МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия в глобальной политике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Россия в глобальной политике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о системе и структуре современных процессов глобализации в политической пространстве, основных акторов глобальной политики и роли России в глобализирующемся мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ОПК-4.2 Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ОПК-4.1. Знает теории и концепции зарубежной и отечествен-ной политической мысли, основные закономерности и тенден-ции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа процессов глобализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективныими тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном уровне; навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в условиях современных процессов глобализации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобализация и глобальная политика
1.1. Теория и процесс глобализации Лекции 7 2 УК-5.1, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Теория и процесс глобализации Сам. работа 7 6 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Глобальные проблемы мирового развития Практические 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Глобальные проблемы мирового развития Сам. работа 7 6 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Глобальный политический процесс и глобальное управление международным сообществом Лекции 7 2 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Глобальный политический процесс и глобальное управление международным сообществом Практические 7 2 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Глобальный политический процесс и глобальное управление международным сообществом Сам. работа 7 6 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Россия как актор глобальной политики
2.1. Россия в глобальной политике Лекции 7 2 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Россия в глобальной политике Сам. работа 7 8 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Россия и устойчивое развитие Лекции 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Россия и устойчивое развитие Сам. работа 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Территориальные векторы политики России в глобализирующемся мире Практические 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Территориальные векторы политики России в глобализирующемся мире Сам. работа 7 6 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Россия и постсоветское пространство Практические 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Россия и постсоветское пространство Сам. работа 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Россия в современных интеграционных процессах Практические 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Россия в современных интеграционных процессах Сам. работа 7 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.

ЗАДАНИя ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Глобальные проблемы на современном этапе развития международных отношений:
а) Приобрели региональный характер;
б) Отошли на второй план;
в) Приобрели общемировой характер;
г) Перешли на межгосударственный уровень;
д) Потеряли свою актуальность.
Ответ: в

2. Политический реализм — одна из основных школ международных отношений, приверженцы
которой исходят из убеждения, что:
а) главными участниками международной жизни являются суверенные государства, а
формами их международной деятельности — военная стратегия и дипломатия;
б) международную политику определяют все суверенные государства;
в) на практике должен действовать принцип равенства государств;
г) принцип суверенного равенства государств обеспечивает международное сотрудничество.
Ответ: а

3. Сущность термина „холодная война”
а) отказ от ядерного оружия;
б) политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на
грани войны;
в) ликвидация оружия массового поражения;
г) мировым сообществом признается война справедливой исключительно по причине
установления территориальной справедливости.
Ответ: б

4. Применение вооруженных сил против государства является правомерным:
а) для совершения акта агрессии;
б) с целью завоевания дополнительной территории;
в) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру;
г) как средство урегулирования международного спора.
Ответ: в

5. Постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:
а) США
б) Италия
в) Япония
г) Россия
Ответ: а, г

6. В состав Генеральной Ассамблеи ООН входят:
а) 54 государства;
б) 15 государств;
в)все государства-члены ООН;
г) 112 государств.
Ответ: в

7. Цели создания ОДКБ
а) установление единых торговых пошлин;
б) обеспечение региональной безопасности;
в) защита прав человека;
г) борьба с климатическими изменениями.
Ответ: б

8. При голосовании в Свете Безопасности ООН право вето имеют:
а) все государства-члены Совета Безопасности
б) Италия
в) Китай
г) Россия
Ответ: в, г

9. Субъектами международной политики выступают:
а) неправительственные организации и международные корпорации;
б) Италия
в) государства, коалиции государств, межправительственные организации;
г) Россия
Ответ: в

10. Автором концепции столкновения цивилизаций является:
а) Ф. Фукуяма;
б) З. Бжезинский;
в) М.Вебер;
г) С. Хантингтон.
Ответ: г

11. Ялтинско-Постдамская система международных отношений сложилась:
а) после Второй Мировой Войны;
б) после Первой Мировой Войны
в) в 1941 г.
Ответ: а

12. Парадигма, сторонники которой рассматривают международную политику как анархию, потенциальную «войну всех против всех», называется:
а) марксизм;
б) идеализм;
в) модернизм;
г) реализм.
Ответ: г

13. Для асимметричного международного конфликта характерно:
а участие в конфликте военного блока;
б) резкое различие потенциала конфликтующих сторон;
в) отсутствие фазы международного военного конфликта;
г) равенство военной силы вовлеченных сторон.
Ответ: б

14. «Римский клуб» – это:
а) международная неправительственная организация по глобальным проблемам человечества;
б) совет глав европейских правительств по проблемам геополитики;
в) Организация Европейского экономического сообщества;
Ответ: а

