МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Источниковедение и историография стран Дальнего Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Источниковедение и историография стран Дальнего Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выделить и охарактеризовать основные этапы развития отечественной и зарубежной историографии стран Дальнего Востока (Китая, Корея), выделить и охарактеризовать основные группы источников по истории стран Дальнего Востока, систематизировать достижения современного востоковедения, обосновать проблемное поле современной историографии стран Дальнего Востока.
Задачи курса: Определить хронологическую последовательность процесса накопления знаний о регионе; познакомить студентов с деятельностью выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественного востоковедения; раскрыть процесс организации преподавания китаеведческих и корееведческих дисциплин в России и зарубежом; выявить вклад русских ученых в организацию преподавания восточных (китайский, корейский, японский)языков в России; сформировать у студентов общие представления о развитии востоковедной науки в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации
ПК-1.1 Знает принципы формирования источниковой базы исследования, методы анализа источников
ПК-1.2 Умеет выявлять, собирать и систематизировать первичную информацию в сфере политического, социально- экономического, культурного развития региона специализации для решения конкретной научно- исследовательской задачи
ПК-1.3 Умеет применять данные оригинальных источников для решения конкретной научно- исследовательской задачи в профессиональной деятельности
ПК-1.4 Владеет методами анализа источниковой базы научного исследования
ПК-2Способен давать характеристику ведущим научным школам и направлениям в области зарубежного регионоведения.
ПК-2.1 Знает основные научные школы и направления в области зарубежного регионоведения и их достижения
ПК-2.2 Умеет выявлять и систематизировать научную литературу по актуальным проблемам зарубежного регионоведения
ПК-2.3 Способен проводить историографический обзор и определять вклад конкретных научных школ в изучение актуальных проблем зарубежного регионоведения
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные источники по истории Китая и их классификацию;
хронологическую последовательность процесса накопления знаний о регионе специализации;
основные этапы и закономерности в развитии востоковедения;
основные этапы профессионального и жизненного пути выдающихся русских ученых - исследователей стран Дальнего Востока;
содержание проблемного поля современной отечественной историографии истории стран Дальнего Востока;
базовые понятия историографии, основополагающие принципы историографии как научной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий и их отражение в отечественной и зарубежной историографии; применять данные исторических источников для решения конкртеной задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками источниковедческого и историографического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Источниковедение истории: основные теоретические проблемы
1.1. Место и значение источниковедения в историческом образовании. Понятие исторический источник Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
1.2. Классификация исторических источников. Основные принципы и подходы. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
1.3. Работа с дополнительной литературой Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности источниковой базы по истории стран Дальнего Востока
2.1. Источники по истории древнего периода. Данные археологии и эпиграфики Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
2.2. Особенности письменной источниковой базы (древность - средневековье) Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
2.3. Исторические источники по истории региона XVII - XIX в. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
2.4. "Исторические записки" Сыма Цяня как исторический источник Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
2.5. "Лунь юй" как исторический источник Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
2.6. Законодательные источники по истории Китая Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
2.7. Анализ источниковой базы по истории китайской философии Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Начальный этап становления историографии истории стран Дальнего Востока
3.1. Развитие научных знаний о Китае и Кореи в европейской науки (древность - средневековье) Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
3.2. Зарождение русского китаеведения (XVII в.): основные этапы и их соосбенности Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
3.3. Работа с историческими документами по теме лекции Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Развитие историографии истории Китая в XVIII - первой половине XIX в.
4.1. Н.Я. Бичурин - как основоположник российского китаеведения. Вклад Н.Я. Бичурина в разработку методики преподавания китайского языка. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
4.2. Отечественное китаеведение в XVIII- первой половине XIX в.: основные направления развития, проблемы и результаты. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
4.3. Анализ источниковой базы по теме "Деятельность Российской духовной миссии в XVIII - XIX в.» Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Достижения мировой синологии во второй половине XIX в. - начале XX в.
5.1. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления. Связи русского китаеведения с западноевропейской синологией. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
5.2. Становление и развитие советского востоковедения (20-30-е гг.XX в.) Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
5.3. Развитие востоковедения в России во второй половине XIX - начале XX в. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
5.4. Работа с дополнительной литературой Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Современная историография историистран Дальнего Востока
6.1. Основные направления исследований современной историографии истории стран дальнего Востока. Историография актуальных проблем истории Китая XX в. Лекции 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Историческая наука в Китае : история становления и современные направления исследований Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Становление и развитие западной синологии Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Развитие отечественной историографии Китая в XX – начале XXI вв.: основные этапы, направления, школы. Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.5. Работа с дополнительной литературой Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.6. Подготовка к зачету Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Отличительными признаками научного исследования являются:
А. целенаправленность
Б. поиск нового
В. систематичность
Г. строгая доказательность
Д. все перечисленные признаки
Ответ: Д.
2. Кто является одним из авторов цивилизационного подхода к изучению исторического процесса?
а. А. Тойнби
б. К. Маркс
в. Л. Гумилев
г. Ж.Ж. Руссо
Ответ: А.
3. Кто из ученых впервые ввел понятие "цивилизация" в научный оборот?
а. А. Тойнби
б. К. Маркс
в. О. Шпенглер
г. А. Фергюсон
д. С. Хантингтон
Ответ: Г.
4. Направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений – это
А. системный подход
Б. цивилизационный подход
В. метод анализа
Г. теория формаций
Ответ: А.
5. Особенностью источниковой базы по истории древнего Китая является...
А. Обилие иностранных источников
Б. Плохая датировка источников
В. Невозможность прочтения древнейших письменных памятников
Г. Преобладание среди письменных памятников хозяйственной документации
Д. Отсутствие иноземных источников
Ответ: Д.
6. Когда начинает оформляться источниковедение как неотъемлемая составляющая исторического метода ?
А. 1830–1840-е гг. в Германии
Б. 1780–1790-е гг. в США
В. 1870–1880-е гг. в России
Г. 1900-1910-е гг. В Великобритании
Ответ: А.
7. Вид исторических источников, объединяющих нормативные документы, санкционированные верховной властью, это –
А. летописи
Б. хронографы
В. законодательство
Г. исторические повести
Ответ: В.
8. Определение подлинности или подложности рукописного текста и установление его автора – это
А. техника атрибуции
Б. эвристика
В. репрезентативность
Г. верификация
Ответ: а.
9. Определенная последовательность действий, приемов, операций, выполнение которых необходимо для достижения поставленной научной цели получила название...
Выберите один ответ:
А. научный закон
Б. научный метод
В. научная теория
Г. научная идея
Ответ: Б.
10. Кто из ученых ввел принцип фальсификации?
А. Карл Поппер
Б. Томас Кун
В. Пол Фейерабенд
Ответ: А.
11. Какой тип исторических источников отсутствует в классификации Л.Н. Пушкарева?
А. изобразительные источники
Б. письменные источники
В. фольклор
Г. фотодокументы
Ответ: А.
12. Основная классификационная единица в источниковедении – это
А. вид исторических источников
Б. тип исторических источников
В. структура исторических источников
Ответ: А.
13. Сколько видов письменных исторических источников выделяется?
А. 5.
Б. 10.
В. 2.
Г. 8.
Ответ: 5
14. Впервые термин «исторический источник» был введен:
А. Ф. Миллером
Б. М.Т. Каченовским
В. Полом Фейерабендом
Г. А. Тойнби
Ответ: А.
15. Какие исторические источники изучает нумизматика?
А. награды
Б. летописи
В. гербы
Г. монеты
Ответ: Г.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сформулируйте определение. Объект исследования – это
Ответ: это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых осуществляется исследование.
2. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.
3. Сформулируйте суть системного подхода к исследованию
Ответ: В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта исследования как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
4. Назовите преимущества применения системного подхода в исследовании.
Ответ: системный подход дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и, следовательно, способствуя нахождений корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению закономерностей функционирования всей системы.
5. Дайте классическое определение понятия «критический анализ»
Ответ: Критический анализ – это оценку достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность.
6. Сформулируйте определение. Исторические источники – это
Ответ: комплекс документом и материалов, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе.
7. Как называется дисциплина, в основе которой лежит изучение исторических исследований или исторических работ, обладающих внутренним единством в идейном, языковом или национальном отношении?
Ответ: историография.
8. Как называется отрасль исторической науки, разрабатывающая теоретические положения о сущности, закономерностях происхождения и эволюции исторических источников, а также приёмы их выявления, изучения и использования в работе историка?
Ответ: источниковедение.
9. Как называется принцип, согласно которому любое историческое явление или событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии?
Ответ: принцип историзма
10. Как называется специально-исторический метод, показывающий причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности?
Ответ: историко-генетический метод.
11. Кто разработал принцип верификации и в чем его суть?
Ответ: Принцип верификации разработан Людвигом Витгенштейном и заключается данный принцип в необходимости проверки данных.
12. Назовите автора классификации исторических источников, согласно которой вся совокупность исторических источников делится на четыре категории (или типа): вещественные, письменные, изобразительные и фонические.
Ответ: И.Д. Ковальченко
13. Перечислите основные виды письменных исторических источников.
Ответ: (А) законодательные, (Б) делопроизводственные, (В) публицистические, (Г) мемуарные, (Д) эпистолярные.
14. Какую функцию выполняют мемуарные источники?
Ответ: Мемуарные источники выполняют (А) функцию сохранения и передачи информации, сохранившейся у участника или свидетеля, современника событий, (Б) публицистическую функцию в случае оправдания или защиты мемуаристом результатов своей деятельности перед современниками или последующими поколениями.
15. Источниковедческая эвристика – это
Ответ: поиск исторических источников в библиотеках, архивах, музеях, частных коллекциях, информационных сетях.
16. В чем заключается цель внутренней критики источника?
Ответ: Цель внутренней критики источника установить степень соответствия информации источника описываемым историческим событиям
17. На какие группы делятся методы научного познания?
Ответ: специальные методы, универсальные (всеобщие) методы и общенаучные методы.
18. Сформулируйте определение предмета исследования.
Ответ: свойства объекта исследования, которые подлежат непосредственному изучению в исследовательской работе, это то, на что направлено конкретное исследование, определенный аспект, грань реального объекта.
19. Общенаучные методы делятся на
Ответ: эмпирические и теоретические.
20. В чем заключается значение принципа историзма в научном исследовании?
Ответ: в обосновании глубинной связи времен, обусловленности настоящего и будущего историческим прошлым. Принцип историзма – это установка на изучение любого явления в его генезисе и развитии, это поиск в широком смысле истоков событий и этапов их развития и объяснение событий именно с точки зрения их истоков и этапов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен давать характеристику ведущим научным школам и направлениям в области зарубежного регионоведения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Кто является автором первого комплексного исследования по историографии истории Китая "Библиография Китая"?
А. В.П. Васильев
Б. В.М. Алексеев
В. В.В. Малявин
Г. Н.Я. Бичурин
Д. П.Е. Скачков
Ответ: Д.
2. Кто по праву считается родоначальником отечественной синологии?
А. И. Петлин
Б. Н.Я. Бичурин
В. М.Е. Кравцова
Г. П.Е. Скачков
Д. В.В. Малявин
Ответ: Б.
3. Кто из представителей цивилизационного подхода выделили три цикла развития цивилизации: сельскохозяйственую, индустриальную и постиндустриальную цивилизации?
А. О. Шпенглер
Б. Э. Тоффлер
В. А. Тойнби
Г. Н.Я. Данилевский
Ответ: Б.
4. Сторонником какого научного подхода к изучению истории Востока является отечественный учёный Л.С. Васильев?
А. "азиатский способ производства"
Б. Теория модернизации
В. Цивилизационный подход
Г. Теория культурно-исторических типов
Ответ: А.
5. Верно ли утверждение: Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
А. верно
Б. неверно
Ответ: А.
6. Верно ли утверждение: Цивилизация - это новый этап развития человеческого общества, связанный с освоением бронзовой культуры, появлением религиозных представлений, развитием присваивающего хозяйства.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.
7. В рамках какого европейского научного течения возникло научное историческое источниковедение?
А. гуманизм раннего средневековья
Б. схоластика
В. натурфилософия
Г. европейский рационализм
Ответ: Г.
8. Изучение истории, культуры, современного положения Китая в рамках мультидисциплинарной науки "Pacific Rim Studies" характерно для ...
А. синологии Германии
Б. синологии США
В. синологии Великобритании
Г. мировой синологии в целом
Д. французской синологии
Ответ: Б.
9. Кто являлся одним из первых представителей синологической школы США в Китае и стал известен своим переводом на китайский язык Нового Завета?
А. С. Хаттингтон
Б. М. Вебер
В. Э. К. Бриджмэн
Г. Дж. Фэйрбэнк
Ответ: В.
10. Кто впервые в мировой синологии применил метод сопоставления литератур Востока и Запада?
А. В.П. Васильев
Б. В.М. Алексеев
В. П.С. Попов
Г. Н.Я. Бичурин
Ответ: Б.
11. В каком году был открыт научный синологический центр был открыт во Владивостоке?
А. 1913
Б. 1899
В. 1879
Г. 1903
Д. 1890
Ответ: Б.
12. Кто из исследователей второй половины XIX в. специализировался в области мифологии и традиционной культуры Китая?
А. Н.Я. Бичурин
Б. П.С. Попов
В. С.М. Георгиевский
Г. И.И. Захаров
Ответ: В.
13. Крупнейшим исследователем няньхуа, собравшим уникальную коллекцию был:
А. Н.Я. Бичурин
Б. В.М. Алексеев
В. С.М. Георгиевский
Г. В.П. Васильев
Д. И.И. Захаров
Ответ: Б.
14. Кто является автором первого учебника по китайскому языку в России "Китайская грамматика"?
А. Н.Я. Бичурин
Б. В.П. Васильев
В. П.И. Каменский
Г. П.И. Кафаров
Д. И. Россохин
Ответ: А.
15. Когда в высших учебных заведениях Европы началось изучение истории Китая и открылась впервые кафедра синологии?
А. В 1876 г. в США
Б. в 1814 г. во Франции
В. В 1835 г. в России
Г. В 1789 г. в Италии
Ответ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные методологические концепции изучения исторического процесса.
Ответ: (А) цивилизационный подход; (Б) теория модернизации; (В) теория примордиализма; (Г) теория формаций; (Д) мир-системный подход
2. Назовите автора теории, который утверждал, что основным признаком, формирующим культурно-исторический тип является язык.
Ответ: Н.Я. Данилевский
3. Дайте определение. Цивилизация – это
Ответ: новый этап развития человеческого общества, связанный с появлением письменности, новых форм общественной и политической жизни, образованием государства.
4. Кто из исследователей утверждал, что для возникновения цивилизации необходимо наличие творческого мышления и благоприятной окружающей среды?
Ответ: А. Тойнби
5. Сформулируйте, в чем, по мнению О. Е. Непомнина, заключалось основное отставание Востока от Западной Европы?
Ответ: наличие первобытной периферии и вторжения кочевников
6. Укажите сферу научных интересов российского ученого, академика В.М. Алексеева.
Ответ: литература Китая
7. В ходе какой экспедиции были получены первые сведения о Китае в России?
Ответ: поездка И. Петлина в Пекин в 1618 г.
8. Для какой научной школы характерно изучение истории, культуры, современного положения Китая в рамках мультидисциплинарной науки "Pacific Rim Studies"?
Ответ: синология США
9. Назовите основное направление исследований отечественного китаеведения в первой половине XX в.
Ответ: народные и революционно-бунтарские движения в Китае, китайская революция
10. Какая философско-религиозная система Китая стала предметом изучения классика французского и мирового китаеведения Анри Масперо?
Ответ: даосизм
11. Кто является автором работы "Восточный деспотизм" и автором концепции "восточного общества"?
