МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование политических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, С.Ю. Асеев

Рецензент(ы):
д.п.н., Профессор, Я.Ю. Шашкова

Рабочая программа дисциплины
Моделирование политических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по моделированию социальных процессов; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке моделей социальных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа
ПК-3.1 Анализирует статистические и социологические данные о политических процессах и явлениях, интерпретирует различные виды политической информации
ПК-3.2 Разрабатывает стандартные аналитические материалы, включающие сообщения информационного, публицистического и аналитического характера, готовит обзоры прессы по заданной проблематике
ПК-3.3 Проводит прикладной анализ явлений и процессов в сфере политики с использованием методов политической науки для поддержки процесса принятия политических решений
ПК-3.4 Составляет прогнозы по развитию внутри- и внешнеполитических процессов на краткосрочный и среднесрочный период
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и сущность системного подхода к познанию и управлению социальными процессами; специфику проблемной ситуации в социальных средах, требующей проведения социального моделирования и прогнозирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.1: Анализирует статистические и социологические данные о политических процессах и явлениях, интерпретирует различные виды политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.2: Разрабатывает стандартные аналитические материалы, включающие сообщения информационного, публицистического и аналитического характера, готовит обзоры прессы по заданной проблематике
ПК-3.3: Проводит прикладной анализ явлений и процессов в сфере политики с использованием методов политической науки для поддержки процесса принятия политических решений
ПК-3.4: Составляет прогнозы по развитию внутри- и внешнеполитических процессов на краткосрочный и среднесрочный период

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов
1.1. Сущность моделирования. Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.2. Сущность моделирования. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.3. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.4. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.5. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.6. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.7. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.8. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Процесс моделирования: основные этапы и стадии
2.1. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.2. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.3. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.4. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.5. Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.6. Алгоритмы и технологии моделирования (на конкретных примерах) Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Технологические основы разработки социально-политических моделей. Социально-политическое проектирование
3.1. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.2. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.3. Технология разработки проекта (подходы В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой и В. А. Лукова). Текстовое оформление проекта Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.4. Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 4.
4.1. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.2. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.3. Цели и задачи социальной экспертизы, ее место в системе работы по социальному проектированию. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.4. Экспертные оценки в социальном прогнозировании и проектировании. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». -

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К аналоговым моделям НЕ относятся:
а) графики;
б) диаграммы;
в) копии исследуемого объекта.
Ответ: в

2. Имитационная модель:
а) воспроизводит признаки/характеристики реальных процессов/ объектов;
б) представляет объекты только в графических схемах;
в) компьютерные программы для создания виртуальных моделей или игровых ситуаций для изучения социальных систем.
Ответ: а

3. Имитационное моделирование:
а) графическое средство, предназначенное для анализа причинных связей в сложных системах;
б) метод исследования объектов, основанный на том, что изучаемый объект заменяется имитирующим объектом;
в) метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки.
Ответ: б

4. Агентно-ориентированное моделирование:
а) использует статистические методы для анализа и предсказания социальных явлений;
б) моделирует отдельных «агентов» (людей или группы) в виде индивидуальных сущностей с определенными характеристиками, поведением и влиянием на окружающих;
в) основной акцент делает на изучении социальных сетей и взаимосвязей между индивидами или организациями.
Ответ: б

5. Статистическое моделирование:
а) моделирует отдельных «агентов» (людей или группы) в виде индивидуальных сущностей с определенными характеристиками, поведением и влиянием на окружающих;
б) основной акцент делается на изучении социальных сетей и взаимосвязей между индивидами или организациями;
в) использует статистические методы для анализа и предсказания социальных явлений.
Ответ: в

6. Сетевое моделирование:
а) сфокусировано на изучении изменений и динамики в социальных системах;
б) основной акцент делает на изучении социальных сетей и взаимосвязей между индивидами или организациями;
в) использует статистические методы для анализа и предсказания социальных явлений.
Ответ: б

7. Системная динамика:
а) основной акцент делает на изучении социальных сетей и взаимосвязей между индивидами или организациями;
б) моделирует отдельных «агентов» (людей или группы) в виде индивидуальных сущностей с определенными характеристиками, поведением и влиянием на окружающих;
в) сфокусирована на изучении изменений и динамики в социальных системах.
Ответ: в

8. Прогностическая функция модели:
а) предполагает исследование возможности интродукции (придания) исследуемому объекту предварительно заданных свойств, чья реализация позволит достичь позитивных результатов;
б) предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений с учетом действия различных факторов среды;
в) обоснованность;
г) своевременность.
Ответ: б

9. Имитационная функция модели:
а) предполагает исследование возможности интродукции (придания) исследуемому объекту предварительно заданных свойств, чья реализация позволит достичь позитивных результатов;
б) концентрирует внимание на искусственном воспроизводстве естественных свойств исследуемого объекта;
в) предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений с учетом действия различных факторов среды;.
Ответ: б

10. Проективная функция модели:
а) предполагает исследование возможности интродукции (придания) исследуемому объекту предварительно заданных свойств, чья реализация позволит достичь позитивных результатов;
б) предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений с учетом действия различных факторов среды;
в) концентрирует внимание на искусственном воспроизводстве естественных свойств исследуемого объекта.
Ответ: а

11. Логико-семантическая модель:
а) объект/процесс рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему;
б) направлена на определение наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между причинами (факторами) и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме;
в) описание объекта в терминах и определениях соответствующих предметных областей знаний, включающее все известные логически непротиворечивые утверждения и факты.
Ответ: в

12. Структурно-функциональная модель:
а) объект/процесс рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему;
б) направлена на определение наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между причинами (факторами) и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме;
в) описание объекта в терминах и определениях соответствующих предметных областей знаний, включающее все известные логически непротиворечивые утверждения и факты.
Ответ: а

13. Причинно-следственная модель:
а) объект/процесс рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему;
б) направлена на определение наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между причинами (факторами) и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме;
в) описание объекта в терминах и определениях соответствующих предметных областей знаний, включающее все известные логически непротиворечивые утверждения и факты.
Ответ: б

14. К содержательным моделям НЕ относятся:
а) причинно-следственные модели;
б) компьютерные модели;
в) структурно-функциональные модели.
Ответ: б

15. К содержательным моделям относятся:
а) математические модели;
б) компьютерные модели;
в) логико-семантические модели;
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ___________ – приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Ответ: математическая модель.
2. ____________ – предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Ответ: социальное прогнозирование
3. ____________ – объект-заместитель некоторого явления/процесса/предмета, отражающий его существенные характеристики и свойства. Ответ: модель
4. ____________ – представление объектов, явлений, процессов, отношений на языке графических схем. Ответ: схематизация
5. ____________ – метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Ответ: имитационное моделирование
6. ___________ –представление в наглядной форме данных эксперимента или результатов теоретического исследования. Ответ: визуализация данных
7. ___________ – систематическое распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия. Ответ: классификация
8. ___________ – сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями. Ответ: аналогия
9. ___________ – графическое средство, предназначенное для анализа причинных связей в сложных системах. Ответ: « Граф Ишикава»
10. ___________ – структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Ответ: древо целей
11. ____________ – метод коллективного решения задач/проблем, обдумывания нестандартных креативных идей, основанный на творческом подходе и интеллекте. Ответ: мозговой штурм
12. ___________ – вид моделирования, который использует статистические методы для анализа и предсказания социальных явлений Ответ: статистическое моделирование
13. ____________ – вид моделирования, который сфокусирован на изучении изменений и динамики в социальных системах. Ответ: системная динамика
14. ____________ – метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок. Ответ: «метод Дельфи»
15. ____________ – вид моделирования, в котором основной акцент делается на изучении социальных сетей и взаимосвязей между индивидами или организациями. Ответ: сетевое моделирование
16. ____________ – вид моделирования, который использует компьютерные программы для создания виртуальных моделей или игровых ситуаций для изучения социальных систем. Ответ: симуляционное моделирование
17. ____________ – структура процессов и действий, связанных с жизненным циклом, организуемых в стадии, которые также служат в качестве общей ссылки для установления связей сторон. Ответ: модель жизненного цикла
18. ____________ – данные/знания, находящиеся в скрытом состоянии, не проявляющие себя явным образом. Ответ: латентная информация
19. ____________ – вид моделирования, в котором отдельные «агенты» (люди или группы) моделируются в виде индивидуальных сущностей с определенными характеристиками, поведением и влиянием на окружающих. Ответ: агентно-ориентированное моделирование
20. ____________ – метод/методология, позволяющий анализировать и предсказывать поведение и взаимодействие людей в различных социальных ситуациях. Ответ: социальное моделирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Базовые категории предмета: «прогнозирование», «моделирование», «проектирование».
2. Взаимосвязь социально-политического проектирования и экспериментальной деятельности.
3. Духовные ценности общества в дальнесрочном прогнозном видении.
4. Модель современного лидера в социальной сфере: сходство и различие с моделью политического лидера.
5. Роль и функции моделей в социально-политическом управлении.
6. Сетевое моделирование в практике СМИ.
7. Новейшие информационные разработки в прогнозировании и моделировании
8. Использование теории социальных проблем в социальном прогнозировании.
9. Социальные проблемы как важнейший фактор глобализации общества.
10. Значение прогнозов при создании социальных инноваций.
11. Проблема эффективности прогнозных исследований в социальной сфере.
12. Научные основы социального прогнозирования: история и современность.
13. Основные результаты деятельности Римского клуба.
14. Социальная прогностика как наука.
15. Генезис идей социального проектирования.
16. Методологические основы социального проектирования.
17. Метод мозгового штурма и его роль в проектировании.
18. Аналогия в социальном проектировании.
19. Ассоциация как метод социального проектирования.
20. Проблемы организации и дезорганизации.
21. Модели жизненного цикла.
22. Роль формальных моделей и методов в изучении политической реальности.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВРПРОСЫ

1. Сравните типы функционирования моделей: имитационный и режимный.
2. Рассмотрите основные требования к модели.
3. Охарактеризуйте уровень творческого решения.
4. Охарактеризуйте уровень разработанности и уровень использования.
5. Выделите взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем.
6. Изучите основные задачи моделирования.
7. Рассмотрите основные стадии процесса моделирования.
8. Изучите сравнение и аналогию.
9. Рассмотрите логическое доказательство и эксперимент.
10. Изучите этап определения целей и средств построения модели.
11. Выделите особенности этапа разработки модели.
12. Рассмотрите этап оценки модели, пути и средства апробации модели.
13. Изучите жизненный цикл проекта.
14. Рассмотрите принципы и методы проектирования
15. Рассмотрите назначение, функции, способы социально-политической диагностики.
16. Охарактеризуйте использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большаков В. И. Динамика культурно-цивилизационного процесса: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Сидоров А. А. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов В. И. , Карелова О. Л. , Ледащева Т. Н. Системное моделирование в социально-экономической сфере: монография Москва: Логос, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Гатиятуллина Д.А. Социология межэтнических отношений: учебное пособие Казань: КГТУ, 2010, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Курлов А. Б. Методология социального познания: монография Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Ильенкова С. Д. , Кузнецов В. И. Социальный менеджмент: учебное пособие Москва: Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт социологии РАН www.isras.ru
Э2 ВЦИОМ wciom.ru
Э3 Центр независимых социологических исследований cisr.ru
Э4 ЭУМК Моделирование социальных процессов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

ЭУМК:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6793

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия:
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.