МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные органы и их правовые акты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Государственные органы и их правовые акты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса. Учебный курс «Государственные органы и их правовые акты» призван сформировать у студентов юридического факультета комплексное представление о теоретических воззрениях в области построения и функционирования государственного аппарата. Студенту предлагается изучить теоретические основы деятельности органов государства, порядок и сущность принимаемых ими правовых актов, а также основы организации государственного аппарата России.
Задачи курса. Изучение курса предполагает глубокое и объективное освоение студентами знаний по специальному учебному курсу «Государственные органы и их правовые акты. Изучая закономерности функционирования государственного аппарата студенты должны уяснить теорию разделения властей, освоить теоретические воззрения по понятию и видам органов государства и по понятию и видам нормативных правовых актов. Кроме того студенты должны получить комплексное представление об основах функционирования органов государства в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью соблюдать требования к служебному поведению федеральных государственных служащих, проявлять непримиримость к коррупционному поведению и принимать меры к предотвращению конфликта интересов
ПК-11 способностью обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности
ПСК-1.1 способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4:теорию государственных органов и государственной службы; требования к служебному поведению федеральных государственных служащих
ПК-11:понятие, признаки и виды правоприменительных актов
ПСК-1.1: основы и принципы построения судебной системы Российской Федерации

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4:проявлять непримиримость к коррупционному поведению и принимать меры к предотвращению конфликта интересов.
ПК-11:обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности
ПСК-1.1:осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4:проявления непримиримости к коррупционному поведению
ПК-11:обеспечения реализации актов правоприменительной деятельности
ПСК-1.1:навыками осуществления полномочий по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Система разделения властей и государственный аппарат Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Система разделения властей и государственный аппарат Практические 6 4 ОПК-4, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Система разделения властей и государственный аппарат Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Теория государственных органов Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Теория государственных органов Практические 6 4 ОПК-4, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Теория государственных органов Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Теория правовых актов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Теория правовых актов Практические 6 4 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Теория правовых актов Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Практические 6 2 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Лекции 6 0 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Практические 6 2 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Судебная система и правовые акты судов Лекции 6 0 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Судебная система и правовые акты судов Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-11, ПСК-1.1 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: способностью соблюдать требования к служебному поведению федеральных государственных служащих, проявлять непримиримость к коррупционному поведению и принимать меры к предотвращению конфликта интересов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие меры взыскания относятся к дисциплинарным взысканиям для государственных служащих?
а) Выговор
б) Увольнение
в) Предупреждение о неполном служебном соответствии
г) Все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 2. Какие квалификационные требования необходимы для поступления на государственную гражданскую службу в Российской Федерации?
a) наличие высшего образования
б) гражданство Российской Федерации
в) отсутствие судимости
г) все ответы правильные
Ответ: г.

Вопрос 3. Что не является принципом организации и функционирования органов государства?
а) демократизм
б) равноправие
в) законность
г) научный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»?
а) правотворчество шире, чем законотворчество
б) являются синонимами
в) правотворчество уже, чем законотворчество
г) вне ответы неправильные
Ответ: а

Вопрос 5. Какими законодательными и нормативными актами может регулироваться порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:

а) только нормами ФЗ «О противодействии коррупции»;
б) только нормами ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ «О государственной гражданской службе»
в) всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.
г) все варианты неправильны
Ответ: в

Вопрос 6. Кто определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции?
а) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
б) Президент РФ
в) Местное самоуправление
г) Все вышеперечисленное
Ответ: б

Вопрос 7. Кого, в соответствии с № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязан уведомлять госслужащий обо всех случаях обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений?
а) представителя нанимателя (работодателя)
б) органы прокуратуры
в) другие государственные органы
г) все ответы правильны
Ответ: г

Вопрос 8. Какую юридическую ответственность несут граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений?
а) уголовную;
б) административную;
в) гражданско-правовую;
г) все вышеперечисленное.
Ответ: г

Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую
юридическую силу:
а) законы;
б) указы;
в) постановления;
г) распоряжения.
Ответ: а

Вопрос 10. Что НЕ относится к источникам права?
а) нормативно-правовой акт
б) законопроект
в) судебный прецедент
г) правовой обычай

