МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика в эпоху digital

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политика в эпоху digital

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о системе и структуре современных процессов глобализации в политической пространстве, основных акторов глобальной политики и роли России в глобализирующемся мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализи рованных программ, осуществляет обработку первичной политической информации
ПК-2.3 Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализи рованных программ, осуществляет обработку первичной политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобализация и глобальная политика
1.1. Теория и процесс глобализации Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Теория и процесс глобализации Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Глобальные проблемы мирового развития Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Глобальные проблемы мирового развития Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Глобальный политический процесс и глобальное управление международным сообществом Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Глобальный политический процесс и глобальное управление международным сообществом Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Глобальный политический процесс и глобальное управление международным сообществом Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Россия как актор глобальной политики
2.1. Россия в глобальной политике Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Россия в глобальной политике Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Россия и устойчивое развитие Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Россия и устойчивое развитие Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Территориальные векторы политики России в глобализирующемся мире Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Территориальные векторы политики России в глобализирующемся мире Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Россия и постсоветское пространство Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Россия и постсоветское пространство Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Россия в современных интеграционных процессах Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Россия в современных интеграционных процессах Сам. работа 6 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какая особенность характерна для современного общества?
a) Наличие сословного деления.
b) Широкое использование информационных технологий.
c) Превалирование натурального хозяйства.
d) Рост уровня индустриализации.
Ответ: Широкое использование информационных технологий.


2. Начало российскому парламентаризму было положено Манифестом Николая Второго от…
a) 9 января 1905 г.
b) 17 октября 1905 г.
c) 3 июня 1907 г.
d) 23 февраля 1917 г.
ОТВЕТ: 17 октября 1905 г.

3. Какое из этих событий произошло раньше?
a) Октябрьская революция
b) Разгон Учредительного собрания
c) Февральская революция
d) Подписание Брестского мира
ОТВЕТ: Февральская революция

4. Наиболее многочисленную массовую поддержку в период выборов Учредительного собрания в России получила партия…
a) РСДРП(б) / большевики
b) РСДРП(м) / большевики
c) СР / социалисты-революционеры
d) Кадеты /Конституционные демократы
ОТВЕТ: СР / социалисты-революционеры

5. На какой период приходится борьба группировки Сталина-Бухарина против «объединённой оппозиции» (троцкистско-зиновьевского блока)?
a) 1922-1925 гг.
b) 1924-1926 гг.
c) 1926-1927 гг.
d) 1930-1932 гг.
ОТВЕТ: 1926-1927 гг.

6. Период «Большого террора» в период правления И.В. Сталина приходится на…
a) 1926-1928 гг.
b) 1930-1933 гг.
c) 1937-1938 гг.
d) 1939-1941 гг.
ОТВЕТ: 1937-1938 гг.

7. После смерти И.В. Сталина председателем Совета министров СССР стал…
a) Н.С. Хрущев.
b) Г.М. Маленков.
c) А.И. Микоян.
d) Л.П. Берия.
ОТВЕТ: Г.М. Маленков.

8. Как назвалось объединение крупных партийный функционеров Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и примкнувшего к ним Шепилова, попытавшихся в 1957 г. сместить Н. С. Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК КПСС?
a) Антипартийная группа.
b) Демократическая платформа.
c) Консервативное крыло КПСС.
d) Молодая гвардия.
ОТВЕТ: Антипартийная группа.

9. Власть кого из руководителей белого движения была признана союзниками России по Антанте и большинством других белых правительств?
a) А.В. Колчака
b) А.И. Деникина
c) Л.Г. Корнилов а
d) П.Н. Врангеля
ОТВЕТ: А.В. Колчака

10. В каком году была принята Конституция СССР, закрепившая руководящую и направляющую роль коммунистической партии в государстве?
a) 1922 г.
b) 1938 г.
c) 1956 г.
d) 1977 г.
ОТВЕТ: 1977 г.

11. Когда в истории современной России происходили массовые протесты на Болотной площади?
a) 2010 – 2013 гг.
b) 2011 – 2012 гг.
c) 2013 -2014 гг.
d) 2015 -2016 гг.
ОТВЕТ: 2011 – 2012 гг.
12. В какие годы произошла Первая чеченская война?
a) 1993 – 1995 гг.
b) 1999 - 2009 гг.
c) 1994 – 1996 гг.
d) 2001 – 2005 гг.
ОТВЕТ: 1994 – 1996 гг.
13. Система экономических реформ, предпринятая в СССР в 1965 - 1971 гг. была осуществлена правительством
a) А.Н. Косыгина
b) А.И. Микояна
c) М.А. Суслова
d) М.С. Горбачева
ОТВЕТ: А.Н. Косыгина

14. Отмена выборов губернаторов в РФ произошла в
a) 1999 г.
b) 2001 г.
c) 2004 г.
d) 2011 г.
ОТВЕТ: 2004 г.

15. Изменения в Конституцию, продлившие полномочия Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет были приняты в…
a) 2003 г.
b) 2008 г.
c) 2012 г.
d) 2018 г.
ОТВЕТ: 2008 г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется общемировая тенденция увеличения открытости границ и расширения межгосударственных и международных связей?
ОТВЕТ: Глобализация.

2. Кто автор концепции «Волн демократии»?
ОТВЕТ: С. Хантингтон.

3. Какую концепцию общественного развития разработали Д. Белл, У. Ростоу, Э. Тоффлер?
ОТВЕТ: Концепция постиндустриального общества.

4. В каком году был образован СССР?
ОТВЕТ: 1922 г.

5. Процесс трансформации общества, связанный с обновлением институтов политической системы и изменением характера политических отношений. Преимущественно применяется к странам, осуществляющим переход от традиционного обществу к индустриальному.
ОТВЕТ: политическая модернизация

6. Какие типы политических и экономических институтов выделяли Д. Аджемоглу и Д. Робинсон?
ОТВЕТ: экстрактивные и инклюзивные институты.

7. Кто является создателем теории институциональных изменений, целью которой является выявление внутренних факторов, способствующих изменению как отдельных институтов, так и институциональной структуры экономической и политической сфер.
ОТВЕТ: Д. Норт.

8. Назовите общее название системы реформ советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым в 1985-1991 гг.
ОТВЕТ: Перестройка.

9. Когда произошел конституционный кризис и конфликт между законодательной властью РФ и президентом?
ОТВЕТ: 1993 г.

10. В каком году были подписаны Беловежские соглашения, положившие конец существованию СССР?
1991 г.

11. Какое название носил проводившийся в период с 1921 года по 1924 год в Советской России курс, пришедший на смену политике "военного коммунизма", использовавший механизмы рыночных и товарно-денежных отношений для оживления экономики.
ОТВЕТ: Новая экономическая политика (НЭП)

12. В каком году произошло отстранение от власти т.н. «Правой оппозиции» в партии и установление единоличной власти И.В. Сталина?
ОТВЕТ: 1929 г.

13. Как называли группу крупных олигархов, во второй половине 1990-х гг. получивших значительное влияние на государственную власть?
ОТВЕТ: «Семибанкирщина»

14. Как обозначают период в истории СССР с середина 50-х до середины 60-х гг., характеризующийся осуждением культа личности И.В. Сталина, репрессий 1930-х гг., освобождением политических заключенных, частичным ослаблением тоталитарной власти и появлением некоторой степени гражданских свобод.?
ОТВЕТ: «Оттепель»

15. Модернизацию как непрерывный и однонаправленный процесс, универсальный для всех стран, представляют сторонники ____________ подхода к модернизации.
ОТВЕТ: Линеарного подхода

16. Развитие производительных сил в качестве главной движущего фактора политических и социальных трансформаций считают сторонники _________ подхода.
ОТВЕТ: Марксистского.

17. Д. Белл, У. Ростоу, Э. Тоффлер выделяют следующие стадии развития общества: традиционное, __________________ и информационное.
ОТВЕТ: Индустриальное

18. Когда произошла Октябрьская революция в Петрограде? Назовите число, месяц и год.
ОТВЕТ: 7 ноября 1917 г.

19. Расшифруйте аббревиатуру ГКЧП.
ОТВЕТ: Государственный комитет по чрезвычайному положению (Государственный комитет чрезвычайного положения)

20. Процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима для формирования нового - это…
ОТВЕТ: революция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна
2. От социальных трансформаций к политическим
3. Понятие трансформации в социальных науках
4. Демократизация и проблемы ее консолидации в работе С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XX века»
5. Клаус Бойме о создании теории трансформации
6. Эволюция представлений о политических трансформациях
7. Трансформации политических режимов
8. А. Турен о социальных трансформациях ХХ века.
9. Институты и проблема их трансформаций в работе и Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики».
10.Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта в работе «Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества».
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1. Выявите природу политических трансформаций.
2. Проанализируйте работу Д. Асемоглу и Д. Робинсона «Экономические истоки диктатуры и демократии»с целью выявления дискурса о политических трансформациях.
3. Выявите особенности политических трансформаций в современной Европе.
4. Выявите особенности политических трансформаций в современной Африке и Латинской Америке.
5. Охарактеризуйте понятие, виды, особенности и основные характеристики политических инноваций.
6. Выявите особенности политических трансформаций в современной России.
7. Выявите особенности глобальных политических трансформаций.
8. Выявите особенности политических трансформаций в современной Азии.
9. Выявите трансформации в современном политическом управлении.
10. Охарактеризуйте проблему несовершенного знания в политической науке.
11. Выявите особенности инновационного проектирования в политическом управлении.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Литовченко А.А. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пряхин В.Ф. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бек У. Что такое глобализация? : Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. : Москва: Прогресс-Традиция, 2001 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 Курс в ЭИОС Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Россия в глобальной политике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о системе норм избирательного права и их роли в политической и избирательной системе РФ. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Россия в глобальной политике» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению глобализации и глобальной политики, роль России в глобальном политическом процессе и глобальном управлении международным сообществом.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.