МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Народы и религии Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 82
самостоятельная работа 179
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 17,5 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 16 16 28 28
Практические 20 20 34 34 54 54
Сам. работа 40 40 139 139 179 179
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 216 216 288 288

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Народы и религии Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование знаний об этнической истории, культуре и религиях народов Центральной Азии от древности до периода этнографической современности, а также толерантного отношения к различных этнокультурным и этноконфессиональным процессам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальноми культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-4Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения
ПК-4.1 Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию
ПК-4.2 Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
ПК-4.3 Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
ПК-4.4 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-4.5 Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе;
Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников;
Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию;
Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественнополитическими социально- экономическими процессами и явлениями регионального развития;
Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования;
Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций
1.1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в археологии Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.2. Источники по изучению системы мировоззрений древних и средневековых обществ Евразии Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.3. Духовная культура первобытного общества Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.4. Духовная культура первобытного общества Сам. работа 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.5. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в гуманитарном знании Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.6. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в гуманитарном знании Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.7. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.8. Развитие религиозно-мифологических традиций в раннем железном веке Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.9. Религиозно-философские памятники как источник для реконструкции мировоззрения древнего населения Евразии Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.10. Религиозно-философские памятники как источник для реконструкции мировоззрения древнего населения Евразии Сам. работа 6 9 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.11. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.12. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Сам. работа 6 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.13. Мифологические сюжеты в искусстве и культуре пазырыкского общества Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.14. Мифологические сюжеты в искусстве и культуре пазырыкского общества Сам. работа 6 7 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. Религиозно-мифологические представления народов Ценрально-Азиатского региона
2.1. Религия и мифология скифов Причерноморья Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.2. Религия и мифология саков Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.3. Религия и мифология саков Сам. работа 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.4. Религиозно-мифологическая система кочевников Алтая в скифскую эпоху Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.5. Религия и мифология скифов Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.6. Религия и мифология скифов Сам. работа 7 18 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.7. Религиозно-мифологические представления населения Хакаско-Минусинской котловины и Тувы в раннем железном век Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.8. Религиозно-мифологические представления населения Хакаско-Минусинской котловины и Тувы в раннем железном век Сам. работа 7 18 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Теоретические аспекты реконструкций мировоззрения
3.1. Теоретические аспекты реконструкций мировоззрения средневековых народов в кочевниковедение Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Религиозно-мифологические представления народов Центрально-Азиатского региона
4.1. Религия хунну Центральной Азии Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.2. Распространение прозелитраных религий и традиционное мировоззрение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.3. Распространение прозелитраных религий и традиционное мировоззрение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии Сам. работа 7 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.4. Мировоззрение тюрков Центральной и Средней Азии Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.5. Мировоззрение кыргызов и уйгуров Центральной Азии Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.6. Религия и мифология монголов эпохи средневековья. Этноконфессиональная ситуация в монгольской империи Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.7. Религиозный фактор в истории Монгольской империи Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.8. Религиозный фактор в истории Монгольской империи Сам. работа 7 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.9. Мировоззрение монголов в эпоху средневековья Практические 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.10. Мировоззрение монголов в эпоху средневековья Сам. работа 7 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.11. Ритуальные сооружения народов Центральной Азии в древности и средневековье как источник для изучения мировоззренческих представлений Практические 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.12. Ритуальные сооружения народов Центральной Азии в древности и средневековье как источник для изучения мировоззренческих представлений Сам. работа 7 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 5. Религиозная ситуация в Центральной Азии в период этнографической современности
5.1. Мировоззрение населения Центральной Азии а современном этапе Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.2. Традиционная культура и мировоззрение монголов этнографической современности Практические 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.3. Традиционная культура и мировоззрение монголов этнографической современности Сам. работа 7 23 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.4. Экзамен 7 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно- цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. К какому типу империй по мнению Н.Н. Крадина, можно отнести тюркоязычные каганаты Центральной Азии эпохи раннего средневековья?
А) даннические империи;
Б) завоевательные империи;
В) полиэтничные и поликонфессиональные империи;
Г) типичные империи;
Д) традиционные империи
2. При исследовании курганов какой археологической культуры в Южной Сибири и Центральной Азии были обнаружены татуировки на мумиях кочевников, содержащих мифологическую символику?
а) пазырыкской;
б) булан-кобинской
в) тюркской;
г) кыргызской;
д) сакской;
е) андроновской;
з) сяньбийской;
3. Какая форма семьи, по мнению современных тюркологов, является элементарной структурной величиной в тюркском обществе в раннее средневековье?
