Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Цель курса - сформировать у обучающихся базовых знаний в области политической географии КНР и выработать всестороннее и целостное представление о связи политических процессов с географическими факторами. Задачи курса: дать обучающимся представление о сущности, теоретических подходах и проблематике политической географии, ее месте в системе общественно-географических наук; основных этапах формирования территории и границ КНР, ее демографических ресурсах; политико-государственном и административно-территориальной устройстве страны. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории. |
ПК-3.1 | Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории |
ПК-3.2 | Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему |
ПК-3.3 | Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов |
ПК-3.4 | Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования |
ПК-4 | Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. |
ПК-4.1 | Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации |
ПК-4.2 | Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и закономерности в развитии политической географии; направления современных политико-географических исследований; категориальный и понятийный аппарат дисциплины; основные параметры социально-политического развития Китая; роль географического фактора в социально-политическом развитии Китая. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические подходы, методы и методику исследования политической географии; проводить политико-географический анализ Китая. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть понятийным аппаратом курса; теоретическими подходами, методикой исследований политической географии; применять полученные знания в научной и профессиональной сферах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Политическая география как научная дисциплина. | ||||||
1.1. | Политическая география как научная дисциплина. | Лекции | 4 | 4 | ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные этапы развития политической географии. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Государство как предмет политической географии | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Субдисциплины политической географии. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Формирование политической карты Китая. | ||||||
2.1. | Географическое положение и природные условия Китая. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Территориальная эволюция Китая. | Лекции | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Формирование современной политической карты КНР. Пограничные споры и конфликты КНР. | Практические | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Китай как территориально-политическая система | ||||||
3.1. | Формы государственного устройства и правления в КНР. Административно-территориальной устройство КНР. Принципы взаимодействия центральных и региональных органов власти. Национально-территориальные автономии. Партийная система, государственная идеология и политическая культура КНР. | Практические | 4 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Демографическая карта КНР. | ||||||
4.1. | Население КНР: численность, структура, состав. Социально-демографические проблемы. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Государственная демографическая политика в КНР. Социально-экономическая модель развития КНР и ее влияние на демографические процессы в КНР. | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Подготовка к практическому занятию. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Национальная карта КНР. | ||||||
5.1. | Этнический состав КНР. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Национальная политика правительства КНР. | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Подготовка к практическому занятию. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Конфессиональная карта КНР. | ||||||
6.1. | Основные конфессии КНР. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Конфессиональная политика правительства КНР. Проблемы в развитии конфессий в КНР. | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Подготовка к практическому занятию. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Типология политико-географических конфликтов в КНР. | ||||||