Ответ: К. Виттфогель
12. Кто является автором книги «Важность изучения Китая», в которой подчеркивалось, что «нам, русским, необходимо иметь ясное и правильное понятие о китайцах, необходимо глубоко и всесторонне изучать их прошлую и современную жизнь»?
Ответ: С.М. Георгиевский
13. Кто из исследователей вошел в историю археологии своими исследованиями неолитической культуры Яншао и могильников в Баншань на западе (провинция Ганьсу)?
Ответ: Ю.Г. Андерсон
14. Кто является автором научного исследования "Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии", в которой уделяется значительное внимание анализу конфуцианства и даосизма?
Ответ: М. Вебер
15. Кто из европейских ученых и путешественников по праву считается отцом «западной синологии»?
Ответ: итальянский миссионер и иезуит М. Риччи
16. Кто является автором концепции "когнитивной истории"?
Ответ: О.М. Медушевская
17. Назовите отличительную черту английской синологии.
Ответ: Английская синология не прошла через миссионерский этап своего развития, а развивалась сразу как научное направление.
18. Назовите выдающегося отечественного синолога, автора работы «Статистическое описание Китайской империи»
Ответ: Бичурин Н.Я.
19. Сформулируйте характерную черту историографии Китая периода «культурной революции».
Ответ: для данного периода характерно свертывание научных исторических исследований, отсутствие новых методологических концепций. Для исторической науки Китая нанесен огромный ущерб.
20. Назовите одну из характерных черт научного источниковедения XIX в.
Ответ: расширение источниковой основы исторических исследований

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. "Иньские гадательные надписи" были впервые обнаружены в ...
А. 1819 г.
Б. 1988 г.
В. 1900 г.
Г. 1899 г.
Д. 1918 г.
Ответ: Г.
2. "Эръя" - это...
А. математический трактат, сборник различных задач и способ их решения.
Б. историческое сочинение Сыма Цяня
В. трактат, в котором заложены основы традиционной китайской медицины.
Г. словарь III - II в. до н.э., предназначенный для интерпретации древних текстов.
Ответ: Г
3. Ши цзин - это...
А. Книга перемен
Б. Речи царств
В. Книга истории
Г. Книга песен, поэтическая антология
Д. Книга правителя области Шан
Ответ: Г.
4. Наиболее ранним древнекитайским письменным источником является ...
А. "Шаншу"
Б. "Лунь юй"
В. "Даодэцзин"
Г. "Ханьшу"
Д. "Шу цзин"
Ответ: А.
5. Кто является автором "Хань шу"?
А. Сыма Цянь
Б. Конфуций
В. Фань Е
Г. Бань Гу
Д. Сюнь-цзы
Ответ: Г.
6. Какое произведение написал Сыма Цянь?
А. "Шу цзин"
Б. "Ши цзин"
В. "Мэн-цзы"
Г. "Го юй"
Д. "Ши Цзи"
Ответ: Д.
7. Важным источником по по географии, культу¬ре и истории Китая XIII в. считается ...
А. «История Китайского государства» О. Франке
Б. "Книга о разнообразии мира" Марко Поло
В. "Описание Пекина" Н.Я. Бичурина
Г. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Ответ: Б.
8. Кто является автором знаменитого труда «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» («Цзы чжи тун дянь»), созданного в 1066–1084 гг.
А. Ду Ю
Б. Сыма Гуан
В. Сыма Цянь
Г. Фань Е
Ответ: Б.
9. Тан люй шу - это...
А. поэтическая энциклопедия
Б. летопись танских императоров
В. политическая энциклопедия эпохи Тан
Г. памятник права средневекового Китая
Ответ: Г.
10. Кому из европейцев принадлежит первое сочинение о Китае?
А. Иван Петлин
Б. Маттео Риччи
В. Марко Поло
Г. Ибн-Батута
Ответ: Б.
11. Первым русско-китайским договором в истории является ...
А. Петербургский договор
Б. Кяхтинский договор
В. Кульджинский договор
Г. Нерчинский договор
Ответ: Г.
