МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История правовых учений России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 30 30 30 30
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
История правовых учений России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., доцент А.А. Васильев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., доцент А.А. Васильев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является развитие правового сознания, интуиции, чувства правоты, необходимых для профессиональной практической и научной деятельности современного юриста. Дисциплина призвана показать духовное и историческое значение охранительной правовой мысли в деле сохранения русской культуры, государственной независимости, юридической самобытности России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-3 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1: основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции в сфере правовой истории России
ПК-3: основы теории правосознания, правового мышления и правовой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции в сфере правовой истории России
ПК-3: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: философского осмысления правовой истории России
ПК-3: воспитания в обществе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История правовых учений России
1.1. Общие положения об истории правовых учений России. Сквозные идеи русской политико-правовой мысли Лекции 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Общие положения об истории правовых учений России. Сквозные идеи русской политико-правовой мысли Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Общие положения об истории правовых учений России. Сквозные идеи русской политико-правовой мысли Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Древнерусская политико-правовая мысль Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Древнерусская политико-правовая мысль Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Древнерусская политико-правовая мысль Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Политико-правовая мысль в эпоху становления Московского государства Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Практическое занятие по решению задач по теме: "Политико-правовая мысль в эпоху становления Московского государства" Практические 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Политико-правовая мысль в эпоху становления Московского государства Сам. работа 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Российская политико-правовая мысль XVIII-XIX вв. Лекции 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Лабораторный практикум по теме: "Российская политико-правовая мысль XVIII-XIX вв.". Составление словаря основных понятий дисциплины Практические 3 6 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Российская политико-правовая мысль XVIII-XIX вв. Сам. работа 3 8 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. Российская политико-правовая мысль XX – начала XXI вв. Лекции 3 2 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.14. Российская политико-правовая мысль XX – начала XXI вв. Практические 3 4 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.15. Российская политико-правовая мысль XX – начала XXI вв. Сам. работа 3 16 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Зачет 3 36 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=788

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому методу истории политических и правовых учений относятся анализ и синтез?
а) историко-генетический
б) историко-сравнительный
в) системный
г) логический
Ответ: г

Вопрос 2.Что означает слово «софистика»?
а) стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек
б) интерпретация мифа о происхождении человечества
в) высокая оценка достижения человеческой цивилизации
г) справедливость, рассудительность и благочестие
Ответ: а

Вопрос 3.Кто был руководителем и главным идеологом «Южного общества» декабристов?
а) П.И. Пестель
б) И.И. Горбачевский
в) К.Ф. Рылеев
г) Н.М. Муравьев
Ответ: а

Вопрос 4. В 30-х—40-х годах XIX века сформировались такие течения общественной жизни, как:
а) нестяжатели и иосифляне
б) народничество и марксизм
в) славянофильство и западничество
г) толстовство и анархо-коммунизм
Ответ: в

Вопрос 5. Автором произведения «Народная монархия» является:
а) Л.А. Тихомиров
б) К.П. Победоносцев
в) К.Н. Леонтьев
г) И.Л.Солоневич
Ответ: г

Вопрос 6. Автором «Великой лжи нашего времени» является:
а) К.Д. Кавелин
б) К.Н. Леонтьев
в) К.П. Победоносцев
г) Л.А. Тихомиров
Ответ: в

Вопрос 7. Идеологом евразийства является
а) Л.А.Тихомиров
б) М.Бакунин
в) Н.Н.Алексеев
г) К.Д.Кавелин
Ответ: в

Вопрос 8. Идеологом западничества является?

а) Л.А.Тихомиров
б) М.Бакунин
в) Н.Н.Алексеев
г) Т.Н. Грановский
Ответ: г

Вопрос 9. ВИдею византизма в русской политико-правовой мысли обосновал:
а) К.П.Победоносцев
б) М.Бакунин
в) К.Н.Леонтьев
г) Л.Н. Толстой

Ответ: в

Вопрос 10. «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленная
на имя царя Александра I, принадлежит перу
а) Н.М. Карамзина
б) И.А.Ильина
в) К.Н.Леонтьева
г) Ю.Ф. Самарина
Ответ: а

Вопрос 11.. О монархическом правосознании писал:
а) К.П.Победоносцев
б) С.С. Алексеев
в) И.А.Ильин
г) К.Н.Леонтьев

