МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-историческое наследие народов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 18 18 28 28
Практические 20 20 24 24 44 44
Сам. работа 42 42 39 39 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
ст. преподаватель , А.Н. Ожиганов;Доцент, К.Д. Рябцева

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Культурно-историческое наследие народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Знакомство с историей формирования культурно-исторического наследия народов России
1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт объектов материальной и нематериальной культуры Российской Федерации
1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурно-исторического наследия России
1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия.
1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-исторического наследия российской Федерации.
1.6 Международный опыт по сохранению и изучению культурно-исторического наследия.
1.7 Изучить роль и значение культурно-исторического наследия на современном этапе



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-1.1 Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
ПК-1.2 Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления
ПК-4Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения
ПК-4.1 Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию
ПК-4.2 Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
ПК-4.3 Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
ПК-4.4 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-4.5 Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.2. Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
ПК-4.1. Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления
ПК-4.2. Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников;
ПК-4.3. Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.1. Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
ПК-4.4. Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования;
ПК-4.5. Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культурно-историческое наследие России. Определение понятия.
1.1. Понятие и содержание термина «Культурно-историческое наследие». Задачи, функции КИН. Типы КИН: виды, отличия, определение.Этапы изучения КИН. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.2. Структура культурно-исторического наследия Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.3. Видовое разнообразие объектов культурно-исторического наследия Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.4. Исторические поселения России Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.5. Нематериальное культурно-историческое наследие Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.6. Материальное культурно-историческое наследие. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.7. Наиболее ценные объекты культурно-исторического наследия России Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.8. Объекты культурно-исторического наследия Барнаула. Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л2.4
1.9. Структура культурно-исторического наследия. Видовое разнообразие объектов культурно-исторического наследия Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.10. Исторические поселения России Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
1.11. Нематериальное культурно-историческое наследие. Материальное культурно-историческое наследие Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
Раздел 2. Отношение общества к культурному и историческому наследию
2.1. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XVIII в. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.2. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XIX в. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.3. Отношение общества к культурному и историческому наследию в начале XX в. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.4. Отношение общества к культурному и историческому наследию в СССР. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.5. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XVIII в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.6. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XIX в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.7. Отношение общества к культурному и историческому наследию в начале XX в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
2.8. Зачет 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
Раздел 3. Правовые основы сохранения и охраны культурно-исторического наследия России.
3.1. XVIII в. «Время государственных инструкций» Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.2. XIX — начало XX в. Проекты специального закона об охране российской старины. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.3. 1920—1930-е годы. Политика советского государства по отношению к культурно-историческому наследию Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.4. Объекты КИН в период войны 1941—1945 гг. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.5. Объекты КИН в послевоенный приод. Судьба культурно-исторического наследия в эпоху перестройки и постсоветский период Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.6. XVIII в. «Время государственных инструкций» Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.7. Объекты культурно-исторического наследия Барнаула. Практические 4 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л2.4
3.8. XIX — начало XX в. Проекты специального закона об охране российской старины. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.9. 1920—1930-е годы. Политика советского государства по отношению к культурно-историческому наследию Сам. работа 4 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.10. Объекты КИН в период войны 1941—1945 гг. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР. Объекты КИН в послевоенный период. Судьба культурно-исторического наследия в эпоху перестройки и постсоветский период Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4
3.11. Экзамен 4 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6588

