МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рецензент(ы):
д.с.н, доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Социология региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н, профессор дашковский П.К,


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н, профессор дашковский П.К,


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развернутое вывление особенностей и механизмов региональных социально-экономических процессов, выявление доминант и направлений современного развития регионов России, овладение теоретико-методологическими основами и практическими навыками исследований в данной области

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими социально экономическими процессами и явлениями регионального развития
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.1. Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе;
ОПК-4.2. Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию;
ОПК-4.3. Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественнополитическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные проблемы социологии региона
1.1. Социология региона как научная и учебная дисциплина Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретико-методологические основания социологии региона Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные элементы региональной системы Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Модель региона России: социологические аспекты построения Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Социально-экономическое развитие региона Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Население и административно-территориальное устройство региона Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Особенности политического процесса в регионе Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Социокультурный портрет региона Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Конкурентоспособность регионов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Региональная экономика и управление Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Состояние и перспективы развития и жизнеобеспечения Алтайского региона Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Алтайский регион: специфика экономического положения Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Динамика и специфика развития социальнополитических процессов в Алтайском регионе Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Население и административно-территориальное устройство региона Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Мониторинг состояния и развития региона Лекции 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Мониторинг состояния и развития региона Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
1.17. Проблемы инновационного развития регионов Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Проблемы инновационного развития регионов Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
1.19. Имидж региона: опыт исследования и формирования Сам. работа 2 77 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Тест
1. Отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни:
а) социология города
б) социология населенного пункта
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
2. К специфике городской жизни относится:
а) классификация сообществ
б) досуг
в) тип сообщества
3. Социология города исследует город как:
а) вид общества
б) центр
в) тип сообщества
4. К специфике городской жизни относится:
а) общение
б) классификация сообществ
в) тип сообщества
5. Социология города:
а) рассматривает малые группы и социальные институты города
б) рассматривает специфику городской жизни
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
6. Одним из первых социологический анализ города предложил:
а) Бюхер
б) Вебер
в) Зиммель
7. Вебер в целом определяет город как:
а) селение, не имеющее границ
б) селение, со своей культурой
в) селение, состоящее из тесно соприкасающихся домов
8. Настоящий расцвет городской социологии явился в работах учёных … школы:
а) Чикагской
б) Берлинской
в) Парижской
9. Один из основателей Чикагской школы:
а) Джонсон
б) Вирт
в) Парк
10. Один из основателей Чикагской школы:
а) Хйнер
б) Берджесса
в) Кресси
11. Один из основателей Чикагской школы:
а) Маккензи
б) Юнг
в) Трешер
12. Город как целостный социальный организм и система расселения, обладающая спецификой образа и качества жизни:
а) объект
б) предмет социологии города
в) масштаб объекта
13. Горожане как социально-территориальная общность:
а) объект
б) предмет социологии города
в) субъект
14. Основными направлениями социологических исследований в области социологии города являе(ю)тся:
а) формирование высшего класса
б) формирование низшего класса
в) формирование среднего класса
15. Основными направлениями социологических исследований в области социологии города являе(ю)тся:
а) социальная структура городского населения и его стратификация
б) бедность и богатство в городах
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответы
1 а
2 б
3 в
4 а
5 в
6 б
7 в
8 а
9 в
10 б
11 а
12 б
13 а
14 в
15 в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. В современных условиях изучение социально-территориальных общностей приобретает, по сравнению с СССР, (большее, меньшее значение) …( Большое значение)
2. Территориальная группа есть совокупность людей, объединенных проживанием на … (одной территории)
3. Социально-территориальные общности обычно подразделяются на два типа (назовите их): (поселенческие и региональные)
4. Цель социального развития территориальных общностей заключается в создании условий проживания, учитывающего особенности ее географического положения, а также уровня и качества жизни в (стране).
5. Идеальный алгоритм отношений центра и территории – чем больший вклад территория вносит в развитие центра, тем долю ресурсов на свое развитие она должна получать (большую, меньшую) … (большую).
6. Уровень развития транспортной инфраструктуры является характеристикой социально-территориальной … (общности)
7. Административный статус, присваиваемый каждой территориальной общности, является ее важнейшей … (характеристикой).
8. В наибольшей степени объединяет людей в социально-территориальную общность … (факт проживания на одной территории)
9. Региональные группы можно разделить на два типа: … (поселенческие и региональные группы)
10. Идеальный алгоритм отношений центра и территорий: … (в зависимости от вклада территории в развитие страны)
11. К функциям социально-территориальных общностей относится … (осуществление эффективного контроля за жизненным пространством)
12. Социально-территориальные общности характеризует: … (создание условий для жизнедеятельности групп)
13. В качестве количественной характеристики социально-территориальной общности можно применить: … (плотность населения)
14. В качестве качественной характеристики социально-территориальной общности можно применить: … (комплекс экологических условий)
15. Социально-территориальные общности самостоятельно решать политические задачи … (могут)
16. Региональный процесс – это (своеобразная дискуссионная площадка, творческая лаборатория, которая дает возможность активным людям познакомиться, обсудить важные проблемы страны и конкретной территории, обменяться опытом, найти новые идеи, наиболее эффективные подходы к решению проблем, поддержать новые инициативы)
17. Социальная общность, дислоцированная на территории того или иного региона, это (региональная общность)
18. Система действий социального субъекта, объект действия, условия (территорию) и средства, относят ()
19. Какие типы городов анализирует М. Вебер в работе о городе (княжеский город, город потребителей, город сельскохозяйственного типа, город производителей)
20. Представители городской социологии в рамках Чикагской школы (Л. Вирт, Р. Парк, Э. Берджес)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
Тест
1. Основными направлениями социологических исследований в области социологии города являе(ю)тся:
а) циклы воспроизводства населения
б) деформация городского образа жизни и городской культуры
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
2. На Западе начало активной разработке социологии города положила работа М. Вебера:
а) «Городская жизнь»
б) «Городское общество»
в) «Город»
3. Социология города исследует … главных направления:
а) 4
б) 3
в) 2
4. Одно из главных направлений в исследовании социологии города:
а) исследования не касаются и затрагивают внутренней, социально-демографической структуры города, функционирования социальных институтов, городского общественного образа жизни
б) прошлое города
в) анализ процессов урбанизации, связь индустриализации и урбанизации в городе, процессы управления, планирования, функционирования и жизнедеятельности города
5. Одно из главных направлений в исследовании социологии города:
а) исследования не касаются и затрагивают внутренней, социально-демографической структуры города, функционирования социальных институтов, городского общественного образа жизни
б) исследования касаются и затрагивают внутренней, социально-демографической структуры города, функционирования социальных институтов, городского общественного образа жизни
в) прошлое города
6. Одно из главных направлений в исследовании социологии города:
а) анализ закономерностей изменений и перемен в формировании и функционировании города
б) анализ закономерностей постоянства в формировании и функционировании города
в) культура общения
7. Социология города касается таких проблем, как:
а) социальная сущность урбанизации в городе
б) общественная и культурная роль городов
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
8. Одним из главных свойств города является:
а) небольшое число жителей, живущих на конкретной ограниченной местности
б) большое число жителей, живущих на конкретной неограниченной местности
в) большое число жителей, живущих на конкретной ограниченной местности
9. Одним из главных свойств города является:
а) большое число жителей, живущих на конкретной неограниченной местности
б) разветвленная, многогранная социальная инфраструктура города
в) однообразие направлений деятельности людей, занимающихся в основном не сельскохозяйственной и аграрной деятельностью, вследствие ярко выраженного разделения труда
10. Обеспечивает эффективное и результативное использование промышленного и научно-технического потенциала, трудовых и природных, естественных ресурсов:
а) экологическая, природная функция
б) социально-бытовая функция
в) экономическая функция
11. Обеспечивает организацию быта, удовольствие и удовлетворенность бытовыми нуждами населения города:
а) социально — общественно — политическая функция
б) социально-бытовая функция+
в) культурно-воспитательная функция
12. Обеспечивает развитие, повышение количества жителей города, трудовых ресурсов, регулировку миграций, здравоохранение:
а) демографическая функция
б) культурно-воспитательная функция
в) экологическая, природная функция
13. Связана и сопряжена с организацией общественно — политической жизни города:
а) экономическая функция
б) социально-бытовая функция
в) социально — общественно — политическая функция
14. Связана с организацией и совершенствованием системы образования, воспитания и образовательной деятельности населения:
а) культурно-воспитательная функция
б) демографическая функция
в) экологическая, природная функция
15. С увеличением числа городов, населения, повышением значимости их роли в обществе и многообразием функций, которые они осуществляют в современной социологии, появилась систематизация городов согласно … основным показателям:
а) четырём
б) двум
в) трём
Ответы
1 в
2 в
3 б
4 в
5 б
6 а
7 в
8 в
9 б
10 в
11 б
12 а
13 в
14 а
15 б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Является ли социально-экологический подход в исследовании города позитивистским (да)
2. Как называется работа Л. Вирта «_____________как образ жизни» (вставьте первое слово в название) (урбанизм)
3. Влияние каких научных направлений сказывается на развитии новой культурной географии (неомарксистская социальная теория, структурализм)
4. Характерные черты сельских поселений (сравнительная малочисленность жителей одного поселения, крестьянское семейное хозяйство (двор) как единица социальной организации)
5. Когда начинают формироваться новые территориальные группировки – агломерации (во второй половине XX в.)
6. Срастание городских агломераций приводит к формированию (мегалополиса)
7. В отличие от Европы российскую урбанизацию характеризует (решающая роль государственной власти в определении характера развития городов, абсолютный и относительный рост городского населения)
8. Какую теорию по результатам своих исследований представили «протосоциологи» (сибирское купечество)
9. Кто из ученых стоял у истоков изучения сибирского областничества (Ядринцев Н.М.)
10. Кому из авторов принадлежит работа «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (1892) (Ядринцев Н.М.)
11. При участии каких исследователей разрабатывались программы социальных исследований в 60-е годы ХХ в. На Алтае ()
12. Какие понятия характеризуют тип миграции (эммиграция и иммиграция)
13. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства — это (демографическая политика)
14. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется (демографической нагрузкой)
15. Основная цель демографической политики России в современных условиях — это (создание условий для стабилизации численности населения и формирование предпосылок последующего его роста)
16. Состояние индивида, которое побуждает его к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей — это (репродуктивная мотивация)
17. Под домохозяйством в демографии понимают (дин-два человека и более, связанные отношениями родства и/или брака, проживающие постоянно в жилом помещении и полностью частично, объединяющих или расходующих свои средства)
18. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется (отрицательным естественным приростом)
19. Урбанизацию можно определить как (ост численности городов в общем числе человеческих поселений, повышение удельного веса городского населения)
20. Критический момент переписи можно определить как (момент счета населения)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
Особенности взаимодействия бизнеса и власти в регионе.
2. Население региона: структура и национальный состав. Современная численность населения и его размещение на территории региона.
3. Административно-территориальное устройство региона.
4. Трудовой потенциал региона. 59. Верхневолжский регион: специфика социокультурного развития
5. Межнациональные, межконфессиональные, государственноконфессиональные отношения в регионе.
6. Имидж региона: опыт исследования и формирования. Важнейшие факторы и направления формирования успешного имиджа.
7. Имидж региона как фактор эффективного продвижения региона и увеличения его положительной известности и популярности среди стратегических целевых групп.
8. Постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 г. № 327 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».
9. Мониторинг регионального состояния и развития.
10. Региональный маркетинг. Проект программы продвижения региона.
11. Проблемы инновационного развития регионов в Российской Федерации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная политика: учебник "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социология региона" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.