Ответ: б

Вопрос 11. Какие действия государственного служащего могут рассматриваться как конфликт интересов?
а) Получение подарков от граждан, с которыми он имеет деловые отношения
б) Участие в коммерческих организациях, которые имеют дело с государственными закупками
в) Предоставление информации о государственных закупках третьим лицам
г) Все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 12. Какие действия государственного служащего могут рассматриваться как нарушение требований к служебному поведению?
а) Использование служебного положения для личной выгоды
б) Несоблюдение правил охраны труда
в) Несвоевременное предоставление отчетности
г) Все вышеперечисленное

Ответ: г

Вопрос 13. Какие меры могут быть применены к государственному служащему за нарушение требований к служебному поведению?
а) Дисциплинарные взыскания
б) Уголовная ответственность
в) Административная ответственность
г) Все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 14. Кто принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?
а) Государственный служащий
б) Представитель нанимателя (работодателя)
в) Комиссия по этике
г) Все вышеперечисленное
Ответ: б

Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Постановление Правительства РФ
б)Указ Президента РФ
в) Постановление Администрации Алтайского края
г) Приказ директора юридического института АлтГУ
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. ______________ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами
Ответ: коррупция

Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 3. Одним из основных принципов противодействия коррупции является _____________ _______________за совершение коррупционных правонарушений.

Ответ: неотвратимость ответственности

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы?
Ответ: На законы и подзаконные акты

Вопрос 6. Одной из мер по профилактике коррупции является _________________ _____________правовых актов и их проектов;
Ответ: антикоррупционная экспертиза


Вопрос 7. К основному направлению деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится введение _______________ ____________________, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области

Ответ: антикоррупционных стандартов

Вопрос 8. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по ___________ ________ может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Ответ: решению суда
Вопрос 9. Правовую основу противодействия коррупции составляют том числе ____________Правительства РФ

Ответ: Постановления

Вопрос 10. Федеральное Собрание является представительным и _______________органом Российской Федерации.
Ответ: законодательным

Вопрос 11. К мерам по предупреждению коррупции, принимаемые в организации относится в том числе _______________ организации с правоохранительными органами
Ответ: сотрудничество

Вопрос 12. Правительство Российской Федерации принимает постонавления и ____________
Ответ: распоряжения

Вопрос 13. Сведения об увольнении (о прекращении полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в ________лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Ответ: реестр

Вопрос 14. Как называет законодательный орган Алтайского края?
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 15. Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ, указами, распоряжениями и ____________Президента РФ.
Ответ: поручениями

Вопрос 16. – _______________ государственные органы – органы, осуществляющие свою
деятельность в какой-либо определенной сфере (министерства, службы, агентства)
Ответ: Специальные

Вопрос 17. _________________государственные органы – органы, решения которых принимаются законодательно установленным количеством голосов членов данного органа
Ответ: коллегиальные

Вопрос 18. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ?
Ответ: Государственная Дума и Совет Федерации

Вопрос 19. Кем могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ РФ, указам и распоряжениям Президента РФ?
Ответ: Президентом РФ

Вопрос 20. Как теперь называются члены Совета Федерации?
Ответ: сенаторы Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11: способностью обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что является заключительным этапом правотворческого процесса?
а) законодательная инициатива
б) разработка законопроекта
в)принятие нормативно-правового акта
г) официальное опубликование документа
Ответ: г

Вопрос 2. Основной законодательной палатой Федерального Собрания РФ является:
а) Государственная Дума
б) Совет Федерации
в)Аппарат Государственной Думы
г) Правительство РФ
Ответ: а

Вопрос 3. Что не является принципом правотворчества?
а) демократизм
б) равноправие
в) законность
г) научный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»?
а) правотворчество шире, чем законотворчество
б) являются синонимами
в) правотворчество уже, чем законотворчество
г) вне ответы неправильные
Ответ: а

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права:
б)правовой системы Израиля
в)правовой системы России
г)правовой системы Великобритании
д)правовой системы Франции
Ответ: в

Вопрос 7. Монополия на правотворчество рассматривается как признак
а) ООН
б) армии
в) народа
г) государства
Ответ: г

Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов не относится к подзаконным:
а) Конституция;
б) указ президента;
в) постановление правительства;
г) приказ министра.
Ответ: а

Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую
юридическую силу:
а) законы;
б) указы;
в) постановления;
г) распоряжения.
Ответ: а

Вопрос 10. Что НЕ относится к источникам права?
а) нормативно-правовой акт
б) законопроект
в) судебный прецедент
г) правовой обычай

Ответ: б

Вопрос 11.Что не является нормативно-правовым актом?
а) решение профсоюзного комитета
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные

Ответ: а

Вопрос 12.Что является формой права?
а) разновидность права
б) внешнее выражение права
в) процесс создание права
г) соблюдение права

Ответ: б

Вопрос 13.
Какой из источников права является результатом правотворчества?
а) правовая доктрина;
б) правовой обычай;
в) нормативно-правовой акт;
г) судебный прецедент.
Ответ: в

Вопрос 14. Какой из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ обладает правом законодательной инициативы?
а) сенаторы Совета Федерации
б) депутаты Государственной Думы РФ
в) Верховный Суд РФ
г) генеральный прокурор РФ
Ответ: г

Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Постановление Правительства РФ
б)Указ Президента РФ
в) Постановление Администрации Алтайского края
г) Приказ директора юридического института АлтГУ
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. __________________ – основные идеи, исходные положения, связанные с изданием, изменением либо отменой норм права
Ответ: Принципы правотворчества

Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом?
Ответ: нет (не является)

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы?
Ответ: На законы и подзаконные акты

Вопрос 6.Назовите правовую семью в которой нормативно-правовой акт является основным источником права?
Ответ: романо-германская правовая семья


Вопрос 7.В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. Принцип ____________как принцип правотворчества – это открытость процесса принятия нормативно-правового акта для общества.
Ответ: гласности
Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ?
Ответ: Постановления

Вопрос 10. Федеральное Собрание является представительным и _______________органом Российской Федерации.
Ответ: законодательным

Вопрос 11. Правительство относиться к ____________ ветви власти, но может принимать нормативно-правовые акты.
Ответ: исполнительной

Вопрос 12. Правительство Российской Федерации принимает ______________ и распоряжения
Ответ: постановления

Вопрос 13.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ вопрос регулирования и
защиты прав и свобод человека и гражданина находится в ведении ______________________
Ответ: Российской Федерации

Вопрос 14. Как называет законодательный орган Алтайского края?
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 15. Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ, указами, распоряжениями и ____________Президента РФ.
Ответ: поручениями

Вопрос 16. – _______________ государственные органы – органы, осуществляющие свою
деятельность в какой-либо определенной сфере (министерства, службы, агентства)
Ответ: Специальные

Вопрос 17. _________________государственные органы – органы, решения которых принимаются законодательно установленным количеством голосов членов данного органа
Ответ: коллегиальные

Вопрос 18. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ?
Ответ: Государственная Дума и Совет Федерации

Вопрос 19. Кем могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ РФ, указам и распоряжениям Президента РФ?
Ответ: Президентом РФ

Вопрос 20. Как теперь называются члены Совета Федерации?
Ответ: сенаторы Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В действующей судебной системе федеральных судов общей юрисдикции основным звеном является:
а) Военный суд
б) Арбитражный суд
в) краевой суд
г) районный суд
Ответ: г

Вопрос 2.Полномочия, порядок деятельности и порядок создания судов в РФ НЕ устанавливаются:
а) Конституцией РФ
б) Федеральными законами
в)Федеральными конституционными законами
г) Указами Президента РФ
Ответ: г

Вопрос 3. В компетенцию Верховного Суда РФ входит:
а) рассмотрение дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях
б) осуществление судебного надзора за нижестоящими судами
в) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
г) проверка конституционности проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ
Ответ: б

Вопрос 4. Главой Конституционного суда Российской Федерации является
а) председатель
б) президент
в) директор
г) лидер
Ответ: а

Вопрос 5. Какой еще деятельностью может заниматься член Конституционного Суда России?
а) только преподавательской, научной или творческой
б) любой
в) никакой
г) предпринимательской
Ответ: а

Вопрос 6. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях – война, стихийные бедствия)?
а)допускается, с разрешения Государственной Думы РФ и Президента РФ
б)допускается
в) допускается после одобрения на референдуме
г) не допускается
Ответ: г

Вопрос 7. Как осуществляется финансирование судов?

а) только из федерального бюджета
б) из внебюджетных средств
в) спонсорами
г) из МВФ
Ответ: г

Вопрос 8. Председатель Конституционного суда РФ назначается на должность:
а)Советом Федерации по представлению Президента;
б) Государственной Думой по представлению Президента;;
в) Секретариатом Конституционного Суда РФ ;
г) Администрацией Президента РФ.
Ответ: а

Вопрос 9. Кто осуществляет правосудие в России?

а) Все органы государственной власти
б) только суд
в) органы управления
г) Президент РФ
Ответ: б

Вопрос 10. Какой вид законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду?

а) только по вопросам своего ведения
б) по любым вопросам
в) никакой
г) Нет правильного ответа
Ответ: а

Вопрос 11.Могут ли субъекты РФ создавать свои Конституционные суды?

а) нет
б) да
в) только республики в составе РФ
г) только республика Крым
Ответ: а

Вопрос 12.Конституционный суд РФ состоит из:
а) 11 судей
б) 12 судей
в) 19 судей
г) 21 судей

Ответ: а

Вопрос 13. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации ФС РФ
а) Сроком на четыре года
б) сроком на шесть лет
в) Сроком на семь лет
г) бессрочно
Ответ: б

Вопрос 14. Отправным принципом, определяющим положение суда в современном государстве является:
а) равноправие сторон и состязательность судебного процесса;
б) мотивированность судебной деятельности;
в) транспарентность (публичность, гласность, доступность) судебной деятельности;
г) принцип независимости судебной власти
Ответ: г

Вопрос 15. Какой суд является высшим судебным органом по гражданским и уголовным делам?
а) Конституционный суд РФ;
б) Верховный суд РФ;
в) Высший арбитражный суд РФ
г) нет правильного ответа
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. __________________ – государственная деятельность осуществляемая только судами, учрежденными в соответствии с законом.
Ответ: правосудие

Вопрос 2. Конституционное ________________ представляет собой урегулированную нормами конституционного законодательства совокупность отношений, которые складываются между Конституционным Судом РФ и другими субъектами права в ходе рассмотрения подведомственных ему дел.
Ответ: судопроизводство

Вопрос 3. Судебная власть в РФ самостоятельна и действует независимо от __________ и ___________ властей.
Ответ: законодательной, исполнительной

Вопрос 4. В ст. 19 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех перед _________
Ответ: законом и судом

Вопрос 5. В п. 3 ст. 123 Конституции РФ закреплен принцип ____________ и равноправия сторон
Ответ: состязательности

Вопрос 6. Важнейшая составная часть _______________ является положение о том, что бремя доказывания обвинения лежит на обвинителе.
Ответ: презумпции невиновности

Вопрос 7.В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. ______________ судебного разбирательства - конституционный принцип, означающий открытость судебного заседания для всех участников процесса и любого гражданина, достигшего возраста 16 лет, в том числе и представителей средств массовой информации, в целях свободного освещения хода и результатов процесса.
Ответ: Гласность

Вопрос 9. Статья 157 ГПК РФ закрепляет принципы ______________ и устности судебного разбирательства.
Ответ:Непосредственности

Вопрос 10. Судопроизводство и делопроизводство в судах РФ ведется на русском языке - _____________ языке Российской Федерации.
Ответ: государственном

Вопрос 11. Мировые судьи в РФ являются судьями _________ ______________ субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Ответ: общей юрисдикции

Вопрос 12. Может ли Правительство Российской Федерации принимать постановления, регулирующие деятельность судов?
Ответ: Нет. Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Вопрос 13.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ вопрос установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении ______________________
Ответ: Российской Федерации

Вопрос 14. Как называет судебный орган Алтайского края?
Ответ: Алтайский краевой суд

Вопрос 15. Кто назначает председателей, заместителей председателей и судей Алтайского краевого суда?
Ответ: Президент РФ

Вопрос 16. Какой специальный закон регулирует деятельность Конституционного суда РФ?
Ответ: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Вопрос 17. ____________ — решение суда (судьи) о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания, либо об освобождении его от наказания, вынесенного судом первой или апелляционной инстанции
Ответ: приговор

Вопрос 18. _____________________ — постановление, вынесенное в особом упрощённом порядке, называемом приказным производством, судьёй по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника.
Ответ: Судебный приказ

Вопрос 19. ____________________ - общие руководящие, исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны организации и деятельности судов.
Ответ: Принципы правосудия

Вопрос 20. _____________ суд - суд, имеющий полномочия на пересмотр дела, решение по которому вынесено судом первом инстанции, на пересмотр дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также на проверку иных судебных актов, вынесенных судами первой инстанции.
Ответ: Апелляционный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. Теория государства и права: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
Л1.2 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации www.gov.ru
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
Э3 Курс в Moodle (Государственные органы и их правовые акты) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).
Курс в Moodle (Государственные органы и их правовые акты): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6231

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки e-library.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Методические указания для подготовки к №1 семинарскому занятию «Система разделения властей и государственный аппарат». Прежде всего, необходимо ознакомиться с лекционным материалом и соответствующим разделом учебной литературы. Необходимо обратить внимание на соотношение понятий государственный аппарат и механизм государства, учитывая при этом, что отдельные исследователи их отождествляют.
Методические указания для подготовки к №2 семинарскому занятию «Теория государственных органов». При изучении представленных вопросов необходимо обратить внимание на основы создания и функционирования органов государства в зарубежных странах. При подготовке этих вопросов вначале ознакомится с лекцией, а затем с дополнительной литературой. Особо заострить внимание на их видах и типологии. Выполнение задания № 2 начать с общего ознакомления с ФКЗ «О Правительстве РФ» предварительно выписав признаки органа государства в тетрадь. Затем найти проявление этих признаков в Законе и с указанием статьи выписать в тетрадь.
Методические указания для подготовки к №3 семинарскому занятию «Теория правовых актов». Раскрытие вопроса № 1 предполагает, уяснение студентом различных подходов к пониманию источников права. Ответ должен содержать исторический, материальный, марксистский и формальный подходы к пониманию источников права. Кроме того, при характеристике видов источников права необходимо исходить из их традиционного и нетрадиционного понимания. Ответ на вопрос № 5 должен содержать характеристику как публичного, так и частного договора. Вопрос №7 предполагает раскрытие законодательного процесса с теоретических позиций, а не применительно к Российской Федерации.
Методические указания для подготовки к №4 семинарскому занятию «Федеральное Собрание Российской Федерации». Данное занятие нацелено на самостоятельное формирование взглядов студентов на проблемы формирования и деятельности Федерального Собрания РФ. Для чего в первую очередь предлагается ознакомится с предложенным нормативным материалом. При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на организацию деятельности палат Федерального собрания, которая регулируется соответственно Регламентом Государственной Думы и Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме этого выполнять задание нужно также основываясь на Регламенте Государственной Думы от 22 января 1998 г.
Методические указания для подготовки к семинарскому занятию №5 «Федеральная исполнительная власть». При подготовке занятия необходимо особо обратить внимание на вопрос №2. Его необходимо подготовить на основании Регламента Правительства РФ. Подготовка вопросов № 4-6 должна включать изучение положений об конкретных федеральных органах исполнительной власти.
Методические указания для подготовки к №6 семинарскому занятию «Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты». Данное занятие разбито на 2 части. Первая часть заключается в ответе на поставленные вопросы и выполнении задания. При подготовке к этому занятию необходимо ознакомиться с лекционным материалом, а так же уставами и конституциями субъектов Российской Федерации. Второе занятие включает выполнение практической работы по сравнению Конституции РФ и Устава Алтайского края.
Методические указания для подготовки к №7 семинарскому занятию «Правовые акты судебных органов». Практическое занятие разбито на 2 занятия. На первом занятии студентам предлагается подготовить теоретические вопросы на основании предложенных источников и специальной литературы. На втором занятии студенты выполняют итоговую контрольную работу по всему курсу «Государственные органы и их правовые акты».