Ответ: в

Вопрос 12. Митрополит Иларион является автором
а) «Капитала»
б) «Что делать?»
в) «Повести временных лет»
г) «Слова о законе и благодати»
Ответ: г

Вопрос 13. Идеологом анархо-коллективизма был:

а) М.Бакунин
б) К.Н.Леонтьев
в) Л.Н. Толстой
г) П.А. Кропоткин

Ответ:а

Вопрос 14. Кто лишний в данном ряду?
а) Нил Сорский
б) Иосиф Волоцкий
в) Максим Грек
г) Вассиан Патрикеев
Ответ: б

Вопрос 15. Автор «Беседы о правительстве» (Политика)?
а) С. Полоцкий
б) Ю. Крижанич
в) 3. А. Ордын-Нащокин
г) Ф. Прокопович

Ответ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. ___________ — логический прием, метод исследования, состоя­щий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) рас­членяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчленен­ного целого.

Ответ: Анализ


Вопрос 2. _____________ – логический прием, с помощью которого отдельные эле­менты соединяются в целое.

Ответ: синтез


Вопрос 3.Какие три элемента, по мнению Лейста, включает в себя политико-правовая доктрина (учение)?.
Ответ:Методологический стержень, содержание, программа (программные положения)

Вопрос 4. _______________ общество – тайная организация декабристов в 1821-1825 гг., идеологом которого был Н. Муравьев, автор принятой большинством членов Общества «Конституции».
Ответ: Северное


Вопрос 5. Теория ___________________ – идеология, оформившаяся во второй четверти XIX в., как реакция на движение декабристов и революционные движения в Европе (революции 1820-30-х гг.) и основанная на триаде С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность».
Ответ: официальной народности

Вопрос 6. _______________ истории политико-правовых учений -  совокупностью определенных теоретических принципов, методов и специальных способов исследования генезиса учений о государстве и праве, выявления специфических закономерностей их возникновения и развития.
Ответ: Методология


Вопрос 7. ________________ — объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса.
Ответ: Закономерность

Вопрос 8. _______________ - обществен­но-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности, за замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
Ответ: Анархизм

Вопрос 9. Русский _____________ - взгляды сторонников заговорщической тактики в революционной борьбе. Главный идеолог этого течения – П.Н. Ткачев
Ответ: бланкизм

Вопрос 10. _________________ — течение в русском марксизме, возглавлявшееся В.И. Лениным и организационно оформившие­ся в 1903 г. на II съезде РСДРП.
Ответ: Большевизм

Вопрос 11.________________– идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейской феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Ответ: Еврайзийство

Вопрос 12. __________________ – идейно-политическое течение, отстаивающее неизменность существующего государственного порядка, и сохранение традиционных ценностей. Для него характерно неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства.
Ответ: Консерватизм


Вопрос 13. _____________ марксизм – в начале 1890-х гг. в среде интеллигенции зародился так называемый легальный («критический») марксизм, как идейно-политическое течение, выступающий против догматизации основных положений марксизма. Среди его представителей – П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.
Ответ: Легальный

Вопрос 14. ______________ –общественно-политическая идеология и движение части интеллигенции Российской империи второй половины XIX в., основанное на следующих положениях: 1) капитализм в России - явление регрессивное, угрожающее направить русский народ (при этом под народом понималось исключительно крестьянство) на путь пролетаризации по образцу западноевропейских стран; 2) самобытность русского экономического строя, особенно крестьянского уклада с его общиной, может способствовать переходу России непосредственно к социализму; 3) особая роль интеллигенции как основного фактора общественного прогресса.
Ответ: Народничество

Вопрос 15. ________________ революция - теория Л.Б. Троцкого, согласно которой несоциалистическая революция может не прерываясь перерасти в пролетарскую социалистическую революцию..
Ответ: Перманентная

Вопрос 16. ___________________ — теория о возможности построения социализма в СССР, ставшая официальной доктриной государства после XIV съезда ВКП(б) в 1925 году и поражения оппозиции во внутрипартийной борьбе 1923—1927 годов
Ответ:Социализм в отдельно взятой стране


Вопрос 17. Какому мыслителю 19 в., автору «Философических писем», принадлежит это изречение: „Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной…“