15. В структуру мировой политики НЕ входит:
а) деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами;
б) политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода;
в) международная деятельность суверенных государств;
г) деятельность на уровне органов местного самоуправления.
Ответ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИя ОТКРЫТОГО ТИПА

1. ___________ – регулирование межгосударственных отношений па основе международного права, межгосударственных договоров и соглашений. Ответ: Внешняя политика
2. __________– нападение одного или нескольких государств па другое с целью захвата его территории, политического, экономического подчинения или нанесения иного ущерба. Ответ: агрессия
3. __________ – действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую' или религиозную группу как таковую, тягчайшее уголовное преступление. Ответ: геноцид
4. __________ – применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. Ответ: гуманитарная интервенция.
5. __________– совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами (включает в себя морское, воздушное, космическое право, право вооруженных конфликтов и др.). Ответ: международное право
6. __________ – отсрочка исполнения обязательств или отказ от каких-либо действий, официально устанавливаемые правительством страны по собственной инициативе либо в результате международной договоренности. Ответ: мораторий
7. __________ – концепция, исключающая применение военной силы для разрешения конфликта/антивоенное общественно-политическое движение. Ответ: пацифизм
8. __________ – движение за отделение части государства и создание нового государственного образования, за предоставление части страны автономии по национальному, языковому или религиозному принципу. Ответ: сеператизм
9. __________ – использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей/ приверженность к крайним взглядам. Ответ: экстремизм
10. __________ – один из видов вооруженных конфликтов, организованная вооруженная борьба между государствами, нациями, социальными группами. Продолжение политики насильственными средствами. Ответ: война
11. __________ – изгнание, высылка из государства. Как правило, применяется к иностранцам и лицам без гражданства при их незаконном пребывании на территории государства. Ответ: депортация
12. __________ – территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства или нескольких государств. Ответ: анклав
13. __________ – объединение, союз, соглашение государств, политических партий, профсоюзных и иных организаций для достижения общих (политических, экономических, военных) целей. Ответ: коалиция
14. __________ – урегулирование разногласий путем взаимных уступок; способ разрешения политических конфликтов, достигаемый путем соглашения противостоящих сторон; обеспечивается при условии четкого определения предметов спора, осознания пределов уступок, оформления итогов достигнутого соглашения. Ответ: компромисс
15. __________ – вид международного договора, на основе которого прекращается состояние войны, фиксируются территориальные изменения и государственные границы, решаются другие политические, военные и экономические вопросы (о выводе войск, репарациях и т. д.). Ответ: мирный договор
16. __________ – военно-политический блок, созданный на основе договора, подписанного в 1949 г. в Вашингтоне (США) рядом государств (США, Великобританией, Бельгией и др.). Руководящие органы — Североатлантический Совет и Комитет военного планирования. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Ответ: НАТО
17. __________ – люди, вынужденные покинуть постоянные места жительства на территории другого государства в результате социальных или экологических потрясений (войн, преследований, стихийных бедствий). Ответ: беженцы
18. __________ – присоединение одним государством территории или части территории другого государства. Ответ: аннексия
19. __________ – установленная на основе межгосударственных соглашений практика перемещения граждан одного государства в другое без наличия виз (специальных разрешений принимающей стороны). Ответ: безвизовый режим
20. __________ – линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), на которой осуществляется власть данного государства. Ответ: государственная граница


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Мировая политика и мировая экономика в условиях глобализация.
2. Судьба национального государства и этнополитические процессы.
3. Политические движения и организации в условиях глобализации.
4. Глобализация и современная Россия.
5. Международные конфликты как разновидность межгосударственных отношений.
6. Методы борьбы с международными конфликтами в ХХI веке.
7. Глобальные проблемы современности в международном сотрудничестве.
8. . Внешнеполитический потенциал и национально-государственные интересы РФ.
9. Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса России.
10. Роль внешней политики в условиях современных вызовов.
11. Внешнеполитическая доктрина РФ. Принципы и ресурсы взаимодействия с ключевыми региональными державами и международными организациями.
12. Базовые принципы международного права и их содержание.
13. Принцип "гуманитарной интервенции" и вопрос о приоритетности международного права и морали в современной мировой политике.
14. Моральные и правовые аспекты во внешней политике отдельных государств.
15. Россия и международные организации в мировом политическом процессе.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Литовченко А.А. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пряхин В.Ф. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бек У. Что такое глобализация? : Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. : Москва: Прогресс-Традиция, 2001 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 ЭУМК по курсу portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Россия в глобальной политике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о системе норм избирательного права и их роли в политической и избирательной системе РФ. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Россия в глобальной политике» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению глобализации и глобальной политики, роль России в глобальном политическом процессе и глобальном управлении международным сообществом.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.