12. Назовите китайское сочинение, в которое впервые было включено описание народов, окружающих Китайское государство.
А. Чжао Хун, “Мэн-да бэй-лу”
Б. Да Мин люй
В. Сыма Цянь, "Ши цзи"
Г. Бань Гу, "Хань шу"
Ответ: В.
13. Сколько типов исторических источников выделил Л.Н. Пушкарев?
А. 2
Б. 4
В. 7
Г. 3
Д. 5
Ответ: В.
14. Сун синтун - это ...
А. научная энциклопедия династии Тан и Сун
Б. хронологические таблицы эпохи Сун
В. собрание уголовных законов династии Сун
Г. история династии Сун
Ответ: В.
15. В пещере Чжоукоудянь в 20-е гг. XX в. обнаружены
А. чжоуские бронзовые ритуальные сосуды
Б. костные остатки синантропа
В. «Иньские гадательные надписи»
Г. трактат «Даодэцзин»
Ответ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Из каких разделов состоит важнейший источник по истории древнего Китая "Книга песен".
Ответ: Гимны, Нравы царств, Большие оды, Малые оды
2. Назовите документ, в котором был утвержден официальный статус Российской духовной миссии в Пекине?
Ответ: Кяхтинский трактат
3. Назовите период истории Китая, для которого характерно бурное развитие исторической мысли и было создано около 900 исторических трудов.
Ответ: правление династии Тан
4. Назовите памятник права средневекового Китая, представляющий собой сборник предписаний, который является образцом средневековой судебной практики и важнейшим историческим источником..
Ответ: Тан люй шу
5. Кодификация права была важнейшим мероприятием традиционной политико-правовой культуры Китая. Назовите правовой кодекс, который был обнародован в эпоху династии Сун.
Ответ: Сун синтун
6. Назовите ученого юаньского периода, который создал 13 астрономических приборов, а также разработал календарь «Шоуши ли», введенный в Китае в 1281 г.
Ответ: Го Шоуцзинь
7. Назовите автора «Книги о разнообразии мира», которая содержит важные сведения о средневековом Китае.
Ответ: Марко Поло.
8. Сколько китайских династийных историй было утверждено в качестве официальных .
Ответ: 24.
9. Раздел «Лечжуань» в династийных историях – это
Ответ: жизнеописание, биография.
10. В каком разделе «Исторических записок» Сыма Цяня содержится описание как сопредельных с Хань регионов, так и дальних стран, в частности «Повествование о Сюнну» и «Повествование о Давань».
Ответ: Лечжуань
11. Эпоха Мин и Цин — это период расцвета в истории китайского романа. В этот период были созданы классические китайские романы. Назовите их.
Ответ: «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на запад», «Сон в красном тереме».
12. Назовите, как назывался маньчжурский буддийский канон (сборник переводов большого и разнородного корпуса текстов, авторство которых приписывается Будде), который создавался с 1772 по 1790 гг.
Ответ: Ганджур
13. В каком историческом памятнике содержатся важные документы по внешней политике империи Цин в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.
Ответ: «Дай Цин личао шилу»
14. Документальные подборки «фаньлюэ» - это
Ответ: особый вид исторических источников, сборники документов, создававшиеся по следам событий после каждой крупной военной кампании с целью прославления военных успехов цинского императора в деле «усмирения» своих противников.
15. Сформулируйте характерные черты русского китаеведения в XVIII в.
Ответ: (А) российское китаеведение зарождалось в стенах Российской духовной миссии в Пекине, (Б) китаеведение носило прикладной характер и было связано с практическими нуждами внешней политики Российской империи и торговли в Китае.
16. Назовите автора работ: «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», «Статистическое описание Китайской империи», «Китай в гражданском и нравственном состоянии».
Ответ: Бичурин Н.Я.
17. Назовите двусторонние договоры, подписанные между Российской и Цинской империей в XIX в., являющиеся важным историческим источником по изучению русско-китайских отношений.
Ответ: Кульджинский договор 1851 г., Айгунский договор 1858 г., Тяньцзиньский русско-китайский трактат 1858 г., Пекинский договор 1860 г., Санкт-Петербургский договор 1881 г.
18. Назовите тенденцию, характерную для китайской историографии, посвященной развитию национальной археологии.
Ответ: характерна тенденция к удревнению этого раздела китайской исторической науки.
19. К какому хронологическому периоду относится формирование китайской национальной школы в археологии.
Ответ: 1920-е гг.
20. Открытие какого исторического памятника в 1974 г. стало событием мирового значения и расширило источниковую базу по истории первой древнекитайской империи Цинь.
Ответ: захоронение терракотовой армии, которые оказались важной частью громадного погребального комплекса, названного Мавзолеем Цинь Шихуанди.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.

1. Место и значение источниковедения в историческом образовании. Понятие исторический источник
2. Классификация источников. Понятия критики и интерпретации. Приемы критики внешней и внутренней в источниковедении
3. Археологические и эпиграфические источники по истории Китая.
4. Письменные источников по истории древнего и средневекового Китая: летописи, исторические сочинения.
5. Законодательные источники по истории Китая.
6. Становление историографии истории Китая. Средневековые путешественники о Китае и Корее.
7. Зарождение русского востоковедения в XVII в. Этап накопления фактического знания (поездки в Китай И. Петлина, Ф. Байкова, П.И. Годунова, Н.Г. Спафария). Первые работы о Китае и их значение.
8. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине. Ее научные и политические задачи. Деятельность Первой и Второй духовных миссий.
9. Научные труды И.К. Россохина и их историческое значение. Формирование школы изучения маньчжурского и китайского языков в России. А.Л. Леонтьев и его вклад в становление отечественного китаеведения.
10. Вклад в развитие отечественного китаеведения Н.Я. Бичурина. Основные этапы и результаты научной деятельности.
11. Вклад Н.Я. Бичурина в становление школы преподавания китайского языка в России.
12. Основные центры формирования отечественного китаеведения в университетах России в конце XIX - начале XX вв.: Петербург, Казань.
13. Деятельность В.П. Васильева
14. Вклад В.М. Алексеева в отечественное китаеведение
15. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке в конце XIX века: его цели и задачи.
16. Основные направления развития отечественного китаеведения в начале XX в.
17. Становление советской историографии Китая и Кореии в 20-30-е гг. XX в.
18. Советское китаеведение и корееведение в 40-80-е гг.
19. Российское китаеведение и корееведение в 1990-х гг. –начала 2000-х гг.: основные направления исследований, центральные и региональные научные центры.
20. Развитие китайской исторической науки в новое и новейшее время: основные направления исследований.
21. История становления и развития европейской синологии (основные школы и направления исследований).
22. Основные этапы развития корейского классического источниковедения.
23. Основные источники по древней истории Кореи.
24. Основные источники по истории Кореи X-XIX вв.
25. Средневековые поэтические и прозаические литературные сборники. Их
основные жанры.
26. Буддийская и конфуцианская литература Кореи.
27. Источниковедение в период японского колониального господства. Источники по
колониальному периоду.
28. Основные подходы к периодизации истории Кореи.
29. Историография Трех государств периода Корё.
30. Основные этапы развития средневековой корейской историографии.
31. Зарождение националистической историографии Нового времени.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А.Б. История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EB5EB332-A5D7-4CEE-8576-61B7503F8C3E.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Наумова Г.Р. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru www.nlr.ru
Э2 Синология.Ру: история и культура Китая https://www.synologia.ru/ www.synologia.ru
Э3 Электронная библиотека "Восточная литература" http://www.vostlit.info www.vostlit.info
Э4 Курс в Moodle "Источниковедение и историография Китая" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/]
Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Источниковедение и историография стран Дальнего Востока" студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая и сопредельных территорий. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (66 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания, расположенные в теме.
Промежуточная аттестация происходит в виде зачета. Вопросы к зачету выставлены в ЭУМКД.
Получение зачета зависит от текущей успеваемости студента, куда входит выполнение заданий в ЭУМКД, активность студента на аудиторных практических занятиях.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.