Ответ: П.Я. Чаадаев


Вопрос 18. Какой представитель левого крыла западничества критиковал «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя следующим образом: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что вы делаете! Взгляните себе под ноги, — ведь вы стоите над бездною… Что вы подобное учение опираете на православную церковь, это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут?».
Ответ: В.Г. Белинский



Вопрос 19. _____________ — направление русской политико-правовой мысли, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси).
Ответ: Западничество

Вопрос 20. Русский писатель-публицист, служилый дворянин, выступавший за укрепление
самодержавия и военную реформу, предложивший Ивану Грозному в середине XVI в. широкую программу политико-юридических преобразований.
Ответ: Иван Пересветов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Л.И. Петражицкий разрабатывал:
а) Психологическую теорию права
б) Естественно правовую теорию права
в) Либертарную теорию права
г) Классовую теорию права
Ответ: а


Вопрос 2.История политических и правовых наук относиться к следующей группе юридических дисциплин:
а) отраслевой
б) специальной
в) историко-теоретической
г) нет верного ответа
Ответ: в

Вопрос 3. Труды "Государство и революция", "Что делать? ", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" принадлежат:
а) В.И. Ленину
б) И. B. Сталину
в) К. Марксу
г) Л. Д. Троцкому
Ответ: а

Вопрос 4. Определение: "Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства", марксизм определяет как:

а) цивилизацию
б) общественные отношения
в) политическую надстройку
г) общественно-экономическую формацию
Ответ: г

Вопрос 5. Положение «Повести временных лет» о начале русской государственности легло в основу теории
а) норманизма
б) германизма
в) тоталитаризма
г) антинорманизма
Ответ: а

Вопрос 6. Основной политической идеей «Слова о полку Игореве» является
a) космополитическая
б) коммунистическая
в) патриотическая
г) ипериалистская
Ответ: в

Вопрос 7. К произведениям идеологически обосновывающим политическое возвышение Москвы НЕ относится:
а) «Повесть о Флорентийском соборе
б) «Послание о Мономаховом венце»
в) «Моление Даниила Заточника»
г) «Сказание о князьях Владимирских»

Ответ: в

Вопрос 8. Автором концепции «Москва – третий Рим» является

а) Владимир Мономах
б) Максим Грек
в) Иосиф Волоцкий
г) Филофей
Ответ: г

Вопрос 9. Автором «Просветителя» является:
а) Нил Сорский
б) Иосиф Волоцкий
в) Максим Грек
г) Вассиан Патрикеев
Ответ: б

Вопрос 10. Произведения «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Магмете-султане» написал
а) Иван Пересветов
б) Иван Грозный
в) Нил Сорский
г) Иосиф Волоцкий

Ответ: а

Вопрос 11. Концепции договорного происхождения государства не придерживался
а) А.Н.. Радищев
б) С.Е. Десницкий
в) Я.П. Козельский
г) Ф. Прокопович
Ответ: б

Вопрос 12. Автором «Книги о скудости и богатстве» является
а) И.Т. Посошков
б) Екатерина Великая
в) А.Н. Радищев
г) В.Н. Татищев
Ответ: а

Вопрос 13. Б.Н. Чичерин относил себя к последователям
а) Уличного либерализма
б) Охранительного либерализма
в) Оппозиционного либерализма
г) Социального либерализма

Ответ: б

Вопрос 14. Кто утверждал, что «Самодержавие есть палладиум России»:
а) М.Н. Сперанский
б) М.Н. Катков
в) Н.М. Карамзин
г) К.Д. Кавелин
Ответ: в

Вопрос 15. Основоположником концепции русского социализма является

а) В.Г. Белинский
б) Г.В. Плеханов
в) А.И. Герцен
г) Н.А. Бердяев
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


Вопрос 1. Какой русский мыслитель, основоположник русского социализма подчеркивал, что русский крестьянин отрицает не право вообще, а только заимствованные правовые порядки, навязанные государством и диссонирующие с его традиционным обычным правом: «Народ уважает только те установления, в которых отразились
присущие ему понятия о законе и праве»
Ответ: А.И. Герцен

Вопрос 2.Какое отечественное политико-правовое течение имеется в виду в этих сатирических стихах Б.Алмазова:
«По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал».
Ответ: славянофильство

