МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в политическую науку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева;д.полит.н., профессор, Я.Ю. Шашкова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Введение в политическую науку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.02.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.02.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Введение в политическую теорию" являются формирование научных представлений о политике, власти и политических институтах в рамках различных исследовательских подходов; ознакомление с фундаментальными понятиями и проблемами теории политики, формирование умений и навыков использования теоретических знаний для анализа политических процессов, формирование навыков самостоятельного анализа источниковой базы и реальных проблем политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ОПК-4.2 Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
ПК-2.3 Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ПК-2.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2: Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2.2: Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2: Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2.2: Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория политики
1.1. Политическая наука как отдельная отрасль знания Лекции 1 2 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
1.2. Методология политической науки.Эволюция методов Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
1.3. Методология политической науки.Эволюция методов Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
1.4. Развитие политической теории в Европе и Америке Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
1.5. Развитие политической теории в Европе и Америке Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
1.6. Развитие политической теории в России Лекции 1 1 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
1.7. Развитие политической теории в России Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
Раздел 2.
2.1. Политика как реальная деятельность и объект теоретических исследований Лекции 1 1 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
2.2. Политика как реальная деятельность и объект теоретических исследований Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.3. Теории власти Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.4. Теории политической системы Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.5. Теории политической системы Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.6. Теории государства Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.7. Теории государства Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.8. Гражданское общество Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.9. Гражданское общество Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.10. Теоретические основания исследования политических режимов Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.11. Теоретические основания исследования политических режимов Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.12. Теории политического процесса Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.13. Политическое развитие и модернизация Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.14. Политическое развитие и модернизация Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.15. Теории демократического транзита Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.16. Теории политических элит Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.17. Теории политических элит Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.18. Политическое лидерство Лекции 1 1 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.5
2.19. Политическое лидерство Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
2.20. Группы интересов в политике Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5
Раздел 3. Теория политических партий
3.1. Партология как наука Лекции 1 2 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.3, Л1.4
3.2. История изучения партий политической наукой Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.3. Формирование теории партий в первой половине ХХ в Лекции 1 2 ОПК-4.1, ПК-2.1 Л1.4, Л1.2
3.4. Российская теория политических партий Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.2
3.5. Изучение политических партий на Западе Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.6. Российская теория революционной партии 60-70-х гг. XIX в. Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.2
3.7. Ленинская концепция построения политической партии и ее реализация Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.8. Российская теория политических партий Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.9. Партия как политический институт Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.10. Типология политических партий Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.11. Теория политических партий М. Дюверже Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.12. Современная теория политических партий Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 4. Партогенез
4.1. Формирование и институционализация политических партий Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
4.2. Формирование и институционализация политических партий Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
4.3. Партийная структура и партийные документы Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
4.4. Партийная дисциплина Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
4.5. Партийная структура и партийные документы Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 5. Основные направления деятельности партии
5.1. Идеологическая деятельность партии Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
5.2. Кадровая деятельность партий Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
5.3. Партии и государство Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
5.4. Государственно-правовое регулирование деятельности партий Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
5.5. Основные направления деятельности партии Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 6. Партийные системы
6.1. Партийные системы Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
6.2. Типология партийных систем Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
6.3. Партийные системы Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 7. Общественно-политическое движение как субъект политики
7.1. Общественно-политическое движение как субъект политики Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.4, Л1.2
7.2. Общественно-политическое движение как субъект политики Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.4, Л1.2
7.3. Типология общественно-политических движений Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.4, Л1.2
7.4. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"- https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6037

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В какой теории государство, трактуется как основной политический институт и основа изучения сравнительной политологии?
а. Институциональная теория власти
б. Бюрократическая теория власти
с. Альтернативная теория власти
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях:
а.Классической парламентской республики
б.Классической президентской республики
в.Классической суперпрезидентской республики
ОТВЕТ: б.

Вопрос 3.Верно ли утверждение, что согласно силовой концепции власти, субъекты власти различаются не только по «запасам» власти и интенсивности волевого импульса к власти, но и по своим стратегиям поведения: способностям достигать целей, выбирать методы и способы достижения успеха, идти на риск.
а.Верно
б.Неверно
ОТВЕТ: б.

Вопрос 4. Чем политическая система отличается от других подсистем общества?
а.Регулирует отношения между членами общества
б.Обеспечивает воспитательную функцию граждан
в.Верховенством над другими подсистемами общества
г.Все варианты верны
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5. Власть рассматривается как естественное стремление к доминированию, превосходству и связанными с ними привилегиями
а.В рамках бихевиеористского подхода
б.В рамках натуралистического подхода
с.В рамках иерархического подхода
ОТВЕТ: б.

Вопрос 6. Первым заявил о разделении политики и христианской морали:
а.М. Лютер
б.Н. Макиавелли
с.М. Вебер
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Как называется период смещения исследовательского фокуса с исследования формальных политических институтов на мотивы, политические цели и ценности человека?
а.Неоинституциональная революция
б.Бихевиористская революция
с.институциональная трансформация
ОТВЕТ: б.

Вопрос 8. Если в стране произошла революция, то власть может считаеться -
а.законной и легитимной
б.незаконной, но легитимной
с.не легитимной и не законной
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. В рамках какой теории лидерства появление лидера рассматривается как результат места, времени и стечения обстоятельств?
а.Теория черт
б.Ситуационная теория
с.Теория случайного обстоятельства
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Для какого типа политической культуры характерен высокий уровень ориентации на политические институты и низкий уровень личной активности граждан?
а.подданической политической культуры
б.партисипаторной политической культуры
с.адаптивной политической культуры
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. К функции "выхода" политической системы относят:
а.разработка решений и норм
б.применение решений и норм
с.контроль за соблюдением решений и норм
д.все ответы верны
ОТВЕТ: д.

Вопрос 12. Какая система рекрутирования политической элиты является более закрытой?
а.система гильдий
б.антрепренерская система
с.обе системы достаточно закрыты
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. Имеет ли государство монополию на легальное применение силы и физического принуждения?
а.да
б.нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Что относится к нормативным ресурсам власти?
а.нормы административного воздействия на граждан
б.средства воздействия на ценности и поведение граждан
с.нормы избирательного законодательства
д.все ответы верны
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Что характерно для авторитарного режима?
а.высокая степень конкурентности политических элит и высокий уровень политического участия
б.власть осуществляется военной элитой
с.при монополии государства на политическую деятельность сохраняются некоторые гражданские свободы
ОТВЕТ: с.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое артикуляция интересов?
ОТВЕТ: это функция политической системы, состоящая в выявлении группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и социальных групп, предъявляемых к политической системе.

2. Каковы основные формы артикуляции интересов?
ОТВЕТ: голосование на выборах, деятельность неформальных групп, общественных движений, непосредственный контакт, а также протестную деятельность.

3. Что препятствует развитию гражданского общества?
ОТВЕТ: Отсутствие правового государства. Недостаточны объем среднего класса.

4. Назовите ключевую характеристику легитимности власти.
ОТВЕТ: соответствие политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения власти.

5. Как называется деятельность социальных групп по реализации своих интересов путем оказания целенаправленного воздействия на органы законодательной и исполнительной власти?
ОТВЕТ: лоббизм.

6. Перечислите стадии политического процесса.
ОТВЕТ: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию.

7. Политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее верховенство (полноту и неделимость власти внутри территории страны, исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений, определение правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, применение насилия, определение прав и свобод граждан и пр.) и независимостъ (самостоятельность и равноправие в международных отношениях) - это:
ОТВЕТ: государственный суверенитет.

8. Что характерно для традиционного этапа развития политической науки?
ОТВЕТ: изучение только официальных политических институтов.

9. Какие типы элит выделил В. Парето?
ОТВЕТ: Лисы и львы.

10. Как называется насильственное присоединение, захват одним государством территории другого государства.
ОТВЕТ: аннексия.

11. Какое направление в политической науке рассматривает политику, политических отношений через призму поведения личности и групп на базе широкого применения эмпирических методов анализа?
ОТВЕТ: Бихевиоризм.

12. Чем отличается периферийный политический процесс от базового.
ОТВЕТ: при периферийном политическом процессе происходят изменения в не столь важных для общества областях.

13. В какой период обостряется значимость и роль лидера?
ОТВЕТ: в период общественно-политического или экономического кризиса.

14. Какой тип лидерства практически не встречается в демократических политических режимах?
ОТВЕТ: харизматический тип лидерства.

15. Какой тип политической культуры преобладает у значительной части граждан РФ?
ОТВЕТ: подданический.

16. Как называется осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания?
ОТВЕТ: идеология.

17. Как называется тип модернизации при которой проводятся реформы «сверху» с целью догнать передовые страны, подражая им в своем развитии, используя их конкретные структуры, технологии, отдельные элементы культуры.
ОТВЕТ: догоняющая модернизация.

18. Как в политической науке называют крупные всплески демократии, которые происходили в истории?
ОТВЕТ: волны демократии или волны демократизации.

19. В чем состоит "Железный закон олигархии", сформулированный Робертом Михельсом?
ОТВЕТ: любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.

20. Конфликты в какой сфере имеют наиболее разрушительные последствия.
ОТВЕТ: в политической сфере.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусметрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Политика, как основная категория политической науки: подходы к пониманию
2. Функции политики и ее свойства
3. Этапы развития политической науки
4. Основные теоретические подходы к определению природы и сущности власти
5. Понятие политической элиты, основные теоретические подходы
6. Основные подходы к анализу политического лидерства
7. Типология политического лидерства
8. Теории государства
9. Понятие и функции гражданского общества; условия формирования
10. Понятие и теории групп интересов
11. Лоббизм как система реализации групповых интересов в политике
12. Типология политических система: понятие, структура, функции
13. Определение политического режима, элементы и признаки
14. Элементы и признаки политического режима
15. Типология политических режимов. Узкая трактовка
16. Типология политических режимов Голосова-Блонделя
17. Типология политических режимов демократических режимов Хелда
18. Типология режимов политических режимов Алмонда и Пауэлла
19. Типология политических режимов Лейпхарта
20. Политическая культура: основные теоретические подходы
21. Политический процесса: понятие, содержание, структура, акторы.
22. Фазы и состояния политического процесса
23. Типологии политических процессов
24. Понятие и содержание политической модернизации
25. Этапы и фазы демократического транзита

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте характеристику политической науке как отдельной отрасли знания и опишите процесс институциализации политической науки
2. Раскройте суть методов политических наук
3. Дайте характеристику политическим идеям основателей современной теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс)
4. Охарактеризуйте основные подходы к анализу политического лидерства
5. Проанализируйте взаимодействие гражданского общества и политической власти
6. Охарактеризуйте политический режим в РФ на современном этапе используя типологию Голосова-Блонделя
7. Определите специфику лоббизма как системы реализации групповых интересов в политике
8. Охарактеризуйте состояние лоббистской деятельности в РФ
9. Обозначьте основные черты культурологического подхода к исследованию политических систем
10. Охарактеризуйте политическую культуру России.
11. Проанализируйте типологию режимов Энлрейна
12. Опишите ключевые характеристики гибридных политических режимов
13. Обозначьте основные черты политических идеологий
14. Определите роль и место религии в политике РФ
15. Охарактеризуйте состояние современного политического процесса в РФ
16. Приведите примеры определения понятия и опишите теории модернизации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исаев Б.А. История партий и партийных систем в 3 ч. часть 3. история партий и партийной системы современной России: М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D5DDC99E-E70C-4BD8-978A-F60C1A42BABB.
Л1.2 Исаев Б.А. История партий и партийных систем. ч. 1. история партий: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C9456537-CFBD-47B7-A9BE-BD9E5FC72223.
Л1.3 Заславский С.Е. Основы теории политических партий: М.:Европа, 2007
Л1.4 Исаев, Борис Акимович Теория партий и партийных систем: Учебник: Бакалавр и магистр. Академический курс М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Б. А. Исаев Политическая теория : учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D56B7492-6404-48E1-883B-76EF802CACAB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Морис Дюверже Политические партии: Проект, 2005
Л2.2 Шашкова, Я. Ю. Российская партийная система в условиях трансформации политического режима (конец XX - начало XXI в.): Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/66
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э5 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э7 Авторский курс в Moodle "Введение в политическую теорию" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Введение в политическую науку» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в области политических наук. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Введение в политическую теорию» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению методологии политической науки. При их изучении студенты должны четко ответить на вопрос: «Какие основные направления и школы политических исследований существуют в настоящее время и в чем их специфика?». Внимание необходимо обратить суть теорий власти, теорий политических режимов, политической культуры, политических партий. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать содержание таких понятий, как власть, политика, политическая система, политический режим, политический процесс, политическая идеология, политическая партия, политический конфликт. Должен ориентироваться в многообразии специфических научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкций. Необходимо освоить методы исследований политических процессов и явлений, использующихся политической наукой.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
По курсу предусмотрено выполнение курсовой работы, для ее выполнения студенту необходимо изучить литературу по выбранной теме, определить структуру работы и утвердить с научным руководителем. Требования к структуре и объему курсовой работы. Курсовая работа должна состоять из «Введения», двух-трех глав (основной части), «Заключения», «Библиографического списка» (списка литературы) и «Приложения»,
«Введение» является важной частью работы. В нем должно отражаться следующее:
актуальность темы, анализ степени изученности проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель и задачи исследования, хронологические рамки работы (при необходимости), анализ эмпирической базы работы, структура работы. При написании введения работы необходимо учитывать следующие рекомендации:
Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам, решение которых может обеспечить значительный вклад в развитие науки. Рекомендуется отметить, в какой степени исследуемые вопросы рассмотрены в научной литературе. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то необходимо указать, какие вопросы в ней решены не полностью, а каким уделено особое внимание.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения. Цель работы необходимо сформулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы.
Задачи исследования - это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения работы. Они должны определять структуру содержания (плана) работы.
Структура работы должна отражать логику исследования - это определенная последовательность выполнения работы . В конце каждой главы рекомендуется делать основные выводы и предложения.
«Заключение» отражает краткое изложение основных этапов исследования и содержит формулировки важнейших теоретических и практических выводов, авторских разработок и предложений студента, позволяющих решить ту или иную поставленную задачу.
Библиографический список помещается в конце работы (после «Заключения»). В него включаются источники научная литература, которые использовались при подготовке курсовой работы. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом .
«Приложения». В конце курсовой работы помещают приложения в виде форм первичных и сводных документов, расчетов, таблиц, графиков, схем, диаграмм и т.д. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер. Например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в курсовой работе. При обращении в тексте работы к тому или иному приложению делается ссылка, например, ... в «Приложении 2»...
Требования к содержанию курсовой работы. Курсовая работа, в которой только пересказываются учебники, учебные пособия или законы и инструкции, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку. Таких выражений, как «в прошлом году», в «этом году», «в настоящее время», следует избегать и указывать конкретно месяц и год. Объем курсовой работы должен быть в пределах 30-40 страниц машинописного текста при выполнении ее на компьютере.
Требования к оформлению курсовой работы. Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям по оформлению. Она должна быть грамотно написана, аккуратно оформлена, сброшюрована в твердой обложке. Работа должна иметь титульный лист. Текст курсовой работы необходимо печатать на компьютере на одной стороне стандартного листа белой писчей бумаги формата А 4, оставляя поля: левое - 3 см, правое – 1 см, верхнее - 2 см, нижнее -2,5 см (шрифт 14 Times Roman, через 1,5 межстрочных интервала). Все страницы работы нумеруются только арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу. Титульный лист установленной формы является первой страницей курсовой работы, на нем номер страницы не ставится. На второй странице рекомендуется располагать «Содержание» (план) работы, то есть названия разделов («Введение», главы, «Заключение» и т.п.) и подразделов (параграфов) с указанием соответствующих страниц. Рекомендуется оформлять заголовки разделов прописными буквами, а заголовки подразделов - строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слова, выполненные на отдельной строке прописными буквами («Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список», «Приложение»), служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела -1 интервал.
Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номера параграфов состоят из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка. Например, «2.3.» (третий параграф второй главы). Пункты нумеруют в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, «2.4.2.» (второй пункт четвертого параграфа второй главы). Каждый раздел работы («Введение», «Глава», «Заключение» и т.п.) целесообразно начинать с нового листа. Сноски на источники желательно оформлять внизу страницы с расшифровкой полного наименования, издательства, года издания и т.п. (колонтитул).
Требования к оформлению библиографического списка (списка литературы) в соответствии с ГОСТом: «Библиографическое описание документа». Библиографический список приводится в конце работы. Он строится по алфавитному принципу. Библиографическое описание каждого документа начинается с красной строки, составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов. Каждая область и элемент отделяются друг от друга определенными разделительными знаками.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.