МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научный проект "Актуальные вопросы современного китаеведения"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 72 72 72 72 144 144
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Научный проект "Актуальные вопросы современного китаеведения"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Мотивация студентов к пониманию китаеведения как науки и создать мотивационную базу для изучения китайского языка, китайской культуры, экономики, истории и политики Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Знает основные требования к информации и методы работы с оригинальными текстами и источниками по профилю деятельности
ОПК-3.2 Умеет выделять и систематизировать из массива источников содержательно значимые эмпирические данные и смысловые конструкции для решения конкретной профессиональной задачи
ОПК-3.3 Владеет навыками подготовки информационно- аналитического обзора по заданной проблематике
ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ПК-1Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации
ПК-1.1 Знает принципы формирования источниковой базы исследования, методы анализа источников
ПК-1.2 Умеет выявлять, собирать и систематизировать первичную информацию в сфере политического, социально- экономического, культурного развития региона специализации для решения конкретной научно- исследовательской задачи
ПК-1.3 Умеет применять данные оригинальных источников для решения конкретной научно- исследовательской задачи в профессиональной деятельности
ПК-1.4 Владеет методами анализа источниковой базы научного исследования
ПК-6Способен участвовать в обеспечении дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами на этапе сбора, систематизации, перевода, анализа информации
ПК-6.1 Знает нормы дипломатического и делового прокола и этикета для организационного обеспечения дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-6.2 Умеет выявлять, систематизировать и проводить анализ информации, необходимой обеспечении дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-6.3 Способен осуществлять техническое сопровождение дипломатических и деловых международных мероприятий в качестве переводчиков
ПК-7Способен разрабатывать проекты международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения в интересах соответствующих министерств, ведомств и профильных организаций.
ПК-7.1 Знает принципы подготовки проекта регионоведческого и международного профиля
ПК-7.2 Умеет определять тему проекта, его цели и задачи, разрабатывать план реализации
ПК-7.3 Осуществляет сбор и анализа исходных данных для реализации проекта в сфере своей регионоведческой / международной специализации
ПК-7.4 Способен подготовить отчётную документацию по итогам разработки проекта международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-Сбережение бесценных устных сведений об отечественной и мировой синологии.
-Возможность оперативного ввода в мировой научный оборот уникальных
сведений, носителями которых являются известные китаеведы разных
стран.
-Новые возможности для более глубокого осмысления особенностей отдельных национальных китаеведных школ, в т.ч. истории развития и судеб отдельных учёных, методологии и методик, научных структур и источников
их финансирования, проблематики и перспектив исследований и пр.
-Новые возможности для сравнительного изучения синологических школ,
их традиций, особенностей и внешних связей.
-Возможность сравнить научные взгляды на Китай извне с самовосприятием
китайцев в исторической перспективе.
-Эффективное содействие сближению и взаимодействию цивилизаций в интересах глобального мира и гармоничного общественного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.Системно анализировать материал.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами, приемами и способами проектной инновационной деятельности
в области обучения китаеведению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину: "Актуальные вопросы современного китаеведения".
1.1. Актуальные вопросы современного китаеведения.Историография. Возникновение российской школы китаеведения. Русская духовная миссия в Пекине. Советские исследователи китайского языка. Практические 3 24 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Формирование практического и академического китаеведения в России в XVIII в. Практические 3 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Современный период развития китайской лингвистики. Ма Цзяньчжун, Ли Цзиньси, Люй Шусян, Ван Ли, Гао Минкай и другие. Практические 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Основные направления исследования Китая (ХIХ- нач. ХХ вв.). Вклад российских ученых по преподаванию и изучению китайского языка. Основные направления и их труды. Сам. работа 3 72 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Китаеведение на рубеже XX-XXI вв. Итоги и перспективы. Основные центры изучения Китая. Направление и особенности исследований истории и культуры Китая. Современные ученые-китаеведы и их вклад в развитие китаеведения. Практические 4 24 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Петербургская (ленинградская) университетская Серебряков, В.В. Петров, М.Е. Кравцова и другие. Практические 4 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. 8 Современное состояние китаеведного литературоведения. Сам. работа 4 72 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3: Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках
1. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Ответ: б
2. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
а. Глагол
б. Прилагательное
в. Существительное
г. Наречие
Ответ: а
3. Задачи проекта – это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели
б. Цели проекта
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки
Ответ: а
4. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а. цель включает много задач
б. цель не предполагает результат
в. цель не содержит научных терминов
Ответ: б

5. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.
Ответ: г
6. Что подразумевается под эмпирическими данными?
a) Теоретические предположения
б) Интуитивные знания
в) Наблюдаемые факты
г) Философские концепции
Ответ: в
7. Какие из перечисленных источников содержат эмпирические данные?
a) Роман
б) Дневник
в) Интервью
г) Мифология
Ответ: б, в

8. Библиографический список в НИР это
А) Библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование.
Б) Это библиографическое пособие с простой структурой, включающее перечень материалов по узкой теме или вопросу, небольшое по объему и несложное по структуре и не имеющее справочно-поискового аппарата.
В) Библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом. Он отражает документы и иные материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему (проблему), либо многоаспектную, а зачастую – даже отрасль знания или область науки
Ответ: б

9. Виды справочных изданий это
A) Доклады, тезисы докладов, научные сборники.
Б) Монографии, сборники материалов, авторефераты.
В) Словари, энциклопедии, справочники специалиста.
Г) Учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие.
Ответ: В
10. Верно ли утверждение: «Научно-справочный аппарат обязательный компонент научного текста».
А) Верно
Б) Неверно
Ответ: А
11. По месту расположения выделяют следующие виды ссылок. Выберите неправильный вариант.
A) Внутритекстовая
Б) Подстрочная
В) Затекстовая Ответ: Б

12. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
А) Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаров, Шаповалов
Б) Чижов, Уфлянд, Ухов, Шаров, Шаповалов
В) Ухов, Уфлянд, Шаповалов, Шаров, Чижов
Г) Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаповалов, Шаров
Ответ: г
13 Система поиска информации в Интернете включает работу с:

А) браузерами (программами – просмотрщиками)
Б) метапоисковыми машинами
В) каталогами
Г) всеми названными инструментами
Ответ: Г

14. Радио- и телевещание, а также Интернет и различные компьютерные носители относятся к ______________ источникам информации.
А) печатным
Б) электронным
В) официальным
Г) недостоверным
Ответ: б
15. Введение к курсовой (дипломной) работе следует начать…
А) с обоснования актуальности темы
Б) с выдвижения гипотезы
В) с формулировки цели и задач
Г) с методов исследования
Ответ: а
Вопросы открытого типа
1. Сжатая характеристика первоисточника или научной статьи, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, называется…
Ответ: аннотация
2. Заключение к курсовой (дипломной) работе идет вслед за…
Ответ: основной частью
3. В каком порядке должен составляться библиографический список в курсовой, дипломной работе?
Ответ: строго в алфавитном порядке

ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями
1. Для научного текста НЕ характерно:
А) смысловая законченность
Б) целостность
В) связность
Г) эмоциональность
Ответ: г
2. Осмысление текста достигается следующими приемами:
А) понимания отдельных слов и словосочетаний
Б) понимания предложений
В) понимания текстовых суждений
Г) всеми названными приемами
Ответ: г
3 Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:
А) ведением записей
Б) переписыванием текста источника
В) заучиванием наизусть
Ответ: а

4. При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого:
А) уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей
Б) записывать в виде тезисов отдельные смысловые части
В) выражать текст в виде схем, таблиц
Г) сокращать написание слов
Д) использовать все перечисленное
Ответ: д
5. Критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов – это…
А) сборник научных статей
Б) монография
В) рецензия
Г) брошюра
Ответ: в
6. Какая из следующих деятельностей соответствует способности интерпретировать данные?
a) Составление списка литературы
б) Разработка исследовательского плана
в) Обобщение результатов исследования
г) Проведение анкетирования
Ответ: в

7. К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
А) анализ
Б) синтез
В) абстрагирование
Г) эксперимент
Ответ: Г