7.1. | Политико-географические конфликты в КНР и проблемы их решения. Проблема сепаратизма в современном Китае. | Практические | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Подготовка к практическому занятию. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, УК-5.1, УК-5.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1157 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Река Хуанхэ впадает: а) в Желтое море б) в Восточно-Китайское море в) в Бохайский залив г) в Южно-Китайское море ОТВЕТ а Вопрос 2. Какую реку Китая называют рекой «черного дракона»? а) Хуанхэ б) Янцзы в) Хэйлунцзян г) Чжуцзян ОТВЕТ: в Вопрос 3. Провинция КНР, граничащая с Вьетнамом: а) Гуандун б) Ляонин в) Сычуань г) Юньнань ОТВЕТ: г Вопрос 4. Колонией какого государства являлся город-порт Макао? а) Португалия б) Великобритания в) Германия г) Франция ОТВЕТ: а Вопрос 5. Какая провинция является родиной Конфуция? а) Гуандун б) Фучжоу в) Шаньдун г) Цзянсу ОТВЕТ: в Вопрос 6. Согласно конституции КНР административное деление республики основывается: а) на двухступенчатой системе б) на трехступенчатой системе в) на четырехступенчатой системе г) на пятиступенчатой системе ОТВЕТ: а Вопрос 7. Сколько национальных автономных районов насчитывается в КНР? а) 4 б) 5 в) 6 г) 7 ОТВЕТ: б Вопрос 8. Каков административный статус Тайваня согласно Конституции КНР? а) провинция б) особый административный район в) национальный район г) не признается частью КНР и не имеет административного статуса ОТВЕТ: а Вопрос 9. Каков административный статус Тяньцзиня? а) особый административный район б) провинция в) город центрального подчинения г) особая экономическая зона ОТВЕТ: в Вопрос 10. Самая малонаселенная провинция КНР: а) Гуандун б) Цзилинь в) Синьцзян г) Тибет ОТВЕТ: г Вопрос 11. Гендерная демография в современном Китае характеризуется: а) превышением числа женщин над мужчинами б) превышением числа мужчин над женщинами в) примерно одинаковым численным составом мужчин и женщин ОТВЕТ: б Вопрос 12. Суть системы государственного планирования семьи в Китае в настоящее время выражается в формуле: а) «одна семья – один ребенок» б) «одна семья – два ребенка» в) «одна семья – три ребенка» г) «одна семья – четыре ребенка» ОТВЕТ: в Вопрос 13. Какая провинция КНР считается самой многонациональной? а) Гуандун б) Юньнань в) Хайнань г) Шаньдун ОТВЕТ: б Вопрос 14. Какая из национальностей, компактно-проживающих в СУАР, принадлежит к индоевропейской языковой семье? а) уйгуры б) казахи в) киргизы г) таджики ОТВЕТ: г Вопрос 15. Какая политическая партия в КНР является правящей? а) Коммунистическая партия Китая б) Революционный комитет Гоминьдана в) Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая г) Демократическая лига Китая ОТВЕТ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В какой административно-территориальной единице КНР находится пустыня Такла-Макан? Ответ: Синьцзян-Уйгурский автономный район 2. Назовите крупнейшее по величине пресноводное озеро в Китае? Ответ: Поянху 3. Какой город является столицей Китайской Народной Республики? Ответ: Пекин 4. В каком году была принята действующая Конституция КНР? Ответ: 1982 г. 5. В каком году произошел советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском? Ответ: 1969 г. 6. Какие территории являлись предметом территориального спора между КНР и КНДР? Ответ: гора Пэктусан 7. Какие государства наряду с КНР оспаривают принадлежность архипелага Спратли? Ответ: Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней 8. Назовите ступени административного деления КНР, предусмотренные Конституцией. Ответ: провинция, уезд (город), волость (поселок) 9. Назовите автономные районы КНР. Ответ: Гуанси-Чжуанский, Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский 10. Первым образованным в Китае национальным автономным районом является _____ Ответ: Внутренняя Монголия 11. Как называются административно-территориальная единица окружного уровня, существующая только в автономном районе Внутренняя Монголия? Ответ: аймак 12. Срок полномочий Всекитайского собрания народных представителей составляет _____ Ответ: 5 лет. 13. Определите, о какой административно-территориальной единице КНР идет речь: «_____ располагается на Цзюлунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах. В 1842 г. эта территория была захвачена Великобританией и стала ее колонией. В 1997 г. КНР обрела суверенитет над ней. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону _____, территории предоставлена широкая автономия до 2047 г., то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета». В ответе укажите полное название. Ответ: особый административный район Сянган (Гонконг) 14. Сколько административно-территориальных единиц провинциального уровня насчитывается в КНР согласно Конституции? Ответ: 34 15. Принцип _____, сформулированный Дэн Сяопином, предполагает сохранение в специальных административных районах внутри единого Китая сложившихся политических и экономических систем. Ответ: одна страна, две системы 16. Назовите главные демографические проблемы современного Китая. Ответ: снижение уровня рождаемости, старение