А) Патриархальная семья;
Б) Нуклеарная семья;
В) Большая неразделенная семья;
Б) Совокупность малых семей;
е) знахарь;
4. Укажите основной ареал распространения саглынской культуры?
а) Казахстан;
б) Хакассия;
в) Бурятия;
г) Монголия;
д) Тува;
е) нет правильного ответа
5. В каком письменном религиозно-философском памятнике упоминается этноним саки?
а) Упанишады;
б) Ригведа;
в) Авеста;
г) Яджурведа;
д) Атхарваведа;
е) Библия;
ж) Махабхарата;
6. С какой археологической культурой (общностью), по мнению ученых, можно соотнести древний народ ариев?
а) сакская;
б) пазырыкская;
в) саглынская;
г) андроновская;
д) афансьевская;
е) каракольская;
ж) окуневская;
з) каркольская;
7. Какой народ считается создателем первой кочевой империи?
а) саки;
б) пазырыкцы;
в) саглынцы;
г) кидани;
д) хунну;
г) сяньби;
д) тюрки;
е) монголы;
ж) кыргызы;
з) уйгуры;
8. Каким периодом с точки зрения современной науки датируется пазырыкская культурв?
а) VIII-III вв до н.э.
б) V-II вв до н.э.
в) вт. четв. VI-III вв. до н.э.
г) VII-II вв. до н.э.
д) V в. до н.э.- II в. н.э.
е) V-II вв н.э
ж) VI-V вв. до н.э.
з) II в. до н.э. – V в. до н.э.
9. Назовите могильник эпохи бронзы в Южном Приуралье, в котором обнаружены погребения людей в колесницах и с лошадьми:
а) Аркаим
б) Чиликта;
в) Иссык;
г) Пазырык;
д) Лисаковский;
е) Синташта;
ж) Барель;
з) Салбык;
и) Саглы-Бажи-II.
10. При изучении погребений какой археологической культуры на Алтае обнаружены каменные ящики, на стенки которых нанесены уникальные изображения?
а) окуневской;
б) каракольской;
в) сакской;
г) пазырыкской;
д) андроновской;
е) карасукской;
ж) саглынской;
д) бийкенской;
11. Какой современный ученый указал на одну из причин сравнительной недолговечности кочевых государств из-за перехода рядовых соплеменников на военизированное положение, который подрывал традиционное хозяйство, способствовал быстрой убыли мужского населения фертильного возраста в войнах, размывал этнос из-за расселения на большой территории в иной этнической среде?
А) Н.Н. Серегин;
Б) С.Г. Кляшторный;
В) Ю.С. Худяков;
Г) Д.С. Савинов;
Д) Е.И. Кычанов.
12. С.Г. Кляшторный относил к типу ранней степной империи (или этапу архаичных империй):
А) империю хунну;
Б) империю сяньби
В) жужанский каганат;
Г) кыргызский каганат;
Д) монгольскую империю
Е) Империю Ляо
13. Какая идеология наиболее была подходящей для обоснования императорской власти и ее передачи по наследству сыновьям в государстве киданей в период правления Абаоцзи?
А) манихейство;
Б) буддизм;
В) несторианство;
Г) конфуцианство;
Д) тенгрианство
14. Материалы каких двух основных памятников сопоставлял Б.А Литвинский при изучении символики погребений т.н. «золотых людей»
а) Иссык и Пазырык;
б) Тилля-Тепе и Салбык;
в) Иссык и Аржан;
г) Пазырык и Бугры;
д) Иссык и Тилля-Тепе;
е) Иссык и Бугры;
15. С точки зрения современной науки в мировоззрении кочевников Центральной Азии прослеживается влияние:
а) зороастризма;
б) митраизма;
в) маздаизма;
г) иранского религиозного комплекса

Ключ к тестам
1. Г
2. А
3. Б
4. Д
5. В
6. Г
7. Д
8. В
9. Е
10. Б
11. В
12. Г
13. Г
14. Д
15. Г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Какие культуры относятся к скифо-сакской эпохи? (тагарская, саглынская)
2. Народы проживали в Центральной Азии в гунно-сарматское время? (сяньби, сюнну, жужани)
3. Какие культуры относятся к эпохе энеолита (афанасьевская, окуневская)
4. Назовите элитные памятники скифо-сакского времени на территории Российского Алтая (Башадар, Туэкта, Шибе, Пазыырк, Бугры)
5. Назовите археологические культуры древних кочевников Алтая, которые выделены для раннескифского периода
(бийкенская, майэмирская)
6. Какие существа в мифологии кочевников скифо-сакского периода считались солярными (лошадь, олень)
7. Какие народы проживали в Южной Сибири и Центральной Азиив эпоху раннего средневековья (тюрки, уйгуры)
8. На каком памятнике на Алтае в настоящее время больше всего раскопано погребений кыргызской культуры (Чинета-II)
9. При каком хане произошла исламизация Джичиева Улуса (Узбеке)
10. Какой ученый провел сравнительное изучение политической и религиозной деятельности Чингисхана и Мухаммеда (А.М. Хазанов)
11. В каком году был заключен клятвенный договор (мэн юе) между империей хунну и ханьским Китаем при шаньюе Хуханбе (49 г. до н.э.)
12. Как именовались правители империи сяьнби (дажэнь)
13. Какой титул один из предводителей сяньбийцев Маньтоу получил в 54 г., прибыв к ханьскому двору в Китай? (хоу)
14. В каком году правитель жужаней Шэлунь принял титул кагана? (402 г.)
15. Какой ученый первым сравнил интранизацию правителей тюрок с интронизацией шамана (М. Мори)
16. Выполнение каких обязанностей предполагала должность тутука у тюрок (управление подчиненными народами)
17. Какой военно-политический деятель тюрок с целью укрепления сотрудничества предложил китайскому императору Сюань-цзуну считать его «сыном»? (Бильге-каган)
18. На какой территории раскопано больше всего памятников эпохи Первого тюркского каганата (Алтай)
19. У какого народа тюрки заимствовали десятичную военно-административную систему (жуань-жуаней)
20. Согласно китайским источникам Темучин происходил (Из черных татар)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ПК-4 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. При изучении какого памятника пазырыкской культуры обнаружен уникальный женский головной убор, отражающий трехуровневое строение Вселенной:
а) Иссык;
б) Чиликты;
в) Пазырык;
г) Башадар;
д) Туэкта;
е) Ханкаринский дол;
ж) Чинета-II;
з) Берель
2. Носители саглынской культуры Тувы помещали умерших людей в могилу преимущественно в следующем положении:
а) в скорченном положении на левом боку и головой ориентировали на запад;
б) в скорченном положении на правом боку и головой ориентировали на запад;
в) в скорченном положении на левом боку и головой ориентировали на восток;
г) в скорченном положении на правом боку и головой ориентировали на восток;
д) в вытянутом положении на спине и головой ориентировали на восток
При изучение какого памятника пазырыкской культуры в Северо-Западном Алтае в XXI в. были обнаружены уникальные деревянные лаковые изделия - чашечки, сделанные в Китае?
а) Пазырык;
б) Башадар;
в) Туэкта;
г) Берель;
д) Чинета-II
е) Саглы-Бажи-II
ж) Иссык;
з) Чиликты
4. В каком году буддийский монах Фа Го объявил императора тобаской династии Выэ Тай-цзу Буддой?
а) 293 г. н.э.;
б) 419 г. н.э.;
в) 510 г. н.э.;
г) 315 г. н.э.
5. В каких источниках упоминается, что у хунну в 121 г. до н.э. Была захвачена статуя золотого человека, перед которой
кочевники совершали жертвоприношения Небу?
а) в персидских;
б) в арабских;
в) в византийских;
г) китайских
6. В каком государстве в 762/763 гг. манихейство было объявлено государственной религией?
а) Империя жужаней;
б) Первый Тюркский каганат;
в) Уйгурский каганат;
г) Кыргызский каганат
7. Какой титул согласно китайским источникам, по мнению Ю.А. Зуева, носили правители Кыргыского каганата, которые симпатизировали манихейству?
а) Каган Света;
б) Каган Солнца;
в) Каган Вселенной;
г) Божественный Каган
8. С какого клана правителей кочевых государств Центральной Азии началась сакрализация всего правящего рода?
а) клан Модэ (империя хунну);
б) клан Ашина — (Тюркский каганат);
в) клан Чингизидов (Монгольская империя)
9. К какой безличной высшей силе-божеству аппелировали правители тюркских и монгольских племен для обоснования легитимности своей власти:
а) Солнцу:
б) Луне;
в) Земле;
г) Небу
д) Воде
10. Какое животное согласно генеалогическому мифу являлось прародителем тюркского рода Ашина?
а) лошадь;
б) собака;
в) волк;
г) ирбис;
д) олень;
е) медведь;
ж) горный козел;
з) тигр
11. Какое христианское направление получило распространение в Центральной Азии и Китае в эпоху раннего средневековья?
а) католичество;
б) монофизитство;
в) православие;
г) несторианство
12. У какого кочевого народа Центральной Азии в эпоху средневековья зафиксирован обряд кремации умерших?
а) кимаки;
б) кыргызы;
в) тюрки;
д) уйгуры
13. При исследовании средневековых погребений кыргызов на могильнике Саглы-Бажи-I в Туве были обнаружены амулеты с заклинаниями какой религии?
а) манихейство;
б) буддизм;
в) христианство;
г) шаманизм;
д) бон
14. В каком древнем памятники письменности содержится наиболее раннее упоминание о сооружении кенотафов?
а) Одиссея;
б) Ригведа;
в) Авеста;
г) Библия;
д) Коран
15. Какой исследователь предложил первым называть религию тюрок Центральной Азии эпохи средневековья тенгрианством?
а) В.В, Радлов;
б) Ж.П. Ру
в) С.В. Малов;
г) Л.П. Потапов;
д) В.В. Бартольд
Ключ к тестам
1. Е
2. А
3. Д
4. А
5. Г
6. В
7. А
8. А
9. Г
10. В
11. Г
12. Б
13. Д
14. А
15. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Индоарии и скифы практиковали так называемую ашвамедху, т.е. специальный обряд …..
(жертвоприношения коня светлой масти царем).
2. Сакрализация предполагает наделение социальных субъектов – правителей особым статусом…..
(священности, который обеспечивал общественное благополучие и связь со сверхъестественными силами)
3. У кочевых народов Центральной Азии постепенно начался процесс сакрализации не только отдельных правителей, но всего правящего клана. У хунну – это клан ….., у тюрок – клан…., у монголов – клан ….
(клан Моде, клан Ашина, клан Чингизидов).
4. Мифологическое обоснование легитимности правителей кочевых народов Центральной Азии и их власти в виде небесного мандата на правление стало формироваться …. период
(хуннуско-сяньбийско-жужанский/гунно-сарматский период)
5. У монголов сформировался комплекс символов государственности, истоки которого уходят в предшествующий период развития культуры и мировоззрения номадов Центральной Азии. К таким «государственным святыням», особый статус которых отражен в ряде памятниках письменности, например «Сокровенном сказании», относятся следующие 9 объектов: лошадь, седло, пояс, меч, колчан, зонт, трон, а также … и…. .
(печать, знамя).
6. Существование устойчивых мировоззренческих и социальных воззрений на фигуру «царя» у разных народов с древних времен и вплоть до современности, вероятно, объясняется наличием особого архетипа коллективного бессознательно, который в рамках концепции К.Г. Юнга и других представителей аналитической психологии, можно обозначить как …
(«архетип вождя»).
7. Важным компонентом религий кочевников являлся древний иранский мировоззренческий комплекс, который включал обширный круг верований и представлений, получивших развитие, как в маздаизме, так и в зороастризме. Вероятно, применительно к религиозной системе кочевников-«пазырыкцев» Центральной Азии можно говорить о влиянии…
(маздаизма в его митраистском варианте).
8. В истории Центральной Азии в эпоху поздней древности заметный след оставили такие три кочевые империи, как Хуннуская (209 г. до н.э. – 93 г. н.э.), …… (93–235 гг. н.э.) и Жужанская (359–552 гг. н.э.).
(Сяньбийская)
9. В рамках культурно-хронологической концепции для Центральной Азии часто используется синоним термина гунно-сарматский период …..
(хуннуско-сяньбийско-жужанский период)
10. Массовые миграции населения, произошедшие на территории Евразии в III–V вв. н.э. получили обозначение в науке как …..
(эпоха великого переселения народов)
11. В эпоху поздней древности Великий шелковый путь способствовал распространению у сяньбийцев и жужаней одной из мировых религий….
(буддизм).
12. Тюркоязычные кочевники Центральноо Азии выработали свою особую систему письма, которая получила наименование…
(тюркская руническая письменность)
13. Религиозная система тюркоязычных кочевников Центральной Азии обозначается термином…
(тенгрианство).
