МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная региональная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шарапов А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, Шернева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственная региональная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Государственная региональная политика» является приобретение студентами профессиональных знаний о методах и моделях регионального управления и территориального планирования, формирование у них представления об уровнях территориального управления и планирования.
Основная цель изучения дисциплины - изучение теоретических основ и практики территориального планирования, а также получение знаний в области управления социальноэкономическим развитием регионов и муниципальных образований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-1.1 Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
ПК-1.2 Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы
1.1. Общие сведения политической Системе на территории, о децентрализации, О территориальной организации власти и формах государственного устройства Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Федерализм: типология, принципы. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Реализация региональной политики в РФ
2.1. Региональная политика государства: региональная стратегия, содержание региональной политики Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Региональная политика в СССР Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Региональная политика России: этапы Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.4. Типологизация и особенности российского федерализма Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.5. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Региональные трансферты. Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.6. Система региональных органов государственной власти. Сам. работа 4 7 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.7. Региональный процесс в России. Региональные выборы. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.8. Муниципальная политика и местное самоуправление Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.9. Общенациональная муниципальная политика России в переходный период 1988-2003гг. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.10. Муниципальная политика на уровне регионов и городов России. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.11. Возможные варианты и перспективы муниципальной политики в Российской Федерации. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.12. Теория местного самоуправления Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.13. Предметы ведения и территории МСУ Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.14. Нормативно-правовые основы МСУ Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.15. Организационные основы МСУ. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.16. МСУ в больших городах Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.17. Экзамен 4 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6599

Оценка сформированности компетенции
ПК-1 Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сколько субъектов в РФ в настоящее время?
а)85
б)89
в)91
Ответ: б
2. В соответствии с законом местный референдум может быть назначен:
а) представительным органом местного самоуправления
б) губернатором области
в) Государственной Думой РФ
Ответ: а
3. Органы местного самоуправления:
а) назначаемые руководителем региона органы муниципального управления
б) органы, формируемые органами государственной власти
в) избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
Ответ: в
4. Какова дата принятия действующего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
а) от 15 марта 2002 года
б) от 1 октября 2000 года
в) от 6 октября 2003 года
Ответ: в
5. Сход граждан в поселении может созываться:
а) по инициативе группы жителей не менее 10 человек
б) по инициативе группы жителей не менее 20 человек
в) по инициативе группы жителей не менее 30 человек
Ответ: а
6. Местное самоуправление:
а) самоуправляющаяся организация
б) деятельность местного населения по решению вопросов местного значения
в) деятельность органов государственной власти по решению вопросов на местном уровне
Ответ: б
7. Глава муниципального образования:
а) выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое населением
б) должностное лицо, назначаемое губернатором (президентом)
в) лицо, назначаемое по контракту на конкурсной основе
Ответ: а
8. Вопросы местного значения:
а) вопросы, относящиеся к компетенции региональной власти
б) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно
в) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется органами государственными власти на местах
Ответ: б
9. Изменение границ муниципального образования может осуществляться:
а) по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти
б) только по инициативе органов местного самоуправления
в) по решению Совета Федерации Российской Федерации, согласованному с органами местного самоуправления
Ответ: а
10. Проект местного бюджета и отчет о его исполнении должны выноситься на публичные слушания:
а) да
б) нет
в) периодически
Ответ: а
11. Указ Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" был подписан в:
а) 2014
б) 2017
в) 2018
г) 2022
ответ: б
12. Федеральные округа были созданы в РФ в:
а) 1999
б) 2000
в) 2006
г) 2014
Ответ: б
13. Территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство называются:
а) промышленными регионами
б)агро-промышленными регионами
в)многоотраслевыми регионами
Ответ: б
14. Региональная политика, связанная с оптимальным использованием территорий в местах расселения, а также размещением объектов производства (локализованных в инфраструктуры), протяженных в пространстве, называется:
а) экономической
б) социальной
в) экистической
г) инновационной
Ответ: в
15. Структурирование государственного пространства, повышения роли регионов в социально-экономической и политической жизни обществ в целом и граждан в отдельности, называется:
а) централизацией
б) федерализацией
в) регионализацией
Ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________________ _____________________ - законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, а также правил их
взаимодействия. Ответ: бюджетный федерализм.
2. Выражение "Берите суверенитета, сколько сможете" принадлежит______________________. Ответ: Б. Ельцину.
3. Охарактеризуйте факторы и условия регионального развития в РФ. Ответ: факторами и условиями регионального развития, оказывающими влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития, являются: а) федеративное устройство Российской Федерации и самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий; б) размер территории Российской Федерации и протяженность ее государственной границы, количество приграничных государств; в) географические, природно-климатические, демографические и социокультурные особенности регионов; г) значительные различия в уровне социально-экономического развития регионов, неравномерное размещение производительных сил и расселение населения на территории страны; д) недостаточная инфраструктурная обеспеченность ряда регионов и городов, низкий уровень их экономического взаимодействия, высокая степень износа транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.
4. Охарактеризуйте принципы государственной политики регионального развития РФ. Ответ: государственная политика регионального развития реализуется в соответствии со следующими принципами: а) обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации; б) обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на всей территории страны; в) соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения; г) реализация стимулирующих мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований при условии самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; д) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе субсидиарности; е) дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей; ж) обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.
5. Охарактеризуйте цели регионального развития в РФ. Ответ: целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.
6. ___________________ - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации. Ответ: регион.
7. _____________________ - часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования. Ответ: макрорегион.
8. _______________________________ - система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ответ: государственная политика регионального развития.
9. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах,_________________________________________, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Ответ: муниципальных выборах.
10.В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется _________________ субъекта Российской Федерации. Ответ: совет муниципальных образований.
11. _____________________ _________________ - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ответ: муниципальный район.
12. ____________ ________________ ___________________ - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Ответ: органы местного самоуправления.
13. ____________ ________________ - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Ответ: сельское поселение.
14.________________ _____________ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ответ: муниципальный округ.
15. ________________ __________________ - деятельность местного населения по решению вопросов местного значения. Ответ: местное самоуправление.

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагаются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен

Процедура проведения: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемой компетенции. Экзамен проводится в устной форме. На ответ отводится 40 минут. Критерии оценки ответа на вопросы билета: полнота изложения теоретического материала; использование понятийного аппарата курса; правильность, аргументированность ответа (последовательность действий); самостоятельность ответа; культура речи студента.

Пример оценочного средства:
1. Автономия, федерация, союз республик – 3 подхода к региональной политике в период образования СССР. Право наций на самоопределение и возможность дезинтеграции.
2. Роль КПСС: централизация и принципы определения АТЕ в СССР Аграрные и индустриальные регионы.
3.Горбачев и региональная политика в последние годы существования СССР: конфликт СССР и РСФСР. Причины распада СССР, связанные с региональной политикой.
Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
4. Конституционный принцип разграничения предметов ведения. Верховенство Конституции и федеральных законов на территории России.
5. Исключительные полномочия федерального центра. Предметы совместного ведения федерального центра и регионов. Исключительные предметы ведения субъектов федерации.
6. Региональные структуры федеральных органов исполнительной и судебной власти. Вертикаль власти.
7. Основные определения. Муниципальная автономия и муниципальная интеграция. Понятие муниципальной политики, муниципальная стратегия.
Баланс отношений и устойчивость муниципальной территориально-политической системы (ТПС).
8. Различные формы баланса в мире. Вмешательство сверху (санкции). Вмешательство снизу (муниципальное участие).
9. Политические возможности, агенты и стратегии муниципальной автономии.
10. Роль городов в МСУ. Муниципальная политика в городах. Значение мегаполисов.
11. Понятие федерализма, его отличия от унитарного и конфедеративного
государства. Исторические условия возникновения федеративных государств.
12 Модели и примеры федерализма (США, Германия, Канада,
Швейцария, Индия). Типология федераций.
13 Федеративный процесс. Федерализм и национальный вопрос.
14 Понятие региональной политики. Региональная стратегия. Содержание региональной политики: политическое, экономическое.
15 Современные межрегиональные и межнациональные отношения в обществе и
государстве. Региональные общественные движения.
16 Региональные политические партии. Региональные элиты. Местные общины.
17 централизации к возможности дезинтеграции страны. Этапы и критические
18 Основные моменты в региональной политике 90-х. Ельцин: Федеративный договор и
Парад суверенитетов регионов.
19 Взаимоотношения центра и регионов: двусторонние договоры с субъектами РФ. Выборность губернаторов. Модели отношений центр-регионы. Парад суверенитетов
(1991-1993).
20 . Модель Ельцина-Черномырдина. Модель молодых реформаторов. Модель Примакова.
21 Модель рецентрализации (2000-2005).
22. Модель сверхцентрализации. Возвращение выборности губернаторов.
23 Общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации, их функции и полномочия.
24. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации.
25. Исполнительные органы государственной власти регионов, их взаимодействие
с законодательными (представительными) органами власти регионов.
26. Особенности функционирования судебной системы в субъектах Российской
Федерации.
27. Региональные интересы и государственная политика. Регион как система интересов. Региональные выборы и «управляемая» демократия.
28.Изменение статуса региональных лидеров. Усиление влияния региональной
власти на местное самоуправление. Специфика региональных выборов.
29. Отличия общенациональных и региональных избирательных кампаний.
Региональные референдумы.
30.Выборы региональных законодательных
(представительных) органов. Состав региональных легислатур.
31.Выборы глав регионов. Итоги и уроки выборов.
32. Региональный рынок политических услуг. Политическая реклама в российских регионах.

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселева Н. Н., Данченко Н. В., Браткова В. В. Государственная региональная политика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кынев А.В. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция.: М.: Новое лит. Обозрение, 2011
Л2.2 Бондарь Н.С. - отв. ред. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E26434B5-3C73-446D-97C2-806A037E1090.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство экономического развития РФ (Официальный сайт) http://www.economy.gov.ru/
Э2 Правительство РФ (официальный сайт) http://government.ru
Э3 Курс в Moodle "Государственная региональная политика" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.