населения, гендерный дисбаланс 17. В каком году начала действовать политика «одна семья - три ребенка»? Ответ: 2021 г. 18. В каких регионах Китая распространен религиозный сепаратизм? Ответ: Синьцзян, Тибет 19. Назовите религии, имеющие статус официально признанных в КНР. Ответ: буддизм, даосизм, христианство, ислам 20. Определите, о какой религии идет речь: «_____ появляется в Китае в VII в., с северо-запада, через Синьцзян, и морским путем с юго-востока. Число его последователей составляет около 18 млн. человек. С этнической точки зрения _____ в Китае представлен сегодня десятью национальностями – это частично тюркские или тюрко-монгольские общины (уйгуры, казахи, киргизы, дунсян, татары, узбеки), проживающие в провинциях на северо-западе Китая (Синьцзян, Ганьсу, Нинся, Цинхай)». Ответ: ислам ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Что является предметом политической географии? а) естественные процессы в географической оболочке б) закономерности размещения производства в) пространственная организация политической жизни общества г) пространственные культурные различия и территориальное распределение культур ОТВЕТ: в Вопрос 2. Кто из ученых ввел в оборот термин «политическая география»? а) Ф. Ратцель б) Х. Винцгейм и Г. Крафт в) В. Семенов-Тян-Шанский г) И. Кант ОТВЕТ: б Вопрос 3. Верно ли утверждение: «Годом рождения современной политической географии считается 1897, когда появилась знаменитая книга Ф. Ратцеля «Политическая география»? а) верно б) не верно ОТВЕТ: а Вопрос 4. Появление «новой политической географии» относится к периоду: а) 1950-х гг. б) 1970-х гг. в) 1990-х гг. г) 2000-х гг. ОТВЕТ: б Вопрос 5. Современный этап развития политической географии как науки, согласно периодизации Н.В. Каледина, связан с развитием: а) государствоописательной парадигмы б) антропогеографической парадигмы в) государственно-геополитической парадигмы г) деятельностно-общественной парадигмы ОТВЕТ: г Вопрос 6. Что из перечисленного не относится к субдисциплинам политической географии? а) геополитика б) региональная политология в) политическая регионалистика г) страноведение ОТВЕТ: б Вопрос 7. Направление политической географии, изучающее территориальные различия в предпочтениях избирателей, географические закономерности результатов выборов и референдумов, влияние на их итоги общественных, экономических, религиозных, этнических и прочих факторов: а) электоральная география б) лимология в) геополитика г) политическая регионалистика ОТВЕТ: а Вопрос 8. Государственный уровень политического пространства – это предмет: а) геополитики б) страноведения в) лимологии г) политической регионалистики ОТВЕТ: б Вопрос 9. Единственным базовым уровнем политического пространства является: а) локальный б) региональный в) государственный г) глобальный ОТВЕТ: в Вопрос 10. Что такое «территориально-политическая система»? а) территориальные сочетания взаимосвязанных компонентов общественно-политической жизни страны б) особенности положения исследуемой территории к внешним данностям политического свойства в) организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом г) пространственная близость взаимосвязанных элементов окружающей среды и общества, взаимодействующих на определенной территории ОТВЕТ: а Вопрос 11. Высший уровень территориально-политической системы: а) первичная политико-географическая местность б) политико-географический район в) геополитический регион г) территория, охваченная суверенитетом государства в международных границах ОТВЕТ: в Вопрос 12. Как называется положение страны по отношению к другим государствам? а) относительность политического положения б) политико-географическое положение в) география политических отношений г) политико-географическое устройство ОТВЕТ: б Вопрос 13. Укажите правильное определение понятию «федерация»: а) союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей; б) единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью; в) союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в полномочиях, распределенных между ними и центром; г) объединение совершенно независимых государств ОТВЕТ: в Вопрос 14. Форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.): а) федеративное государство б) унитарное государство в) ассоциированное государство г) колониальное государство ОТВЕТ: б Вопрос 15. Термин «политическая система» означает: а) формы государственного правления б) реальную способность класса или социальной группы проводить свою волю в политике в) политический режим г) совокупность политических институтов, функций и полномочий, отношений, процессов, норм и ценностей ОТВЕТ: г ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В каком году была написана работа Ф. Ратцеля «Политическая география»? Ответ: 1897 г. 2. Сколько этапов выделяются в истории развития мировой политической географии (по В.А. Колосову)? Ответ: четыре этапа 3. Какое название получил современный этап развития политической географии? Ответ: новая политическая география 4. Какой ученый разработал наиболее распространённую версию мир-системного анализа? Ответ: Иммануил Валлерстайн 5. Какой ученый выделил в развитии отечественной политической географии исторические этапы, основываясь на преобладании в конкретный исторический период определенных научно-образовательных парадигм. Ответ: Н.В. Каледин 6. Что является объектом политической географии? Ответ: территориально-политические системы в их взаимодействии друг с другом и с географическим пространством 7. Назовите виды территориально-политических систем. Ответ: политико-географическое место, локальная совокупность политико-географических местностей, политико-географический район, политический регион, страна, геополитический регион 8. Определите, о каком виде территориально-политических систем идет речь: «_____ — связующее звено в иерархии остальных территориальных социально-экономических систем как наиболее целостная из них. _____ остается наиболее сильным субъектом политической деятельности, определяющим взаимодействие суб- и интернациональных территориально-политических систем». Ответ: государство или страна 9. Раздел (субдисциплина) политической географии, занимающийся исследованием столиц во всех их проявлениях, в русскоязычной традиции называется _____ Ответ: столицеведение 10. Дайте определение понятию «лимология». Ответ: наука о границах или научная дисциплина, изучающая природу и функции границ, приграничные территории (регионы), пограничные институты, приграничные процессы 11. Какой раздел (субдисциплина) политической географии изучает надгосударственные уровни политического пространства? Ответ: геополитика 12. Как называется отрасль политической географии, которая изучает проблемы юрисдикции над морским пространством, принципы раздела морских пространств между государствами, межгосударственные конфликты на море? Ответ: морская политическая география, или политическая география океана 13. К какой группе наук принадлежит политическая география? Ответ: общественно-географические 14. _____ - это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Ответ: форма государственного устройства 15. Форма государственного устройства, при которой государства, образующие ее, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.д.) получила название _____ Ответ: конфедерация 16. Дайте определение понятию «унитарное государство». Ответ: форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования; в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция 17. Назовите две основные формы государственного правления. Ответ: монархия, республика 18. Укажите форму правления, о которой идет речь: «все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентом. Парламенту обычно принадлежит законодательная власть, а правительству – исполнительная». Ответ: республика 19. Перечислите разновидности республиканской формы правления. Ответ: президентская, парламентская, смешанная 20. _____ - это стремление к отделению, обособлению (сецессии), тип политических и иных движений или направлений, основанный на идеологии, призывающей и ведущей к отделению части территории от государства. Ответ: сепаратизм ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Какое место в мире занимает Китайская Народная Республика по площади территории? а) третье б) четвертое в) шестое г) девятое ОТВЕТ: б Вопрос 2. С какими странами КНР имеет общую границу? а) Лаос, Мьянма, Таиланд б) Россия, Монголия, Южная Корея в) Казахстан, Таджикистан, Узбекистан г) Индия, Бутан, Непал ОТВЕТ: г Вопрос 3. Какая из перечисленных рек является крупнейшей в Китае? а) Инд б) Янцзы в) Меконг г) Амур ОТВЕТ: б Вопрос 4. Сколько климатических поясов встречается на территории Китая? а) 4 б) 5 в) 6 г) 7 ОТВЕТ: в Вопрос 5. Какая территория является предметом территориального спора между Индией и Китаем? а) Горный Бадахшан б) Дяоюйдао в) Чжэньбаодао г) Аруначал-Прадеш ОТВЕТ: г Вопрос 6. В каком году состоялась окончательная демаркация границы между Китаем и Россией? а) 1968 б) 1991 в) 2001 г) 2005 ОТВЕТ: г Вопрос 7. По форме государственного устройства КНР является: а) простым унитарным государством б) сложным унитарным государством в) децентрализованным унитарным государством г) централизованным федеративным государством ОТВЕТ: б Вопрос 8. Выберите единицы административно-территориального деления КНР, которые относятся к провинциальному уровню. а) автономные районы б) автономные округа в) специальные экономические зоны ОТВЕТ: а Вопрос 