МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности рассмотрения трудовых споров в судах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ю.н., Профессор, И.В. Рехтина

Рецензент(ы):
Ст. преп., А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Особенности рассмотрения трудовых споров в судах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Глубокое овладение знаниями законодательства о процессуальных особенностях рассмотрения и разрешения трудовых споров, умениями анализировать сложившуюся судебную практику по трудовым спорам, получение навыков составлять соответствующие процессуальные документы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы и формы защиты трудовых прав; положения Гражданского процессуального кодекса РФ и иных нормативных правовых актах, определяющих деятельность судов по рассмотрению и разрешению трудовых споров; основные понятия и сведения о судебном разбирательстве трудовых споров; судебную практику по трудовым спорам; основные научные концепции, существующие в науке о развитии системы специализированных судов по рассмотрению трудовых споров; подведомственность и подсудность трудовых споров; состав участников гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров, их процессуальные права и обязанности; особенности судебного доказывания по трудовым спорам; правила возбуждения дела в суде первой инстанции по трудовым спорам; порядок рассмотрения дела по трудовым спорам в суде первой инстанции; виды и особенности судебных постановлений по трудовым спорам, требования, предъявляемые к ним; правила обжалования судебных постановлений по трудовым спорам; порядок и особенности процедуры исполнения судебных актов по трудовым спорам
3.2.Уметь:
3.2.1.толковать и применять гражданское процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты, определяющие деятельность судов по рассмотрению и разрешению трудовых споров; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности судов и других участников гражданского процесса; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства по трудовым спорам; разрабатывать процессуальные документы, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам толкования и применения гражданского процессуального законодательства при разрешении трудовых споров; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с гражданским процессуальным законодательством; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных трудовых прав; самостоятельно изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками толкования и применения норм гражданского процессуального права по вопросам разрешения защиты трудовых прав; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам толкования и применения гражданского процессуального законодательства в области защиты трудовых прав; обобщения и анализа судебной практики по трудовым спорам; составлять процессуальные документы (заявления, представления, жалобы, определения, решения, постановления и т.д.); ведения дел в судах по защите трудовых прав; работы со специальной литературой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности трудовых споров: общая характеристика
1.1. Понятие и сущность трудового спора. Срок обращения в суд. Особенности субъектного состава участников при разрешении трудовых споров. Специализированные трудовые суды в практике зарубежных государств Лекции 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие и сущность трудового спора. Срок обращения в суд. Особенности субъектного состава участников при разрешении трудовых споров. Специализированные трудовые суды в практике зарубежных государств Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие и сущность трудового спора. Срок обращения в суд. Особенности субъектного состава участников при разрешении трудовых споров. Специализированные трудовые суды в практике зарубежных государств Сам. работа 8 4 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
2.1. Подведомственность трудовых споров. Подсудность трудовых споров. Особенности подведомственности и подсудности корпоративных трудовых споров. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров: понятие, критерии, виды, коллизии. Общие и специальные правила подсудности Лекции 8 1 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Подведомственность трудовых споров. Подсудность трудовых споров. Особенности подведомственности и подсудности корпоративных трудовых споров. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров: понятие, критерии, виды, коллизии. Общие и специальные правила подсудности Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Подведомственность трудовых споров. Подсудность трудовых споров. Особенности подведомственности и подсудности корпоративных трудовых споров. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров: понятие, критерии, виды, коллизии. Общие и специальные правила подсудности Сам. работа 8 4 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особенности реализации принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров
3.1. Понятие, классификация, общая характеристика принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров в суде. Принцип диспозитивности при рассмотрении трудовых споров в суде. Мировое соглашение при рассмотрении трудовых споров: понятие, значение, порядок заключения, последствия. Принцип состязательности при рассмотрении трудовых споров в суде. Принцип гласности при рассмотрении трудовых споров в суде. Особенности проявления иных принципов гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров Лекции 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Понятие, классификация, общая характеристика принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров в суде. Принцип диспозитивности при рассмотрении трудовых споров в суде. Мировое соглашение при рассмотрении трудовых споров: понятие, значение, порядок заключения, последствия. Принцип состязательности при рассмотрении трудовых споров в суде. Принцип гласности при рассмотрении трудовых споров в суде. Особенности проявления иных принципов гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров Сам. работа 8 14 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие, классификация, общая характеристика принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров в суде. Принцип диспозитивности при рассмотрении трудовых споров в суде. Мировое соглашение при рассмотрении трудовых споров: понятие, значение, порядок заключения, последствия. Принцип состязательности при рассмотрении трудовых споров в суде. Принцип гласности при рассмотрении трудовых споров в суде. Особенности проявления иных принципов гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Иск как средство защиты трудовых прав
