МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История стран Востока в новое и новейшее время

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История стран Востока в новое и новейшее время

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть процессы формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и фукционирования колониальных империй, специфику взаимоотношений народов Востока в условиях жесткой иерархичности мирового пространства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности исторического развития стран Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи концептуальных идей и практического политического развития государства; применять методы научного познания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-вспомогательной и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий
1.1. Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Япония в период правления сегунов дота Токугава (XVII-XIX вв.)
2.1. Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Могольская Индия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.)
3.1. Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. Лекции 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии
4.1. Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Иран в XVIII – первой половине XIX вв.
5.1. Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Османская империя в XVIII – середине XIX вв.
6.1. Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. Лекции 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны
7.1. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Вера в переселение душ характерна для
1) конфуцианства
2) синтоизма
3) буддизма
4) ислама
ОТВЕТ: 3
2. Иллюстрацией к какому понятию служит цитата? "Император является с неба сошедшим, божественным и священным; он владычествует над всеми своими подданными. Он должен почитаться и быть неприкосновенным".
1) веротерпимость
2) разделение властей
3) политическая борьба
4) традиционное общество
ОТВЕТ: 3
3. Появление среди самураев Японии лиц разных специальностей свидетельствовало о
1) развитии феодального общества
2) разложении сословного строя
3) демократизации общества
4) развитии ремесла
ОТВЕТ: 2
4.Государство в странах Востока было заинтересовано в сохранении крестьянской общины, потому что
1) стремилось создать гражданское общество
2) использовало общину для сбора налогов
3) объявило о начале аграрной революции
4) стремилось сохранить традиции
ОТВЕТ: 2
5. Почитание богини Солнца — родоначальницы правящей династии — было характерно для
1) конфуцианства
2) синтоизма
3) буддизма
4) ислама
ОТВЕТ: 2
6. Иллюстрацией к какому понятию служит цитата? "Император является с неба сошедшим, божественным и священным; он владычествует над всеми своими подданными. Он должен почитаться и быть неприкосновенным".
1) веротерпимость
2) разделение властей
3) политическая борьба
4) традиционное общество
ОТВЕТ: 4
7.Увеличение сословия купцов и рост их богатств свидетельствовали о
1) начале «революции цен»
2) развитии индустриального общества
3) развитии товарно-денежного хозяйства
4) повышении жизненного уровня всего населения
ОТВЕТ: 3
8. Государство в странах Востока постоянно перераспределяло землю среди своих подданных, т. к. стремилось
1) уничтожить неравенство
2) укрепить центральную власть
3) решить проблему перенаселения
4) укрепить обороноспособность страны
ОТВЕТ: 2
9. Правление династии Цин в Китае относится к
1) 1526-1530 гг.
2) 1644-1911 гг.
3) 1739-1757 гг.
4) 1537-1757 гг.
ОТВЕТ: 2
10. Первыми европейцами, начавшими освоение Индии, были
1) испанцы
2) португальцы
3) французы
4) англичане
ОТВЕТ: 2
11. Верховный собственник земли на Востоке в раннее Новое время
1) община
2) государство
3) церковь
ОТВЕТ: 2
12. Для традиционного восточного общества в раннее Новое время характерно
1) государственное регулирование хозяйственной жизни
2) господство сословного строя
3) развитое городское самоуправление
4) веротерпимость, сосуществование различных религий
ОТВЕТ: 3
13. Назовите религию, которая соответствует описанию. "Древняя языческая религия, она признавала существование множества богов, добрых и злых духов. Считалось, что императоры ведут своё происхождение от богини Солнца".
1) буддизм
2) конфуцианство
3) синтоизм
ОТВЕТ: 3
14. Традиционное восточное общество в раннее Новое время состояло из
1) классов
2) сословий
3) каст
ОТВЕТ: 2
15. Для традиционного восточного общества в раннее Новое время характерны
1) существование общины
2) контроль государства над городами
3) преобладание частной собственности на землю
4) веротерпимость, сосуществование различных религий
ОТВЕТ: 3
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Почему в конце XIX в. центром формирования радикальной молодежи были южные районы Китая?
2. Почему поводом к вооруженным выступлениям послужило движение «В защиту железных дорог»?
3. Что представляло собой «21 требование» Японии?
4. Суть «трех народных принципов» Сунь Ятсена.
5. Кто проявил инициативу создания Коммунистической партии?
6. Какая школа стала центром подготовки революционных командиров и комиссаров?
7. Кто разработал план Северного похода?
8. Как называлось государство, созданное японской военщиной на Севере Китая?
9. Что представляла собой аграрная программа КПК в годы «нанкинского десятилетия»?
10. Почему советское движение в Китае в 1920-е гг. потерпело поражение?
11. Почему Чан Кайши пошел на переговоры с японским агрессором?
12. Какая страна оказала Китаю военную помощь, во время войны с Японией?
13. Почему КПК вела пассивную тактику войны с японскими войсками?
14. Почему в 1945 г. СССР отказался вмешиваться во внутренние дела Китая?
15. Назовите дату создания КНР.
16. Решение каких задач было поставлено перед созданной в 1949 г. государственной властью?
17. Что представлял собой Земельный закон 1950 г.?
18. Что скрывалось под кампаниями борьба против «трех зол» и «пяти зло-
употреблений»?
19. Почему китайская интеллигенция согласилась принять участие в кампа-
нии по «идейному перевоспитанию интеллигенции»?
20. Какие цели преследовала кампания «движение по упорядочению стиля»?

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Движение за восстановление традиций китайских идеалов всеобщего равенства и благоденствия, конфуцианства:
а) тайпины
б) ихэтуани
в) сайпаны
ОТВЕТ: А
2. Что не относится к политике самоусиления Китая:
а) преобладание иностранных предприятий в стране
б) формирование политических партий западного типа
в) появление учебных заведений западного образца
ОТВЕТ: Б
3. Что относится к политике самоусиления Китая:
а) формирование политических партий американского типа
б) формирование политических партий западного типа
в) преобладание иностранных предприятий в стране
ОТВЕТ: В
4. Что относится к политике самоусиления Китая:
а) появление учебных заведений западного образца
б) формирование политических партий европейского типа
в) полное отсутствие коррупции среди чиновников
ОТВЕТ: А
5. Что относится к политике самоусиления Китая:
а) формирование политических партий европейского типа
б) формирование политических партий американского типа
в) коррупция среди чиновников
ОТВЕТ: В
6. Государство тайпинов было разгромлено в этом году:
а) 1854
б) 1864
в) 1874
ОТВЕТ: Б
7. Что не относится к причинам возникновения тайных обществ в Китае:
а) сокращение крестьянских земельных наделов при быстром росте населения
б) несоответствие идеологии конфуцианства и действий династии Цин
в) формирование рабочего класса на предприятиях
ОТВЕТ: В
8. Что относится к причинам возникновения тайных обществ в Китае:
а) сокращение крестьянских земельных наделов при быстром росте населения
б) увеличение крестьянских земельных наделов при быстром росте населения
в) идеология конфуцианства, пропагандировавшая различие людей
ОТВЕТ: А
9. Что относится к причинам возникновения тайных обществ в Китае:
а) соответствие идеологии конфуцианства и действий династии Цин
б) увеличение крестьянских земельных наделов при медленном росте населения
в) несоответствие идеологии конфуцианства и действий династии Цин
ОТВЕТ: В
10. Что относится к причинам возникновения тайных обществ в Китае:
а) увеличение крестьянских земельных наделов при медленном росте населения
б) идеология конфуцианства, пропагандировавшая равенство всех людей
в) идеология конфуцианства, пропагандировавшая различие людей
ОТВЕТ: Б
11. К особенностям вооружения китайской армии не относится:
а) использование на флоте пароходов
б) использование сабель в армии
в) кремневые ружья
ОТВЕТ: А
12. К особенностям вооружения китайской армии относится:
а) использование на флоте пароходов
б) использование сабель в армии
в) мушкеты
ОТВЕТ: Б
13. К особенностям вооружения китайской армии относится:
а) кремневые ружья
б) мушкеты
в) автоматы
ОТВЕТ: А
14. К особенностям вооружения китайской армии относится:
а) пистолеты
б) использование на флоте пароходов
в) пушки с постоянным прицелом
ОТВЕТ: В
15. Что произошло в результате «опиумных войн» на территории Китая:
а) иностранные подданные были освобождены от необходимости подчиняться китайским законам
б) началась модернизация страны
в) прекращено распространение опиума
ОТВЕТ: А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Цели генеральной линии КПК «одно движение и три преобразования»?
2. Какие цели преследовала новая генеральная линия «Политика трех крас-
ных знамен»?
3. Почему третий этап социалистического строительства назван «периодом урегулирования»?
4. Цели провозглашенной Мао Цзедуном «Культурной революции»?
5. Что такое «дацзыбао»?
6. Кто такие «хунвэйбины», «цзаофани»?
7. Какие цели ставила либерализация в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1979 г.?
8. На что был сделан акцент в проведении модернизации в 1985 г.?
9. Что означал термин «перегрев экономики»?
10. Какие цели преследовало движение «Стена демократии»?
11. В чем суть теории «трех народных представительств»?
12. Почему НОА отменила запланированный десант на Тайвань в 1950 г.?
13. В чем суть аграрной реформы 1949 г. на Тайване?
14. Суть концепции Чан Кайши «создание общества «среднего достатка»?
15. Какая организация была долгие годы гарантом политической стабильности на Тайване?

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К итогам второй «опиумной войны» не относится:
а) право открывать дипломатические представительства в Пекине
б) передача части территории Китая Франции
в) право иностранцев вести торговлю в бассейне реке Янцзы
ОТВЕТ: Б
2. К итогам второй «опиумной войны» относится:
а) передача части территории Китая Франции
б) право закрывать дипломатические представительства в Пекине
в) право открывать дипломатические представительства в Пекине
ОТВЕТ: В
3. К итогам второй «опиумной войны» относится:
а) передача части территории Китая Португалии
б) право иностранцев вести торговлю в бассейне реке Янцзы
в) передача части территории Китая Австралии
ОТВЕТ: Б
4. К итогам второй «опиумной войны» относится:
а) право закрывать дипломатические представительства в Пекине
б) отказ иностранцам свободно передвигаться по территории Китая
в) право иностранцев свободно передвигаться по территории Китая
ОТВЕТ: В
5. Вторая «опиумная война» происходила в этих годах:
а) 1862-1864
б) 1856-1860
в) 1841-1842
ОТВЕТ: Б
6. Народное движение под лозунгом освобождения Китая от «заморских дьяволов», «иностранных варваров»:
а) ихэтуани
б) тайпины
в) сегун
ОТВЕТ: А
7. Что не относится к политике самоусиления Китая:
а) перевооружение армии
б) создание массовых бесплатных школ
в) строительство судоверфей, военных заводов
ОТВЕТ: Б
8. Что относится к политике самоусиления Китая:
а) отказ от западной техники
б) отказ от перевооружения армии
в) перевооружение армии
ОТВЕТ: В
9. Что относится к политике самоусиления Китая:
а) отказ от западной техники
б) строительство судоверфей, военных заводов
в) прекращение строительства судоверфей, военных заводов
ОТВЕТ: Б
10. Что относится к политике самоусиления Китая:
а) создание массовых бесплатных школ
б) отказ от перевооружения армии
в) заимствование западной техники
ОТВЕТ: В
11. Открытое восстание тайпинов началось в этом году:
а) 1861
б) 1864
в) 1866
ОТВЕТ: Б
12. Это не являлось причиной возникновения тайных обществ в Китае:
а) конфуцианская идеология равенства и благоденствия
б) всевластие чиновников
в) массовое безземелье крестьян
ОТВЕТ: А
13. Что из перечисленного не является особенностью вооружения китайской армии:
а) использование нарезных ружей
б) использование фитильных ружей
в) использование луков, стрел, копий
ОТВЕТ: В
14. В результате «опиумных войн»:
а) иностранные подданные освобождались от уплаты налогов
б) в Китае стал активно развиваться капитализм
в) в Китае проведена модернизация
ОТВЕТ: А
15. Что из представленного не относится к итогам первой «опиумной войны»:
а) разрешался ввоз опиума
б) Китай обязывался провести демократические реформы
в) Великобритания получила в свое владение Гонконг
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Характер и особенности младотурецкой революции в Турции (1908-1913)
2. Основные этапы и характер иранской революции (1906-1911)
3. Япония в эпоху Мэйдзи (1860-е гг.)
4. Революция и преобразования Мэйдзи. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX в.
5. Иран в политике держав Запада XVIII –начала XX в.
6. Брианская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны»
7. Основные формы и колониальной эксплуатации в первой половине XIX в.
8. Начало буржуазно-национального движения в Индии. Создание Всеиндийского национального конгресса
9. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига
10. Первая англо-афганская война (1838 – 1842)
11. Общая характеристика социально- экономического и политического развития Ирана к началу XIX в.
12. Бабидское восстание в Иране 1848-1852 гг. предпосылки, ход событий, историческое знание.
13. Предпосылки революции 1906-1911 гг. в Иране. Влияние русской революции 1905-1907 гг. на Иран.
14. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии
15. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX в.
16. Эволюция констиционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX – начале XX в.
17. Восточные страны и народы в общей схеме Великих географических открытий XVI-XVIII вв.
18. Общее и особенное в реформаторских процессах в странах Азии XIX в. (Турция, Иран, Япония)
19. Специфика Османской имперской системы
20. Танзимат, его этапы и содержание (1820-1870 –е гг.)
21. Южная Африка. Антиколониальная борьба в конце XIX – начале XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Колониализм как историческое явление.
2. Этапы формирования мировой колониальной системы и их характеристика.
3. Роль колониализма в развитии стран Востока.
4. Внутриполитическая ситуация в Японии в XVIII - первой половине XIX в.
5. Тенденции и противоречия социально-экономического развития Японии в первой половине XIX в.
6. Изоляционизм - как внешнеполитический курс Японии в конце XVIII - первой половине XIX в.
7. Революция "Мэйдзи" и буржуазные реформы 70-80 гг. XIX в., их значение.
8. Тенденции политического и социально-экономического развития Китая в конце XVIII - первой половине XIX вв.
9. Превращение Китая в полуколонию иностранных государств. Опиумные войны и их итоги.
10. Попытки стабилизации внутри- и внешнеполитической ситуации в Китае: "сто дней" реформ.
11. Политика капиталистических держав в Китае на рубеже XIX-XX вв.
12. Реакция традиционного китайского общества на процессы колонизации страны: тайпинское восстание, восстание ихэтуаней.
13. Завоевание Индии и формирование английской колониальной системы управления.
14. Колониальная политика Великобритании в Индии во второй половине XIX - начале ХХ в.
15. Индия накануне и годы Первой мировой войны. "Пробуждение Индии".
16. Формирование идеологии национально-освободительного движения. Индийский национальный конгресс.
17. Социально-экономическое и политическое развитие Османской империи в XIX в. Реформаторские попытки Селима III, Махмуда II. Первый и второй периоды "Танзимата".
18. Внешнеполитическое положение Османской империи в XIX в. "Восточный вопрос" в политике "великих держав. турецко-российские отношения.
19. Социально – экономическое и политическое развитие Османской империи в начале ХХ века. национальный вопрос.
20. Младотурецкая революция. Османская империя в годы правления младотурок: основные направления внутренней и внешней политики.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Азия. Страны» www.asian.com.ua
Э2 «Доступная Азия» access-asia.ru
Э3 ... www.asia-china.ru/
Э4 Газета "Жэньминь жибао" russian.people.com.cn
Э5 Википедия ru.wikipedia.org/.
Э6 Курс в Moodle "История стран Востока в новое и новейшее время" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение – Подтверждающие документы
Adobe Acrobat Reader DC – Бесплатное программное обеспечение
Google Chrome – Свободная лицензия BSD
MsOffice Professional 2007 – Open License:
Microsoft Windows 7 Professional;
Microsoft Windows 8;
Microsoft Office Professional Plus 2007;
7-Zip.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://russian.people.com.cn/
www.chinaconsulate.khb.ru/rus/..
http://china.kulichki.com/
http://www.chinazone.ru/i/s/mao.htm
www.asia-china.ru/...
http://russian.china.org.
http://xiangan.n
http://russian.china.org.cn/russian/
olegarin.comarod.ru/fan.html
«Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html
«Азия. Страны» http://www.asian.com.ua/
Социально- политическая система КНР (Регионоведение Китая) - http://belca.islu.ru/course/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.