МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Принятие политических решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Принятие политических решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Политический менеджмент» выступает ознакомление студентов с технологиями организации и управления политического процесса,политического маркетинга и формирование навыков их практического применения.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
изучение законов, принципов и моделей управления политическим процессом;
рассмотрение технологий политического планирования и принятия решений как базовых в процессе управления;
освоение технологий и методик политического маркетинга;
формирование навыка применения политических технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
ПК-1.1: Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, органах местного самоуправления,
международных организациях
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
ПК-1.2: Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
ПК-1.3: Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4: Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы принятия политических решений
1.1. Теория принятия политических решений Лекции 6 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4
1.2. Теория принятия политических решений Сам. работа 6 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.3. Метологические подходы и концептуальные модели процесса принятия политических решений Практические 6 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.4. Метологические подходы и концептуальные модели процесса принятия политических решений Сам. работа 6 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.5. Разработка и оценка политического решения Лекции 6 6 УК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.6. Разработка и оценка политического решения Сам. работа 6 4 УК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.7. Оценка политического решения Практические 6 4 ПК-1.4 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.8. Оценка политического решения Сам. работа 6 4 ПК-1.4 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.9. Выбор оптимального политического решения Лекции 6 6 УК-2.3, УК-2.4, ПК-1.1 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.10. Выбор оптимального политического решения Сам. работа 6 4 УК-2.3, УК-2.4, ПК-1.1 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.11. Массовый уровень выбора политических решений Практические 6 6 ПК-1.4 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.12. Массовый уровень выбора политических решений Сам. работа 6 6 ПК-1.4 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.13. Формализация и реализация политических решений Лекции 6 4 УК-2.3, УК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.14. Формализация и реализация политических решений Сам. работа 6 6 УК-2.3, УК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.15. Особенности принятия решений в законодательных и исполнительных органах власти Практические 6 8 ПК-1.4 Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
1.16. Особенности принятия решений в законодательных и исполнительных органах власти Сам. работа 6 7 ПК-1.4 Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4192

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Вероятность будет определена объективно, в том случае если:
а) поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным
б) при определении вероятности будут использованы научные методы
в) будут произведены дополнительные исследования
Ответ: б
2. Интуитивные решения в организациях принимаются обычно:
а) менеджерами низшего звена
б) представителями высшего эшелона власти
в) руководителями всех уровней власти в равной степени
Ответ: б
3. Прогнозирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль риска в риск-менеджменте, относится к функциям:
а) организации риск-менеджмента
б) субъекта управления
в) объекта управления
Ответ: б
4. В зависимости от степени и характера вовлеченности в процесс принятия решений К. Левин описал три стиля
а) демократичный стиль
б) диктаторский стиль
в) попустительский стиль
г) аналитический стиль
д) гибкий стиль со склонностью к осторожности
Ответ: а,б,г
5. Возникновение лоббизма в России в современном смысле слова можно отнести к периоду
а) начала 90-х гг. XX в.
б) Советского Союза
в) дореволюционной России
Ответ: а
6. К принципам группового выбора НЕ относят
а) Принцип Неша
б) Принцип Курно
в) Принцип диктатора
г) Принцип большинства голосов
д) Принцип Дельфи
Ответ: д
7. Какая повестка дня становится основой для процесса принятия решений
а) Личная повестка дня
б) Предполагаемая общественная повестка дня
в) Межличностная повестка дня
Ответ: в
8. Какие признаки относятся к признакам политического решения
а) Масштабность
б) Координирующая роль
в) Полифункциональность
г) Оптимальность
д) Эффективность
е) Директивность
ж) Полиморфизм
Ответ: б,в,д,ж
9. Какие технологии выделяют по содержанию
а) Явные и теневые технологии
б) Функциональные и инструментальные технологии
в) Нормативные и девиантные технологии
г) Стратегические и тактические технологии
д) Спарадические и циклические технологии
Ответ: б
10. Какие технологии выделяют по степени повторяемости
а) Явные и теневые технологии
б) Стратегические и тактические технологии
в) Нормативные и девиантные технологии
г) Функциональные и инструментальные технологии
д) Спарадические и циклические технологии
Ответ: д
11. Какой признак НЕ относится к признакам плана
а) Легитимность
б) Гибкость
в) Оптимальность
г) Масштабность
д) Эффективность
Ответ: а
12. О какой модели управления идет речь: эта модель исходит из анализа ситуации, требуется постоянный ее мониторинг. Она позволяет корректировать управление на стадии реализации самого решения
а) Круговая модель
б) Линейная модель
в) Модель Д. Истона
Ответ: а
13. О каком критерии выбора идет речь – этот критерий, основан на принципе «рассчитывай на худшее». Применение этого критерия не требует знания вероятностей ситуации, т.к. часто эти вероятности неизвестны. Под наихудшим значением понимается получение наименьшей выгоды. Оптимальное решение по этому критерию определяется путем отыскания для каждого решения наихудшей оценки по всем ситуациям и из этих оценок определяется наилучшая, которая и указывает на оптимальное решение
а) Критерий рациональной стратегии
в) Критерий сожаления (Сэвиджа)
г) Критерий пессимизма (критерий Вальда)
д) Критерий оптимизма
Ответ: г
14. О каком критерии идет речь – этот критерий позволяет выбирать ту альтернативу, которая дает максимальный выигрыш в условиях ситуации, которая оценивается как благоприятная. Этот критерий еще называют максимаксным. Характеризуется принципом «рассчитывай на лучшее». Коэффициенты решения определяются как наилучшие оценки предпочтений по всем ситуациям
а) Критерий рациональной стратегии
в) Критерий сожаления (Сэвиджа)
г) Критерий пессимизма (критерий Вальда)
д) Критерий оптимизма
Ответ: д
15. О каком методе разработки решений идет речь – этот метод позволяет действовать по принципу проб и ошибок: позволяет выбрать ранее существующий вариант решения, если он приносил желаемый результат. Однако если раньше желаемый результат не был достигнут, то необходимо поступить по-другому
а) Метод смешанного сканирования
б) Метод прецедента
в) Рационально-универсальный метод
г) Инкрементальный метод
д) Интуитивный метод
Ответ: д

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Принцип ____________________ гласит, что для эффективного управления разнообразие субъектов должно быть больше или равно разнообразию субъектов управления. Ответ: Эшби.
2. __________________________ ______________________ - это субъектно-объектные отношения между управляющими и объектами управления, оно реализуется через управленческие решения и, следовательно, оно адаптируется к условиям социума и индивидуальным особенностям людей. Ответ: реляционистский тип управления.
3. ___________________________ - процесс претворения определенными акторами реальных мероприятий в практической деятельности для достижения ожидаемых результатов. Ответ: Реализацией политических решений.
4. Решения, направленные на детализацию стратегических решений на относительно коротком (среднесрочном, 1–3 года) интервале времени с точки зрения выбора способов, методов реализации стратегических решений – это __________________________ решения. Ответ: тактические.
5. ____________________________ - проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Ответ: экспертиза.
6. Показатели ___________________________ позволяют определить, насколько система приблизилась к цели и какие факторы сыграли в продвижении к цели определенную роль. Ответ: эффективности.
7.____________________________ - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров, представляет собой в риск-менеджменте. Ответ: регулирование.
8._______________________ руководства - правильное поведение руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора. Ответ: стиль.
9.__________________________- принуждение к соблюдению и исполнению определенных требований, норм и правил. Ответ: ответственность.
10. Какие факторы оказывают влияние на характер принимаемых решений? Ответ: на характер принимаемых решений оказывают влияние такие факторы, как степень полноты и достоверности информации, своевременность, адаптивность.
11. В систематическом сборе и обработке дополнительной информации и внесения необходимых корректив в прогноз отражается принцип _________________организации прогнозирования. Ответ: непрерывности.
12.__________________ _______________________ - процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции. Ответ: факторный анализ.
13._______________________ решение - это решение человека, основанное на собственном ощущении того, что его выбор правильный. Ответ: интуитивное.
14.______________________решение - это решение, которое способствует решению уже «перезревших» задач и еще более усугубляет и без того болезненные процессы. Ответ: запоздалое.
15.Состоянию, когда в результате деятельности фирма рискует тем, что, в худшем случае, произведет покрытие всех затрат, а в лучшем — получит прибыль намного меньше расчетного уровня, соответствует область _______________ риска. Ответ: повышенного.

ПК-1: Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения:
а) жесткое решение
б) незапрограммированное решение
в) запрограммированное решение
Ответ: в
2. Как называют совокупность элементов организации, необходимых для решения и обеспечения выполнения управленческих задач:
а) системой управления
б) органом управления
в) аппаратом управления
Ответ: а
3. Метод анализа, применяемый при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы, и позволяющий провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, называется:
а) индексным
б) цепных подстановок
в) элиминирования
Ответ: а
4. Главное, на что влияют управленческие решения:
а) жизнь многих людей
б) распределение миллионов долларов
в) дальнейшая стратегия компании
Ответ: а
5. Как называется отношение числа появлений случайного события к общему числу наблюдений:
а) частота
б) дисперсия
в) вероятность
Ответ: а
6. Организационные свойства управленческого решения - это:
а) плановость
б) последовательность
в) целенаправленность
г) правомерность
Ответ: a, в
7. Технологическое свойство управленческого решения - это:
а) комплексность
б) стадийность
в) целенаправленность
г) актуальность
Ответ: б
8. Системное свойство управленческого решения - это:
а) коллегиальность
б) плановость
в) комплексность
г) актуальность
Ответ: в
9. Классификация решений – это:
а) ранжирование решений
б) оценка качества решений
в) группировка решений по каким-либо признакам
г) структуризация решений
Ответ: в
10. Группа решений, выделенная по временному признаку - это:
а) стратегические и тактические
б) индивидуальные и коллегиальные
в) долгосрочные и краткосрочные
г) глобальные и локальные
Ответ: в
11. Группа решений, выделен по сфере воздействия это:
а) стратегические и тактические
б) глобальны и локальные
в) формализованные и неформализованные
г) однокритериальные и многокритериальные
Ответ: б
12. Группа решений, выделенная по форме принятия:
а) долгосрочные и краткосрочные
б) стратегические и тактические
в) индивидуальные и коллегиальные
г) глобальные и локальные.
Ответ: в
13. Группа решений, выделен по цели:
а) детерминированные и вероятностные
б) стратегические и тактические
в) формализованные и неформализованные
г) традиционные и нетипичные
Ответ: б
14. Детерминированные решения – это решения, принятые в условиях:
а) риска
б) стабилизации производства
в) определенности
г) конкуренции
Ответ: в
15. Группа решений, выделенная по методам их разработки - это:
а) глобальные и локальные
б) формализованные и неформализованные
в) индивидуальные и коллегиальные
г) однокритериальные и многокритериальные
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ________________ ________________ _______________-технологическое преобразование политических требований различных субъектов в приемлемые для всего общества средства и методы решения политических проблем. Ответ: процесс принятия решений.
2. _____________________ ___________________ - трактуется как выработка нескольких вариантов действий для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью. ответ: политическое решение.
3. Главным условием формирования повестки дня является получение_______________________, которая и создает проблемную ситуацию. Ответ: информации.
4. Метод _____________ позволяет решить проблему как раньше, по аналогии. Ответ: прецедента.
5. __________________ метод позволяет выбрать ранее существующий вариант решения, если он приносил желаемый результат. Однако если раньше желаемый результат не был достигнут, то необходимо поступить по-другому. Ответ: интуитивный.
6. ___________________________ метод предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решения, наиболее соответствующих поставленным целям. Ответ: рационально-универсальный.
7. _______________________ проблемы содержат 2 противоположные альтернативы. Ответ: бинарные.
8._____________________взаимосвязей позволяет определить степень влияния на варианты решения различных факторов – внешних и внутренних, а также степень чувствительности и уязвимости вариантов решения. Ответ: анализ.
9. _________________________ сторона индивидуального выбора основывается на личностных качествах ЛПР и на условиях, в которых эти качества оказывают влияние на процесс ППР. Ответ: иррациональная.
10. Стратегия _____________________ предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Ответ: популизма.
11. Стратегия ________________ ориентирована на использование традиционных методов, реализуется в условиях стабильных режимов. Ответ: консерватизма.
12. Стратегия ___________________ ориентирована на кардинальные (иногда даже насильственные) меры, с пренебрежением к существующим правилам и традициям. Ответ: радикализма.
13. _____________________уровень выбора политического решения представляет собой процесс определения варианта действия по вопросам, касающимся политики, на который влияют массовые настроения и предпочтения жителей страны. Ответ: массовый.
14. Под ________________ выбором понимают процедуру принятия коллективного решения на основе согласования индивидуальных предпочтений членов группы. Ответ: групповым.
15. Принцип __________________________ означает, что в качестве группового предпочтения принимается предпочтение одного члена группы. Ответ: диктатора.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам, также возможен итоговый тест по курсу. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте содержание процесса принятия политических решений (ППР). Выделите и охарактеризуйте типы решений.
2. Сформулируйте определение политического управления, выделите его особенности. Охарактеризуйте модели и структуру политико-управленческого цикла.
3. Определите понятия «планирование», «план». Выделите признаки плана и охарактеризуйте его типы.
4. Проведите сравнительный анализ теорий планирования.
5. Охарактеризуйте бихевиоралистскую модель в интерпретации политических решений (Г. Лассуэлл).
6. Охарактеризуйте когнитивистскую модель «ограниченной рациональности» в интерпретации политических решений (Г. Саймон).
7. Охарактеризуйте инкременталистскую модель в интерпретации политических решений (Ч. Линдблом).
8. Охарактеризуйте модель «всеобщей рациональности» в интерпретации политических решений.
9. Охарактеризуйте модели групповой репрезентации в интерпретации политических решений.
10. Охарактеризуйте модель политико-управленческих сетей в интерпретации политических решений.
11. Охарактеризуйте структуру процесса принятия решений.
12. Охарактеризуйте этап формирования «повестки дня».
13. Охарактеризуйте методы выработки решений. Определите содержание «прототипа» управленческого решения и «веера вариантов».

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте правовые и социокультурные механизмы регулирования лоббистской деятельности в России.
2. Смоделируйте технологию политического планирования: разработайте план подготовки и проведения встречи депутата АКЗС с избирателями.
3. Проанализируйте процесс принятия какого-либо политического решения федерального/регионального/местного уровня (почему данный вопрос появился в повестке дня, когда и как вопрос оказался в повестке дня, кто и почему были инициатором внесения в повестку дня, основные акторы и их интересы по данной проблеме, «арены» / «площадки» взаимодействия акторов при формулировании политического курса, модель взаимодействия (плюрализм, корпоративизм, сетевая модель).
4. Смоделируйте технологию политического планирования: разработайте план подготовки и проведения месячника «Молодежь и политика».
5. Смоделируйте технологию политического планирования: разработайте план подготовки и проведения семинара-учебы активистов КПРФ по проблемам современной политики.
6. Разработайте план лоббистской компании и определите технологии лоббистской деятельности в следующей ситуации: Администрация города Б. собирается снести гаражный кооператив в одном из районов города, вам необходимо составить план по противодействию этому решению со стороны членов кооператива.
7. Разработайте план лоббистской компании и определите технологии лоббистской деятельности в следующей ситуации: руководство крупного предприятия стремится к 65-летию своего генерального директора сделать его почетным гражданином края.
8. Разработайте план лоббистской компании и определите технологии лоббистской деятельности в следующей ситуации: руководство одной строительной компании хотело бы построить в городе N «чайнатаун» (квартал дешевого жилья для иностранных рабочих), следовательно, общественники недовольны, хотят добиться санкции против строительства у городских властей.
9. Определите стиль принятия решений в следующей ситуации. Ответ аргументируйте: ЛПР старается, чтобы решения, которые принимаются, были творческими, перспективными, эффективными, чтобы их поддерживали и удовлетворяли. ЛПР умеет слушать и всегда ищет идеи, мысли, которые отличаются от его личных. Если возникают конфликты, старается разобраться в их причинах и устранить следствия. Если раздражен, то сдерживается, хоть его нетерпение заметно. Даже в трудный момент способен оценить шутки.
10. Определите стиль принятия решений в следующей ситуации. Ответ аргументируйте: ЛПР всегда анализирует работу с позиции целесообразности. Предложения по улучшению организации производства или предпринимательской деятельности идут сверху и снизу. По окончанию реализации проекта проходит открытое подведение результатов, которые стимулируют профессиональный рост лучших сотрудников. нетерпение заметно. Даже в трудный момент способен оценить шутки.
11. Определите стиль принятия решений в следующей ситуации. Ответ аргументируйте: ЛПР всегда анализирует работу с позиции целесообразности. Предложения по улучшению организации производства или предпринимательской деятельности идут сверху и снизу. По окончанию реализации проекта проходит открытое подведение результатов, которые стимулируют профессиональный рост лучших сотрудников.
12. Определите стиль принятия решений в следующей ситуации. Ответ аргументируйте: руководитель принимает решения, которые в принципе можно осуществить. Борется за свои идеи и стиль поведения. Если возникают конфликты, устраняет их или проводит свою линию. При появлении проблем в процессе реализации решения, пытается найти виноватых, наказать. Может быть циничным, подгоняет себя и других.
13. Смоделируйте технологию политического планирования: разработайте план подготовки и проведения краевого конкурса рефератов по избирательному праву.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Малкин, Е. Сучков Политические технологии: Русская панорама, 2014
Л1.2 Чуев С.В. Политический менеджмент. Коммуникативные технологии: Учебное пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: М.: Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
Л1.4 В. Н. Колесников, В. А. Семенов Политический менеджмент: учеб. пособие : для бакалавров СПб. : Питер, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений: Учебник и практикум: М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Г. В. Сорина Основы принятия решений: учеб. пособие для гуманит. вузов М.: Экономистъ, 2006
Л2.3 Голубков Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум: М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Филинов-Чернышев Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Дубина И.Н. Творческие решения в управлении и бизнесе: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Халин В.Г. Теория принятия решений в 2 т. : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A018513D-5154-4C62-A55D-A980760C0FF4/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-1; https://biblio-online.ru/book/D411F91F-0656-42A7-AAB8-5AF0F4121B06/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЦИК РФ www.cikrf.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. ecsocman.hse.ru
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 Российский профессиональный портал о лоббизме и GR lobbying.ru
Э6 Сайт гильдии политконсультантов izbass.ru
Э7 Ресурс Ассоциации политконсультантов РФ politprofi.ru
Э8 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э9 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э10 Киреева О.С. Политический менеджмент portal.edu.asu.ru
Э11 Киреева О.С. Принятие политических решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическим менеджмент» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании политико-управленческих процессов и процедуре принятия политических решений, а также о мобилизационных и избирательных политических технологиях. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политический менеджмент» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС ВО по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых в дисциплине проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку выступлений, презентаций,заданий по темам практических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. В глобальной сети имеются сайты международных и национальных ассоциаций политологов и политконсультантов. Они содержат различные статистические, научный и методические материалы по различным аспектам политического менеджмента. Например, порталы по лоббизму в России и за рубежом http://lobbying.ru/, http://www.lobbizm.ru/ и сообществ политтехнологов http://izbass.ru/, http://politprofi.ru. Это также - библиографические базы данных (например, базы данных по общественным наукам Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) на сайте www.inion.ru/products/db_2htm, базы журнальных статей http://elibrary.ru, http://magazines.russ.ru/nz/); электронные версии журналов (Политические исследования (Полис) - www.politstudies.ru; Советник и др.). Не менее важными являются базы эмпирических данных и результаты современных исследований. Подобные материалы размещают на своих сайтах исследовательские центры. Например, на сайтах Центра политических технологий http://www.politcom.ru/ и Центра политической конъюнктуры России http://www.ancentr.ru/ можно найти аналитические доклады, публикации по текущим событиям политической жизни в России, анализ хода и результатов политических кампаний и пр. Данные по современным российским выборам, наряду с аналитическими материалами, содержит сайт Независимого института выборов http://www.vibori.ru, а также сайт Избирательной комиссии РФ http://www.cikrf.ru/. Также для изучения современного российского политического управления и политической мобилизации важны также сайты информационных агентств и общественно-политических журналов («Эксперт», «Русский репортер», «Коммерсант Власть»), а также порталы органов государственной власти (Минюст России, Государственная Дума РФ) и др.