4.1. Иск: общая характеристика, понятие, виды. Особенности формы и содержания искового заявления по трудовым спорам. Предпосылки и условия права на предъявление иска по трудовым спорам. Последствия предъявления иска в суд по трудовым спорам Лекции 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Лабораторный практикум: Проанализируйте ситуацию. Составьте проект-макет дела, включающий следующие документы: исковое заявление, определение о принятии заявления, возражения на иск, определение о подготовке дела к суд. разбирательству, одно процессуальное определение на выбор (о назначении экспертизы, выполнении судебного поручения, истребовании доказательства, обеспечении доказательства, иска, отложении суд. заседания и т.п.), судебное решение, апелляционную жалобу. Недостающие данные восполните по своему усмотрению. Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Иск: общая характеристика, понятие, виды. Особенности формы и содержания искового заявления по трудовым спорам. Предпосылки и условия права на предъявление иска по трудовым спорам. Последствия предъявления иска в суд по трудовым спорам Сам. работа 8 4 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров
5.1. Возбуждение гражданского дела по трудовому спору. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству по трудовым спорам. Предварительное судебное заседание по трудовым спорам. Судебное разбирательство по трудовым спорам. Медиация как альтернативная процедура урегулирования трудо-правового конфликта Лекции 8 0 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Возбуждение гражданского дела по трудовому спору. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству по трудовым спорам. Предварительное судебное заседание по трудовым спорам. Судебное разбирательство по трудовым спорам. Медиация как альтернативная процедура урегулирования трудо-правового конфликта Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Возбуждение гражданского дела по трудовому спору. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству по трудовым спорам. Предварительное судебное заседание по трудовым спорам. Судебное разбирательство по трудовым спорам. Медиация как альтернативная процедура урегулирования трудо-правового конфликта Сам. работа 8 4 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Доказывание и доказательства по трудовым спорам
6.1. Этапы доказательственной деятельности в процессе рассмотрения трудовых споров. Особенности предмета доказывания по трудовым спорам. Специфика истребования, представления и исследования доказательств по трудовым спорам. Относимость и допустимость доказательств. Доказательственные презумпции по трудовым спорам. Доказательства по трудовым спорам. Особенности отдельных видов доказательств по трудовым спорам Лекции 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Этапы доказательственной деятельности в процессе рассмотрения трудовых споров. Особенности предмета доказывания по трудовым спорам. Специфика истребования, представления и исследования доказательств по трудовым спорам. Относимость и допустимость доказательств. Доказательственные презумпции по трудовым спорам. Доказательства по трудовым спорам. Особенности отдельных видов доказательств по трудовым спорам Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Этапы доказательственной деятельности в процессе рассмотрения трудовых споров. Особенности предмета доказывания по трудовым спорам. Специфика истребования, представления и исследования доказательств по трудовым спорам. Относимость и допустимость доказательств. Доказательственные презумпции по трудовым спорам. Доказательства по трудовым спорам. Особенности отдельных видов доказательств по трудовым спорам Сам. работа 8 12 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Судебное постановление по трудовому спору
7.1. Постановление суда: понятие и виды постановлений. Постановление суда по трудовому спору. Отличие судебного решения от определения. Судебное решение как правоприменительный и итоговый акт по рассмотрению трудовых споров. Требования, предъявляемые к судебному решению. Содержания судебного решения по трудовым спорам. Законная сила судебного постановления по трудовому спору. Мировое соглашение по трудовому спору: понятие, значение, порядок заключения, последствия Лекции 8 0 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Постановление суда: понятие и виды постановлений. Постановление суда по трудовому спору. Отличие судебного решения от определения. Судебное решение как правоприменительный и итоговый акт по рассмотрению трудовых споров. Требования, предъявляемые к судебному решению. Содержания судебного решения по трудовым спорам. Законная сила судебного постановления по трудовому спору. Мировое соглашение по трудовому спору: понятие, значение, порядок заключения, последствия Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Постановление суда: понятие и виды постановлений. Постановление суда по трудовому спору. Отличие судебного решения от определения. Судебное решение как правоприменительный и итоговый акт по рассмотрению трудовых споров. Требования, предъявляемые к судебному решению. Содержания судебного решения по трудовым спорам. Законная сила судебного постановления по трудовому спору. Мировое соглашение по трудовому спору: понятие, значение, порядок заключения, последствия Сам. работа 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам
8.1. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам. Способы и механизм обжалования. Апелляционная, кассационная, надзорные жалобы на решения по трудовым спорам: составление, содержание, требования, порядок подачи. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам Лекции 8 0 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам. Способы и механизм обжалования. Апелляционная, кассационная, надзорные жалобы на решения по трудовым спорам: составление, содержание, требования, порядок подачи. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам. Способы и механизм обжалования. Апелляционная, кассационная, надзорные жалобы на решения по трудовым спорам: составление, содержание, требования, порядок подачи. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам Сам. работа 8 0 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Исполнение постановлений суда по трудовым спорам
9.1. Исполнительные акты по трудовым спорам: общая характеристика, виды. Исполнительный лист по трудовому спору: понятие, порядок выдачи, особенности. Особенности исполнительного производства по реализации постановлений суда по трудовым спорам: порядок, процедура, срок исполнения Лекции 8 1 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Исполнительные акты по трудовым спорам: общая характеристика, виды. Исполнительный лист по трудовому спору: понятие, порядок выдачи, особенности. Особенности исполнительного производства по реализации постановлений суда по трудовым спорам: порядок, процедура, срок исполнения Практические 8 2 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Исполнительные акты по трудовым спорам: общая характеристика, виды. Исполнительный лист по трудовому спору: понятие, порядок выдачи, особенности. Особенности исполнительного производства по реализации постановлений суда по трудовым спорам: порядок, процедура, срок исполнения Сам. работа 8 0 ПК-4, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8011

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Предметом трудового права являются:
а. отношения, связанные с выполнением исправительных работ по приговору суда;
б. отношения, связанные с выполнением трудовых обязанностей по трудовой функции;
в. отношения по выполнению работ, нацеленных на овеществленный результат;
г. отношения по выполнению строительных подрядных работ.
Ответ: б
Вопрос 2. Специфическими функциями трудового права являются:
а. производственная функция;
б. регулятивная функция;
в. защитная функция;
г. охранительная функция.
Ответ: а,в
Вопрос 3: Гражданин РФ имеет право заключить трудовой договор по общему правилу:
а. с 16 лет;
б. с 17 лет;
в. с 18 лет;
г. с 15 лет.
Ответ: а
Вопрос 4: Срочный трудовой договор может быть заключен на срок:
а. не более 3 лет;
б. не более 5 лет;
в. не более 1 года;
г. на любой срок по соглашению сторон.
Ответ: б
Вопрос 5: Обязательным условием трудового договора является:
а. условие об испытательном сроке;
б. условие о месте работы;
в. условие о неразглашении тайны (государственной, коммерческой и т.д.);
г. условие о правах и обязанностях.
Ответ: б
Вопрос 6: На децентрализованном уровне условия труда устанавливаются:
а. Трудовым кодексом РФ;
б. органами исполнительной власти субъектов РФ;
в. локальными нормативными актами;
г. органами местного самоуправления.
Ответ: в
Вопрос: 7: К категории «непосредственно связанные с трудовыми» относятся:
а. отношения по регистрации работодателя – юридического лица;
б. отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства;
в. отношения между работодателями и службами занятости по подбору персонала
г. решение суда
Ответ: б
Вопрос 8: Срок предупреждения об увольнении по собственному желанию:
а. 3 недели;
б. 2 недели;
в. 1 месяц;
г. 6 месяцев.
Ответ: б
Вопрос 9: Условия трудового договора по общему правилу могут быть изменены:
а. в устной форме по соглашению сторон;
б. в письменной форме по соглашению сторон;
в. ТК РФ не устанавливает форму изменения трудового договора;
г. нотариальной форме.
Ответ: б
Вопрос: 10: Срок испытания работника по общему правилу составляет:
а. 6 месяцев;
б. 3 месяца;
в. 1 год;
г. 1 месяц;.
Ответ: б
Вопрос: 11: Право на отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении:
а. 6 месяцев;
б. 8 месяцев;
в. 11 месяцев
г. 12 месяцев.
Ответ: а
Вопрос 12: Периодичность выплаты заработной платы должна составлять:
а. не реже, чем каждые пол месяца;
б. не реже, чем раз в месяц;
в. периодичность законом не установлена
г. каждую неделю.
Ответ: а
Вопрос: 13: Договор о полной материальной ответственности можно заключить с работником, достигшим:
1. 14 лет;
2. 16 лет;
3. 18 лет.
4. 20 лет
Ответ: 3
Вопрос 14: На установление какого вида времени имеет право инвалид 2 гр.:
а. нормального;
б. сокращенного;
в. неполного
г. полного.
Ответ: б
Вопрос 15: Дисциплинарное взыскание не может быть применено:
а. позднее 1 месяца со дня обнаружения и 6-ти месяцев со дня совершения;
б. позднее 2-х месяцев со дня обнаружения и шести месяцев со дня совершения;
в. позднее 1 месяца со дня обнаружения и 5-ти месяцев со дня совершения
г. каждый месяц;
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите функцию трудового права направленную на защиту интересов работника?
Ответ: защитная.
2. Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, именуется…
Ответ: работником.
3. Кто подписывает трудовой договор с работником младше 14 лет?
Ответ: родитель (опекун).
4. С какого возраста можно вступать в профсоюз?
Ответ: 14 лет.
5. Какой вид соглашения заключается на региональном уровне социального партнерства?
Ответ: региональное.
6. Условия оплаты труда работника относятся к … условиям трудового договора.
Ответ: обязательным.
7. Какой вид трудового договора заключается с работником на время выполнения временных (до двух месяцев) работ?
Ответ: срочный.
8. Сторонами трудового договора являются
Ответ: работник и работодатель.
9. Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы – это…
Ответ: трудовая функция.
10. Срочный трудовой договор по общему правилу может быть заключен на срок не более
Ответ: 5 лет.
11. Выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя или у другого работодателя по инициативе работника является …
Ответ: совместительством.
12. По общему правилу, возраст, с которого допускается заключение трудового договора составляет…
Ответ: 16 лет
13. При перемещении работника у того же работодателя для работы на другом механизме или агрегате у работника не изменяется...
Ответ: трудовая функция.
14. Срок испытания при приеме на работу по общему правилу не может превышать…
Ответ: 3 месяцев.
15. Работодатель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, не позднее чем за … месяца.
Ответ: 2.
16. Отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) называется...
Ответ: прогулом.
17. Выплата работнику заработной платы производится в … форме
Ответ: денежной.
18. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за … до введения их в действие.
Ответ: 1 месяц.
19. Минимальная продолжительность перерыва для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) не менее...
Ответ: 30 минут.
20. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет
Ответ: 28 календарных дней.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-1.9
способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Рассмотрение в закрытом судебном заседании дела есть…
а) нарушение принципа состязательности;
б) нарушение принципа законности;
в) допускаемое законом исключение из принципа гласности;
г) нарушение принципа гласности.
Ответ: в
2. Какое действие должен совершить суд, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика надлежащим?
а) привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика;
б) произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим;
в) приостановить производство по делу;
г) рассмотреть дело в отношении первоначального ответчика.
Ответ: г
3. В каком случае возможно процессуальное правопреемство?
а) в деле о расторжении брака;
б) в деле о возмещении имущественного ущерба в случае смерти ответчика.
в) в деле о лишении родительских прав в случае смерти ребенка;
г) в деле о восстановлении на работе.
Ответ: б
4. Процессуальное соучастие допускается, если …
а) ответчик предъявил встречный иск;
б) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;
в) в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельное требование;
г) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков.
Ответ: г
5. Какое полномочие судебный представитель может осуществить без указания в доверенности?
а) заявлять отводы;
б) отказаться от заявленного иска;
в) признать иск;
г) обжаловать решение суда;
д) участвовать в исследовании доказательств.
Ответ: а
6. Какие права имеют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора?
а) участвовать в исследовании доказательств;
б) изменять основание иска;
в) уменьшать размер исковых требований;
г) отказаться от иска;
д) заявлять отводы.
Ответ: д
7. Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по …
а) любым делам;
б) делам, в которых затрагиваются интересы малоимущих граждан;
в) делам, предусмотренным ГПК и другими федеральными законами ;
г) делам, затрагивающим интересы прокуратуры.
Ответ: в
8. В каком из указанных случаев дело неподсудно мировому судье?
а) иск об определении порядка пользования земельным участком;
б) иск о разделе совместного имущества супругов в сумме 350 тыс. руб.;
в) иск о восстановлении на работе Иванова, уволенного за прогулы;
г) иск о взыскании долга в размере 35 тыс. руб.
Ответ: г
9. В каком случае лица не могут быть допущены к участию в деле в качестве представителя?
а) представитель организации представил доверенность, подписанную руководителем и скрепленную печатью этой организации;
б) соучастники поручили ведение дела одному из них;
в) судья федерального суда представил доверенность от имени истца по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью;
г) родитель представил суду документы, удостоверяющие его родство и статус;
д) помощник прокурора обратился в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына.
Ответ: д
10. Какое из требований можно отнести к положительным искам о признании?
а) о признании имущества бесхозяйным;
б) о взыскании морального вреда;
в) о защите чести и достоинства;
г) о признании права авторства на литературные произведения;
д) об оспаривании отцовства.
Ответ: г
11. В каком случае отсутствуют условия для принятия встречного иска?
а) ответчик по иску о взыскании оставшейся суммы по договору купли-продажи квартиры предъявил иск о признании сделки недействительной;
б) ответчик по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью истца, предъявил иск о взыскании долга;
в) ответчик по делу о расторжении брака предъявил иск о признании брака недействительным;
г) ответчик предъявил встречный иск о взыскании долга, превышающий сумму долга, взыскиваемую с него истцом.
Ответ: в
12. Когда судья не вправе принять исковое заявление?
а) заявление подано ненадлежащим истцом;
б) заявление подано об исполнении обязательства, срок исполнения которого еще не наступил;
в) заявление подано от имени истца лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
г) иск предъявлен после истечения срока исковой давности.
Ответ: в
13. Какие из действий судья вправе совершить на стадии подготовки дела?
а) назначить повторную экспертизу;
б) вызвать и допросить свидетеля;
в) прекратить производство по делу;
г) направить судебное поручение.
Ответ: г
14. В каких случаях необходимо назначение предварительного судебного заседания?
а) ответчик заявил, что полностью признает исковые требования;
б) на собеседовании у судьи стороны заявили, что решили заключить мировое соглашение;
в) во время подготовки в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора;
г) необходимо выяснить причины пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Ответ: г
15.Какое влияние на ход судебного разбирательства оказывает признание иска ответчиком?
а) иск оставляется без рассмотрения;
б) рассмотрение дела продолжается, и суд выносит решение по делу;
в) разбирательство дела откладывается, и суд предлагает сторонам урегулировать спор во внесудебном порядке;
г) производство по делу прекращается.
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если в ходе судебного разбирательства установлено, что рассмотрение данного спора неподведомственно суду, то
Ответ: дело передается по надлежащей подведомственности.

2. Какой факт подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства?
Ответ: доказательственный факт;

3. Что представляет собой исключительность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: невозможность предъявления тождественного иска

4. Что значит преюдициальность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: недопустимость нового исследования фактов, если они установлены вступившим в законную силу решением;

5. По каким из приведенных требований можно выдать судебный приказ?
Ответ: о взыскании денежной суммы по опротестованному векселю;

6. Лица, материально-правовой спор которых суд должен рассмотреть и разрешить - это ... .
Ответ:стороны

7. Прокурор, подающий заявление, не несет обязанности по _____ судебных расходов
Ответ:уплате

8. Какой вид апелляции предусмотрен нормами ГПК РФ?
Ответ: полная

9.Какова продолжительность срока на кассационное обжалование?
Ответ: 3 месяца

10. Куда подается апелляционная жалоба на решения судов субъектов РФ?
Ответ: в апелляционный СОЮ через суд субъекта РФ

11. Какое полномочие не принадлежит суду апелляционной инстанции?
Ответ: отменить решение суда первой инстанции и направить дело на рассмотрение в суд вышестоящей инстанции;

12.Когда решение суда подлежит безусловной отмене в апелляционном порядке?
Ответ: в деле отсутствует протокол судебного заседания.

13. Ссылка на новые доказательства в апелляционной жалобе допускается …
Ответ: при условии обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции;

14. Обжалованию в апелляционном порядке отдельно от решения подлежат определения суда первой инстанции ...
Ответ: исключающие возможность дальнейшего движения дела

15. Обращение к процедуре медиации в суде возможно:
Ответ: в любой момент до принятия решения по спору

16. Какой орган является судом надзорной инстанции?
Ответ: Президиум Верховного Суда РФ

17. Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются …
Ответ: существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела

18.Какие акты не могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?
Ответ: постановления президиума суда надзорной инстанции

19. Какие акты являются исполнительными документами?
Ответ: исполнительные листы и судебные приказы

20.Срок предъявления исполнительного листа ко взысканию составляет …
Ответ: 3 года

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Право на отдых закреплено в:
а. Трудовом кодексе РФ;
б. Конституции РФ;
в. трудовом договоре;
г. соглашении.
Ответ: б
Вопрос 2. Основные (статутные) права и обязанности работника и работодателя содержатся в:
а. Трудовом кодексе РФ;
б. Конституции РФ;
в. трудовом договоре;
г. генеральном соглашении.
Ответ: а
Вопрос 3. Один из отраслевых принципов трудового права:
а. законность;
б. справедливость;
в. свобода труда;
г. равенство сторон.
Ответ: в
Вопрос 4: Чему не должны противоречить принципы трудового права?
а. трудовому договору;
б. Трудовому кодексу РФ;
в. нормам;
г. закону.
Ответ: в
Вопрос 5: Какое-либо ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства является:
а. дифференциацией;
б. дискриминацией;
в. детерминацией;
г) стратификацией.
Ответ: б
Вопрос 6: Выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия):
а. принудительный труд;
б. исправительный труд;
в. дополнительный труд;
г. ежедневный труд.
Ответ: а
Вопрос 7: Кто может признать отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями?
а. работник;
б. государственный инспектор труда;
в. суд;
г. профсоюзный орган.
Ответ: б,в
Вопрос 8: Право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов является правом:
а. работодателя;
б. работника;
в. работодателя и работника;
г. адвокатов.
Ответ: б
Вопрос 9. Отстранение работника от работы является для работодателя:
а. обязанностью;
б. правом;
в. ответственностью;
г. возможностью.
Ответ: а
Вопрос 10: Допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске?
а. допускается;
б. допускается в исключительных случаях;
в. не допускается
г) автоматически предусмотрено в законодательстве.
Ответ: в
Вопрос 11: Инвалиды I или II группы имеют право на рабочее время:
а. не более 24 часов в неделю;
б. не более 35 часов в неделю;
в. не более 40 часов в неделю;
г. не более 36 часов.
Ответ: б
Вопрос 12: К основным способам защиты трудовых прав и свобод относятся:
а. самозащита;
б. забастовка;
в. судебная защита;
г. медиация.
Ответ: а, в
Вопрос 13: В суде разрешаются индивидуальные трудовые споры:
а. о восстановлении на работе;
б. об изменении коллективного договора;
в. о незаконных действиях работодателя
г. о мошенничестве со стороны работодателя.
Ответ: а
Вопрос 14: В целях самозащиты трудовых прав работник может:
а. уволится по собственному желанию;
б. отказаться от выполнения работы;
в. взять отпуск без содержания
г. уйти в отпуск.
Ответ: б
Вопрос 15: Укажите сроки обращения работника в комиссию по трудовым спорам:
а. 1 месяц;
б. 3 месяца;
в. 6 месяцев;
г. 2 месяца.
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Принципы трудового права были впервые сформулированы в:
Ответ: Трудовом кодексе РФ.
2. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию закреплено в:
Ответ: Конституции РФ.
3. Принудительный труд...
Ответ: запрещен.
4. Законодательство какой страны распространяется на трудовые отношения с участием иностранных граждан?
Ответ: России.
5. К какой ответственности привлекаются представители сторон, если они уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора?
Ответ: административной.
6. Посредством каких органов работники реализуют свое право на участие в управлении организацией?
Ответ: представительных.
7. Одной из гарантией при заключении трудового договора с женщинами, является запрещение отказывать в его заключении по мотивам, связанным с:
Ответ: беременностью или наличием детей.
8. Для беременных женщин испытательный срок при приеме на работу…
Ответ: не устанавливается.
9. Каждый работник имеет право на нормальную продолжительность рабочего времени в неделю не более
Ответ: 40 часов.
10. Неполное рабочее время определяется по…
Ответ: соглашению сторон.
11. По общему правилу работа в выходные и нерабочие праздничные дни?
Ответ: запрещается.
12. Какими способами работник имеет право защищать свои трудовые права и свободы?
Ответ: законными.
13. По общему правилу срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение?
Ответ: 3 месяцев.
14. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров?
Ответ: комиссии по трудовым спорам и суды.
15. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется:
Ответ: федеральной инспекцией труда.
16. Укажите сроки рассмотрения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам в течение?
Ответ: 10 календарных дней.
17. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы в течение?
Ответ: 1 года.
18. Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является обращение в…
Ответ: примирительную комиссию.
19. Какой вид спора можно разрешить с помощью забастовки?
Ответ: коллективный трудовой спор.
20. Какой орган имеет право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений в конкретной организации?
Ответ: профсоюзный.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте понятие правопорядка.
2. Охарактеризуйте правонарушения в сфере труда как основания юридической ответственности по нормам трудового права.
4. Охарактеризуйте понятие и сущность юридической ответственности.
5. Охарактеризуйте понятие и особенности дисциплины труда.
6. Назовите особенности правил внутреннего трудового распорядка.
7. Охарактеризуйте основные нормативные акты о дисциплине труда.
8. Раскройте содержание устава и положения о дисциплине.
9. Охарактеризуйте виды дисциплинарной ответственности.
10. Охарактеризуйте основания привлечения к дисциплинарной ответственности.
11. Охарактеризуйте виды дисциплинарных взысканий.
12.. Охарактеризуйте основания прекращения трудового договора и их классификации.
13. Охарактеризуйте основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
14 .Охарактеризуйте прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
15. Назовите особенности письменных договоров о полной материальной ответственности.
16. Охарактеризуйте способы защиты трудовых прав. Назовите их особенности.
17. Охарактеризуйте особенности дисциплинарной ответственности работников.
18.Основания и условия материальной ответственности работников. Назовите их особенности.
19. Порядок определения размера ущерба, подлежащего взысканию с работника. Назовите особенности.
20. Снижение органом по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника. Назовите особенности.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Коллектив работников кафедры «Истории и археологии» Научно-исследовательского института обратился в суд к директору института Томинскому А.А. с требованием обязать выполнить установленные коллективным договором обязательства по выплате премиальных по итогам года в размере двух окладов и взыскать компенсацию морального вреда за причинённый таким решением вред в размере 100 000 руб. Оцените ситуацию. Как должен поступить суд? Правомерно ли сформулированы требования работников? Предложите собственный вариант формулировок.
2. ООО «Капитал» обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с иском к своим работницам Шутовой, Красовой и Голиковой о возмещении вреда, причиненного ООО «Капитал» порчей выскотехнологичных приборов и устройств на сумму 400 000 руб., вызванного ненадлежащим выполнением ими трудовых обязанностей. Работницы без уважительных причин на 3 часа покинули в рабочее время цех, в котором располагались приборы, и пошли в близлежащее кафе отметить юбилей Красовой, что и привело к порче имущества. В ходе судебного заседания по делу выступающий на основании ордера адвокатского образования адвокат Шутовой Тимохин заявил, что она признал свою вину частично и выразила готовность компенсировать стоимость одного станка на сумму 30 000 рублей, поскольку обязанность контролировать другие приборы лежала на Красовой и Голиковой. Представитель ООО «Капитал» согласился с таким признанием Шутовой, если оставшаяся сумма будет поделена между Красовой и Голиковой. Суд принял частичное признание иска Шутовой, с чем Красова и Голикова были не согласны. Красова заявила, что она проживает в Индустриальном районе, поэтому заявляет ходатайство о рассмотрении дела по месту ее жительства, поскольку ей неудобно добираться до центра города ввиду частых дорожных «пробок».
Разберите ситуацию. Оцените правомерность действий адвоката, судьи, ответчиц и представителя истца. Как следует поступить суду в данном случае?
3. В Ленинском районном суде г. Барнаула рассматривалось дело по иску Тимченко А.В. к ОАО «Алтай-Дизель» о незаконном увольнении в связи с сокращением численности штата, восстановлении на работе и выплате заработной платы за время вынужденного прогула. Тимченко А.В. заявил отвод судье на том основании, что ее муж Прохоров И.И. работает в должности главного энергетика в ОАО «Алтай-Дизель».
Как следует поступить судье? Какова процедура рассмотрения судьей заявления об отводе? Изменится ли ситуация, если муж судьи Тимченко И.И. работает ведущим юрисконсультом и представляет интересы ОАО «Алтай-Дизель» в данном процессе?
4. В ходе рассмотрения дела по иску Васильковой О.И. к Неврологическому диспансеру о незаконном переводе с должности медсестры стационара на должность санитарки дневного отделения представитель диспансера Тучин В.В. предложил заключить мировое соглашение, согласно которому Василькову О.И. примут на должность медсестры стационара с 1 числа следующего месяца, однако без выплаты компенсации за время вынужденного прогула, поскольку Василькова продолжала работать в должности санитарки и получала заработную плату.
Оцените ситуацию. Какую рекомендацию Вы дадите Васильковой О.И.? Утвердит ли судья данное мировое соглашение на предложенных условиях? Сформулируйте собственный вариант условий мирового соглашения по данному делу.
5. В ходе предварительного судебного заседания по исковому заявлению Пучкова к ООО «Технология» о взыскании заработной платы за 6 месяце представитель ООО иск полностью признал. Судья назначил судебное заседание, по результатам которого вынес определение о прекращении производства по делу в связи с признанием иска ответчиком.
Оцените действия судьи? Что необходимо предпринять в данной ситуации? Подлежит ли обжалованию данное определение?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. С.Ю. Головиной Трудовое право: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/6D0C7E3C-F87F-4AD0-AB66-4F8DA2281F65
Л1.2 Лебедев М. Ю., Барсукова В. Н. Гражданский процесс: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.В. Решетникова Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ : Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 отв. ред. Е. Б. Хохлов, В. А. Сафонов Трудовое право России в 2 т. Том 1 общая часть: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Верховного Суда РФ - http://supcourt.ru/
Э2 Официальный сайт государственной инспекции труда в Алтайском крае - https://git22.rostrud.ru/
Э3 Электронный курс в системе ЭУМКД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При этом учитываются результаты решения задач студентом в течение семестра. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут. Преподаватель оценивает ответ студента на каждый из предложенных вопросов на оценку «зачтено» или «не зачтено», определяя впоследствии итоговую оценку. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы зачетного билета с учетом результатов решения задач, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются в рамках семинарских занятий. После ответа студенту могут быть заданы дополнительные уточняющие вопросы, по результатам ответов на которые, будет произведено оценивание по четырехбалльной шкале.
При решении задачи студенту необходимо квалифицировать сложившуюся фактическую ситуацию и дать ей правовой анализ.
Тестовые задания подразумевают выбор одного ответа (правильного, на взгляд студента), из четырех предложенных вариантов.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Проведение лекционных и практических занятий, а также лабораторного практикума, подразумевает использование интерактивной формы. Так, будучи активно вовлеченными в обсуждение наиболее сложных юридико – фактических ситуаций, возникающих при проведении той или иной альтернативной процедуры урегулирования споров, обучающиеся взаимодействуют между собой, а также с преподавателями в целях выработки наиболее приемлемых способов выполнения заданий. Последние в свою очередь допускают выполнение с использованием мультимедийных средств. Так, тестовые задания выполняются в электронной образовательной среде. Анализ типовых ситуаций происходит с использованием видеокейсов.