МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы государственной и муниципальной службы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
Д.п.н., Заведующая кафедрой политологии, Шашкова Ярослава Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы государственной и муниципальной службы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.ф.н. Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.ф.н. Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Институт государственной службы» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с основами государственной службы, ее правовыми основами, историческими формами,сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности.
Дисциплина выполняет следующие задачи:
формирование у студентов системы знаний о теории государственной службы, системе государственной службы в РФ, ее количественном и качественном составе, статусе, культуре и ответственности государственного служащего;
наделение студентов как будущих государственных служащих на основе этого знания навыками и умениями, необходимыми для их успешной адаптации и профессиональной деятельности в РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирование, разработку и участие в принятии политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1. Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях.
ПК-1.1. Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях.
ПК-1.2. Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
ПК-1.3. Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1. Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях.
ПК-1.1. Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях.
ПК-1.2. Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
ПК-1.3. Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1. Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях.
ПК-1.1. Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях.
ПК-1.2. Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
ПК-1.3. Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История государственной службы
1.1. История государственной службы в Киевской и допетровской Руси Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. История государственной службы в Российской империи Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Советская государственная служба Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Реформирование государственной службы в РФ Сам. работа 7 12 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Формирование института муниципальной службы в РОссии Лекции 7 2
1.6. Формирование института муниципальной службы в РОссии Сам. работа 7 12
Раздел 2. Особенности организации государственной и муниципальной службы в РФ
2.1. Должность государственной службы Лекции 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Правовой статус государственного служащего Практические 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Правовой статус государственного служащего Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Поступление на государственную службу Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Особенности прохождения государственной службы Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Особенности прохождения государственной службы Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Должности муниципальной службы Сам. работа 7 10
2.8. Правовой статус муниципального служащего Практические 7 2
2.9. Особенности прохождения муниципальной службы Сам. работа 7 10
Раздел 3. Зарубежный опыт государственной службы
3.1. Зарубежный опыт государственной службы Практические 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Зарубежный опыт государственной службы Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1:
Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» взаимосвязана с такими дисциплинами как:
Варианты ответа:
а) политические, правовые и общественные науки
б) все гуманитарные науки
в) правовые и общественные науки
ОТВЕТ: политические, правовые и общественные науки

Вопрос 2:
Принцип разделения властей предполагает выделение трех ветвей власти:
Варианты ответа:
а) Представительной, судебной и распорядительной
б) Законодательной, представительной и судебной
в) Законодательной, исполнительной и судебной
ОТВЕТ: Законодательной, исполнительной и судебной

Вопрос 3:
Какую Конституция закрепляет структуру государственной власти в России:
Варианты ответа:
а) федеральное управление; государственное управление субъектов РФ
б) федеральное управление; государственное управление субъектов РФ; местное самоуправление
в) федеральное управление; местное самоуправление
ОТВЕТ: федеральное управление; государственное управление субъектов РФ; местное самоуправление

Вопрос 4:
Кто формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации:
Варианты ответа:
а) Высшее должностное лицо субъекта федерации
б) Законодательный (представительны орган субъекта РФ)
в) Региональные выборы
ОТВЕТ: Высшее должностное лицо субъекта федерации

Вопрос 5:
Кто принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним:
Варианты ответа:
а) Государственная Дума ФС РФ
б) Губернатор
в) Законодательный (представительны орган субъекта РФ)
ОТВЕТ: Законодательный (представительны орган субъекта РФ)

Вопрос 6:
Дисциплинарные взыскания налагаются на государственных, муниципальных служащих:
Варианты ответа:
а) по подчиненности вышестоящим органом или начальником
б) прокуратурой
в) судом
ОТВЕТ: по подчиненности вышестоящим органом или начальником

Вопрос 7:
Местное самоуправление — это:
Варианты ответа:
а) одна из форм осуществления народом своей власти;
б) одна из основ конституционного строя;
в) один из уровней государственного управления в РФ.
ОТВЕТ: одна из форм осуществления народом своей власти

Вопрос 8:
Осуществление населением своего права на местное самоуправление гарантируется:
Варианты ответа:
а) Конституцией РФ
б) Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РФ»;
в) Постановлениями Правительства РФ.
ОТВЕТ: Конституцией РФ

Вопрос 9:
Полномочиями Федеральных органов государственной власти
в области местного самоуправления являются:
Варианты ответа:
а) принятие и изменение уставов муниципальных образований;
б) определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;
в) установление муниципальных минимальных социальных
стандартов.
ОТВЕТ: определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ

Вопрос 10:
Субъектом муниципального управления выступают:
Варианты ответа:
а) законодательный орган субъекта РФ;
б) органы территориального общественного самоуправления;
в) органы местного самоуправления.
ОТВЕТ: органы местного самоуправления

Вопрос 11:
Система муниципальных правовых актов включает:
Варианты ответа:
а) приказы главы муниципального образования;
б) приказы и распоряжения начальника УВД муниципального
образования;
в) нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования.
ОТВЕТ: нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования

Вопрос 12:
Устав муниципального образования определяет:
Варианты ответа:
а) границы территории муниципального образования;
б) перечень вопросов местного значения;
в) организационную структуру администрации.
ОТВЕТ: перечень вопросов местного значения.

Вопрос 13:
Администрация муниципального образования — это:
Варианты ответа:
а) выборный орган местного самоуправления;
б) исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования;
в) исполнительный орган местного самоуправления, формируемый государственными органами.
ОТВЕТ: исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования

Вопрос 14:
Представительный орган муниципального образования — это:
Варианты ответа:
а) орган муниципального управления, назначаемый главой
субъекта РФ;
б) выборный орган местного самоуправления;
в) орган местной власти, формируемый из представителей политических партий и движений.
ОТВЕТ: выборный орган местного самоуправления.

Вопрос 15:
Какое количество депутатов могут работать на постоянной
основе от установленной численности представительного органа
муниципального образования?
Варианты ответа:
а) не более 5 %;
б) не более 10 %;
в) без ограничений.
ОТВЕТ: не более 10 %

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1: В допетровское время основным критерием служебной годности и продвижения по службе была ... .
ОТВЕТ: знатность происхождения
Вопрос 2: Порядок прохождения службы, имевшего силу законодательного акта, принятый 24 января 1722 года назывался ... .
ОТВЕТ: «Табель о рангах»
Вопрос 3: Характерной особенностью формирования российской бю-рократии в царское время было то, что она имела ярко выраженный ... (
ОТВЕТ: сословный характер).
Вопрос 4: Государственная гражданская служба —это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий ... государственных органов .
ОТВЕТ: федеральных и региональных
Вопрос 5: В Федеральном законе «О системе государственной службы Рос-сийской Федерации» используется понятие «система», которое вклю¬чает в себя ... вида государственной службы .
ОТВЕТ: три
Вопрос 6: Должность гражданской службы есть первоэлемент государственной организации (администрации), которая замещается ... .
ОТВЕТ: гражданским служащим
Вопрос 7: В соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» в системе государственного управления для гражданских служа¬щих федерального и регионального уровней проводится деление долж¬ностей по двум основаниям:... .
ОТВЕТ: на категории и группы
Вопрос 8: Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие ... .
ОТВЕТ: реестры
Вопрос 9: ... присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена .
ОТВЕТ: классные чины
Вопрос 10: Каждый гражданский служащий обязан соблюдать ... , федераль¬ные конституционные законы, федеральные законы, иные норматив¬ные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение .
ОТВЕТ: Конституцию Российской Федерации
Вопрос 11: Гражда¬нин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: отказа от прохождения процедуры оформления допуска к све-дениям, составляющим ... .
ОТВЕТ: государственную тайну
Вопрос 12: В связи с прохождением гражданской службы гражданскому слу¬жащему запрещается: осуществлять ... деятельность .
ОТВЕТ: предпринимательскую
Вопрос 13: После увольнения с гражданской службы гражданин не вправе: замещать в течение ... лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными орга¬низациями непосредственно входили в его должностные обязан¬ности .
ОТВЕТ: двух
Вопрос 14: Требования к служебному поведению гражданского служащего: исполнять должностные обязанности ..., на вы¬соком профессиональном уровне .
ОТВЕТ: добросовестно
Вопрос 15: За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанно¬стей представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о ... должностном соответствии .
ОТВЕТ: неполном
Вопрос 16: Оплата труда гражданского служащего произво¬дится в виде ..., являющегося основным сред¬ством его материального обеспечения и стимулирования професси¬ональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы .
ОТВЕТ: денежного содержания
Вопрос 17: Поступление на гражданскую службу осуществлять по результатам ... через заключение служебного контракта .
ОТВЕТ: конкурса
Вопрос 18: На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие ... лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим федеральным законом.
ОТВЕТ: 18
Вопрос 19: ... заключается по результатам конкурса, на основе акта государственного органа о назначении гражданина на должность гражданской службы .
ОТВЕТ: служебный контракт
Вопрос 20: Личная заинтересованность гражданского служа¬щего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей называется ... .
ОТВЕТ: конфликтом интересов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Сущность государственной службы, ее цели и задачи.
2. Реформирование государственной службы в РФ и в Алтайском крае.
3. Правовые и организационные принципы.
4. Служебные принципы государственной службы. Конфликт интересов на государственной службе.
5. Появление государственной службы в Киевской Руси и Московском государстве.
6. «Табель о рангах». Развитие государственной службы в имперский период.
7. Советская государственная служба.
8. Классификация должностей. Квалификационные требования к должности.
9. Права и обязанности госслужащих.
10. Ограничения и запреты госслужащих.
11. Гарантии государственных служащих. Реализация дополнительных гарантий.
12. Поступление на государственную службу. Проведение конкурса.
13. Служебный контракт.
14. Оплата труда и пенсионное обеспечение гражданских служащих.
15. Институт аттестации государственных служащих.
16. Порядок проведения квалификационного экзамена.
17. Должностной регламент
18. Условия и порядок прекращения и приостановления служебного контракта.
19. Индивидуальный служебный спор. Служебная проверка.
20. Время отдыха и служебное время.
21. Порядок сокращения на государственной службе. Перевод и перемещение на государственной службе. Особенности изменения служебного контракта.
22. Юридическая ответственность государственных служащих.
23. Дисциплинарный поступок.
24. Административно-правовая и гражданско-правовая ответственность государственных служащих.
25. Уголовная ответственность государственных служащих.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Охарактеризуйте американскую модель государственной службы.
2. Охарактеризуйте модель государственной службы в Канаде и Австралии.
3. Охарактеризуйте основы гражданской службы в Великобритании.
4. Охарактеризуйте модель государственной службы в Японии.
5. Охарактеризуйте феномен чиновничества и государственной службы Китая.
6. Охарактеризуйте модель государственные службы на арабском Востоке.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учеб. пособие М.: Проспект, 2009
Л1.2 Кабашов Сергей Юрьевич Государственная служба:основные этапы развития как науки и профессии от Древнего мира до начала XX века: Учебное пособие ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016 znanium.com
Л1.3 Старилов Юрий Николаевич Государственная служба и служебное право: Учебное пособие ООО "Юридическое издательство Норма", 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Президент России www.kremlin.ru
Э4 Правительство РФ government.ru
Э5 Государственная Дума РФ duma.gov.ru
Э6 Совет Федерации РФ council.gov.ru
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 ЭБС Знаниум znanium.com
Э9 ЭУМК "Институт государственной службы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Институт государственной службы» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об особенностях современной государственной службы, ее правовых основах и ее историческую роль в политическом процессе. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию, осуществляя самостоятельную работу, студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике следует просмотреть конспекты лекций по теме практики и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии.