МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая география России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НП-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономическая география России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов научного экономико-географического мировоззрения, умения анализировать проблемы теоретической географии, различные источники информации, подготовка к самостоятельному принятию решений на базе теории и методологии общественно-географической науки, анализа актуальных направлений социально-экономической географии;
формирование у студентов комплексного представления об основных закономерностях и особенностях территориальной организации населения и хозяйства России и ее регионов с выделением основных проблем социально- экономического развития в современный период.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальноми культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-1Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-1.1 Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
ПК-1.2 Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.учения, теории и концепции общественной географии;
ведущие территориальные факторы социально-экономического развития России и ее регионов;
основную географическую номенклатуру России.
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно использовать основные экономико-географические понятия и термины;
находить и анализировать разнообразные источники научной географической информации и стране и ее регионах;
характеризовать региональные особенности населения и хозяйства России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа особенностей современного административно-территориального деления Российской Федерации;
исследования территориальной организации населения и хозяйства России;
использования официальной статистической информации для понимания социально-экономической картины развития страны и ее регионов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы общественной географии
1.1. Теоретические основы общественной географии Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Методология и методика общественно-географических исследований Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Становление и развитие общественной географии Практические 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Математическое моделирование в географии Сам. работа 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Основные учения в общественной географии Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Исследования пространственных закономерностей в общественной географии Практические 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Теория территориальной организации общества Сам. работа 3 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Отраслевая и территориальная структура народного хозяйства Практические 3 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Экономико-географическое районирование и территориально-производственной комплексообразование Сам. работа 3 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Общественно-географическое прогнозирование Сам. работа 3 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Новые направления в общественной географии Сам. работа 3 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Общественная география России
2.1. Территория и географическое положение Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Природные предпосылки социально-экономического развития Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Территориальные особенности экологической обстановки Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Воздействие глобальных процессов на социально-экономическое развитие Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Глобальные проблемы человечества Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Численность населения и демографическая динамика Лекции 3 6 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Территориальные особенности состава населения Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Особенности размещения и расселения населения Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Региональные различия в остроте социальных проблем Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Основные особенности географии промышленности Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Особенности развития и размещения сельского хозяйства Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Территориальная организация транспортной системы Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. География непроизводственной сферы (сферы услуг) Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Социально-экономические особенности федеральных округов Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Прикладные основы регионоведения Сам. работа 3 7 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3886.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой из критериев географичности является неверным?
а. Территориальность.
б. Комплексность.
в. Региональность.
г. Конкретность.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Выберите верное определение «интегральных территориальных систем»?
а. Сочетание природных объектов, в том числе измененных техническим воздействием, населения и хозяйственных объектов в пределах определенных территорий.
б. Относительно целостное территориальное образование, формирующееся в тесной взаимосвязи и взаимодействии природы, населения и хозяйства, целостность которого определяется прямыми, обратными и преобразованными связями, развивающимися между подсистемами геосистемы.
в. Конкретная территория, однородная по своему происхождению, истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Что происходит на завершающем этапе экономико-географического исследования?
а. Прогнозирование развития территориальных социально-экономических систем, предусматривающее все возможные результаты в случае инерционного развития.
б. Конструирование оптимальных территориальных сочетаний, экономико-географическое обоснование проектов их развития.
в. Инвентаризация, описание и картографирование объектов, формирование банка информации по территории.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Выберите все составляющие системы с точки зрения системного подхода?
а. Множество элементов.
б. Множество отношений между признаками объектов.
в. Множество систем.
г. Множество отношений между признаками объектов и внешней средой.
ОТВЕТ: а, б, г