9. Сколько в КНР существует городов центрального подчинения? а) 4 б) 5 в) 6 г) 7 ОТВЕТ: а Вопрос 10. Высшим органом власти в КНР является: а) Всекитайское собрание народных представителей б) Центральный Комитет Коммунистической партии Китая в) Верховный народный суд г) Государственный совет ОТВЕТ: а Вопрос 11. В каком году был принят закон о национальной районной автономии? а) 1954 б) 1966 в) 1984 г) 1988 ОТВЕТ: в Вопрос 12. Какой регион Китая является наиболее развитым в социально-экономическом отношении? а) Северо-Восточный Китай б) Восточное побережье в) Центральный Китай г) Западный Китай ОТВЕТ: б Вопрос 13. Какова численность населения Китая? а) около 200 млн человек б) около 800 млн человек в) около 1 млрд человек г) более 1,4 млрд человек ОТВЕТ: г Вопрос 14. Сколько национальностей официально насчитывается в КНР согласно Конституции? а) 32 б) 41 в) 54 г) 56 ОТВЕТ: г Вопрос 15. Какой этнос численно преобладает в КНР? а) хуэйцзу б) ханьцы в) чжуаны г) уйгуры ОТВЕТ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите крупнейшую впадину на территории Китая. Ответ: Турфанская впадина 2. Река _____ находится на северо-востоке Китай. По протяженности она уступает лишь Янцзы и Хуанхэ и является третьей по величине рекой Китая. Ответ: Хэйлунцзян или Амур 3. В каких климатических поясах расположена КНР? Ответ: холодно-умеренный, умеренный, теплый, субтропический, тропический, экваториальный 4. Назовите крупнейшее в Китае соленое озеро. Ответ: Цинхай 5. В каком году была образована Китайская Народная Республика? Ответ: 1949 г. 6. Какие территории Россия передала Китаю в 2005 г. согласно Дополнительному соглашению о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части? Ответ: остров Тарабаров, остров Большой Уссурийский 7. Назовите спорные участки на китайско-индийской границе. Ответ: Аруначал-Прадеш, Аксайчин 8. Какое государство в результате урегулирования территориального спора передало КНР территории площадью более 1000 кв. км в Горном Бадахшане? Ответ: Республика Таджикистан 9. Высшим государственным исполнительным органом КНР является _____ Ответ: Государственный совет 10. Какой политический институт согласно Конституции КНР играет руководящую роль в деле социалистического строительства в стране? Ответ: Коммунистическая партия Китая или КПК 11. Назовите особые административные районы КНР. Ответ: Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао) 12. Назовите города центрального подчинения КНР. Ответ: Пекин, Чунцин, Шанхай, Тяньцзинь 13. Назовите установленные Конституцией КНР уровни районов национальной автономии. Ответ: автономные районы, автономные округа, автономные уезды 14. Укажите вид автономных образований в КНР, в которых существуют собственные Конституции? Ответ: особые административные районы 15. Назовите самую населенную провинцию Китая. Ответ: Гуандун 16. Определите, о какой административно-территориальной единице КНР идет речь: «_____ располагается в самом высокогорном регионе Земли: на юге находятся склоны Гималайской горной системы, а на границе с Непалом — гора Эверест. _____ граничит с китайскими провинциями Юньнань, Цинхай, Сычуань, Синьцзян-Уйгурским автономным районом, Индией, Кашмиром, Непалом, Бутаном.». В ответе укажите полное название. Ответ: Тибетский автономный район 17. Определите, о какой административно-территориальной единице КНР идет речь: «_____ с 1557 г. до 1999 г. являлся колонией Португалии. Входя в состав КНР, обладает значительной автономией: собственными законами, правовой, денежной, таможенной и иммиграционной системами, а также правом участия в международных организациях». В ответе укажите полное название. Ответ: особый административный район Аомэнь (Макао) 18. Определите, о какой религии идет речь: «_____ первоначально проникает в Китай в VII в., но масштабное его распространение в стране относится к ХIХ в. Сегодня число последователей этой религии, по разным оценкам, составляет от 70 до 100 млн. человек». Ответ: христианство 19. Какие направления христианства наиболее распространены в Китае? Ответ: католицизм, протестантизм 20. В каком году начала действовать политика «одна семья - два ребенка»? Ответ: 2016 г. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Путырский В.Е. | Политическая география: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт,, 2017 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Путырский В.Е. | ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Научно-образовательный форум по международным отношениям | www.obraforum.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Политическая география Китая" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не требуется. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |