об отказе в удовлетворении исковых требований

Ответ: Б

10. Какое определение выносит судья в случае, если поданное исковое заявление не подписано или подписано неправомочным лицом?
А) Об отказе в принятии искового заявления
Б) Об оставлении без движения искового заявления
В) О возвращении искового заявления
Г) Об отказе в удовлетворении исковых требований

Ответ: В

11. Какое определение выносит судья в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям?

А) Об отказе в принятии искового заявления
Б) Об оставлении без движения искового заявления
В) О возвращении искового заявления
Г) Об отказе в удовлетворении исковых требований

Ответ: А

12. Какое решение выносит судья в случае, если отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований?
А) Об отказе в принятии искового заявления
Б) Об оставлении без движения искового заявления
В) О возвращении искового заявления
Г) Об отказе в удовлетворении исковых требований

Ответ: Г

13. Назовите участника судебного процесса, который привлекается для предоставления сведений об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.
А) истец
Б) свидетель
В) специалист
Г) эксперт

Ответ: Б

14. Назовите участника судебного процесса, который привлекается для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества).
А) истец
Б) свидетель
В) специалист
Г) эксперт

Ответ: В

15. Назовите участника судебного процесса, которому поручается провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
А) истец
Б) свидетель
В) специалист
Г) эксперт

Ответ: Г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите способы систематизации законодательства.
Ответ: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

2. Заполните пропуск. ____________ – способ систематизации, которому сопутствует переработка действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, упорядочение норм в указанной сфере отношений, обеспечение его согласованности и компактности.
Ответ: кодификация.

3. Заполните пропуск. _______________ – способ систематизации законодательства, при котором не вносятся качественные изменения в содержание актов. Примером такого способа систематизации законодательства служат различные сборники законодательства.
Ответ: инкорпорация

4. Заполните пропуск. _______________ – это форма систематизации законодательства, при котором нормативные правовые акты без изменения из содержания объединяются в единый акт, однако каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Ответ: консолидация.

5. Назовите форму систематизации законодательства, примером которой могут служить различные автоматизированные справочные правовые системы.
Ответ: учет.

6. Назовите структурный элемент нормы права, в котором содержатся неблагоприятные последствия за ее неисполнение.
Ответ: санкция

7. Определите вид гипотезы. Гипотеза, при которой применение нормы права ставится в зависимость от одного определенного условия, называется_______.
Ответ: простая гипотеза.

8. Определите вид диспозиции. Диспозиция, которая отсылает к правилу поведения, содержащемуся в другом акте, называется ____________
Ответ: бланкетная диспозиция.

9. Определите вид санкции. Санкция, при которой допускается возможность выбора меры воздействия на правонарушения, называется ____________
Ответ: альтернативная санкция.

10. Укажите санкцию в правовой норме: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, –наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
Ответ: санкция – наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

11. В какой суд следует обратиться с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору поставки, заключенному между юридическими лицами, зарегистрированными в Алтайском крае?
Ответ: Арбитражный суд Алтайского края

12. С какой жалобой и в какой суд следует обратиться для обжалования решения Железнодорожного районного суда г. Барнаула?
Ответ: с апелляционной жалобой в Алтайский краевой суд.

13. С какой жалобой следует обратиться в суд с целью обжалования определения суда апелляционной инстанции?
Ответ: с кассационной жалобой.

14. С какой жалобой следует обратиться в суд с целью обжалования определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ?
Ответ: с надзорной жалобой.

15. В какой жалобе может быть заявлено требование об отмене решения Центрального районного суда г. Барнаула?
Ответ: в апелляционной жалобе.

16. В какой жалобе может быть обжаловано определение суда об оставлении искового заявления без движения?
Ответ: в частной жалобе.

17. В какой жалобе может быть заявлено требование об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда и оставление в силе решения Центрального районного суда г. Барнаула?
Ответ: в кассационной жалобе.

18. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?
Ответ: Земельный кодекс РФ.

19. Супруги выступают учредителями двух крестьянских хозяйств. Один из супругов, выступая главой одного крестьянского хозяйства обратился в суд с требованием к другому супругу, выступающему главой второго крестьянского хозяйства, с требованием о взыскании задолженности по договору поставки сельскохозяйственной продукции. Нормы какого кодифицированного нормативного акта применяются к спорным правоотношениям.
Ответ: Гражданский кодекс РФ.

20. В ходе ремонтных работ офиса личному имуществу одного из работников офиса был причинен ущерб. Работник обратился с требованием к руководству о возмещении причиненного ущерба. Нормы какого кодифицированного акта применил работник в данном случае?
Ответ: Трудовой кодекс РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ:
2. Правонарушение: социальные и юридические аспекты.
3. Юридическая ответственность: понятие, виды.
4. Толкование права: понятие, виды, способы.
5. Юридические факты: понятие, классификация.
6. Преемственность в праве.
7. Происхождение права и государства.
8. Понятие государства: основные подходы.
9. Понятие правовой культуры.
10. Понятие права: основные концепции.
11. Механизм государства: понятие, структура, принципы функционирования.
12. Функция охраны правопорядка в системе функций современного государства.
13. Коллизионное правовое регулирование: понятие, структура.
14. Принципы юридической ответственности: понятие, классификация.
15. Закон как форма права.
16. Правовой прецедент как источник права.
17. Систематизация законодательства: понятие, формы.
18. Принципы права: понятие, классификация.
19. Правовые системы современности: понятие, виды.
20. Толкование актов индивидуального правового регулирования.
21. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии.
22. Правовая реформа: понятие, направления, стадии.
23. Нормы права: понятие, структура, классификация.
24. Право в системе социального регулирования.
25. Правотворчество: понятие, виды, стадии.
26. Нормативно-правовые акты: понятие, виды.
27. Нетипичные формы государства: понятие, виды.
28. Правовой обычай как источник права.
29. Правовое и социальное государство.
30. Юридическая техника: общетеоретическая характеристика.
31. Система права: понятие, структура.
32. Противоречия в праве.
33. Эффективность правового регулирования.
34. Стабильность и динамизм в праве.
35. Государствопонимание: основные подходы.
36. Правоотношение: понятие, виды.
37. Эволюция формы российского государства.
38. Правовая доктрина как источник права.
39. Методологические проблемы правоведения.
40. Общество, государство, личность: проблема приоритета.
41. Реальность демократии в условиях рыночной экономики.
42. Традиции российской государственности.
43. Принцип разделения властей: понятие, эволюция.
44. Процесс деидеологизации в государственно-правовой сфере.
45. Роль многопартийности в обеспечении стабильности правосудия.
46. Государство в условиях глобализации.
47. Переходное государство и право.
48. Творческая роль права.
49. Право и технический прогресс.
50. Защита интересов в праве.
51. Коллизии в праве.
52. Пограничные правовые институты.
53. Систематизация законодательства: понятие, формы.
54. Юридическая техника.
55. Правовые технологии.
56. Юридическая практика.
57. Юридическая деятельность, юридический процесс, юридическая процедура.
58. Юридическая этика.
59. Проблемы систематизации законодательства.
60. Юридическая догма.
61. Правовые презумпции.
62. Аналогия закона и аналогия права.
63. Интерпретационные акты.
64. Правовые акты, правовые документы: характер соотношения.
65. Правовые мотивы.
66. Объективное и субъективное в праве.
67. Правопритязания как общетеоретическая категория.
68. Фактический состав: понятие, разновидности.
69. Юридическое состояние.
70. Стадии правоприменения.
71. Стадии правотворчества.
72. Понятие правовой системы.
73. Принципы права: понятие, классификация.
74. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
75. Содержание государства.
76. Пробелы в праве.
77. Правовая реформа: понятие, стадии.
78. Государственная власть и коррупция.
79. Содержание права.
80. Динамизм правотворчества.
81. Принцип «дозволено все, что не запрещено законом» и его последствия.
82. Право и справедливость. Государственная власть и местное самоуправление.
83. Правовое регулирование в условиях чрезвычайных ситуаций.
84. Правовые средства управления кризисными ситуациями.
85. Законность и целесообразность: проблема соотношения.
86. Социальное и демократическое государство.
87. Соотношение права, власти и собственности.
88. Социальная ценность государства и права.
89. Неофициальное толкование.
90. Гражданский долг и позитивная юридическая ответственность.
91. Юридическая ответственность и юридические санкции: проблемы соотношения.
92. Свобода и ответственность.
93. Естественные права человека.
94. Права индивида, обществ, наций и корпораций: проблема закрепления и защита.
95. Критерии правомерного поведения.
96. Понятие философии права.
97. Понятие психологии права.
98. Понятие социологии права.
99. Правовая культура: понятие, пути повышения.
100. Деформации законности: понятие, классификация.
101. Правовые фикции.
102. Правовые аксиомы.
103. Правовые средства: понятие, классификация.
104. Право и закон.
105. Государство и право переходного периода.
106. Злоупотребление правом: понятие, разновидности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте определение понятия «право».
2. Дайте определение понятия «правовое регулирование».
3. Назовите элементы структуры правоотношения.
4. Дайте определение понятия «юридический факт».
5. Дайте определение понятия «фактический состав».
6. Укажите формы реализации права.
7. Назовите стадии правоприменения.
8. Назовите элементы состава правонарушения.
9. Назовите не менее 5 социальных регуляторов поведения.
10. Назовите методы правового регулирования.
11. Перечислите способы правового регулирования.
12. Назовите типы правового регулирования.
13. Назовите источники права (не менее 5).
14. Укажите способы толкования права (не менее 5).
15. Дайте определение понятия «правонарушение».
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Определите вид правовой нормы (материальная/процессуальная): «Вступившие в законную силу судебные приказы арбитражных судов первой инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей».
2. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Причинение смерти по неосторожности – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».
3. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
4. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
5. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака».
6. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности».
7. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания».
8. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором».
9. Определите вид правовой нормы (по отраслевой принадлежности): «По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах…».
10. Руководителем предприятия принят приказ о награждении работника благодарственным письмом. Является ли указанный приказ нормативным правовым актом?
11. При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием и существующими правовыми учениями в соответствующем иностранном государстве. Каким источником права руководствуется суд в данном случае?
12. В сфере торгового мореплавания исторически сформированы правила поведения, не закрепленные в письменной форме, но обязательные для применения при разрешении международных морских торговых споров. Назовите вид источника права применительно к данной ситуации.
13. Бизнесмен по мотивам мести поджег дом своему конкуренту. В ходе пожара погиб человек. Следствием было установлено, что бизнесмен не был намерен совершить убийство, однако понимал, что в доме могли находиться люди, тем не менее в момент совершения преступления, находясь в порыве мести, относился к этому безразлично. Укажите форму вины преступника.
14. В статьях 619-620 Гражданского кодекса РФ указано, что договором аренды стороны могут предусмотреть дополнительные основания досрочного расторжения договора, прямо не предусмотренные законом. Какой тип правового регулирования использован в данном случае?
15. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: для ВУЗов Дело, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Теория государства и права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Теория государства и права» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Теория государства и права» производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение учебного года.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (эссе, рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
В конце изучения дисциплины в первом семестре студенты сдают зачет. Зачёт выставляется преподавателем, проводившим практические, семинарские или лабораторные занятия в группе, на последнем занятии по итогам работы в семестре с учётом результатов текущего контроля успеваемости. Зачет оценивается по бинарной шкале «зачтено / не зачтено».
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.