Вопрос 3. Какой русский правовед, консерватор, автор труда «О сущности правосознания» утверждал: «Нормальное правосознание отнюдь не сводится к  верному знанию положительного права.  Оно вообще не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего - волю, и притом именно - духовно воспитанную волю, а затем - и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души. Оно не сводится и к переживанию одного «положительного права», но всегда подходит к нему с некоторым высшим, предметным мерилом; наконец, оно не есть пассивное состояние, но жизненно активное и творческое. Поэтому одно знание положительного права, верное сознавание его - не гарантирует еще наличности нормального правосознания».
Ответ: И.А. Ильин

Вопрос 4. Назовите декабриста, автора произведения «Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями», которое в сокращенном варианте известно как «Русская правда».
Ответ: П.И. Пестель

Вопрос 5.______________ либерализм – согласно русскому правоведу Б.Н. Чичерину, это низшая ступень либерализма, которая основана на своеволии. Данный либерализм больше всего любит шум, само слово «закон» ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами» (Б.Н. Чичерин).
Ответ: Уличный

Вопрос 6. ______________ социализм – концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющееся конечной целью их стремлений и деятельности. К данному социализму марксисты относили всех социалистов до Маркса, в том числе Петрашевского, Белинского, Герцена, Огарева, Бакунина, Лаврова и т.д.
Ответ: Утопический

Вопрос 7. ________________ метод – метод истории политических и правовых учений, с помощью которого выявляется общее и особенное у тех или иных политико-правовых учений.
Ответ: Компаративный / сравнительный

Вопрос 8. Какой идеолог декабриста был убежденным сторонником федеративного устройства России, предлагал разделить ее «в законодательном и исполнительном отношении» на 13 держав и две области Московскую и Донскую:
Ответ: Н.М. Муравьев

Вопрос 9. Как называлось течение в российской социал-демократии, возникшее в противовес большевизму?
Ответ: меньшевизм

Вопрос 10. Главное сочинение русского консервативного мыслителя, одного из основоположников цивилизационного подхода Н. Я. Данилевского, опубликованное в 1869 году, в котором он разработал свою концепцию культурно-исторических типов.
Ответ: «Россия и Европа»


Вопрос 11. Назовите известного историка-западника, который разработал органическую теории исторического процесса, трактовавшую историю России как составную часть Всемирной истории.
Ответ: Т.Н. Грановский


Вопрос 12. Исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности предполагает ______________ метод.
Ответ: исторический


Вопрос 13. Политико-правовой мыслитель, автор «Философических писем», который считал, что причина отсталости России кроется в том, что она в сравнении с римско-католической семьей народов как бы отпала от человеческого рода, так как христианство пришло к нам «из жалкой, презираемой всеми Византии»:
Ответ:П.Я. Чаадаев

Вопрос 14. В каком труде древнерусского периода развивалась идея равноправия всех народов, живущих на земле, подчеркивалось равноправное международное положение Киевской Руси.
Ответ: "Слово о законе и благодати"

Вопрос 15. Историки и политико-правовые мыслители Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и С.М. Соловьев являлись представителями основного направления в русской либеральной исторической науке второй половины XIX — начала ХХ веков, получившего название ______________школы.
Ответ: Государственной

Вопрос 16.Первый русский царь, правивший с 1533 по 1584 гг., (в 1547 г., достигнув совершеннолетия, венчан на царство), сформулировавший утверждение о правомерности неограниченной верховной власти
Ответ: Иван IV / Иван Грозный


Вопрос 17. Классик литературы XX века и консервативный мыслитель, автор «Как нам обустроить Россию», считавший, что для России "сбережение народа" - и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровьи - высшая изо всех наших государственных задач»
Ответ:А.И. Солженицын

Вопрос 18. Какому советскому государственному деятелю, стороннику концепции построения социализма в отдельной стране принадлежат труды «Марксизм и национальный вопрос», «Анархизм или социализм?», «Вопросы ленинизма», «Головокружение от успехов»,
Ответ: Императивный


Вопрос 19. Историк, создатель пассионарной теории этногенеза, видный представитель цивилизационного подхода, которого называли «последним евразийцем».
Ответ: Л.Н. Гумилев

Вопрос 20. _________________ - течение русской политико-правовой мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения "образованного общества" с народом ("национальной почвой") на религиозно-этической основе.
Ответ: Почвенничество

