МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и гражданская идентичность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Национальная и гражданская идентичность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса "Национальная гражданская идентичность" заключается в последовательном усвоении знаний проблемного поля идентичности. Показать возможности позитивной совместимости процессов национальной и гражданской идентификации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ОПК-4.2 Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе;
Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественнополитическими социально- экономическими процессами и явлениями регионального развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое изучение понятия «идентичность»
1.1. Теоретическое осмысление идентичности Лекции 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.2. Теоретическое осмысление идентичности Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.3. Виды, уровни, критерии идентичности Практические 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.4. Виды, уровни, критерии идентичности Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Формирование видов идентичности и их характеристика
2.1. Этническая идентичность Лекции 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Этническая идентичность Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.3. Этническая идентичность Сам. работа 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.4. Роль языка в этнической идентичности Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3
2.5. Роль языка в этнической идентичности Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3
2.6. Национальная идентичность Лекции 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.7. Национальная идентичность Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.8. Становление национальной идентичности в России Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.9. Становление национальной идентичности в России Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.10. Религиозная идентичность Лекции 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.11. Религиозная идентичность Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.12. Локальная и региональная идентичность Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.13. Локальная и региональная идентичность Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.14. Идентичность государства Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.15. Идентичность государства Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.16. Политическая идентичность Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.17. Политическая идентичность Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.18. Гражданская идентичность Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.19. Гражданская идентичность Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.20. Проблемы формирования идентичности в современной России Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.21. Проблемы формирования идентичности в современной России Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.22. Экзамен 1 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно- цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. «Religious conversion” это:
А) обращения на уровне субъективного опыта происходящего в сознании индивида
Б) приобщения к религиозной группе путем включения в неё через переживания
В) внутренней трансформации личности через поиск религиозной идентификации
Г) обращения к высшим силам индивида
2. «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств» была подписана в:
А) 1998 г.
Б) 2000 г.
В) 1989 г.
Г) 1992 г.
3. В рамках какого подхода нация рассматривается как объективно данная реальность, высший этап развития этноса
А) модернисткий
Б) примордиальный
В) постнеклассический
Г) деконструктивистский
4. Видами религиозной идентичности являются:
А) православная, исламская, конфессиональная, этнорелигиозная, культурно-религиозная
Б) православная, исламская, католическая, буддийская, протестанская
В) этнорелигиозная, культурно-религиозная, мировоззренческая
Г) индивидуальная, коллективная, бессознательная, сознательная
5. Виды государственной идентичности в международных отношениях
А) позитивная, негативная, приписываемая, приобретенная, монокультурная, бикультурная, космополитическая
Б) когнитивная, эмоционально-оценочная, нормативно-ценностная, поведенческая
В) национально-государственная, корпоративная, традиционная
Г) позитивная, эмоциональная, негативная, космополитическая
6. Выберите виды этнической идентичности
А) сознательная, полная, непосредственная
Б) коллективная, индивидуальная
В) историческая, современная
Г) глобальная, индивидуальная, частичная
7.Гражданская нация это:
А) многоэтничные образования (за исключением небольших островных государств) с разной степенью культурной и политической консолидации
Б) этническое образование объединенное общим законом и проживающее на территории одного государства
В) общность людей по принципу своего рождения в одном государстве
Г) этнос являющийся господствующим в государстве
8. Е.Н. Белая выделяет виды идентичности
А) Бессознательная, частная, непосредственная
Б) Физиологическая, возрастная, классовая, расовая
В) Коллективная, индивидуальная
Г) Ориентировочная, структурная, целевая
9. Идея поиска смысла существования, определения места России в мировой «системе координат» и ее предназначения получила название
А) русская идея
Б) национальная идея
В) национализм
Г) поиск пути
10. Кем из исследователей идентичность рассматривалась, как выполнение роли
А) И. Гофман
Б) Э. Эриксон
В) Д. Юм
Г) А.П. Бергер
11. Классификация идентичности государства П.А. Цыганкова
А) коллективная и эгоистическая
Б) региональная, общественная, национальная
В) корпоративная, коллективная, международная, гражданская
Г) корпоративная, типовая, ролевая, коллективная
12. Кто из исследователей первым заговорил о кризисе идентичности
А) Э. Эриксон
Б) И. Гофман
В) З. Фрейд
Г) И. