МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ислам в российских регионах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Ислам в российских регионах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Ислам в российских регионах» является формирование у студентов целостного представления о происхождении и развитии исламской вероучительной доктрины и культовой практике в регионах Российской Федерации, специфике государственно-конфессиональной политики РФ в отношении ислама, методов и форм его эволюции на современном этапе, а также выявление особенностей развития исламской традиции в России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.3.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-7.1 Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
ПК-7.2 Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
ПК-7.3 Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
ПК-7.4 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-7.5 Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
ПК-9Способностью использовать специальные знания, полученнные в рамках напрвленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-9.1 Применяет знания, полученные в рамках самостоятельного изучения при решении профессиональных задач научно исследовательской деятельности
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-7.1. Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности.
ПК-7.2. Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников;
ПК-7.3. Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат;
ПК-7.4. Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы
исследования;
ПК-7.5. Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических
ПК-9.1. Применяет знания, полученные в рамках самостоятельного
изучения при решении профессиональных задач научно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История ислама в России
1.1. История появления и распросранения ислама на территории России Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Усторойство мусульманских общин России в импеский период Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Российские мусульмане в правовом поле российского законодательства Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Ислам в России в советский период Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.5. Мусульманская умма России в постсоветский период Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Региональный аспект развития ислама
2.1. Ислам на территории Сибири Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Ислам на территории Сибири Практические 1 6 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.3. Ислам на территории Сибири Сам. работа 1 10 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.4. Мусульманская культура Поволжья Практические 1 6 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Мусульманская культура Поволжья Сам. работа 1 10 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Ислам в Оренбургской области Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.7. Ислам в Оренбургской области Практические 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.8. Ислам в Оренбургской области Сам. работа 1 4 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.9. Ислам на Северном Кавказе Практические 1 6 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
2.10. Ислам на Северном Кавказе Сам. работа 1 8 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
2.11. Ислам в центрально-европейских регионах России Лекции 1 2 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.12. Ислам в центрально-европейских регионах России Практические 1 4 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.13. Ислам в центрально-европейских регионах России Сам. работа 1 9 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.14. Экзамен 1 27 ПК-9.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-7.4, ПК-7.5, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1.Как переводится название религии «Ислам» с арабского языка?
а) истинная вера
б) вера Востока
г) поклонение верующего
г) «радость», «Хвала Аллаху»
д) «покорность», «верность Богу».
2. В скольких странах мира ислам принят в качестве государственной религии?
а) 140
б) 111
в) 85
г) 69
д) 53
3. Какова численность сторонников ислама в мире?
а) 700 млн.
б) более 1 млрд.
в) 1,5 млрд.
г) 2 млрд.
д) 2,5 млрд.
4. На какой территории зародился ислам?
а) на Аравийском полуострове, в районе Хиджаза
б) на Ближнем Востоке
в) в Египте- колыбели цивилизации
г) в Турции
д) в Малой Азии.
5. Сколько лет прожил пророк Мухаммед?
а) 50
б) 53
в) 58
г) 60
д) 63
6. От каких слов произошло название главной книги мусульман Корана?
а) «благое известие»
б) «чтение, читать речитативом»
в) «святое сообщение»
г) «священное наставление»
д) «слова назидания»
7. Из скольких глав состоит Коран?
а) 114
б) 120
в) 123
г) 131
д) 137
8. В каком племени родился Мухаммед?
а) хашим
б) курейш
в) масжид
г) амалик
д) хавазин
9. Что такое «сират» в мусульманском представлении?
а) название молитвы
б) название специального налога
в) мост над адом
г) закон мести
д) сура из Корана
10. В чем суть исламского догмата о предопределении?
а) учение о неотвратимости предначертанной Богом судьбы
б) учение о неотвратимости конца света
в) учение о неотвратимости смерти
г) учение о неотвратимости наказания за проступки
д) нет верного ответа
11. Каковы обязанности ангела Джабраила в исламе?
а) передавать божественные повеления
б) наблюдать за вселенной
в) вовремя подать сигнал о страшном суде
г) приводить в исполнение приказ Бога о смерти человека
д) выступать в роли хранителя человека
12. Что такое зем-зем в исламе?
а) название рая
б) название ада
в) название источника
г) название храма
д) название греха
13. Что такое «хадж» в исламе?
а) название налога
б) название поста
в) паломничество в Мекку
г) название святого
д) переселение народов
14. Какое из деяний не имеет отношение к исламу?
а) обязательная пятикратная молитва
б) зякят (налог) в пользу бедных
в) обязательный пост (ураза)
г) паломничество в Мекку
д) жертвоприношения бетилам.

Ключ к тестам
1. Д
2. В
3.
4. Б
5. А
6. Д
7. Б
8. А
9. Б
10. В
11. А
12. А
13. В
14. Д
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. Мусульманская традиция богословия наиболее ярко проявилась в творчестве ___________, который в своем трактате «Воскрешение наук о вере» утверждал, что знание делится на «Науку поведения» и «Науку откровения». (Ал-Газали)
2. ____________развивает мистико-индивидуалистическую модель, формирующуюся под воздействием неблагоприятных условий существования, порождающих утрату надежд на возможность освобождения от страданий, зла. (Суфизм)
3. В первой половине VII в. Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ___________ (ислам)
4. ______________ были написаны самые значительные произведения: «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Восточная философия», «Книга справедливости» и наконец, самая главная «Книга исцеления» (Ибн-Сина)
5. Для ал‑Г̣азāли концепция «троемирия» служит онтологическим обоснованием его гносеологии: осуществление богопознания возможно лишь при условии принятия тезиса, что мир не есть Бог, но и не есть нечто отличное от Бога, а это сделать в состоянии только «______», достигший высшей степени в «утверждении единственности и единства Бога», — или «…», способный проникнуть на «корабль» (мир «ал‑джабарyт», опосредующий «явный», или эмпирический, и «скрытый», или сверх-чувственный, миры). Слово это образовано от глагола «___________» — утвердить, осуществить, обеспечивать истину. (мункар, маруф)
6. Арабо-мусульманская философия получила развитие на ___________ (основе ислама, как новой монеистической религии; базе высокоразвитой науки; основе достижений народов объединенных в халифат)
7. Первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок ____________ (хариджитов; кадаритов; джабаритов)
8. В каламе рассматривались следующие основные вопросы _____________ (атрибуты Бога; божественное предопределение и свобода воли)
9. Религиозно-правовые школы ислама ______________ (маликиты; ханбалиты; шафииты)
10. Главные деятели мусульманской реформации ______________ (Аль-Афгани; Мухаммед Икбал)
11. Существуют разновидности суфизма ________________ (дервишизм; факиризм; марабутизм)
12. Основные труды аль-Газали _______________ (Воскрешение наук о вере; Опровержение философов; Геммы мудрости)
13. Общее между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы ___________ (теоцентризм; креационизм)
14. Понятия материя – условие бытия вещей, а форма – сущность и форма – условие бытия сущности объединяет идеи Аристотеля и __________ (Ибн Рушда)
15. Ибн Халдун полагает, что государство переживает ряд стадий в процессе своего существования ____________ (анархии, когда в государстве царит беспорядок)
16. Автором труда «Воскрешение наук о вере» является _____________ (Ал-Газали)
17. На арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал ____________ (Аристотелю)
18. _______________ понимается под мусульманской схоластикой (калам)
19. Одна из самых строгих и жестких правовых школ в исламе _____________ (ханбалиты)
20. Письменная культура и книжные знания в Арабском халифате были достоянием ________________ (значительной части городского населения)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно- политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
Тестовые задания (выбор одного ответа); ПК-9 Способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
1. С какого века ислам начал распространяться в Средней Азии?
а) вторая половина VI века
б) первая половина VII века
в) вторая половина VII века
г) первая половина VIII века
д) вторая половина VIII века
2. Как переводится слово «аят»?
а) нога
б) глава
в) книга
г) стих
д) повествование
3. Какая сура в Коране самая длинная?
а) открывающая
б) ангелы
в) корова
г) трапеза
д) Мухаммед
4. Что такое Сунна?
а) свод мусульманских законов и нравственных принципов
б) священное предание ислама, хадисы о поступках и изречениях Мухаммеда
в) комментарии к Корану
г) изложение запретного и дозволенного в исламе
д) нет верного ответа
5. .Что такое шариат в исламе?
а) рассказы о праведных поступках Мухаммеда
б) система юридических норм и правил поведения мусульман
в) главная книга представителей суннитского направления ислама
г) собранные изречения Мухаммеда
д) нет правильного ответа
6. В чем суть первого столпа ислама?
а) вера в божественность Корана
б) вера в единого Бога-Аллаха
в) вера в единство всех мусульман
г) вера в предопределение
д) вера в могущество ислама
7. На мусульманина возложены пять обязанностей. Какая из них не мусульманская?
а) вера (шахада)
б) молитва (салат)
в) ограничения (аскеза)
г) пост (саум)
д) милосердие (садака)
8. Что такое суфизм?
а) мистико-аскетическое направление в исламе
б) название религиозного праздника в исламе
в) название наивно- материалистического направления в исламе
г) название свода древних законов арабов
д) нет правильного ответа
9. Какое из названных направлений не принадлежит исламу?
а) суннизм
б) шиизм
в) ваххабизм
г) суфизм
д) адвентизм
10. На своем мистическом пути суфий проходит четыре этапа. Какой из них лишний?
а) шариат
б) тарикат
в) марифат
г) хакыхат
д) имамат
11. Какой год считается началом мусульманского летоисчисления?
а) 430
б) 570
в) 610
г) 622
д) 710
12. В VIII-IХ веках в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы. Какая из названных не принадлежит исламу?
а) темимиты
б) ханифиты
в) шафииты
г) маликиты
д) ханбалиты
13. Чтообозначает слово « махди» в исламе?
а) руководитель рода
б) глава мусульманской общины
в) мессия, спаситель
г) изгнанный из рода
д) поэт
14. Какое из названных течений и сект не принадлежит шиизму?
а) махдисты
б) исмаилиты
в) карматы
г) ассасины
д) сунниты

Ключ к тестам
1. В
2. Г
3. В
4. Б
5. Б
6. Б
7. В
8. А
9. Д
10. Д
11. Г
12. А
13. В
14. Д

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. Основоположником восточного перипатетизма является _ ___ (Ал-Фараби)
2. Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель суфийского братства маулавийа _________ (Руми)
3. В доисламской Аравии людей отвергавших поклонение племенным идолам, веривших в единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям называли (ханифами)
4. Ибн Халдун определил основную ориентацию своих социологических построений как ____________ (социальную физику)
5. Ал-Газали подверг критическому рассмотрению положения ____________ (мусульманской теологии; суфизма; исмаилизма;фальсафа)
6. Ибн Рушд делит людей в соответствии с их познавательными способностями на ____________ (Толпу; теологов; философов)
7. Исламский мистицизм обозначается термином ____________ (суфизм)
8. По пути духовного совершенствования суфий проходит различные стадии, в том числе __________ (Тарикат; хакикат)
9. в исламе наместник Бога на земле ______________ (халиф)
10. Положения, характеризующие учение мутазилитов __________________ (Бог всемогущ: но только относительно добра и справедливости; если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки)
11. Мутазилиты были представителями первой крупной школы в _____________ (каламе)
12. Мутазилиты утверждали ___________________ (человек волен совершать как добрые, так и дурные поступки; Бог всемогущ, но только относительно добра и справедливости)
13. Какие из атрибутов Бога мутазилиты признают субстанциональными ______________ (жизнь, могущество)
14. Основной школой калама после Х в. становится ______________ (ашаризм)
15. Античные традиции философствования нашли наибольшее воплощение в _____________ (машаизме; восточном перипатетизме)
16. Почти все исследователи рассматривают его философию как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока _____________ (Ибн Рушд)
17. Понятие Единства Бытия (вахдат ал-вуджуд) было введено ____________ (Ибн Араби)
18. Спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, во многом основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам ________ (калам)
19. Основная проблема, которая оказалась в центре дискуссий между кадаритами и джабаритами – это _______________ (соотношение свободы воли и предопределения)
20. Представитель восточного аристотелизма, который рассматривал вопрос о соотношении Бога и природы как соотношение двух родов бытия – необходимо сущего и возможно сущего (Ал-Фараби)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень заданий /вопросов
1. Проникновение ислама на территорию России
2. Исламский период Золотой Орды (1312—1480).
3. Политика Ивана III в отношении ислама.
4. Распад империи Чингисхана и его влияние на ислам в России.
5. Специфика ислама в Казанском ханстве.
6. Специфика ислама в Астраханском ханстве.
7. Специфика ислама в Сибирском ханстве
8. Специфика ислама в Крымском ханстве.
9. Мусульманские государства на территории стран СНГ (Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан)
10. Мусульмане в Российской империи (1721—1917).
11. Положение российской уммы согласно законодательству имперского периода.
12. Реформаторские движения в российском исламе.
13. Система мусульманского образования в России.
14. Российская политика аккультдурации в отношении мусульманских народов России.
15. Идеи мусульманского просвещения на территории России.
16. Идеи пантюркизма и панисламизма на территории России.
17. Российские мусульмане и их контакты с мусульманскими странами.
18. Исламские государства Северного Кавказа.
19. Мусульмане в СССР.
20. Духовные управления мусульман России.
21. Течения в исламе на территории современной России.
22. Формы политического ислама в России
23. Мусульманские учебные заведения на территории России
24. Ислам на территории Сибири
25. Мусульманская культура народов Поволжья
26. Развитие ислама в Нижегородской области.
27. Ислам в Самарской области
28. Ислам на территории Оренбургской области
29. Особенности развития ислама на территории Северного Кавказа.
30. Ислам в культуре народов Кавказа.

Практические задания:
1. Обобщите материал по распространению ислама на территории России и выявите особенности функционирования исламских общин на современном этапе указав, как политическая система влияет на развитие религиозной традиции
2. Подготовьте аналитическую справку «Положение мусульманских общин России в контексте государственно-конфессиональной политики»
3. Оцените роль ислама в развитии регионов России

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бартольд В.В. ИСЛАМ. КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСТВА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корольков К.В. Ислам на Кавказе: учебное пособие: Ставрополь: СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.2 Крымский А. Е. История мусульманства: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2BB9F6D1-9B7B-44D4-9313-4029A16E0C37.
Л2.3 Бобровников В.О. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Т. II. В царской и ранней советской России: Москва: Издательский дом "Марджани", 2009 biblioclub.ru
Л2.4 Гафаров А. А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX вв.): монография: Казань: Казанский университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Арапов Д.Ю. Ислам и советское государство (1944-1990): сборник документов. Вып. 3: Москва: Издательский дом "Марджани", 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт духовного управления мусульман Российской Федерации www.dumrf.ru
Э2 Информационно-аналический портал ИсламРФ www.islamrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Ислам в российских регионах" направлен на знакомство студентов с исламской традицией, и ее развитием в регионах России, а также с населением исповедующем данное вероучение. За период изучения курса, студен формирует представление об особенностях российского ислама, устройстве исламской уммы. В рамках дисциплины, студент послушивает лекции в которых излагается общая тенденция развития исламской традиции на территории России. Преподаватель знакомит с нормативными актами регулирующими положение мусульман на территории России. Лекции являются важным этапом учебного процесса в рамках которых, студент приобретает навык умственного труда. Неотъемлемой частью лекционного заняити является приобретение студентом навыка конспектирования материала, что предпологает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Практические занятия расчитаны на занкомство студентов с развтием исламской тардиции в конкретных регионах. К каждому практическому занятию предлагается перечень заданий, которые представлены в фонде оценочных средств. В рамках практических занятий, судент формиует свою собстенную позицию по проблеме развития ислама на региональном уровне, и опираясь на теоретический материал дает объективную оценку современному положению мусульманской уммы в конкретном регионе. Подгоовка к практическим занятиям является трудоемкой формой самостоятельной работы студента по освоению курса. Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Практические занятия прасчитаны на привлечение каждого студента к работе и формированию у них правктических навыков в рамках изучаемого курса. В рамках курса на практических занятиях предпологается представление студентом доклада по одной из предложенной тем. При подготовке докладов студентам рекомендуется:
1) использовать проверенные источники; 2) активно пользоваться понятиями дисциплины, обращаться к первоисточникам, научным статьям, монографиям, энциклопедическим ресурсам; 3) соблюдать грамматические правила русского языка, следить за чистотой речи; 4) использовать не менее трех источников; 5) во время выступления следить за регламентом;
6) доклад должен быть содержательным и информативным; изложение – последовательным и ясным; 7) при выступлении приветствуется использование презентации или иных иллюстративных материалов; 8) в конце выступления студент должен подвести итог, сделать выводы, ответить на вопросы аудитории. Подготовка доклада позволяет показать навык студента использовать полученные теретические знания для построения индивидуальной образовательной таректории. Целью самостоятельной работы студентов является выработка умения самостоятельно находить, отбирать нужный материал, выстраивать и осмысливать его. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
При подготовке к экзамену студенту следует: в полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций и практичеких занятий; особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины; при подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).