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

30. Цивилизационный подход Н.Я. Данилевского к русскому государству и праву.
31. Народнический радикализм (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев).
32. Русский анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).
33. Государство и право в мировоззрении Л.Н. Толстого.
34. Политико-правовое учение русских революционеров-демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).
35. Охранительные политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева.
36. Учение Л.А. Тихомирова о монархической государственности.
37. Психологическая концепция права Л.И. Петражицкого.
38. Духовные и национальные основы государства и права в учении И.А. Ильина.
39. Концепция «народной монархии» И.Л. Солоневича.
40. Русский либерализм конца ХIХ – начала ХХ вв. (Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков).
41. П.И. Новгородцев о государстве праве.
42. Философия права и государства В.С. Соловьева.
43. Политико-правовые идеи «веховцев» (Н.А. Бердяев, С.Ф. Франк, Б.А. Кистяковский и др.)
44. Политико-правовая доктрина большевизма.
45. Евразийская политико-правовая концепция.
46. Неоконсервативная концепция государства и права А.И. Солженицына.
47. Духовно-нравственная концепция государства и права (В.В. Сорокин, А.М. Величко, В.Н. Синюков).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Дайте общую характеристику истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины.
Вопрос 2. Охарактеризуйте сквозные идеи (ключевые проблемы) русской политико-правовой мысли.
Вопрос 3. Раскройте содержание политико-правовой концепции митр. Илариона в «Слове о Законе и Благодати».
Вопрос 4. Какие существуют подходы к пониманию концепции Филофея «Москва – третий Рим»?
Вопрос 5. Назовите основных представителей иосифлянства и нестяжательства. Что есть общего и особенного в их взглядах?
Вопрос 6. Что общего и особенного в политико-правовых взглядах Ивана Грозного и Андрея Курбского?
Вопрос 7. Что общего и особенного в политико-правовых взглядах Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева?
Вопрос 8. Сравните политико-правовые взгляды Екатерины Великой и А.Н. Радищева. Почему императрица называла последнего бунтовщиком хуже Пугачева? Был ли А.Н. Радищев «революционным демократом»?
Вопрос 9. Сравните политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина и М.М. Сперанского. К представителям каких политических идеологий их можно отнести?
Вопрос 10. Каких видных представителей ранних славянофильства и западничества вы знаете? Охарактеризуйте политико-правовые взгляды одного из представителей из каждого течения.
Вопрос 11. Сравните политико-правовые взгляды А.И. Герцена и Л.Н. Толстого на государство и право? Были ли они социалистами/анархистами/народниками?
Вопрос 12. Каких видных представителей большевизма и евразийства вы знаете? Охарактеризуйте политико-правовые взгляды одного из представителей из каждого течения.
Вопрос 13. Каких видных представителей русского либерализм конца ХIХ – начала ХХ вв. вы знаете? Сравните политико-правовые взгляды двух представителей этого течения.

Вопрос 14. Раскройте эволюцию и содержание взглядов И.А. Ильина на государство и право?

Вопрос 15. Раскройте программные положения политико-правового учения А.И. Солженицына.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Какие черты древнерусского правосознания выражены в произведение «Слово о полку Игореве»?

Вопрос 2. раскройте смысл утверждения Илариона "Закон оправдывает, но не спасает" на следующем примере:

П. 2 ст. 199 ГК РФ гласит: "Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске". Если обязательство по уплате долга не было исполнено в течение более чем 3 лет, то будет ли нарушенное субъективное право заимодавца защищено в суде? После отказа в иске исчезает ли сам долг?

Вопрос 3. Патриарх Никон (XVII в.) писал: «Ибо власть царя — одно, а власть Епископа — другое. Но одна больше другой (в духовном смысле), как небо больше и превосходней земли, как видно из самих молитв при посвящении. Ибо Епископ есть образ Божий и сиди на тронѣ Божием. Царю не дано ранга даже с чтецами и субдиаконами, ни с диаконами, еще менее с Епископами. Но он помазан на царство этого мира. И благословение ему Бог дает чрез Епископа». Прокомментируйте данный фрагмент с точки зрения разных взглядов на церковно-государственные отношения, выработанные политико-правовой мыслью.

