МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика в юриспруденции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 12 12 30 30
Практические 24 24 16 16 40 40
Сам. работа 39 39 44 44 83 83
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Аксенова Галина Николаевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Риторика в юриспруденции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование коммуникативной компетентности: развитие умения анализа орфографических и грамматических явлений русского языка, умения осознанного чтения, умения использования средств русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-9 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-9: современные информационные технологии, применяемые для решения задач профессиональной деятельности, и принципы их работы
ОК-7: характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами профессионального общения; нормы современного русского литературного языка; деловой и речевой этикет.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7: проявлять чуткость, тактичность, заинтересованность и сопереживание в общении с собеседниками; редактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; осуществлять систематическую работу по самообразованию, пополнению своих знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-9:навыками применения современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
ОК-7: навыками подготовки текстовых документов административно-канцелярского подстиля; навыками работы со словарями и литературой по специальности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный русский литературный язык
1.1. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста Сам. работа 1 14 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Язык и общество: из истории русского литературного языка Практические 1 6 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Литературный язык и его особенности Лекции 1 4 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Функциональные стили русского литературного языка
2.1. Научный стиль. Сам. работа 1 14 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Официально-деловой стиль Практические 1 6 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Публицистический стиль Лекции 1 4 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.4. Разговорный стиль. Лекции 1 4 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы культуры речи
3.1. Культура речи и ее компоненты Лекции 1 6 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
3.2. Нормативный компонент культуры речи Практические 1 6 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
3.3. Коммуникативный компонент культуры речи. Практические 1 6 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
3.4. Этический компонент культуры речи. Сам. работа 1 11 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Культура устного делового общения юриста
4.1. Речевое общение Лекции 2 8 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Невербальные средства в культуре устного делового общения. Сам. работа 2 8 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Особенности делового общения Практические 2 4 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные жанры устного делового общения Практические 2 2 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
4.5. Основы ораторского мастерства Практические 2 2 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
4.6. Искусство спора Практические 2 2 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура письменного делового общения юриста
5.1. Формирование русской письменной официально-деловой речи Сам. работа 2 8 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
5.2. Формирование русской письменной официально-деловой речи Лекции 2 4 ОПК-9
5.3. Языковые особенности оформления документов Сам. работа 2 12 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
5.4. Интегральные и специфические свойства русской письменной официально-деловой речи Практические 2 2 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
5.5. Требования к оформлению документов Практические 2 2 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
5.6. Типология служебных документов Практические 2 2 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
5.7. Современные тенденции в практике письменного делового общения Сам. работа 2 16 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2372
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-10: способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно условием ее образования
A) народный
B) литературный
C) национальный
D) племенной
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

2. Залог успеха деловой беседы проявляется через ее участников в…
A)компетентности
B) тактичности и доброжелательности
C) грубости и резкости
D) конфликтности, возбудимости
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А И Б

3. Важным элементом Деловой беседы является умение… 
A) говорить 
B) Слушать
C) критиковать 
D) молчать 
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

4. Специфической особенностью Делового общения является… 
A) неограниченность во времени 
B) регламентированность
C) отсутствие норм и правил 
D) разговор по душам 
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

5. Стратегия мягкого подхода к переговорам состоит в том, чтобы:
A) избегать конфронтации 
B) избегать личных оскорблений
C) мягко, но неуклонно отстаивать свою позицию
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

6. Совокупность норм литературного произношения называют:
A) орфографией
B) синонимом
C) орфоэпией
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

7. Основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с… 
A) персоналом 
B) высшим руководством 
C) подрядчиками 
D) Клиентами
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

8. Наиболее распространенной формой Делового общения является… 
A) монолог 
B) общение группой 
C) диалоговое общение 
D) Молчание
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

9. Автор первого трактата по риторике:
A) Аристотель
B) Платон
C) Коракс
D) Тисий
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: D

10. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
A) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
B) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
C) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
D) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

11. Укажите верное высказывание: «Просторечие ...
A) входит в литературный язык, так как это устная речь
B) противопоставлено литературному языку, так как это речь, имеющая сниженную стилистическую окраску
C) это местный народный говор
D) это язык обособленной группы
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

12. Софизм как особый приём – предмет изучения дисциплины…
A) Логика
B) Философия
C) Обществознание
D) Лингвистика
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

13. Кто из ораторов прославился речами-«филиппиками»?
A) Квинтилиан
B) Сократ
C) Цицерон
D) Демосфен
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

14. Интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса – это
A) средства словесной наглядности
B) средства речевой выразительности
С) риторические восклицания
D) парцелляция
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

15. Что изучает риторика?
A) теорию и практику судопроизводства 
B) нормы правописания
C) жизнеописания великих людей
D) теорию и искусство красноречия
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: D

16. Родиной риторики считается
A) Древний Египет
B) Древняя Индия
C) Древняя Греция
D) Средневековая Европа
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: C

17. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть
A) Сократическими
B) Платоновскими
C) Риторическими
D) Гомерическими
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: C

18. Выберите правильный вариант
A) дело возбужденО
B) дело возбУждено
C) дело вОзбуждено
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: A

19. Оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла- это
A) тавтология
B) лексическая несочетаемость
C) плеоназм
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: A

20. Паронимы  это  
A) слова, похожие по звучанию, но разные по значению
B) одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова
C) это одинаково звучащие слова, но имеющие разное значение и написание
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Просклоняйте числительное 6879 в творительном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шестью тысячами восемьюстами семьюдесятью девятью

2. Не более 900 (числительное запишите буквами)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: девятисот

3. Публичное общение протекает в форме монолога и всегда требует
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: структурирования

4. Назовите термин, который обозначает «слова, сходные по написанию и звучанию, но разные по значению».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: паронимы

5. Норма, связанная с образованием форм различных частей речи — это…
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: морфологическая

6. Слова предоплата, инвестиции, ответчик характерны для ….. стиля
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: официально-делового

7. Просклоняйте числительное 6879 в предложном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шести тысячах восьмистах семидесяти девяти

8. Вид слушания, при котором с говорящим устанавливается обратная связь (с помощью активного использования невербальных средств, расспрашивания, перефразирования), называется ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: рефлексивным

9. Для того чтобы деловая беседа состоялась, коммуниканты должны владеть умением
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: говорить

10. Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: нерефлексивным

11. Коммуникативное качество, заключающееся в отсутствии в литературной речи лишних слов, слов-паразитов и нелитературных слов, - это...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: чистота

12. Информативное общение всегда связано с …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: передачей информации адресату

13. К невербальным средствам общения относят …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: мимику, жесты, положение тела

14. Вербальным средством коммуникации является
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: речь

15. Сокрытие истинной цели взаимодействия, диалоговая форма коммуникации, иллюзия свободы выбора у партнера по общению - все это признаки ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: манипулятивного

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет - 93 тестовых вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС 40.05.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Козырев, В. Д. Черняк Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Юшкова, Е.Б. Берг, Ю.Б. Феденева, С.В. Панченко Культура речи и риторика для юристов: Учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E7D1C804-2178-4B65-903A-C733EC274A75
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru
Э2 Электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
Э3 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/
Э4 http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/russian-styles.shtml Голуб И.Б. Русский язык и культура речи) http://modernlib.ru/books/kollektiv
Э5 Электронный курс по дисциплине в ЭИОС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2372 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.