8. Принципами научной организации труда исследователя являются:
А) плановость
Б) самоорганизация
В) самоограничение
Г) все названные принципы
Ответ: г
9. Какой этап анализа данных предполагает распределение информации по категориям или темам?
a) Сбор данных
б) Интерпретация данных
в) Систематизация данных
г) Проверка гипотез
Ответ: в
10. Какой метод анализа данных помогает выявить связи между различными переменными?
a) Описательный анализ
б) Контент-анализ
в) Корреляционный анализ
г) Дискурс-анализ
Ответ: в
11. Для процесса модернизации характерны следующие черты
a. цикличность
б. глобальность
в. системность
г. традиционность
Ответ: Б, В
12. Согласно теории постиндустриального общества переход общества от одной стадии развития к другой обусловлен изменениями в....
a. в социальной структуре
б. в политической организации государства
в. в способе производства
г. технологическом базисе
Ответ: г
13. Какая из следующих деятельностей соответствует способности интерпретировать данные?
a) Составление списка литературы
б) Разработка исследовательского плана
в) Обобщение результатов исследования
г) Проведение анкетирования
Ответ: в
14. Какой вид анализа данных может помочь выявить ключевые темы в большом объеме текста?
a) Дескриптивный анализ
б) Контент-анализ
в) Тематический анализ
г) Географический анализ
Ответ: б
15. Какой общегуманитарный научный подход актуален для объяснения логики развития древневосточных цивилизаций
А) формационный
Б) цивилизационный подход
В) теория модернизации
Ответ: Б
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Первый этап в изучения Китая в России.
2.Предметная область классического китаеведения и его хронологические рамки.
3.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах.
4. Академическое и университетское китаеведение и в России: Институционализация и центры (ХIХ в. - 1917 г.)».
5. Становление и развитие китаеведения в Казани, Санкт-Петербурге, Владивостоке.
6. Роль учебных и академических учреждений.
7. Основные китаеведческие академические и университетские центры России. Школы, училища и семинарии.
8. Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Выбор темы научного проекта.
2. Разработка плана научного проекта.
3. Подбор литературы по теме и ознакомление с ней.
4. Проведение историографического анализа темы проекта.
5. Формулировка цели и определение задач темы проекта.
6. Сбор и анализ источниковой базы по теме проекта.
7. Методы исследования
8. Методология исследования
9. Решение исследовательских задач.
10. Изложение материала, оформление текста курсового проекта.
11. Презентация результатов курсового проекта.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А.В. Лукина Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений : учебное пособие Москва : Весь Мир, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229900
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. Международные отношения. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI веков : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/080E10DF-DF5D-4731-8218-21E49A78524E
Л2.2 К.А.Мелехова Искусство Востока XIX-XX вв. (Индия, Китай, Япония): прогорамма и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на "Цифровом портале АлтГУ " Научный проект "Актуальные вопросы современного китаеведения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Институт Востоковедения РАН ttp:// ivran.ru
2.Официальный сайт Института Дальнего Востока РАН http:// www.ifes-ras.ru/
3. МГУ имени М. В. Ломоносова, институт стран Азии и Африки http:// iaas.msu.ru
4.Библиография работ по истории и культуре Китая. http://www.let.leidenuniv.nl/bth/index.html
5.Искусство современного Китая http://deall.ohio-state.edu/denton.2/art.htm
6. Библиотека профессора СПбГУ Евгения Алексеевича ТОРЧИНОВА http://www.members.tripod.com/~etor_best/pub2.html
7.Восточная коллекция Российской Государственной Библиотеки http://www.rsl.ru/coll_e/fonds/east.htm.
8.Библиотеки стран Азии http://sunsite.berkeley.edu/Libweb/asia.html
9. Синология.Ру: история и культура Китая http:// www.synologia.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Актуальные вопросы современного китаеведения » студентами будет изучен фундамент знаний о современном китаеведении в мире, китайском языке и китайской литературе, создана база для сложения профессиональной
личности китаеведа, подготовленного не только к овладению китайским языком на практическом уровне, но и к научно-исследовательской деятельности в области китайской филологии, осознающего взаимообусловленность и взаимосвязь современности с историей китайской цивилизации, письменной культурой прошлого.
По итогам работы на семинарских занятиях студентами будут усвоены принципами комплексного анализа, навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.