МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История этноконфессиональной политики в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НП-2021
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 17,5 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 32 32 52 52
Практические 22 22 40 40 62 62
Сам. работа 30 30 117 117 147 147
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 216 216 288 288

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Кащаева М.В.;Ст.преподаватель, А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История этноконфессиональной политики в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "История этноконфессиональной политики в России" является формирование у будущих специалистов регионоведения России представления о процессе взаимоотношений между церковью и государством, рассмотрение культурной, социальной, экономической, правовой динамики церковно-государственных отношений в историческом контексте имперского периода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальноми культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-3Способен участвовать в подготовке и реализации управленческих решений в рамках региональной и национальной политики
ПК-3.1 Готовит аналитическую информацию по вопросам региональной и национальной политики для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-3.1. Готовит аналитическую информацию по вопросам региональной и национальной политики для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Национальные и государственно-церковные отношения.
1.1. Особенности отношений между церковью и государством в разные периоды истории России. Основные терминологические понятия Лекции 6 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Формирование основ этноконфессиональной политики в Российской империи Практические 6 12 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.3. Особенности отношений между церковью и государством в разные периоды истории России. Основные терминологические понятия Сам. работа 6 15 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в эпоху формирования Российской империи
2.1. Специфика этноконфессиональной политики в XVIII - начале XIX века Лекции 6 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.2. Церковная реформа Петра I Практические 6 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Церковная реформа Петра I Сам. работа 6 15 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в эпоху дворцовых переворотов
3.1. Отношение к церкви и государству в период царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II Лекции 7 6 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Этноконфессиональная политика Николая I b Александра II, Александра III Практические 7 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
3.3. Отношение к церкви и государству в период царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II Сам. работа 7 30 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 5. Национальная и вероисповедальная политика Российской империи во второй половине XIX в.
4.1. Правовое регулирование этноконфессиональной политики в конце XIX - начале XX века Лекции 7 4 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
4.2. Отношение государства и церкви во второй половине XIX в. Практические 7 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Отношение государства и церкви во второй половине XIX в. Сам. работа 7 30 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Национальная и конфессиональная политика в СССР
5.1. Особенности правового положения христианских и неправославных церквей в СССР Лекции 7 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности правового положения христианских и неправославных церквей в СССР Практические 7 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности правового положения христианских и неправославных церквей в СССР Сам. работа 7 30 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в России на современном этапе
6.1. Этноконфессиональная ситуация в современной России Лекции 7 12 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
6.2. Законодательные основы российской этнонациональной политики Практические 7 10 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Законодательные основы российской этнонациональной политики Сам. работа 7 27 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Экзамен 7 27 ПК-3.1, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6584

Оценка сформированности компетенции
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно- цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

закрытые
1. Допустимо ли рассматривать традиционные занятия малых народов Севера как отсталые, исторически обреченные формы жизнедеятельности?
а). Да;
б). Скорее нет, чем да;
в). Нет.

2. Образование СССР завершилось в:
а) 1936 г.
б) 1924 г.
в) 1922 г.

3. В 1945 г. на банкете в честь Победы И. В. Сталин поднял тост в честь:
а) Грузинского народа;
б) Русского народа;
в) Украинского народа.

4. Основные формы социальной общности людей?
а) Нация;
б) Раса;
в) Профессия.

5. В формировании национального характера народа играют роль:
а) Форма правления;
б) Характер землепользования;
в) Условия жизни народа и климат.

6. Какие методы колонизации наиболее характерны для России?
а) Мирная и полумирная колонизация;
б) Военная колонизация;
в) Мирная колонизация.

7. Какие народы подвергались массовым высылкам в 1940-е гг.?
а) Мордва, чуваши;
б) Чеченцы, ингуши, крымские татары;
в) Башкиры, карелы.

8. Какие народы вошли в состав России добровольно?
а) 1654 г – Украина;
б) 1876 г. – Туркестан;
в) 1783 г. – Грузия.

9. Позиция большевиков по национальному вопросу в 1917 – 1921 гг.:
а) Единая и неделимая Россия;
б) Каждая нация имеет право на самоопределение вплоть до отделения;
в) Необходима ликвидация всех национальных границ: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

10. Репрессии против наций были прекращены:
а) После Победы в 1945 г.
б) После 1956 г. (XX съезд КПСС)
в) После принятия Конституции СССР 1936 г.

11. В. И. Ленин, как Председатель Совнаркома, предлагал в 1922 г.:
а) Создать СССР как союз равных республик (федерация);
б) Включить в состав России все республики на правах автономий;
в) Использовать дореволюционную схему государственного устройства;

12. Основная тенденция в сфере национальных отношений в СССР в 1960 – 1980-е гг.:
а) Русификация окраин;
б) Антисемитизм;
в) Сближение наций и формирование новой исторической общности – советский народ.

13. Антисемитизм как элемент национальной политики России был наиболее характерен:
а) Постоянный фактор;
б) В начале XX в. (до 1917);
в) В настоящее время.

14. Можно ли согласиться с утверждением, что национальный вопрос принадлежит к числу тех проблем, которые ни при каких условиях нельзя решить окончательно?
а) Нет;
б) Скорее нет, чем да;
в) Скорее да, чем нет.

15. С чем связано стремление возродить сильное унитарное государство в 1920—1930-е гг.?
а) Коллективизация страны;
б) Крушение идеи мировой революции, исторические традиции;
в) Индустриализация страны.

Ключ:
1 в, 2 а, 3 б, 4 а, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 в, 10 б, 11 а, 12 в, 13 а, 14 в, 15 б.

Открытые
1. Субъекты РФ:
неравноправны во взаимоотношениях с Федеральным центром, т.к. имеют различия в сфере разграничения совместных полномочий.

2. Мерами по усилению стабильности регионального развития можно считать:
конкретизацию предметов ведения субъектов РФ.

3. Государственная региональная политика РФ предполагает:
разработку и осуществление федеральных программ регионального развития и межрегионального взаимодействия.

4. Российская Федерация
включает в себя 6 видов субъектов.

5. Права и обязанности субъектов РФ определяются
Конституцией РФ.

6. К социальной инфраструктуре региона относятся:
учреждения образования и учреждения здравоохранения, а также учреждения и организации культуры и науки.

7. Региональная социальная политика направлена на:
противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации в регионе.

8. Согласно социально-экономическому критерию уровень социального развития регионов России:
нестабильный, имеет признаки резкой дифференциации.

9. В ведении региональных органов государственного управления в социальной сфере находится:
реализация государственной социальной политики и социально-трудовые отношения.

10 Роль социальной политики в деятельности региональных органов власти заключается в том, что:
по ее результатам оценивается эффективность деятельности региональной власти.

11. Ситуация в социальной сфере регионов
зависит от уровня политической и социально-экономической стабильности *региона и страны в целом.

12. В состав политической инфраструктуры региона входят:
некоммерческие общественные организации и СМИ.

13. Деятельность политических партий в регионе регулируется:
ФЗ «О политических партиях» и Конституцией РФ, а также уставами политических партий.

14. Законодательные и представительные органы власти в регионе являются ведущим звеном в политической системе региона, т.к.:
они несут ответственность за правовую базу жизнедеятельности региона.
15. К органам местного самоуправления в регионе относятся:
городские думы.

16. К органам государственного управления на региональном уровне относятся:
законодательные органы власти региона, а также федеральные представительства в регионе и губернатор.

17. Реальная сила политической партии в регионе определяется:
численностью членов региональных отделений и результатами участия в выборах в органы власти.

18. Современному процессу развития системы властных структур на региональном уровне свойственны:
обострение противоречий между федеральными и региональными органами власти.

19. Региональный политический процесс – это
Варианты ответа:
деятельность субъектов региональной политической системы.

20. Для представителей региональной политической элиты характерно
наличие властных полномочий.

21. Значение политического процесса для жизнедеятельности региона заключается в том, что:
в его рамках осуществляется связь населения региона с субъектами региональной политической системы

22. Региональная политическая элита
является узким кругом лиц, обладающих реальной властью в регионе.

23. Тип взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в регионе, выражающийся в подчинении законодательного органа исполнительному (или наоборот), называется:
соглашательским

24. Региональная политическая система – это:
совокупность взаимодействующих политических субъектов в региональном политическом процессе.

25. Современным региональным политическим элитам свойственны:
Варианты ответа:
ориентация на персоны

26. В дотационных и депрессивных регионах внутри региональных политических элит действует
паритетный тип взаимоотношений.

27. Региональная политическая элита включает в себя:
административную, экономическую, интеллектуальную элиту.

28. Основными субъектами региональной политической системы являются:
органы государственного управления и местного самоуправления.

29. Динамика регионального политического процесса определяется:
внутрирегиональными факторами социального развития

30. Основными задачами политических партий в регионе являются:
введение своих представителей во властные структуры региона


ПК-3 Способен участвовать в подготовке и реализации управленческих решений в рамках региональной и национальной политики

Региональная наука изучает:
а) региональную политику;
б) региональную экономику;
в) все сферы жизнедеятельности региона.

2. Регионоведение – это …
а) дисциплина, изучающая процесс формирования и функционирования экономической сферы региона;
б) научная дисциплина, изучающая регион как автаркичный объект;
в) дисциплина, изучающая роль и место региона в процессе общероссийского и мирового развития.

3.Основными проблемами регионоведения как прикладной науки и учебной дисциплины являются:
а) региональное управление в условиях федерализма;
б) рациональное размещение объектов социально-экономического комплекса;
в) межрегиональное взаимодействие.

4. Предметами изучения в курсе «Регионоведение» не являются:
а) состояние политической сферы региона;
б) проблемы размещения экономического комплекса;
в) правовая основа жизнедеятельности региона.

5. Объектом изучения регионоведения как учебной дисциплины является
а) регион как субъект Российской Федерации;
б) регион как экономический район;
в) регион как часть территории.

6. Социально-политическая регионалистика изучает регион как субъект Российской Федерации, т.к.
а) жизнедеятельность региона в первую очередь зависит от позиции Федерального центра;
б) основой жизнедеятельности региона является экономический комплекс;
в) стержнем системы жизнедеятельности региона являются институты власти.

7. Кто ввел в научный оборот термин «региональная наука»?
а) Д Форд;
б) У. Изард;
в) У.Тейлор.

8. К объективным региональным ресурсам можно отнести:
а) климат;
б) органы власти, действующие в регионе;
в) правовые ресурсы.

9. Рассматривая регион как объект управления необходимо рассмотреть его как
а) целенаправленно действующую систему;
б) совокупность территориальных единиц;
в) совокупность функциональных объектов.

10. По уровню социально-экономических проблем регионы делятся на:
а) сырьевые;
б) промышленные;
в) депрессивные.

11. Функциональная структура региона включает в себя:
а) совокупность основных функций, выполняемых региональными субъектами;
б) основных субъектов, действующих в регионе;
в) основные территориально-административные единицы, расположенные в рамках региона.

12. Территориальная структура региона включает в себя:
а) основные территориально-административные единицы, расположенные в рамках региона;
б) совокупность населенных пунктов;
в) основных субъектов, действующих в регионе,

13. При анализе конкретного региона в качестве объектов изучения рассматривают:
а) духовную сферу;
б) региональное хозяйство;
в) политическую сферу.

14. При изучении общих закономерностей регионального развития в качестве основных сфер жизнедеятельности любого региона рассматриваются:
а) социальная сфера;
б) региональное хозяйство;
в) финансово-экономическая сфера.

15. Определение места региона в различных классификациях позволяет:
а) представить характеристику его политической системы
б) выявить исторические корни его развития
в) определить место конкретного региона в России в целом и в межрегиональных союзах в частности

Ключ:1 в, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 в, 7 б, 8 а, 9 а, 10 в, 11 б, 12 а, 13 б, 14 а, 15 в.


Закрытые
1. К внутренним факторам, влияющим на жизнедеятельность региона можно отнести:
кадры региональных субъектов.
2. К внешним факторам косвенного воздействия, влияющим на жизнедеятельность региона можно отнести:
макроэкономические тенденции.

3. К внешним факторам прямого воздействия, влияющим на жизнедеятельность региона можно отнести:
отношение Центра к региону.

4. К субъективным ресурсам региона можно отнести:
социальные ресурсы.

5. Классификацию регионов в рамках регионоведения можно проводить по следующим основаниям:
по особенностям экономического комплекса.

6. Имеют ли право субъекты федерации принимать участие в решении общегосударственных вопросов?
да, в соответствии с Конституцией или Федеральным договором.

7. Сложное унитарное государство состоит из:
автономных единиц

8. Основными видами автономии являются:
персональная автономия и территориальная автономия

9. Для симметричной федерации характерны:
правовое равенство субъектов

10. Правом сецессии обладают:
субъекты договорных федераций.

11. Возможно ли в федеративном государстве существование сферы совместной компетенции федерального Центра и субъектов федерации?
да

12. Автономии – это
политико-территориальные единицы в составе федеративного государства

13. Основными формами национально-территориальной автономии являются:
политическая и административная автономии.

14. Основными формами территориально-политического устройства государства являются:
Конфедерация, унитарное государство, федерация.

15. В комплексно-территориальной федерации:
учитываются все факторы.

16. Решения общего органа управления конфедерации:
вступают в силу после ратификации высшими органами власти государств-членов

17. Федерация состоит из:
из государственных образований и автономий.

18. Содружества это
Варианты ответа:
форма конфедерации.

19. Унитарное государство, в системе местного управления которого присутствуют органы власти, формируемые и из Центра и на местах, называется:
относительно централизованным.

20. Резервации это:
Образования, которые находятся на территории метрополии и управляются центральными органами власти.

21. Имеет ли право Центр осуществлять контроль за деятельностью субъектов федерации?
да, в соответствии с Конституцией или Федеральным договором.

22. В состав асимметричной федерации входят:
субъекты и несубъекты

23. Унитарное государство состоит из:
административно-территориальных единиц.

24. В состав регионалистского государства входят:
только автономии.

25. Правом издавать свои местные законы обладает:
административная автономия.

26. Конфедерация это:
союз государств.

27. Субъекты РФ:
имеют различный правовой статус.

28. К основным принципам федеративного устройства России относятся:
государственная целостность и равноправие субъектов.

29. Основными проблемами российского федерализма являются:
национально-территориальный принцип РФ, экономический сепаратизм и противоречия в правовой базе РФ.

30. Политико-правовой основой российского федерализма является:
Конституция РФ.


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Динамика изменений в религиозной политики в СССР в 1980-е гг.
2. Специфика религиозного ландшафта в СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
3. Новации советского законодательства о религии в отношении религии в начале 1990-х гг. в РФ и их последствия.
4. Проблемы национального строите6льства в СССР в 1986 – 1988 гг: пути их решения.
5. XIX конференция КПСС и её решения по межнациональному вопросу.
6. Национально-сепаратистские выступления в Грузии в 1989 г. и иъ последствия.
7. Суверенизация Прибалтийских республик в 1990 – 1991 гг.
8. Нагорно-Карабахский конфликт: история и современное состояние.
9. Межнациональный конфликт в Душанбе 1990 и его последствия.
10. Межэтнический конфликт в Узбекистане в 1989 г.
11. Национально-политический конфликт в Азербайджане 1990-х гг.
12. Межнациональный конфликт в Киргизии в 1990-х: причины и последствия.
13. Приднестровский конфликт: итоги и последствия.
14. Роль нового политического курса М.С. Горбачева в межнациональной конфликтности в СССР.
15. Деятельность ГД РФ в сфере национальной политике в 1990-егг.
16. Чечено – Ингушский конфликт 1991 – 1999 гг.
17. Методы национально-государственного строительства в начале 2000 г.
18. Проблема территориального статуса Крыма и пути её решения в 1990-е гг.
19. Обеспечение прав коренных малочисленных народов: законодательный аспект.
20. Политика в отношении коренных малочисленных народов: социально-экономический аспект.
21. Чеченский конфликт в 2000 – 2009 гг.
22. Закон ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» и практика его реализации в конце 1990-х гг..
23. Механизмы реализации государственной национальной политики в РФ на современном этапе.
24. Национально-культурная автономия: эволюция законодательных подходов.
25. Проблема применения законодательства об НКА в РФ.
26. Законодательные основы миграционной политики в РФ.
27. Виды и специфика миграционных потоков: основные проблемы регулирования.
28. Способы преодоления незаконной миграции.
29. Особенности проявления ксенофобии и нетерпимости: социально – психологическая характеристика.
30. Специфика националистического и религиозного экстремизма.
31. Основная характеристика политического экстремизма.
32. Современное состояние административно- территориального регулирования на Северном Кавказе.
33. Этнотуризм как фактор гармонизации межэтнических отношений в РФ.
34. Законодательное регулирование конфессиональной политики на современном этапе.
35. Стратегия национальной политики как основополагающий документ в сфере реализации национальной политики.
36. Полномочия федерального центра и субъектов Федерации в сфере межэтнических отношений.
37. Участие органов местного самоуправления в осуществлении национальной политики.
38. Проблема политического экстремизма: основная характеристика форм.
39. Новации российского законодательства по вопросу предупреждения экстремизма и терроризма (УК, УПК, КоАП).
40. Пакет Озерова – Яровой и его влияние на конфессиональную политику в РФ.


Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуев, М. Н История России до хх века : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1C9D3637-7127-49B6-A6AC-5126F65B5FF4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государства Российского www.rusempire.ru
Э2 Курс в Moodle "История этноконфессиональной политики в Россиии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Подготовка к лекционным занятиям включает предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех видов практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание государственно-конфессиональной политика и этнорелигиозных процессов в России, на выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.
По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной со сферой конфессиональных и межэтнических отношений в имперский период. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.
2. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с реальной политической жизнью.
3. Самостоятельная работа является основным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Рекомендуется самим дополнить список изучаемой литературы современными публикациями, не представленными в обязательном основном списке, а в дальнейшем использовать эти материалы при написании курсовых и выпускных дипломных работ.
Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных практических заданий;
 работу со справочной и методической литературой;
 работу с нормативными правовыми актами;
 защиту выполненных работ;
 участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:
 изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;
 ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;
 выполнения практических заданий;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;
 выполнения выпускных квалификационных работ и др.
 самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.