МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация исследовательской работы политолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Организация исследовательской работы политолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование и развитие методологической и методической культуры студента, обеспечивающей успешное ведение научной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализи рованных программ, осуществляет обработку первичной политической информации
ПК-2.3 Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.2. Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществляет обработку первичной политической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществляет обработку первичной политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2. Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществляет обработку первичной политической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Курсовые работы и ВКР как тип научного исследования
1.1. Структура и принципы написания научной работы Лекции 2 6 ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Курсовая работа и ВКР как научно-квалификационная работа Сам. работа 2 10 ПК-2.2 Л1.1
1.3. Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования Лекции 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Теоретико-методологические основы научного политологического исследования Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Типы научных текстов Сам. работа 2 14 ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технология написания курсовой работы
2.1. Научная литература и источники политологических исследований Лекции 2 6 ПК-2.2
2.2. Информационная база научного исследования Практические 2 6 ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Формирование информационной базы научного исследования Сам. работа 2 10 ПК-2.2 Л1.1
2.4. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки Сам. работа 2 10 ПК-2.2 Л1.1
2.5. Проектирование научного исследования Практические 2 10 ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.6. Проектирование научного исследования Сам. работа 2 13 ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.7. Оформление научных исследований Практические 2 6 ПК-2.2, ПК-2.3
2.8. Оформление научных исследований Сам. работа 2 6 ПК-2.2, ПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2305

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В каких случаях необходимо проведение разведывательного исследования?
а. необходима дополнительная информация об объекте
б. сравнить несколько объектов исследования
в. отсутствует информация об объекте
г. нужно описание объекта
Ответ: а, в.

2. К какому типу относится исследование по теме «Отношение жителей Алтайского края к внешней политике России на современном этапе»?
а. описательное
б. разведывательное
в. аналитическое
г. повторное
Ответ: а.

3. Верно ли утверждение: «Сумма частот в секторной диаграмме может быть больше или меньше 100%»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

4. Верно ли утверждение, что плагиатом является не только прямое заимствование текста, но и заимствование идей без указания их авторства?
а. верно
б. неверно.
Ответ: а.

5. Отличительным элементом аналитической записки по результатам эмпирических политологических исследований от научной работы являются
а. Практические рекомендации
б. Таблицы
в. Титульный лист
г. Указание задач исследования
Ответ: а.

6. По какому принципу осуществляется структурирование материала в научной работе?
а. В соответствии с регламентом написания работ
б. По порядку задач исследования
в. По желанию научного руководителя
г. По желанию исследователя
Ответ: б.

7. Какой из перечисленных научных подходов относится к общенаучным?
а. элитистский
б. неоинституциональный
в. биографический
г. системный
Ответ: г.

8. В каком элементе введения указываются сведения об участии исследователя в конференциях по теме работы?
а. обоснование актуальности темы
б. новизна работы
в. апробация
г. практическая значимость.
Ответ: в.

9. Какие задачи решает традиционный (структурно-функциональный) анализ текста:
а. устанавливает достоверность текста
б. характеризует автора текста
в. дает количественные характеристики текста
г. выявляет оценочно-эмоциональную направленность теста
Ответ: а, б.

10. Метод научного исследования, объясняющий какие –либо события или данные через сходство с другими событиями или данными?
а. анализ
б. метод аналогий
в. системный подход
г. экстраполяция
Ответ: б.

11. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: в.

12. Таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой
а. отражением 2 признаков
б. отсутствием внутренней сетки
в. суммированием значений каждой признака по вертикали и горизонтали
г. отражением данных в процентах
Ответ: а, в.

13. Верно ли утверждение: «В интервале 46-60 лет нижнюю границу составляет 46 лет»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

14. Где в курсовой работе (ВКР) располагает табличная база данных или большой массив иллюстраций?
а. по ходу изложения материала
б. перед выводами и рекомендациями
в. в приложении
г. после заключения
Ответ: в.

15. Верно ли утверждение: "В интервале 2016 - 2021 гг. верхней границей является 2016 год"?
• Верно
• Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Характеристика информационной базы исследования, означающая соответствие сведений источника характеристикам объекта исследования, –
Ответ: репрезентативность

2. Если исследователю необходимо проанализировать степень представленности в объекте двух признаков одновременно, какой тип таблиц он будет использовать?
Ответ: таблицу взаимной сопряженности признаков.

3. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены секторной диаграммой: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: Секторная диаграмма – это круговая диаграмма, сумма значений вариантов признака в которой может быть равна только 100%. В примере респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма их ответов больше 100%.

4. Как называется графическое изображение, в котором высота и ширина серии столбцов иллюстрируют данные по одной или нескольким переменным?
Ответ: столбиковая гистограмма.

5. Каким критериям должно отвечать научное исследование?
Ответ: новизна, доказательность, полнота, научный язык, аналитичность, соответствие современным научным взглядам.

6. На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» 12,9% школьников 8 класса ответили «да», 26,3% – «скорее да». Среди школьников 10 классов ответы распределились следующим образом: «да» − 14,1%, «скорее да» − 37,8%. Эти данные показывают тенденцию … патриотической идентификации по мере взросления школьников.
Ответ: роста.

7. Как называется совокупность документов, данных, фактов, используемая для доказательства авторской позиции?
Ответ: эмпирическая база исследования.

8. Какая характеристика информационной базы исследования означает соответствие сведений источника реальным политическим событиям?
Ответ: достоверность.

9. По каким принципам может строиться анализ литературы во введении к курсовой работе (ВКР)?
Ответ: хронологическикй, проблемно-хронологический, модель «конуса».

10. Данные каких социологических центров чаще всего используются в политологических исследованиях для характеристики состояния массового сознания?
Ответ: ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр.

11. Перечислите способы поиска литературы для научной работы?
Ответ: в поисковых системах, каталогах библиотек, базах статей, по совету научного руководителя, в списках литературы других работ по теме, в книжных магазинах.

12. Перечислите структурные элементы научной работы.
Ответ: титульный лист, оглавление (содержание), основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (при необходимости).

13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования – это …
Ответ: гипотеза исследования.

14. Дайте определение понятию «задачи исследования».
Ответ: это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

15. Что в программе научных исследованиях понимается под объектом исследования?
Ответ: конкретный фрагмент политического или общественного процесса, где существует изучаемая проблема и который подвергается непосредственному изучению.

16. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать распределение ответов на вопрос об оценке жителями Алтайского края деятельности губернатора?
Ответ: секторная диаграмма, столбиковая гистограмма.

17. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать динамику доверия губернатору Алтайского края за последние 2 года?
Ответ: график, столбиковая гистограмма.

18. Перечислите элементы введения курсовой работы?
Ответ: обоснование актуальности темы исследования; анализ степени ее изученности; объект и предмет работы; цель и задачи работы; хронологические и территориальные рамки (если нужно); описание эмпирической (источниковой) базы исследования; характеристика теоретической базы и методов исследования; определение научной и практической значимости работы; указание ее апробации (если есть); описание структуры работы.

19. Дайте определение понятию «предмет исследования».
Ответ: это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, фиксация и анализ которых особенно значимы для решения задач исследования.

20. В чем состоит главное отличие наблюдения от других методов сбора данных?
Ответ: его невозможно повторить.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ:

1. Имидж современного политика
2. Взаимодействие власти и бизнеса при принятии политических решений
3. Партийная система современной России
4. Политическая элита
5. Политическая элита современной России
6. Пути разрешения политических конфликтов
7. Современные политические идеологии
8. Молодёжные политические организации и движения России
9. Особенности современной политической коммуникации
10. Женщины в современной политике
11. Идеология: современные подходы к пониманию
12. Политическое образования как механизм политической социализации
13. Политическая реклама
14. Отношения России и Казахстана на современном этапе
15. Гражданское общество как элемент современной политики
16. Технологии формирования политического имиджа
17. Молодежь в политике в РФ
18. Приоритетные направления внешней политики РФ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в форме защиты курсового проекта.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА
1. Введение (обоснование актуальности выбранной темы исследования, характеристика степени ее изученности, объект, предмет, цель, задачи проекта, эмпирическая база, методы исследования, структура работы).
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы, оформленный в соответствии с ГОСТом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом курсовой проект выполнен самостоятельно, своевременно и правильно оформлен. Презентация содержит все необходимые элементы, студент свободно излагает материал и отвечает на дополнительные вопросы аудитории
«Хорошо» (зачтено): студентом курсовой проект написан с подсказкой преподавателя оформлен правильно или с незначительными погрешностями, сдан не в срок. Презентация содержит большинство необходимых элементов, студент свободно излагает материал и отвечает на большинство дополнительных вопросов аудитории.
Удовлетворительно» (зачтено): Студентом курсовой проект написан с подсказкой преподавателя, сдан не в срок. При этом допущены ошибки в оформлении. Презентация подготовлена слабо, студент излагает материал, но не может ответить на дополнительные вопросы аудитории или отвечает на них с затруднениями.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом курсовой проект не выполнен или выполнен частично и с грубыми ошибками, не в срок. Презентация не подготовлена, студент не может обосновать содержание проекта и ответить на дополнительные вопросы аудитории

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология и методика научного познания portal.edu.asu.ru
Э2 Библиотека АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова akunb.altlib.ru
Э4 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э5 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э8 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э9 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э10 Сайт Центра политических технологий www.politcom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения курса студент должен освоить основные категории проектирования, методики и методологии научного исследования. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований;
2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний;
3. подготовить и защитить проект дизайна курсовой работы.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования;
2. формирования у него умений и навыком работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над собственной научной работой. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету.