МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международные отношения и внешняя политика России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 102
самостоятельная работа 195
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 14 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 24 24 44 44
Практические 26 26 32 32 58 58
Сам. работа 62 62 133 133 195 195
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Международные отношения и внешняя политика России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих способностями анализа российской внешней политики, ее мотивов и истоков, соотношения между изменениями и преемственностью в контексте меняющейся международной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
ПК-10.1 Ведет дискуссии по заданной проблеме регионоведческого характера
ПК-10.2 Использует виртуальное пространство для выставления материалов научного исследования
ПК-7Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-7.1 Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
ПК-7.2 Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
ПК-7.3 Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
ПК-7.4 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-7.5 Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-7.1. Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-7.2. Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников;
ПК-7.3. Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат;
ПК-7.4. Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы
исследования;
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
ПК-10.1. Ведет дискуссии по заданной проблеме регионоведческого характера;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-7.5. Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
ПК-10.2. Использует виртуальное пространство для выставления материалов научного исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции международного развития конца XX века.
1.1. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Лекции 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Практические 7 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Сам. работа 7 12 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Европейское направление внешней политики России Лекции 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Формирование и реализация внешней политики России на современном этапе Практические 7 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Европейское направление внешней политики России Сам. работа 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Лекции 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Россия в формирующемся новом мировом порядке Практические 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Сам. работа 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.10. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Лекции 7 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.11. Россия и постсоветское пространство Практические 7 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.12. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Сам. работа 7 14 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.13. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 7 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.14. Европейское направление во внешней политике России Практические 7 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.15. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Сам. работа 7 16 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.16. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Лекции 7 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.17. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Сам. работа 7 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.18. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Лекции 7 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.19. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Сам. работа 7 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Россия в современном мире: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности
2.1. Европа в международных отношениях. Внешняя политика России на европейском направлении. Отношения между Россией и Европейским Союзом Лекции 8 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Европейское направление во внешней политике России Практические 8 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Европа в международных отношениях. Внешняя политика России на европейском направлении. Отношения между Россией и Европейским Союзом Сам. работа 8 14 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.4. США в современном мире. Российско-американские отношения Лекции 8 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.5. США в современном мире. Российско-американские отношения Практические 8 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.6. США в современном мире. Российско-американские отношения Сам. работа 8 17 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе. Внешняя политика России в АТР Лекции 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.8. Внешняя политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе Практические 8 6 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.9. Международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе. Внешняя политика России в АТР Сам. работа 8 18 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.10. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Лекции 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.11. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Практические 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.12. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Сам. работа 8 18 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.13. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Лекции 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.14. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Практические 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.15. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Сам. работа 8 12 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.16. Реализациях норм международного права в современном мире. Роль России Лекции 8 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.17. Россия в международных организациях Практические 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.18. Реализациях норм международного права в современном мире. Роль России Сам. работа 8 18 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.19. Экономическая безопасность России Лекции 8 4 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.20. Внешнеэкономическая политика и экономическая дипломатия России Практические 8 8 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.21. Экономическая безопасность России Сам. работа 8 18 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.22. Россия и урегулирование международных кризисных ситуаций Лекции 8 2 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.23. Россия и урегулирование международных кризисных ситуаций Сам. работа 8 18 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.24. Экзамен 8 27 ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно- политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки; ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.

ЗАДАНИя ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Глобальные проблемы на современном этапе развития международных отношений:
а) Приобрели региональный характер;
б) Отошли на второй план;
в) Приобрели общемировой характер;
г) Перешли на межгосударственный уровень;
д) Потеряли свою актуальность.
Ответ: в

2. Политический реализм — одна из основных школ международных отношений, приверженцы
которой исходят из убеждения, что:
а) главными участниками международной жизни являются суверенные государства, а
формами их международной деятельности — военная стратегия и дипломатия;
б) международную политику определяют все суверенные государства;
в) на практике должен действовать принцип равенства государств;
г) принцип суверенного равенства государств обеспечивает международное сотрудничество.
Ответ: а

3. Сущность термина „холодная война”
а) отказ от ядерного оружия;
б) политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на
грани войны;
в) ликвидация оружия массового поражения;
г) мировым сообществом признается война справедливой исключительно по причине
установления территориальной справедливости.
Ответ: б

4. Применение вооруженных сил против государства является правомерным:
а) для совершения акта агрессии;
б) с целью завоевания дополнительной территории;
в) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру;
г) как средство урегулирования международного спора.
Ответ: в

5. Постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:
а) США
б) Италия
в) Япония
г) Россия
Ответ: а, г

6. В состав Генеральной Ассамблеи ООН входят:
а) 54 государства;
б) 15 государств;
в)все государства-члены ООН;
г) 112 государств.
Ответ: в

7. Цели создания ОДКБ
а) установление единых торговых пошлин;
б) обеспечение региональной безопасности;
в) защита прав человека;
г) борьба с климатическими изменениями.
Ответ: б

8. При голосовании в Свете Безопасности ООН право вето имеют:
а) все государства-члены Совета Безопасности
б) Италия
в) Китай
г) Россия
Ответ: в, г

9. Субъектами международной политики выступают:
а) неправительственные организации и международные корпорации;
б) Италия
в) государства, коалиции государств, межправительственные организации;
г) Россия
Ответ: в

10. Автором концепции столкновения цивилизаций является:
а) Ф. Фукуяма;
б) З. Бжезинский;
в) М.Вебер;
г) С. Хантингтон.
Ответ: г

11. Ялтинско-Постдамская система международных отношений сложилась:
а) после Второй Мировой Войны;
б) после Первой Мировой Войны
в) в 1941 г.
Ответ: а

12. Парадигма, сторонники которой рассматривают международную политику как анархию, потенциальную «войну всех против всех», называется:
а) марксизм;
б) идеализм;
в) модернизм;
г) реализм.
Ответ: г

13. Для асимметричного международного конфликта характерно:
а участие в конфликте военного блока;
б) резкое различие потенциала конфликтующих сторон;
в) отсутствие фазы международного военного конфликта;
г) равенство военной силы вовлеченных сторон.
Ответ: б

14. «Римский клуб» – это:
а) международная неправительственная организация по глобальным проблемам человечества;
б) совет глав европейских правительств по проблемам геополитики;
в) Организация Европейского экономического сообщества;
Ответ: а

15. В структуру мировой политики НЕ входит:
а) деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами;
б) политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода;
в) международная деятельность суверенных государств;
г) деятельность на уровне органов местного самоуправления.
Ответ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИя ОТКРЫТОГО ТИПА

1. ___________ – регулирование межгосударственных отношений па основе международного права, межгосударственных договоров и соглашений. Ответ: Внешняя политика
2. __________– нападение одного или нескольких государств па другое с целью захвата его территории, политического, экономического подчинения или нанесения иного ущерба. Ответ: агрессия
3. __________ – действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую' или религиозную группу как таковую, тягчайшее уголовное преступление. Ответ: геноцид
4. __________ – применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. Ответ: гуманитарная интервенция.
5. __________– совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами (включает в себя морское, воздушное, космическое право, право вооруженных конфликтов и др.). Ответ: международное право
6. __________ – отсрочка исполнения обязательств или отказ от каких-либо действий, официально устанавливаемые правительством страны по собственной инициативе либо в результате международной договоренности. Ответ: мораторий
7. __________ – концепция, исключающая применение военной силы для разрешения конфликта/антивоенное общественно-политическое движение. Ответ: пацифизм
8. __________ – движение за отделение части государства и создание нового государственного образования, за предоставление части страны автономии по национальному, языковому или религиозному принципу. Ответ: сеператизм
9. __________ – использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей/ приверженность к крайним взглядам. Ответ: экстремизм
10. __________ – один из видов вооруженных конфликтов, организованная вооруженная борьба между государствами, нациями, социальными группами. Продолжение политики насильственными средствами. Ответ: война
11. __________ – изгнание, высылка из государства. Как правило, применяется к иностранцам и лицам без гражданства при их незаконном пребывании на территории государства. Ответ: депортация
12. __________ – территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства или нескольких государств. Ответ: анклав
13. __________ – объединение, союз, соглашение государств, политических партий, профсоюзных и иных организаций для достижения общих (политических, экономических, военных) целей. Ответ: коалиция
14. __________ – урегулирование разногласий путем взаимных уступок; способ разрешения политических конфликтов, достигаемый путем соглашения противостоящих сторон; обеспечивается при условии четкого определения предметов спора, осознания пределов уступок, оформления итогов достигнутого соглашения. Ответ: компромисс
15. __________ – вид международного договора, на основе которого прекращается состояние войны, фиксируются территориальные изменения и государственные границы, решаются другие политические, военные и экономические вопросы (о выводе войск, репарациях и т. д.). Ответ: мирный договор
16. __________ – военно-политический блок, созданный на основе договора, подписанного в 1949 г. в Вашингтоне (США) рядом государств (США, Великобританией, Бельгией и др.). Руководящие органы — Североатлантический Совет и Комитет военного планирования. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Ответ: НАТО
17. __________ – люди, вынужденные покинуть постоянные места жительства на территории другого государства в результате социальных или экологических потрясений (войн, преследований, стихийных бедствий). Ответ: беженцы
18. __________ – присоединение одним государством территории или части территории другого государства. Ответ: аннексия
19. __________ – установленная на основе межгосударственных соглашений практика перемещения граждан одного государства в другое без наличия виз (специальных разрешений принимающей стороны). Ответ: безвизовый режим
20. __________ – линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), на которой осуществляется власть данного государства. Ответ: государственная граница


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагаются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Объект и предмет мировой политики и международных отношений. Место международно-политической науки в системе политических наук.
2. Реалистический подход в международных исследованиях.
3. Либерально-идеалистический подход в международных исследованиях.
4. Неомарксистская парадигма в международных исследованиях.
5. Соотношение внутренней и внешней политики.
6. Участники международных отношений.
7. Международные системы.
8. Международные конфликты.
9. Международное сотрудничество.
10. Дипломатия как средство международно-политической деятельности.
11. Право и мораль в международных отношениях.
12. Процессы глобализации в современном мире.
13. Альтернативы нового мирового порядка.
14. Современная Россия в мировом политическом процессе.
15. Внешняя политика современного Китая. Отношения между Россией и Китаем: приоритеты и направления.
16. Внешняя политика США и российско-американские отношения в современных условиях.
17. Международные отношения в Европе (вторая половина ХХ – начало ХХI в.).
18. Процессы европейской интеграции: история и современное состояние.
19. Восток и Азия: основные субрегионы. Международные отношения в Восточной Азии
(вторая половина ХХ – начало ХХI в.).
20. Территориальная проблема в отношениях между СССР/Россией и Японией. Внешняя политика современной Японии.
21. Корейский полуостров: приоритеты международной политики и состояние конфликта.
22. Страны Юго-Восточной Азии: конфликты и сотрудничество в международных отношениях. Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС).
23. Политика США и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
24. Международные отношения в Южной Азии (вторая половина ХХ – нач. ХХI в.).
25. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и их динамика в современных условиях.
26. Арабо-израильский конфликт: история и современность.
27. Международные отношения в регионе Персидского залива.
28. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке.
29. Латинская Америка в современной международной политике.
30. Африка в международной политике ХХI в.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Приведите примеры современных международных конфликтов, классифицируйте их по различным основаниям.
2. Выделите наиболее актуальные проблемы системы международной безопасности в современных условиях.
3. Приведите примеры негосударственных участников международных отношений: современные межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации, международные общественные движения.
4. Приведите примеры современных международных конфликтов в Африке, классифицируйте их по различным основаниям.
5. Раскройте содержание понятий «международные отношения», «международная политика», «мировая политика». Выделите их субъектов и содержание.
6. Сравните теоретические модели международных систем; их соотношение и практическую актуальность в современных условиях.
7. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Южной Азии.
8. Раскройте содержание проблемы «гуманитарной интервенции» в системе принципов международной политики и права.
9. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Ближнего Востока.
10. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Центральной и Восточной Азии.
11. Выделите наиболее актуальные в современных условиях виды и уровни международных отношений.
12. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Средней Азии и Казахстана.
13. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Юго-Западной Азии.
14. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Северной Америки.
15. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран постсоветского пространства.
16. Сравните потенциал современных международных конфликтов.
17. Сравните потенциал и основные цели стран по проблеме освоения северного шельфа.
18. Сравните взгляды неолибералов и неореалистичестов на современную систему международных отношений.
19. В чем проявляется глобализация и ее влияние на современные государства и их внешнюю политику.
20. Как экологические и климатические проблемы включены в актуальную повестку современные международных отношений.
21. В чем проявляется взаимовлияние международных правительственных и неправительственных международных организаций.
22. Как реагирует мировое сообщество на последствия «демографического взрыва» в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
23. В чем проявляются проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европе, на примере Европейского Союза.
24. В чем проявляются международные приоритеты участников БРИКС и новая многополярная концепции развития современной цивилизации.
25. Выделите наиболее актуальные интеграционные процессы в современных международных отношениях.
26. Приведите примеры современных военно-политических блоков/союзов и сравните их потенциал.
27. Выделите роль и перспективы ЕврАзЭС в современных условиях.
28. Выделите наиболее актуальные проблемы системы международной безопасности в космической сфере в современных условиях.
29. Приведите примеры влияния негосударственных участников международных отношений (современные межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации, международные общественные движения) на внешнюю политику современных государств.
30. Приведите примеры и оцените масштаб/состояние современных международных конфликтов на постсоветском пространстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Пример оценочного средства:
1. Современное понятие конфликта
2. Основные подходы к изучению конфликтов.
3. Классификация конфликтов
4. Понятие международного конфликта.
5. Выходы из конфликта.
6. Соотношение силовых и мирных методов разрешения конфликтов.
7. Особенности современных конфликтов.
8. Конфликт между Россией и странами Балтии
9. Проблема Нагорного Карабаха
10. Конфликт в Таджикистане.
11. Абхазский конфликт
12. Южноосетинский конфликт до 2008 г.
13. Осетинская война 2008 г. и ее последствия.
14. Приднестровский конфликт
15. Каспийская проблема.
16. Водные конфликты в ЦА.
17. Армяно-турецкий конфликт
18. Российско-украинские противоречия.
19. Конфликт НАТО-Россия
20. Курильская проблема.
21. Распад Югославии. Боснийский конфликт.
22. Косовский конфликт.
23. Корейский конфликт
24. Противостояние США и Ирана
25. Иракский конфликт до 2003 г.
26. Иракский конфликт (2003-2011 г.)
27. Арабо-израильский конфликт на современном этапе.
28. Китайско-Тайваньский конфликт.
29. Кипрский конфликт.
30. Афганский конфликт.
31. Дарфурский конфликт
32. Индо-Пакистанский конфликт на современном этапе.
33. Конфликт между Эфиопией и Эритреей.
34. Курдская проблема
35. Конфликт вокруг островов Спратли
36. Конфликт между США и "Левым блоком" в Латинской Америке
37. Перуано-эквадорский конфликт
38. Ливанская война 2006 г.
39. Уйгурская проблема
40. Проблема басков
41. Армяно-турецкий конфликт
42. Конфликт в Руанде
43. Конфликты в Сомали
44. Проблема Тибета
45. Конфликт в Шри-Ланке
46. Китайско-японский конфликт
47. Испано-мароканский конфликт
48. Западносахарский конфликт
49. Конфликт между РФ и НАТО
50. Динамика развития конфликтов в сентябре-декабре 2010 г.

Критерии оценивания:
Применяется бинарная шкала.
Зачтено- Студентом точно усвоен материал. Правильно аргументированы ответы на поставленные вопросы. Студент может привести примеры. Показывает глубокие систематизированные знания, владеет навыком сопоставления материала и рассуждением. Ответы четко и грамотно выстроены.
Не зачтено - Студентом при ответе на вопросы допускаются ошибки. На дополнительные вопросы преподавателя не дается ответов. Допускается не грамотное изложение материала и плохое владение понятийным аппаратом.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаметов Р. С. Мухаметов Р. С. Внешняя политика России в ближнем зарубежье : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/784758B1-11C2-4F66-99E1-877CB2296D36.
Л1.2 Пряхин В. Ф. Россия в глобальной политике : учебник и практикум для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/27195F2C-4D0B-44D2-AABC-D313490A1B5E.
Л1.3 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
Л1.4 А. И. Поздняков Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Торкунов А.В., Мальгин А.В. Современные международные отношения: Учебник: М.: Аспект Пресс, 2014
Л2.2 В.А. Липатов Международная экономическая интеграция: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки online М.: Евразийский открытый институт, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93171
Л2.3 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.4 / под ред. А.Д. Богатурова Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М., 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru
Э2 Внешняя полтика - ТАСС tass.ru
Э3 Курс в Moodle "Международные отношения и внешняя политика России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.