Оценка сформированности компетенции
ПК-1 Способность работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Назовите первый музей России, возникший при Петре I
а) Эрмитаж
б) Музей Академии художеств
в) Кунсткамера
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 2. Датой создания Эрмитажа считается
а) 1764 г.
б) 1714 г.
в) 1784 г.
г) 1803 г.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 3. Екатерина II коллекционировала в своем собрании
а) картины, камеи, книги по архитектуре
б) картины, камеи, книги о скульптуре
в) картины, медицинские инструменты
г) картины, скульптуру
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 4. Что такое "Новый Эрмитаж"?
а) Музей, построенный по образцу Старого Эрмитажа
б) Первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея; часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа
в) Первый художественный музей в России
г) Первый отечественный музей комплексного профиля, объединивший исторические и естественнонаучные собрания
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 5. Когда начинается развитие Оружейной палаты как музея?
а) 1801 г.
б) 1746 г.
в) 1855 г.
г) 1806 г.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 6. Когда и где был основан Исторический музей?
а) 1912 г., Москва
б) 1872 г. , Санкт-Петербург
в) 1872 г., Москва
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 7. Основателем Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве являлся
а) П.М. Третьяков
б) И.В. Цветаев
в) Александр III
г) Николай II
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 8. Укажите период, с которого начинается формирование Сокровищницы московских князей
а) XIII в.
б) XV в.
в) XII в.
г) XVIII в.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 9. Обозначьте название протомузейной формы, которая была распространена в Москве при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче
а) книгохранительницы
б) арсеналы
в) аптекарские огороды
г) церковные и монастырские ризницы
Ответ: в
ВОПРОС 10. Укажите имя предпринимателя и мецената, собравшего обширную коллекцию русской живописи, составившей основу Третьяковской галереи
а) Третьяков Сергей Михайлович
б) Цветаев Иван Владимирович
в) Третьяков Павел Михайлович
Ответ: а.
ВОПРОС 11. Первый русский скансен был создан
а) в Гатчине
б) в Царицино
в) в Цаском Селе
г) в Коломенском
Ответ: г.
ВОПРОС 12. Барнаульский музеум (ныне Алтайский государственный краеведческий музей) был основан
а) в 1782 г.
б) в 1823 г.
в) в 1872 г.
г) в 1852 г.
Ответ: б.
ВОПРОС 13. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранит и экспонирует
а) произведения русского искусства
б) произведения зарубежного искусства
в) произведения азиатского искусства
г) археологические и этнографические предметы
Ответы: б.
ВОПРОС 14. Архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества Петр Барановский является основателем музея в
а) в Павловске
б) Царском Селе
в) в Кусково
г) Коломенском
Ответ: г.
ВОПРОС 15.Российский этнографический музей выделился из состава
а) Третьяковской галереи
б) Кунсткамеры
в) Эрмитажа
г) Русского музея
Ответ: г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дата основания Кунсткамеры ______
Ответ: 1714
ВОПРОС 2: Укажите два музея, которые возникли на основе материалов Политехнической выставки 1872 года
ОТВЕТ: Политехнический музей и Исторический музей
ВОПРОС 3: Название московского музея-сокровищницы, который является частью комплекса Большого Кремлёвского дворца в Кремле
ОТВЕТ: Оружейная палата
ВОПРОС 4. Первый археологический музей-заповедник, созданный на территории России называется _____________
ОТВЕТ: Танаис
ВОПРОС 5. Сад, заложенный в центре Петербурга Петром I и вошедший в 2002 г. в состав Государственного Русского музея называется _____________
ОТВЕТ: Летний сад
ВОПРОС 6. Из состава какого музея выделились Минералогический и зоологический музеи Академии наук в 1836 г.?
ОТВЕТ: Кунсткамера
ВОПРОС 7. Фамилия художника, написавшего картину "Последний день Помпеи" _________
ОТВЕТ: Брюллов
ВОПРОС 8. Автор картины "Возвращение блудного сына"____________
ОТВЕТ: Рембрандт
ВОПРОС 9. Музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия (музеи-храмы, музеи-монастыри, дома-музеи, музеи-усадьбы, дворцы-музеи и т.п.). - ____________
ОТВЕТ: Ансамблевый музей
ВОПРОС 10. Военное учреждение для хранения, ремонта и сборки, учёта, выдачи войскам вооружения и боеприпасов, а также для производства работ по их сборке, ремонту и изготовлению некоторых деталей к ним
ОТВЕТ: Арсенал
ВОПРОС 11. ___________________ - группа музеев, которые являются собственностью государства и финансируются из его бюджета.
ОТВЕТ: Государственные музеи
ВОПРОС 12: ____________________-исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории
ОТВЕТ: Музейная сеть
ВОПРОС 13: ____________________- музей, образованный на основе свозимых с разных территорий исторических построек на одно определенное место.
Ответ: скансен
ВОПРОС 14: _____________________- основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры.
ОТВЕТ: Экспозиция музейная
ВОПРОС 15: ____________________-группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.
ОТВЕТ: Этнографические музеи
ВОПРОС 16:_____________________- профильная группа музеев, документирующих историю развития общества.
ОТВЕТ: Исторические музеи
ВОПРОС 17: ____________________________- одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика
ОТВЕТ: Культурно-образовательная деятельность музея
ВОПРОС 18: Первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге называется _________________
ОТВЕТ: Кунсткамера
ВОПРОС 19: ________________- экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов.
ОТВЕТ: ландшафтные
ВОПРОС 20: _________________-процесс преобразования историко-культурных и природных объектов в музейные объекты
ОТВЕТ: Музеефикация
ВОПРОС 21: От лица государства сохранением наследия, музейной политикой и другими вопросами охраны памятников в России занимается _________________
ОТВЕТ: Министерство культуры РФ
ВОПРОС 22: ____________________ музеи - это музеи находятся в управлении местной администрации (город, село).
ОТВЕТ: муниципальные
ВОПРОС 23: К группе художественных музее относятся .....
ОТВЕТ: Музеи изобразительного искусства, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи народного искусства
ВОПРОС 24. К какой группе относятся археологические и этнографические музеи?
ОТВЕТ: исторические
ВОПРОС 25. По составу своих коллекций краеведческие музеи являются
ОТВЕТ: комплексными
ВОПРОС 26. На какие виды подразделяются объекты культурного наследия в Статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
ОТВЕТ: памятники, ансамбли, достопримечательные места
ВОПРОС 27.Совокупность строений и артефактов, произведенных обществом с использованием труда и включающих остатки заводов, фабрик, промышленных складов, шахт и прочее, называется
ОТВЕТ: индустриальное наследие
ВОПРОС 28. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации был принят в________________
ОТВЕТ: 2002 г.
ВОПРОС 29. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» был принят в___________
ОТВЕТ: 1996 г.
ВОПРОС 30. В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята __________________
ОТВЕТ: Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия

ПК-4 Способен осуществлять организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации в рамках профессиональных обязанностей, связанных с вопросами региональной политики и управления

1. В каком законодательном акте РФ закреплено понятие культурное наследие:
1) Конституция;
2) ФЗ об объектах культурного наследия народов РФ;
3) Положение о министерстве культуры РФ; 4) ФЗ о музейном деле.

2. Нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства и т.д. - это:
1) Культурные ценности;
2) Культурное наследие;
3) Культурное достояние;
4) Культурная память.

3. Памятники культурно-исторического наследия выполняют ряд функций, кроме:
1) Воспитательная;
2) Просветительская;
3) Сохранения памяти;
4) Религиозная.

4. Один из первых международных договоров, начала 30х гг. ХХ в. Об охране художественных и исторических памятников называется:
1) Пакт Бенуа;
2) Пакт Рериха;
3) Пакт Вильсона;
4) Пакт памяти.

5. Объекты историко-культурного наследия недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иные предметы возникшие в результате исторических событий, это пример:
1) Нематериального культурного наследия;
2) Материального культурного наследия.

6. Обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы и культурные пространства, это:
1) Нематериального культурного наследия;
2) Материального культурного наследия.

7. Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры:
1) ЮНИДО;
2) МБРР;
3) ИКАО;
4) ЮНЕСКО.

8. Указание, что: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» содержится в следующем документе:
1) Конституция;
2) ФЗ об объектах культурного наследия народов РФ;
3) Положение о министерстве культуры РФ;
4) ФЗ о музейном деле.

9. Понятие «охрана» культурно-исторического наследия получило распространение в России:
1) В XVIII в.;
2) В XIX в.;
3) В XX в.;
4) В XXI в.

10. Первое музейное собрание в России, основанное при Петре Великом:
1) Эрмитаж;
2) Русский музей;
3) Кунсткамера;
4) ГИМ.

11. Примером материального культурно-исторического наследия не является:
1) Московский Кремль;
2) Горловое пение «кай»;
3) Памятник Петру I «Медный Всадник»;
4) Икона «Святая Троица» Андрея Рублева.

12. В т.н. «брежневский период» (1965-1985 гг.), в рамках празднований и отмечаний юбилейных дат, в большом количестве создаются объекты и памятники связанные:
1) С событиями Революции 1917 года и Гражданской войны;
2) Отечественной войны 1812 года;
3) С событиями Первой мировой войны;
4) С правлением И.В. Сталина.

13. Музеефициораванное бывшее жилое помещение, в котором проживал какой-либо выдающийся деятель или его творчество, а также посвященное какому-либо социально-временному срезу общества - это:
1) Мемориальная квартира;
2) Мавзолей;
3) Ансамбль;
4) Памятник.

14. Один из последних законов, затрагивающий объекты культурно-исторического наследия - ФЗ №327 от 30.11.2010 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" - предусматривает передачу объектов:
1) Любых памятников архитектуры;
2) Национализированные в советский период религиозные объекты РПЦ МП; 3) Передачу объектов нематериального наследия;
4) Национализированные в советский период религиозные объекты различных конфессий.

15. Исторические города и поселения классифицирует исходя из их статуса и значимости на:
1) на 2 категории;
2) на 3 категории;
3) на 4 категории;
4) на 5 категорий.

Открытые:
1. Территории, сохраняющие всю историко-культурную среду - это:
Национальные парки.

2. Основное содержание Архивного фонда РФ состоит из:
Разновременных документов.

3. Особенностью нематериального культурного наследия является:
Редкость проявления.

4. Языки малочисленных народов и их диалектная лексика, как часть нематериального культурного наследия, в настоящее время из-за массовой культуры и всеобщего образования:
Исчезают.

5. Возможность сохранения народных промыслов, ремесел и знаний наблюдается среди:
Сельских поселений.

6. В XVIII веке большая роль в создании методики выявления и фиксации памятников принадлежит:
Г.Ф. Миллер.

7. М.В. Ломоносов в области изучения памятников древности, известен идей о выявлении информации об:
Церковной старине.

8. Согласно указу Петра I, под категорию «древность» подпадали объекты, возраст которых старше:
100 лет.

9. Церковные здания и сооружения для XVIII века воспринималось как:
Святыни.

10. При императрице Екатерине II в архитектуре античная традиция становится основополагающей, данный стиль получил название:
Классицизм.


11. К какому году относят рождение русской этнологии?
1596 г.

12. В чем видели свою главную задачу сторонники эволюционизма?
в показе пространственного распределения культур или отдельных культурных элементов;

13. Какому ученому-этнологу относятся труды: «Древнее Общество» (1877 г), «Первобытное общество» (1871 г)?
А. Бастиан.

14. Кто из этих ученых-этнологов является основателем школы «Диффузионизма»?
Льюис Генри Морган.

15. В чем сторонники Диффузионизма видели главный предмет в этнологии.
в человеке.

16. Какая идея относится к социологической школе этнологии?
идея мира и человека;

17. Сторонники, какого направления стремились создать социальную антропологию, как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в английских колониях:
диффузионизма.

18. Какой ученый- этнолог отвергал все традиционные школы этнологии (диффузионизма, эволюзионизма, функционализма), как недостаточно универсальные:
Л.Н Гумилев.

19. Что в этнопсихологической школе является главным предметом изучения?
психология личности.

20. Где этнопсихологическая школа получила наибольшее распространение?
в США.

21. В каких направлениях этнологии зарождался «структурализм»?
в функционализме.

22. Какая из школ в этнологии придерживался мнения, что «культура» должна рассматриваться в своих собственных рамках, как закрытая система специфических форм существования?
школа культурного релятивизма.

23. Какой ученый-этнолог является основателем теории многолинейной эволюции в неоэволюционизме?
Джулиана Стюарт;

24. Дайте правильное определение термину «этничность».
совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой;

25. В каком веке началось формирование первой собственно этнологической теории эволюционизма?
в 20 веке.

26. Какой ученый–этнолог рассматривает «этнос», как биофизическую реальность облаченную в социальную оболочку?
Л.Н. Гумилев.

27. Какая концепция трактует этническую группу, как реально существующую группу людей?
Инструментализм.

28. Сторонники какой концепции считают «этничность» продуктом этнических мифов, которое создается элитой общества, использующаяся для достижения определенных выгод и получения власти.
конструктивизма.

29. Какому ученому- этнологу относится данная концепция: «человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развиваясь по общим социальным законам, вместе с тем распространяется на множество исторически сложившихся
общностей»?
Ю.В. Бромлею.

30 Какая страна 20-21 веках была самой населенной страной в мире?
Китай.

Ключ 1. 2), 2. 1), 3. 4), 4. 2), 5. 2), 6. 1), 7. 4), 8. 1), 9. 2), 10. 3), 11. 2), 12. 1), 13. 1), 14. 4), 15. 3).


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:

1. Предмет и задачи памятниковедения.
2. Понятие «историко-культурное» наследие.
3. Историко-культурная среда и ее составляющие части.
4. Определение понятия «памятник истории и культуры».
5. Историческая эволюция понятия памятник истории и культуры.
6. Систематическая классификация памятников истории и культуры.
7. Признаки, свойства и функции памятников истории и культуры.
8. Первые организационные меры по изучению историко-культурного наследия.
9. Зарождение общественного уважения по сохранению историко-культурного наследия в конце 18 – начале 19 в.
10. Становление науки об историко-культурном наследии страны в первой половине 19 в.
11. Превращение охраны историко-культурного наследия в самостоятельную отрасль исторической науки и общественной жизни в середине и второй половине 19 в.
12. Роль государства в охране памятников во второй половине 19 в.
13. Развитие законодательства об охране историко-культурного наследия во второй половине 19 в.
14. Судьба исторического и культурного наследия в начале 20 в.
15. Первые мероприятия Советского государства по сохранению историко-культурного наследия.
16. Создание государственной системы руководства охраной памятников 18–22 гг. 20 в.
17. Исторические и культурные ценности в период формирования командно-административной системы.
18. Сохранение исторического и культурного наследия в годы ВОВ.
19. Памятникоохранительные работы в послевоенные годы.
20. Попытка оживления памятникоохранительного дела в «застойные годы» и годы перестройки.
21. Современное российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры.
22. Выявление и учет памятников истории и культуры.
23. Охрана. Виды, цели, категории охраны памятников истории и культуры.
24. Пропаганда памятников. Цели и формы пропаганды.
25. Использование. Законодательство об использовании памятников.
26. Музеефикация памятников истории и культуры.
27. Современные основные проблемы охраны памятников в России.
28. Международная система охраны памятников.
29. Проблемы сохранения памятников археологии в России.
Законодательство Алтайского края в области охраны памятников истории и культуры.


Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Вопросы к экзамену «Культурно-историческое наследие России»

1. Понятие и содержание термина «объект культурного наследия»: характеристика, признаки. Задачи культурного наследия.
2. Виды и типологический состав объектов культурного наследия, категории их историко-культурного значения: определение, отличия. Исторические города и поселения. Музеи-заповедники.
3. Государственная организационная система охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации.
4. Основные полномочия федерального органа охраны объектов культурного наследия.
5. Основные полномочия региональных органов охраны объектов культурного наследия.
6. Современные общественные организации в сфере сохранения объектов культурного наследия (ВООПиК, волонтерские движения).
7. Федеральные законы и нормативные акты РФ по вопросу сохранения объектов культурного наследия.
8. Понятие и содержание термина «государственная охрана объектов культурного наследия»: характеристика, состав.
9. Понятие и содержание термина «сохранение объектов культурного наследия»: характеристика, состав.
10. Основные обязанности собственников объектов культурного наследия. Ограничения, запреты.
11. Основные угрозы сохранности объектов культурного наследия в современное время.
12. Основные проблемы в области государственной охраны объектов культурного наследия.
13. Меры государственной поддержки в сфере сохранения культурного наследия.
14. Основные рекомендации по совершенствованию охраны объектов культурного наследия.
15. Отношение общества к культурно-историческому наследию в XVIII в. Правовые основы сохранения КИН.
16. Общество и культурно-историческое наследие, подходы к изучению – пер. половина XIX в. Правовые основы сохранения КИН.
17. Отношение общества к культурно-историческому наследию. Правовые основы сохранения КИН: нач. XX в.
18. Отношение общества к культурно-историческому наследию в СССР. Правовые основы сохранения КИН.
19. Отношение государства к культурно-историческому наследию в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
20. Отношение государства к культурно-историческому наследию. Правовые основы сохранения КИН: послевоенное время 1946-1953 гг.
21. Отношение государства к культурно-историческому наследию. Правовые основы сохранения КИН: эпоха перестройки и постсоветский период 1986 – 1990е гг.
22. Материальное культурно-историческому наследие. Виды, характеристика. Музейный фонд РФ, Библиотечный фонд РФ, Архивный фонд РФ.
23. Нематериальное культурно-историческое наследие в современное время. Виды, характеристика.
24. Роль ЮНЕСКО в сохранении материального и нематериального культурно-исторического наследия. Конвенции Юнеско в сфере сохранения КИН.
25. Культурное наследие. Этапы изучения, их краткая характеристика КИН.
26. Правонарушения, посягающие на памятники истории и культуры: понятие, признаки и виды.

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. М. Степанская Архитектура городов Алтая - наследие России: монография Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Горелов А. А. История мировой культуры: Учебное пособие Москва: ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.3 Кулемзин А. М. Историко-культурное наследие и общество : теория и методика охраны памятников: учебное пособие: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Именнова, Л.С. Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 biblioclub.ru
Л2.2 А.А. Пронин Культурология в вопросах и ответах : М.: Берлин: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. Кемерово : КемГУКИ, 2008 biblioclub.ru
Л2.4 Комарова О.С. // Электронная библиотека университета Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.5 [К. Ю. Кирюшин и др.] Историко-культурное наследие "Бирюзовой Катуни" (опыт интеграции в сфере туризма): монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.6 Т. Г. Гребенникова Культурный туризм и музеи: учеб. пособие Перо, 2014
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 С. П. Грушин, И. И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: метод. материалы по дисциплине Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Культурно-историческое наследие России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.