МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая география Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Преподаватель, Гундова О.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент , Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политическая география Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - сформировать у обучающихся базовых знаний в области политической географии КНР и выработать всестороннее и целостное представление о связи политических процессов с географическими факторами.
Задачи курса: дать обучающимся представление о сущности, теоретических подходах и проблематике политической географии, ее месте в системе общественно-географических наук; основных этапах формирования территории и границ КНР, ее демографических ресурсах; политико-государственном и административно-территориальной устройстве страны.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПК-2.1 Выделяет ключевые параметры и тенденции социального, политического, экономического развития Китая
ПК-2.2 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-2.3 Системно, объективно и комплексно анализирует региональные проблемы с применением научных подходов, концепций и методов теории международных отношений, сравнительной политологии и экономической теории
ПК-3Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-3.1 Знает параметры составления комплексной характеристики региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
ПК-3.2 Системно и комплексно описывает общественно-политические реалии изучаемого региона с применением инструментария основных когнитивных умений (анализа, синтеза, классификации, категоризации, моделирования)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности в развитии политической географии;
направления современных политико-географических исследований;
категориальный и понятийный аппарат дисциплины;
основные параметры социально-политического развития Китая;
роль географического фактора в социально-политическом развитии Китая.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические подходы, методы и методику исследования политической географии;
проводить политико-географический анализ Китая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть понятийным аппаратом курса;
теоретическими подходами, методикой исследований политической географии;
применять полученные знания в научной и профессиональной сферах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическая география как научная дисциплина.
1.1. Политическая география как общественно-географическая наука (предмет, объект, задачи). Политическая география в системе наук. Лекции 6 4 ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные этапы развития политической географии.Историческое развитие отечественной школы политической географии. Российская политико-географическая школа на современном этапе Практические 6 2 ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 6 ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Формирование политической карты Китая.
2.1. Географическая характеристика и территориальная эволюция Китая. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Формирование современной политической карты КНР. Пограничные споры и конфликты КНР. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Китай как территориально-политическая система.
3.1. Формы государственного устройства и правления в КНР. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Административно-территориальной устройство КНР, Принципы взаимодействия центральных и региональных органов власти. Национально-территориальные автономии. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Демографическая карта КНР.
4.1. Население КНР: численность, структура, состав. Социально-демографические проблемы. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Государственная демографическая политика в КНР. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Национальная карта КНР.
5.1. Национальная карта КНР. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Национальная политика правительства КНР. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Конфессиональная карта КНР.
6.1. Основные конфессии КНР. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Конфессиональная политика правительства КНР. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 6 14 ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1157

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Река Хуанхэ впадает:
а) в Желтое море
б) в Восточно-Китайское море
в) в Бохайский залив
г) в Южно-Китайское море
ОТВЕТ а
Вопрос 2. Какую реку Китая называют рекой «черного дракона»?
а) Хуанхэ
б) Янцзы
в) Хэйлунцзян
г) Чжуцзян
ОТВЕТ: в
Вопрос 3. Провинция КНР, граничащая с Вьетнамом:
а) Гуандун
б) Ляонин
в) Сычуань
г) Юньнань
ОТВЕТ: г
Вопрос 4. Колонией какого государства являлся город-порт Макао?
а) Португалия
б) Великобритания
в) Германия
г) Франция
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Какая провинция является родиной Конфуция?
а) Гуандун
б) Фучжоу
в) Шаньдун
г) Цзянсу
ОТВЕТ: в
Вопрос 6. Согласно конституции КНР административное деление республики основывается:
а) на двухступенчатой системе
б) на трехступенчатой системе
в) на четырехступенчатой системе
г) на пятиступенчатой системе
ОТВЕТ: а
Вопрос 7. Сколько национальных автономных районов насчитывается в КНР?
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
ОТВЕТ: б
Вопрос 8. Каков административный статус Тайваня согласно Конституции КНР?
а) провинция
б) особый административный район
в) национальный район
г) не признается частью КНР и не имеет административного статуса
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. Каков административный статус Тяньцзиня?
а) особый административный район
б) провинция
в) город центрального подчинения
г) особая экономическая зона
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. Самая малонаселенная провинция КНР:
а) Гуандун
б) Цзилинь
в) Синьцзян
г) Тибет
ОТВЕТ: г
Вопрос 11. Гендерная демография в современном Китае характеризуется:
а) превышением числа женщин над мужчинами
б) превышением числа мужчин над женщинами
в) примерно одинаковым численным составом мужчин и женщин
ОТВЕТ: б
Вопрос 12. Суть системы государственного планирования семьи в Китае в настоящее время выражается в формуле:
а) «одна семья – один ребенок»
б) «одна семья – два ребенка»
в) «одна семья – три ребенка»
г) «одна семья – четыре ребенка»
ОТВЕТ: в
Вопрос 13. Какая провинция КНР считается самой многонациональной?
а) Гуандун
б) Юньнань
в) Хайнань
г) Шаньдун
ОТВЕТ: б
Вопрос 14. Какая из национальностей, компактно-проживающих в СУАР, принадлежит к индоевропейской языковой семье?
а) уйгуры
б) казахи
в) киргизы
г) таджики
ОТВЕТ: г
Вопрос 15. Какая политическая партия в КНР является правящей?
а) Коммунистическая партия Китая
б) Революционный комитет Гоминьдана
в) Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая
г) Демократическая лига Китая
ОТВЕТ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В какой административно-территориальной единице КНР находится пустыня Такла-Макан?
Ответ: Синьцзян-Уйгурский автономный район
2. Назовите крупнейшее по величине пресноводное озеро в Китае?
Ответ: Поянху
3. Какой город является столицей Китайской Народной Республики?
Ответ: Пекин
4. В каком году была принята действующая Конституция КНР?
Ответ: 1982 г.
5. В каком году произошел советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском?
Ответ: 1969 г.
6. Какие территории являлись предметом территориального спора между КНР и КНДР?
Ответ: гора Пэктусан
7. Какие государства наряду с КНР оспаривают принадлежность архипелага Спратли?
Ответ: Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней
8. Назовите ступени административного деления КНР, предусмотренные Конституцией.
Ответ: провинция, уезд (город), волость (поселок)
9. Назовите автономные районы КНР.
Ответ: Гуанси-Чжуанский, Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский
10. Первым образованным в Китае национальным автономным районом является _____
Ответ: Внутренняя Монголия
11. Как называются административно-территориальная единица окружного уровня, существующая только в автономном районе Внутренняя Монголия?
Ответ: аймак
12. Срок полномочий Всекитайского собрания народных представителей составляет _____
Ответ: 5 лет.
13. Определите, о какой административно-территориальной единице КНР идет речь: «_____ располагается на Цзюлунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах. В 1842 г. эта территория была захвачена Великобританией и стала ее колонией. В 1997 г. КНР обрела суверенитет над ней. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону _____, территории предоставлена широкая автономия до 2047 г., то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета». В ответе укажите полное название.
Ответ: особый административный район Сянган (Гонконг)
14. Сколько административно-территориальных единиц провинциального уровня насчитывается в КНР согласно Конституции?
Ответ: 34
15. Принцип _____, сформулированный Дэн Сяопином, предполагает сохранение в специальных административных районах внутри единого Китая сложившихся политических и экономических систем.
Ответ: одна страна, две системы
16. Назовите главные демографические проблемы современного Китая.
Ответ: снижение уровня рождаемости, старение населения, гендерный дисбаланс
17. В каком году начала действовать политика «одна семья - три ребенка»?
Ответ: 2021 г.
18. В каких регионах Китая распространен религиозный сепаратизм?
Ответ: Синьцзян, Тибет
19. Назовите религии, имеющие статус официально признанных в КНР.
Ответ: буддизм, даосизм, христианство, ислам
20. Определите, о какой религии идет речь: «_____ появляется в Китае в VII в., с северо-запада, через Синьцзян, и морским путем с юго-востока. Число его последователей составляет около 18 млн. человек. С этнической точки зрения _____ в Китае представлен сегодня десятью национальностями – это частично тюркские или тюрко-монгольские общины (уйгуры, казахи, киргизы, дунсян, татары, узбеки), проживающие в провинциях на северо-западе Китая (Синьцзян, Ганьсу, Нинся, Цинхай)».
Ответ: ислам

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что является предметом политической географии?
а) естественные процессы в географической оболочке
б) закономерности размещения производства
в) пространственная организация политической жизни общества
г) пространственные культурные различия и территориальное распределение культур
ОТВЕТ: в
Вопрос 2. Кто из ученых ввел в оборот термин «политическая география»?
а) Ф. Ратцель
б) Х. Винцгейм и Г. Крафт
в) В. Семенов-Тян-Шанский
г) И. Кант
ОТВЕТ: б
Вопрос 3. Верно ли утверждение: «Годом рождения современной политической географии считается 1897, когда появилась знаменитая книга Ф. Ратцеля «Политическая география»?
а) верно
б) не верно
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. Появление «новой политической географии» относится к периоду:
а) 1950-х гг.
б) 1970-х гг.
в) 1990-х гг.
г) 2000-х гг.
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Современный этап развития политической географии как науки, согласно периодизации Н.В. Каледина, связан с развитием:
а) государствоописательной парадигмы
б) антропогеографической парадигмы
в) государственно-геополитической парадигмы
г) деятельностно-общественной парадигмы
ОТВЕТ: г
Вопрос 6. Что из перечисленного не относится к субдисциплинам политической географии?
а) геополитика
б) региональная политология
в) политическая регионалистика
г) страноведение
ОТВЕТ: б
Вопрос 7. Направление политической географии, изучающее территориальные различия в предпочтениях избирателей, географические закономерности результатов выборов и референдумов, влияние на их итоги общественных, экономических, религиозных, этнических и прочих факторов:
а) электоральная география
б) лимология
в) геополитика
г) политическая регионалистика
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Государственный уровень политического пространства – это предмет:
а) геополитики
б) страноведения
в) лимологии
г) политической регионалистики
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. Единственным базовым уровнем политического пространства является:
а) локальный
б) региональный
в) государственный
г) глобальный
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. Что такое «территориально-политическая система»?
а) территориальные сочетания взаимосвязанных компонентов общественно-политической жизни страны
б) особенности положения исследуемой территории к внешним данностям политического свойства
в) организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом
г) пространственная близость взаимосвязанных элементов окружающей среды и общества, взаимодействующих на определенной территории
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. Высший уровень территориально-политической системы:
а) первичная политико-географическая местность
б) политико-географический район
в) геополитический регион
г) территория, охваченная суверенитетом государства в международных границах
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. Как называется положение страны по отношению к другим государствам?
а) относительность политического положения
б) политико-географическое положение
в) география политических отношений
г) политико-географическое устройство
ОТВЕТ: б
Вопрос 13. Укажите правильное определение понятию «федерация»:
а) союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей;
б) единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;
в) союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в полномочиях, распределенных между ними и центром;
г) объединение совершенно независимых государств
ОТВЕТ: в
Вопрос 14. Форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.):
а) федеративное государство
б) унитарное государство
в) ассоциированное государство
г) колониальное государство
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. Термин «политическая система» означает:
а) формы государственного правления
б) реальную способность класса или социальной группы проводить свою волю в политике
в) политический режим
г) совокупность политических институтов, функций и полномочий, отношений, процессов, норм и ценностей
ОТВЕТ: г
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году была написана работа Ф. Ратцеля «Политическая география»?
Ответ: 1897 г.
2. Сколько этапов выделяются в истории развития мировой политической географии (по В.А. Колосову)?
Ответ: четыре этапа
3. Какое название получил современный этап развития политической географии?
Ответ: новая политическая география
4. Какой ученый разработал наиболее распространённую версию мир-системного анализа?
Ответ: Иммануил Валлерстайн
5. Какой ученый выделил в развитии отечественной политической географии исторические этапы, основываясь на преобладании в конкретный исторический период определенных научно-образовательных парадигм.
Ответ: Н.В. Каледин
6. Что является объектом политической географии?
Ответ: территориально-политические системы в их взаимодействии друг с другом и с географическим пространством
7. Назовите виды территориально-политических систем.
Ответ: политико-географическое место, локальная совокупность политико-географических местностей, политико-географический район, политический регион, страна, геополитический регион
8. Определите, о каком виде территориально-политических систем идет речь: «_____ — связующее звено в иерархии остальных территориальных социально-экономических систем как наиболее целостная из них. _____ остается наиболее сильным субъектом политической деятельности, определяющим взаимодействие суб- и интернациональных территориально-политических систем».
Ответ: государство или страна
9. Раздел (субдисциплина) политической географии, занимающийся исследованием столиц во всех их проявлениях, в русскоязычной традиции называется _____
Ответ: столицеведение
10. Дайте определение понятию «лимология».
Ответ: наука о границах или научная дисциплина, изучающая природу и функции границ, приграничные территории (регионы), пограничные институты, приграничные процессы
11. Какой раздел (субдисциплина) политической географии изучает надгосударственные уровни политического пространства?
Ответ: геополитика
12. Как называется отрасль политической географии, которая изучает проблемы юрисдикции над морским пространством, принципы раздела морских пространств между государствами, межгосударственные конфликты на море?
Ответ: морская политическая география, или политическая география океана
13. К какой группе наук принадлежит политическая география?
Ответ: общественно-географические
14. _____ - это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.
Ответ: форма государственного устройства
15. Форма государственного устройства, при которой государства, образующие ее, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.д.) получила название _____
Ответ: конфедерация
16. Дайте определение понятию «унитарное государство».
Ответ: форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования; в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция
17. Назовите две основные формы государственного правления.
Ответ: монархия, республика
18. Укажите форму правления, о которой идет речь: «все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентом. Парламенту обычно принадлежит законодательная власть, а правительству – исполнительная».
Ответ: республика
19. Перечислите разновидности республиканской формы правления.
Ответ: президентская, парламентская, смешанная
20. _____ - это стремление к отделению, обособлению (сецессии), тип политических и иных движений или направлений, основанный на идеологии, призывающей и ведущей к отделению части территории от государства.
Ответ: сепаратизм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Путырский В.Е. Политическая география: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт,, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Путырский В.Е. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Научно-образовательный форум по международным отношениям www.obraforum.ru
Э4 Электронный курс "Политическая география Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.