14. В качестве государственной религии в Уйгурском каганате Бёгю-каганом в 762-763 гг. была провозглашена такая религия как…
(манихейство)
15. Анализируя рунические надписи Алтая, И.Л. Кызласов высказал мысль о существовании двух манихейских епархий в Центральной Азии и Южной Сибири. Одна из них включала, а вторая Северо-Западную Монголию и Алтай.
(первая епархия включала - Хакасско-Минусинускую котловину и Туву; вторая епархия включала - Северо-Западную Монголию и Алтай).
16. Элитный археологический памятники Казахстана, результаты изучения которого послужили для А.К. Акишева и К.А. Акишева основой для выявления в религии саков иранского комплекса верований, получил название…
(курган Иссык)
17. Культ кагана (культ клана Ашина) стал проявляться в почитании личности правителя, пещеры предков, а также животного…., которое являлся священным животным для многих кочевых народов Евразии.
(волк)
18. Согласно китайским письменным источникам правитель империи хунну обозначался термином…
(шаньюй)
19. Согласно средневековым письменным источникам правитель у тюркоязычных кочевников Центральной Азии обозначался термином…
(каган)
20. В начале 1320-х г. ислам в качестве государственной религии Золотой Орды провозгласил хан…
(Узбек)
21. Первым из монгольских ханов принял ислам….
(Берке)
22. Тюркоязычные кочевники Центральной Азии в эпоху средневековья выработали особую системы письма, которая получила название тюркская руническая писменность. В науке еще используют второе название этой письменности по названию двух рек….
(орхоно-енисейская)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к зачету
1. Характеристика источников при изучении кочевников Евразии скифо-саского периода (археологические, письменные, этнографические).
2. Погребальный обряд скифов Причерноморья: структура и семантика. Скифская мифология и искусство. Влияние греческой религиозной традиции. Скифское «жречество».
3. Лошадь в религиозно-мифологической системе кочевников Евразии скифо-сакского периода.
4. Афанасьевская культура Южной Сибири (погребальный обряд, хронология, материальная культура; хозяйство).
5. Елунинская культура Южной Сибири (погребальный обряд, хронология, материальная культура; хозяйство).
6. Каракольская культуры Южной Сибири (погребальный обряд, хронология, материальная культура; хозяйство, чашевидные углубления, семантика погребальных сооружения «каракольцев»).
7. Ирменская культура (погребальный обряд, хронология, материальная культура, хозяйство).
8. Андроновская культура (погребальный обряд, хронология, материальная культура, хозяйство, религиозно- мифологические представления).
9. Погребальный обряд и мифологические сюжеты в искусстве представителей окуневской культуры Южной Сибири.
10. Элитный и рядовой погребальный обряд саков Казахстана структура и семантика.
11. Мифология и искусство саков.
12. Иранский комплекс верований в мировоззрение кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в скифскую эпоху .
13. Общая характеристика погребального обряда тагарской культуры Южной Сибири. Мифологические сюжеты в искусстве и верования.
14. Общая характеристика погребального обряда таштыкской культуры Южной Сибири Мумии, погребальные куклы, маски, бюсты: характеристика и семантика.
15. Погребальный обряд и религиозно-филологическая система представителей саглынской культуры Тувы (погребальный обряд, верования, культы, влияние зороастризма и др.). Социальная организация кочевников Тувы.
16. Пазырыкская культура Алтая: хронология, погребальный обряд. Ритуальная роль растений и посуда в погребальном обряде у кочевников. Семантика головных уборов. Бальзамирование. Символика татуировок.
17. Социально-политическая организация пазырыкского общества. Хозяйство и торговые отношения.
18. Мифологические сюжеты и образы в искусстве «пазырыкцев». Переднеазиатское и китайское влияние.
19. Общая характеристика этнокультурной и социальной концепции развития народов Центральной Азии от эпохи энеолита до скифо-сакского периода.
20. Общая характеристика этнокультурной и социальной концепции развития народов Центральной Азии от гунно- сарматского (хуннуско-сяньбийско-жужанского) времени до средневековья.
Вопросы к экзамену
1. Характеристика источников по истории кочевых народов Центральной Азии поздней древности и средневековья (саки, «пазырыкцы», хунну, сяньби, жужани тюрки, кыргызы, уйгуры, монголы).
2. Лошадь в религиозно-мифологической системе древних и средневековых кочевников Евразии.
3. Религиозная система саков и иранский религиозный комплекс (погребальный обряд, мифология и семантика образов в искусстве).
4. Пазырыкская и саглынская (уюкская) культуры Алтая и Тувы: хронология, погребальный обряд, верования, искусство.
5. Социально-политическая организация «пазырыкцев» Алтая.
6. Кенотафы как тип ритуальных сооружений кочевников.
7. Сакрализация правителей кочевых обществ Центральной Азии.
8. Мифология и пантеон у средневековых тюрок Центральной Азии.
9. Служители культа у кочевников в эпоху поздней древности (на примере пазырыкского общества и хунну)
10. Служители культа / шаманы и их деятельность в эпоху средневековья (на примере тюркских и монгольских племен).
11. Шаманизм алтайцев периода этнографической современности
12. Истоки центрально-азиатского шаманизма. Шаманизм у тюркских и монгольских народов Сибири и Центральной Азии в эпоху средневековья.
13. Общая характеристика этнокультурной и социальной концепции развития народов Центральной Азии от эпохи энеолита до скифо-сакского периода.
14. Общая характеристика этнокультурной и социальной концепции развития народов Центральной Азии от гунно- сарматского (хуннуско-сяньбийско-жужанского) времени до средневековья.
15. Империи хунну, сяньби, жужаней: история развития и характеристика социально-политического устройства.
16. Особенности элитного и рядового погребального обряда хунну. Основные черты традиционных верований хунну, сяньби и жужаней.Научная дискуссия о знакомстве хунну, сяньби и жужаней с буддизмом.
17. Этногенез монголов.
18. Социально-политическая организация Монгольской империи. Чингисхан как харизматический лидер и его сакрализация.
19. Погребально-поминальная обрядность и традиционные верования монголов. Знакомство монголов с мировыми религиями. Исламизация Золотой Орды.
20. Мировоззрение монголов этнографической современности (представления о пространстве и времени; монгольский календарь).
21. Мировоззрение монголов этнографической современности (сезонные монгольские праздники; числовая и цветовая символика; элементы монгольского этика).
22. Тюрки: основные этапы этногенеза и формирование тюркских каганатов. Особенности политической организации и элита в тюркских каганатах
23. Социально-политические отношения в тюркских каганах (система родства, половозрастная и социальная дифференциации).
24. Кыргызы: история развития и характеристика социально-политического устройства.
25. Уйгуры: история развития и характеристика социально-политического устройства.
26. Погребальные обряды у тюрок, кыргызов и уйгуров: археологические, письменные и этнографические источники. Ритуальные сооружения (балбалы, оградки, изваянии).
27. Искусство и его связь с прозелитарными религиями и традиционным мировоззрением тюрок, кыргызов и уйгуров в эпоху средневековья.
28. Основные направления взаимодействия кочевников Центральной Азии с государствами Китая, Средней и Передней Азии в поздней древности и средневековье.
29. Кидани: основные этапы этногенеза. Империя Ляо: социально-политическая организация.
30. Особенности городской архитектуры и экономической деятельности у киданей. . Погребальная обрядность и конфессиональная ситуация в империи Ляо.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена в 3 томах: Издательство "Лань" (мировое наследие), 2013 e.lanbook.com
Л1.3 Горбунов В. В., Грушин С. П., Дашковский П. К., Кирюшин К. Ю., Кирюшин Ю. Ф., Кунгуров А. Л., Матренин С. С., Папин Д. В., Серегин Н. Н., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А., Федорук А. С., Федорук О. А., Фролов Я. В., Шамшин А. Б., Шуньков М. В. История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья : Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
Л2.2 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.3 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.4 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнева История религиозных общин Алтая и Сибири в контексте государственно-конфессиональных отношений: учеб.-метод. пособие Азбука, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.5 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.6 П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография Из-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Народы и религии Евразии journal.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Народы и религии Центральной Азии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине "Народы и религии Центральной Азии" студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Экзамен проходит устно. Студент может ознакомиться с вопросами к экзамену в начале семестра. При подготовке к экзамену целесообразно повторить пройденный материал в строгом соответствии с программой, примерным перечнем вопросов к экзамену. Необходимо использовать конспекты практических занятий, учебную литературу, рекомендованную преподавателем. При необходимости следует обратиться к преподавателю за консультацией и методической помощью