Вопрос 4. В памятнике древнерусской литературы XVII – начала XVIII в. «О причинах гибели царств» написано: «Во всяком государстве властителям и начальникам подобает жить честно и праведно, чтобы являлись они образцом всех добродетелей, ибо каков будет царь, таковы же, глядя на него, будут и подданные его. Как говорится в народной притче: каков купец или торговый человек, таков и товар его. Если грехами и иными неподобающими делами и жестокостью государей и начальников оскверняемо и развращаемо бывает государство, то, напротив, добродетель укрепляется смирением и милосердием их, ибо добрый нрав государя укрепляет подданных его. До тех пор будет существовать всякое государство, пока будет править в нем добродетель и будут чтиться добрые святые и справедливые обычаи и установления».
Кто из представителей западной политико-правовой мысли мог бы подписаться под этими словами? Кто мог бы выступить с критикой подобных воззрений?

Вопрос 5. В «Домострое» (XVI в.) написано: «Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. <…> Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию божью не будь лиходеем».
В чем эти слова «Домостроя» созвучны с воззрениями Конфуция? Кто из представителей западной политико-правовой мысли мог бы высмеять подобные идеи?
Вопрос 6. В «Путешествии из Петербурга в Москву» есть следующий фрагмент:
«Властитель первый в обществе есть закон: ибо он для всех один. Но какое было побуждение вступати в общество и полагати произвольных пределы деяниям? Рассудок скажет: собственное благо; сердце скажет: собственное благо; нерастленный закон гражданский скажет: собственное благо. Мы в обществе живем, уже многие степени усовершенствования протекшем, и потому запамятовали мы начальное оного положение. Но воззрите да все новые народы и на все общества естества, если так сказать можно. Во-первых, порабощение есть преступление; во-вторых, един злодей или неприятель испытует тягость неволи. Соблюдая сии понятия, познаем мы, колико удалилися мы от цели общественной, колико отстоим еще вершины блаженства общественного далеко. Все сказанное нами вам есть обычно, и правила таковые иссосали вы со млеком матерним. Един предрассудок мгновения, единая корысть (да не уязвитеся нашими изречениями), единая корысть отъемлет у нас взор и в темноте беснующим нас уподобляет»

Кто является автором произведения? Положения каких теорий он использует в этом фрагменте? В каком ключе он их интерпретирует?

Вопрос 7. Какие варианты государственно-церковных отношений были обоснованы в политико-правовой мысли XVIII–XIX вв.?

Вопрос 8. Какие новые идеи стали циркулировать в русской мысли XVIII в. Откуда они пришли в русскую мысль?

Вопрос 9. Митрополит Филарет (Дроздов) пишет: …"Три рода повиновения: корыстное для собственной пользы, рабское из страха, честолюбивое для достижения преимуществ. Что же должно сказать об их достоинстве? Бесспорно, что все они лучше неповиновения, все могут в разных случаях с успехом быть употреблены против искушений неповиновения; но есть ли тут добродетель чистая и твердая? Добродетель не довольно чистая не может быть довольно постоянною, подобно как нечистое золото изменяет свой вид и обнаруживает примесь. Как естественно то, чтобы всякое действие равно было своей причине и дальше ее не простиралось, – так надлежит ожидать, что повиновение, основанное только на страхе, на корысти, на удовлетворении честолюбия, поколеблется, когда честолюбию нет удовлетворения или по невнимательности награждающего, или по алчности самого честолюбия; когда повиновение, требуемое общею пользою, противно частным выгодам; когда устрашающая законным отмщением или наказанием власть или не довольно сильна, или не довольно проницательна и деятельна…»

Как соотносятся, на ваш взгляд,“роды повиновения” митрополита Филарета (Дроздова) с такими видами правомерного поведения как социально-активное, социально-пассивное, обыденное, конформистское и маргинальное. Создайте классификацию правомерного поведения, взяв в качестве критерия “роды повиновения” Филарета.

Вопрос 10. Митрополит Филарет (Дроздов) пишет: «Изменить царю и отечеству на войне, расхитить государственное сокровище, осудить невинного на тяжкое наказание – эти вопиющие неверности против царя, отечества и закона поражают всякого, и тяжесть преступления входит в число средств, предохраняющих от покушения на оное. Но не исполнять царской службы и пользоваться воздаянием или наградой за службу, ввести виды личной корысти в распоряжение делами и средствами общественными, принять в суде ходатайство вместо доказательства и оправдать неправого – это, говорят, небольшие неточности не очень малы, особенно же потому, что беременны большими неверностями. Эта неопасная по видимому неправда вмале ведет за собою неверность во мнозе».

Согласны ли вы с взглядами митрополита Филарета (Дроздова) на коррупцию? Как они согласуются с современной “Теорией разбитых окон”?

Вопрос 11. М. Н. Карамзин пишет: «Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; он есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к Отечеству питается сими народными особенностями, безгрешными в глазах космополита, благотворными в глазах политика глубокомысленного. Просвещение достохвально, но в чем состоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цены. Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им Уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. Народ в первоначальном завете с венценосцами сказал им: «Блюдите нашу безопасность вне и внутри, наказывайте злодеев, жертвуйте частью для спасения целого», — но не сказал: «противоборствуйте нашим невинным склонностям и вкусам в домашней жизни». В сем отношении государь, по справедливости, может действовать только примером, а не указом».

По вашему мнению, можно ли считать Н.М. Карамзина противником социального прогресса и модернизации? К какому типу правопонимания, на ваш взгляд, ближе Н.М. Карамзин?

Вопрос 12. «Вера в народ». Взгляды какого течения в русской общественной мысли XIX в. могут быть так охарактеризованы? Приложима ли эта характеристика к иным течениям в русской общественной мысли XIX в.?

Вопрос 13. «...Спасите Францию путем анархии. Разнуздайте эту народную анархию, как в деревнях, так и в городах, разверните ее во всю ширь, так, чтобы она катилась, как бешеная лава, снося и разрушая на своем пути все: всех врагов и пруссаков. Это геройский и варварский способ, я знаю... Но вне его нет спасения для Франции... Только отчаянная и дикая энергия ее детей, которые должны выбрать или рабство - путь цивилизации, или свободу - путь свирепой борьбы пролетариата... Нужно только, чтобы ими [крестьянами]* овладел бес и лишь одна анархическая революция может вселить в их тело этого беса». «...Кто хочет пропагандировать революцию, должен сам быть действительно революционным. Чтобы поднять людей, нужно быть одержимым бесом...».
Как Вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? Как данные слова мог бы прокомментировать Ф.М. Достоевский? Чья позиция Вам ближе?


Вопрос 14. Кто из мыслителей XVIII и XIX вв. возражал против освобождения крестьянства? Чем они это мотивировали?

Вопрос 15. В конце XIX в. двумя разными людьми были написаны два произведения. Одно с названием «Анархическое государство», второе – «Государственность и анархия». Кто написал эти произведения? Каким образом название этих работ связано с их содержанием? В чем было идейное расхождение авторов этих произведений? Чьи идеи представляются Вам наиболее убедительными?


Вопрос 16. В 1754 году, при Елизавете, граф Петр Иванович Шувалов предложил ей для рассмотрения проект «О разных государственной пользы способах», иногда называемый проектом «О сохранении народа». А.И. Солженицын модернизировал это второе сокращенное название уже в «Сбережение народа» и считал, что это должно стать национальной идеей России. Согласны ли вы с данной точкой зрения?

Вопрос 17. Из «Яснополянских записок» Д. Маковицкого (Февраль 1906 г.): Сегодня Л. Н. (Толстой) получил открытку от крестьянина: спрашивает, выбирать ли ему в Думу и к какой партии примкнуть: к социал-демократам или к революционерам? Л. Н. сказал шутя:
— Я ему отвечу, что это все равно, как если бы спросил: пить ли ему вино, водку или пиво.

Как Л.Н. Толстой относился к парламентским выборам и политическим партиям? Чем его позиция отличалась от позиции К. Победоносцева по этим вопросам?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Замалеев А. Ф. История политических учений России: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд: http://www.vsrf.ru/
Э2 Конституционный Суд: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx
Э3 Курс в Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=788) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к семинару № 1 «Древнерусская политико-правовая мысль» необходимо самостоятельно изучить ряд первоисточников – работ мыслителей Древней Руси, в том числе «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение детям, «Послание Олегу Черниговскому» князя Владимира Мономаха. На семинарском занятии при выступлении стоит подкреплять свои умозаключения ссылками на данные памятники. Важно на занятии раскрыть факторы, повлиявшие на тематику, сюжет и политико-правовые идеалы Киевской Руси. Необходимо рассмотреть такие образы как Русская земля, вера, правда, справедливость, Закон, Благодать, милосердие, княжеская власть, симфония властей, обожествление царской власти, обоснование самодержавия и т.д. Кроме того, здесь нужно обозначить сквозные для русского правосознания темы и символы – противопоставление закона и правды, духовные начала справедливости и милосердия в правоприменении, власть как жертва и труд, самодержавие, симфония церкви и государства.
В рамках семинарского занятия № 2 «Политико-правовая мысль в эпоху становления Московского государства» стоит обратить внимание на государственно-правовые последствия для Руси татаро-монгольского ига, раскрыть государствообразующий смысл деятельности Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Обязательными к изучению являются «Послание о неблагоприятных днях и часах», «Послание Великому князю Василию, в котором об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» старца Филофея.
При подготовке к семинарам № 3-4 «Политико-правовая мысль Московского государства в XV-XVI вв.» стоит обратить внимание на искаженность образа Ивана IV Грозного в современной историографии. При анализе реформ великого князя стоит учитывать и их огромный положительный потенциал, позволивший создать сильное Русское государство. Спор нестяжателей и иосифлян должен рассматриваться как конструктивный диалог двух духовных течений в отечественной религиозной жизни, приведший к становлению на Руси принципа симфонии властей.
Семинар № 5 «Соборность и общинность как принципы Российской государственности» предполагает знакомство с историей становления на Руси патриаршества. Студенты должны выявить государственно-сохраняющие мотивы деятельности патр. Гермогена, патр. Филарета, митр. Филиппа. При рассмотрении вопроса о симфонии властей необходимо обратиться к практике реализации данного принципа в Византийской империи.
Занятие № 6 предполагает проведение письменной контрольной работы по темам семинаров 1-5. При подготовке к контрольной работе необходимо пользоваться материалами лекций, учебников, дополнительной литературой, привлекать знания, полученные на предыдущих семинарских занятиях.
При подготовке к семинарам № 7-8 «Российская политико-правовая мысль XVIII в.» для более глубокого освоения представленной темы студентам необходимо ознакомиться с работами Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, кн. М.М. Щербатова и др. Следует определить особенности и предпосылки возникновения политико-правовой мысли в XVIII в. Особое значение приобретает анализ концепции регулярного государства и обоснование абсолютизма в трудах мыслителей той эпохой. Для полноценной картины можно обратиться к реформам Петра I, затронуть дискуссию о достоинствах и недостатках реформ императора.
Занятие № 9-11 «Российская политико-правовая мысль XIX в.» предполагает уяснение основных расхождений между двумя течениями русской общественно-политической мысли – славянофилами и западниками. Студентам необходимо чаще обращаться к трудам основных представителей славянофильства и западничества: А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, И.С. и К.С. Аксаковых, В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина и др. Важно рассмотреть общественные и правовые идеалы западников, сориентированных на европейские идеалы ограниченной монархии или республики, и славянофилов, опирающихся на традиционный русские институты: самодержавие, земские соборы, земское самоуправление, внутреннюю правду, православие. Пристального внимания заслуживают политико-правовые учения представителей социализма (А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского), анархизма – М.А. Бакунина, Л.Н. Толстого, либерализма – Б.Н. Чичерина.
При подготовке к семинарскому занятию № 12 «Российская политико-правовая мысль конца XIX – начала XX вв.» требуется более серьезно подойти к анализу государственной деятельности К.П. Победоносцева, оригинальных концепций Л.И. Петражицкого (психологической теории права), П.И. Новгородцева (возрожденное естественное право), монархической теории Л.А. Тихомирова. Особого внимания заслуживает политико-правовая идеология большевиков с обоснованием диктатуры пролетариата, советов как высших органов власти, постепенного отмирания государства и права. Желательно подробнее остановиться на размышлениях о судьбе России отечественных эмигрантов – И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, евразийцев (Н.Н. Алексеев).
При проведении занятия № 13 «Российская политико-правовая мысль XX – начала XXI вв.» обязательно ознакомление с такими первоисточниками как: «Народная монархия» И.Л. Солоневича, «Евразийство» П.Н. Савицкого, «Русский народ и государство» Н.Н. Алексеева, «Как нам обустроить Россию» А.И. Солженицына, «Понятие и сущность права в духовной культуре России» В.В. Сорокина.