Вопрос 5. Кто был автором концепции территориально-производственного комплекса?
а. Колосовский Н.Н.
б. Баранский Н.Н.
в. Ден В.Э.
г. Ленин В.И.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Кто основал научную школу региональной науки?
а. Питер Хаггет.
б. Дэвид Харвей.
в. Уолтер Изард.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Кто сформулировал принципиально важные положения теории экономического районирования в 1847 г.?
а. Арсеньев К.И.
б. Огарев Н.П.
в. Кирилов И.К.
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Как может быть охарактеризована динамика числа абортов в России за последние три десятилетия?
а. Устойчивое незначительное снижение.
б. Неустойчивая волнообразная траектория.
в. Устойчивое существенное снижение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Кто является автором первого теоретического труда по географии «Всеобщая география» (или «География генеральная»)?
а. Бернхард Варениус (Варен).
б. Людовико Гвиччардини.
в. Уильям Петти.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Как можно охарактеризовать внешнюю миграцию населения в РФ в качестве компонента демографической динамики?
а. Число выбывающих из страны превышает количество прибывающих.
б. Числа прибывающих и выбывающих примерно равны.
в. Число прибывающих в страну превышает количество выбывающих.
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Каков современный уровень рождаемости в России (в терминах суммарного коэффициента рождаемости)?
а. 0,7-0,8.
б. 1,4-1,5.
в. 1,8-1,9.
г. 2,1-2,2.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Кто считается основателем антропогеографической научной школы?
а. Поль Видаль де ла Блаш.
б. Джордж Перкинс Марш.
в. Фридрих Ратцель.
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Какое место в мире занимает Россия по численности населения?
а. 7.
б. 8.
в. 9.
г. 10.
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Кто разработал пространственную модель «штандорта промышленности»?
а. Иоганн Тюнен.
б. Альфред Вебер.
в. Вальтер Кристаллер.
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Какой была площадь территории СССР в конце существования этого государства?
а. 22,4 млн кв.км.
б. 24,2 млн кв.км.
в. 42,2 млн кв.км.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сформулируйте определение понятия «ойкумена».
Ответ: Ойкумена – заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества.

2. Какая группа причин смерти занимает третье место в структуре смертности по причинам в современной России?
Ответ: Внешние причины смерти.

3. Насколько велик разрыв в ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин и женщин в России?
Ответ: Ожидаемой продолжительности жизни при рождении женского населения на 9-10 лет больше, чем мужского населения.

4. Какое государственное учреждение в настоящее время в России отвечает за сбор, хранение, обработку и публикацию официальных статистических сведений?
Ответ: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

5. Сформулируйте определение методологии социально-экономической географии.
Ответ: Это учение о принципах построения, формах и способах научного познания, имеющего своей целью установление закономерностей пространственно-временного развития природы, населения и хозяйства, которое рассматривает особенности применения в географических исследованиях общенаучных и специальных методов.

6. Каково современное государственное устройство России в соответствии с Конституцией РФ?
Ответ: По Конституции Россия – это федеративная демократическая республика.

7. Перечислите все частные (покомпонентные) виды ЭГП.
Ответ: Транспортно-географическое, промышленно-географическое, агро-географическое, рыночно-географическое, демо-географическое, рекреационно-географическое, природно-географическое, политико-географическое.

8. Назовите все типы субъектов Российской Федерации.
Ответ: Области, республики, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область.

9. ______________ федеральный округ занимает первое место в РФ по численности населения.
Ответ: Центральный.

10. Какой плотностью населения характеризуется современная Российская Федерация?
Ответ: Плотность населения России составляет около 8-9 человек на кв.км.

11. Дайте определение метода исследований.
Ответ: Метод – это совокупность приемов сбора, обработки и представления информации, направленных на достижение определенных результатов теоретического и практического характера.

12. Что такое сальдо миграции?
Ответ: Это миграционный прирост населения, разность чисел прибывших и выбывших.

13. Что такое территориальная (пространственная) организация общества?
Ответ: Это сочетание функционирующих территориальных структур (расселения населения, производства, природопользования), объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества.

14. На сколько независимых государств распался в 1991 г. Советский Союз?
Ответ: 15.

15. Сформулируйте определение социально-экономической географии по Б.С. Хореву.
Ответ: По его мнению, это наука о территориальной организации общества.

16. Дайте определение экономико-географического положения.
Ответ: ЭГП – это отношение объекта к внешним объектам, имеющим экономическое значение.

17. Какое государственное устройство было в России до начала XX века?
Ответ: До начала XX века Россия была абсолютной (самодержавной) монархией.

18. Назовите все основные методы получения и первичной обработки географической информации.
Ответ: Наблюдение, метод полевых исследований, дистанционные методы, опрос населения.

19. Охарактеризуйте общую протяженность границ России, а также ее морских и сухопутных границ.
Ответ: Общая протяженность границ России составляет около 60 тыс. км, при этом на морские границы приходится 2/3 этой протяженности (около 40 тыс. км), а на сухопутные – только 1/3 (около 20 тыс. км).

20. Какова протяженность территории России в широтном и меридиональном направлениях?
Ответ: Протяженность территории России с запада на восток составляет почти 10 тыс. км, а с севера на юг – от 2,5 до 4 тыс. км.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какова площадь территории РФ?
а. 24,0 млн км.кв.
б. 22,4 млн км.кв.
в. 17,1 млн км.кв.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. С какой страной у России установлена наименее протяженная сухопутная граница?
а. КНДР.
б. КНР.
в. Монголия.
г. Норвегия.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Какую часть территории России обычно относят к планетарной зоне Севера?
а. 1/3.
б. 2/3.
в. 3/4.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Какая группа причин смерти занимает второе место в структуре смертности по причинам в современной России?
а. Болезни системы кровообращения.
б. Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания.
в. Внешние причины.
г. Новообразования.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Каким образом можно охарактеризовать половой состав населения России?
а. Очень существенное преобладание женского населения (54 / 46 %).
б. Половой баланс (50 / 50 %).
в. Незначительное преобладание женского населения (51 / 49 %).
г. Умеренное преобладание женского населения (52 / 48 %).
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Какую долю в населении России составляют лица моложе трудоспособного возраста?
а. 6 %.
б. 12 %.
в. 18 %.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Какая группа причин смерти занимает первое место в структуре смертности по причинам в современной России?
а. Болезни системы кровообращения.
б. Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания.
в. Внешние причины.
г. Новообразования.
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Какую долю в населении России составляют лица старше трудоспособного возраста?
а. 15 %.
б. 20 %.
в. 25 %.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Сколько всего у России есть соседей первого и второго порядков?
а. Около 20.
б. Около 30.
в. Около 40.
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Какую долю в населении России составляют лица трудоспособного возраста?
а. 55-60 %.
б. 60-65 %.
в. 65-70 %.
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Какой режим воспроизводства населения характерен для современной России?
а. Расширенное воспроизводство.
б. Простое воспроизводство.
в. Переход от простого к суженному воспроизводству.
г. Суженное воспроизводство.
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. Как рассчитывается коэффициент материнской смертности?
а. Как абсолютное число смертей женщин определенного возраста.
б. Как отношение числа женщин, умерших от осложнений, связанных с беременностью и родами, к общему числу родившихся за год.
в. Как отношение числа смертей на первом году жизни к общему числу родившихся за год.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Какой режим воспроизводства населения характерен для современного Китая?
а. Расширенное воспроизводство.
б. Простое воспроизводство.
в. Переход от простого к суженному воспроизводству.
г. Суженное воспроизводство.
ОТВЕТ: г

Вопрос 14. Кто из ученых впервые предложил использовать термин «популяционистика»?
а. Уильям Петти.
б. Жан-Клод Гийяр.
в. Христоф Бернулли.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Какой режим воспроизводства населения характерен для современных США?
а. Расширенное воспроизводство.
б. Простое воспроизводство.
в. Суженное воспроизводство.
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие признаки населения имеют значение для демографии?
Ответ: Наибольшее значение для демографии имеют воспроизводственный, количественный, территориальный признаки населения.

2. Какая группа причин смерти занимает первое место в структуре смертности по причинам в современном мире?
Ответ: Болезни системы кровообращения.

3. Насколько велик разрыв в ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин и женщин в мире?
Ответ: Ожидаемой продолжительности жизни при рождении женского населения на 5 лет больше, чем мужского населения.

4. Каков современный уровень рождаемости в мире (в терминах суммарного коэффициента рождаемости)?
Ответ: Суммарный коэффициент рождаемости в мире в настоящее время составляет около 2,3 ребенка на одну женщину.

5. Какой континент мира отличается наименьшей плотностью населения и каким значением она характеризуется?
Ответ: Наименьшая плотность населения наблюдается в Океании и составляет около 5 человек на 1 кв.км.

6. С какой целью в демографическом анализе используется половозрастная пирамида?
Ответ: Демографическая пирамида используется для наглядного представления распределения мужчин и женщин по возрастным группам, для изучения динамических и территориальных особенностей демографического развития, для выявления связи половозрастных характеристик и воспроизводства населения, для анализа и корректировки возрастной аккумуляции.

7. Кто из ученых предложил использовать термин «экономическая география» и когда это произошло?
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов в 1761 году.

8. По каким причинам в начале демографического перехода резко снижается смертность населения?
Ответ: Фундаментальными причинами снижения смертности выступают прогресс науки и медицины, улучшение санитарного состояния общества, повышение уровня жизни населения.

9. ______________ федеральный округ занимает последнее место в РФ по численности населения.
Ответ: Дальневосточный.

10. Какой плотностью населения характеризуется современный мир?
Ответ: Плотность населения мира составляет около 55-60 человек на кв.км.

11. Какие государственные органы ведут текущий учет демографических событий?
Ответ: Текущий учет осуществляют органы записи актов гражданского состояния, органы внутренних дел, пограничная служба.

12. Назовите компоненты демографической динамики для открытого населения.
Ответ: Таковыми выступают рождение, смерть, прибытие, выбытие.

13. Какие категории населения выделяют в демографии при учете населения?
Ответ: Основные категории населения – это постоянное, наличное, юридическое население.

14. Какие мероприятия демографической политики относятся к группе мер экономического характера?
Ответ: Например, пособие матери по беременности и родам, компенсация родителям платы за посещение образовательных учреждений.

15. Какой регион России имеет наименьшую численность постоянного населения?
Ответ: Ненецкий автономный округ.

16. Какой бывает миграция по способу вовлечения в этот процесс?
Ответ: Добровольной, принудительной, вынужденной.

17. Назовите основные характеристики демографического прогноза.
Ответ: Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации, демографический прогноз выступает обязательным элементом любых государственных программ и концепций социально-экономического развития, в демографических прогнозах нуждаются все сферы жизни общества.

18. Какой регион России имеет наибольшую численность постоянного населения?
Ответ: Город федерального значения Москва.

19. Какой плотностью населения характеризуется современная Азия?
Ответ: Плотность населения мира составляет около 150 человек на кв.км.

20. Какими особенностями характеризуется прогрессивный тип возрастной структуры?
Ответ: Для него характеры очень высокая рождаемость, высокая или средняя смертность, население увеличивается, небольшая доля пожилых людей, большая доля молодежи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Что такое народонаселение?
2. Что является предметом изучения географии населения как научной дисциплины?
3. Какие основные направления исследований в области географии населения вы знаете?
4. С какими научными дисциплинами наиболее тесно контактирует география населения?
5. Раскройте значение понятий «демография» и «демографические методы исследования».
6. Для чего необходимо изучать население?
7. Какие международные организации изучают население?
8. В чем заключался недостаток сведений о населении, получаемых в Античности и Средневековье?
9. Что является главными источниками данных о населении? В чем отличие первичных источников демографической информации от вторичных?
10. Когда и в связи с чем стали проводить переписи населения?
11. Что такое «перепись населения» в современном понимании этого слова?
12. В чем заключается принцип одномоментности при проведении переписей населения? Поясните на конкретном примере.
13. Как вы понимаете принцип самоопределения при проведении переписей населения? Поясните на примерах.
14. Что такое переписной лист и какие вопросы он содержит?
15. Сто такое человеческая раса? Какими они бывают? Под воздействием каких факторов меняется расовый состав населения?
16. Какие признаки могут быть положены в основу определения этноса?
17. Охарактеризуйте лингвистическую классификацию народов Земли. Назовите наиболее крупные языковые семьи и относящиеся к ним народы.
18. Опишите содержание концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.
19. Какие наиболее многочисленные этносы Земли вы знаете? Где они проживают?
20. Какие существуют основные формы расселения и чем обусловлено различие между ними?
21. Что такое урбанизация и каковы ее основные черты?
22. Как отличается уровень урбанизации по странам и регионам мира?
23. По каким критериям выделяют города? Как классифицировать города по людности?
24. Что такое городская агломерация? По каким критериям она выделяется?
25. Что такое мегалополис и в чем его отличия от агломерации? Приведите примеры мегалополисов мира.
26. Что такое сельское поселение и на какие типы они подразделяются?
27. Как вы понимаете термин «миграция населения»? Какими показателями характеризуется этот процесс?
28. Сколько стадий включает миграционный процесс и что они собой представляют?
29. По каким признакам можно классифицировать миграции населения? Назовите как можно больше критериев.
30. В чем смысл понятия «демографическая политика»? С какими целями она проводится? Приведите примеры для разных стран и исторических периодов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Под воздействием каких факторов сформировалось в исторический период расселение населения России? Продемонстрируйте течение процессов на карте.
2. Что такое главная полоса расселения и чем она характеризуется? Покажите на карте.
3. Как изменяется плотность населения по регионам России? Где наблюдаются наибольшие и наименьшие ее показатели. Покажите на карте.
4. Какая часть населения России проживает в городской местности и какую часть из них занимает население крупных городов?
5. Сколько в России городов-миллионеров? Назовите их и покажите на карте.
6. Какие наиболее населенные территории и регионы страны вы знаете? Покажите на карте.
7. Каков удельный вес основных возрастных групп населения России? Как изменялись во времени эти показатели?
8. В каких регионах России наибольший и наименьший удельных вес населения моложе трудоспособного возраста? Покажите их на карте.
9. Какие регионы страны характеризуются наибольшими и наименьшими показателями доли лиц послетрудоспособного возраста? Покажите их на карте.
10. Как изменяется по территории России показатели среднего возраста населения? Как они рассчитываются?
11. Какова в настоящее время ожидаемая продолжительность жизни населения в России и как она изменялась на протяжении советского и постсоветского периодов существования страны?
12. Охарактеризуйте половые различия в показателях продолжительности жизни в России и ее отдельных регионов? Где наблюдаются наибольшие значения этих различий? В каких регионах страны картина заметно отличается от среднероссийской?
13. С чем связаны особенности конфигурации демографической пирамиды современной России? Какими событиями сформированы основные демографические волны?
14. К какому типу половозрастной пирамиды относятся пирамиды населения России по данным переписей 1897, 1970 и 2021 гг.?
15. Какие наиболее многочисленные народы России вы знаете? Назовите и покажите территории их расселения.
16. В каких регионах России русские составляют меньшую часть населения? Покажите на карте.
17. В каких регионах страны проживает большая часть татарского этноса?
18. Какие из проживающих в России кавказских народностей являются наиболее многочисленными? В каких регионах страны они проживают?
19. Какие из финно-угорских народов России вы знаете и где они проживают?
20. Как образовалась этническая группа российских немцев и где они проживают?
21. Какие коренные малочисленные народы Севера вы знаете? Где они проживают? Покажите на карте.
22. Какие из народов России являются, преимущественно, христианами православного вероисповедания?
23. В каких регионах России и среди каких этносов основным вероисповеданием является буддизм? Покажите на карте.
24. Среди каких народов России большинство верующих являются мусульманами? Покажите на карте, где они расселены.
25. Как изменялись показатели рождаемости в России за последние сто лет.
26. В каких регионах России наблюдается наибольшая и наименьшая смертность населения и почему? Покажите на карте.
27. Как изменяется по территории России коэффициент младенческой смертности и с чем это связано?
28. Какие наиболее крупные эмиграционные потоки из России в исторический период вы знаете? Приведите примеры.
29. В чем особенности внутренних миграций населения в советский период?
30. Какие регионы России имеют наибольшие темпы оттока населения, а какие имеют наибольший приток мигрантов? Покажите эти регионы на карте. Объясните причины.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обыграйкин А.В., Карасаева В.Д., Симагин Ю.А. - под ред. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ПРИКЛАДНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калуцков В.Н. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 А.И. Алексеев; В.А. Колосов Россия: социально-экономическая география: Учебное пособие Москва : Новый хронограф, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: Д. А. Дирин, Е. В. Мардасова. Экономическая и социальная география России : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3379
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кафедра экономической и социальной географии России (ГФ МГУ) www.ecoross.ru
Э2 Ассоциации российских географов-обществоведов argorussia.ru
Э3 Русское географическое общество www.rgo.ru
Э4 Курс "Экономическая география России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft OfficeMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины