МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика применения судами уголовно-процессуального законодательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, А.А.Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Практика применения судами уголовно-процессуального законодательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2021 г. № 08
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2021 г. № 08
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о проблемах толкования и применения уголовно-процессуального закона

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК-22 способностью обеспечивать рассмотрение дел и разрешение споров, отнесенных к компетенции судов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
ПСК-1.1 способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
ПК-4.1:применения уголовно-процессуальных норм в суде присяжных; обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений в суде присяжных; принятия необходимых мер по защите прав и свобод граждан в суде присяжных. ПК-22.1:особенности правового статуса участников уголовного судопроизводства в суде присяжных; практику рассмотрения уголовных дел судом присяжных по реализации прав участников уголовного судопроизводства. ПСК-1.1: Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации. ПК-22.2:толковать и применять нормы уголовно-процессуального права, регламентирующие реализацию прав участников уголовного судопроизводства в суде присяжных. ПСК-1.1:Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Владеет навыками давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. ПК-22.3:применения уголовно-процессуальных норм в суде присяжных; обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений в суде присяжных; принятия необходимых мер по защите прав и свобод граждан в суде присяжных. ПСК-1.1: Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правоприменительная деятельность: понятие, значение, основные понятия
1.1. Правоприменительная деятельность: понятие, значение, основные понятия Лекции 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Правоприменительная деятельность: понятие, значение, основные понятия Практические 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Правоприменительная деятельность: понятие, значение, основные понятия Сам. работа 9 22 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Судебная практика. Судебная статистика
2.1. Судебная практика. Судебная статистика Лекции 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Судебная практика. Судебная статистика Практические 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Судебная практика. Судебная статистика Сам. работа 9 17 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Судебный контроль
3.1. Судебный контроль Лекции 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Судебный контроль Практические 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Судебный контроль Сам. работа 9 0 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Предварительное слушание
4.1. Предварительное слушание Лекции 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
4.2. Предварительное слушание Практические 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
4.3. Предварительное слушание Сам. работа 9 7 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Формы судебного производства: виды, выбор
5.1. Формы судебного производства: виды, выбор Лекции 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
5.2. Формы судебного производства: виды, выбор Практические 9 8 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
5.3. Формы судебного производства: виды, выбор Сам. работа 9 10 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Оценка судом доказательств
6.1. Оценка судом доказательств Лекции 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.2. Оценка судом доказательств Практические 9 6 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.3. Оценка судом доказательств Сам. работа 9 10 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1.Судебная власть: понятие, значение
2.Правосудие: понятие, значение
3. Суд в системе органов государственной власти
4. Стадии уголовного судопроизводства
5. Судебные инстанции
6. Формы судебного производства
7. Условия и порядок выбора форм судебного производства
8. Судебная практика в системе источников уголовно-процессуального права
9. Судебный контроль в досудебном производстве
10. Практика применения уголовно-процессуального закона в особом порядке судебного разбирательства
11. Практика применения уголовно-процессуального закона при производстве у мирового судьи
12. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде с участием присяжных заседателей
13. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде второй инстанции
14. Практика применения уголовно-процессуального закона в стадии исполнения приговора
15. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде кассационной инстанции
16. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде надзорной инстанции
17. Практика применения уголовно-процессуального закона при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств дела
18. Практика применения судом уголовно-процессуального закона при производстве по отдельной категории уголовных дел
19. Практика применения судом уголовно-процессуального закона при производстве в отношении отдельной категории лиц
20. Практика применения судом уголовно-процессуального закона в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Бастрыкина А.И., Усачева А.А. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 Электронный учебный курс на сайте АлтГУ "Практика применения судами уголовно-процессуального законодательства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Практика применения судами уголовно-процессуального законодательтсва" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.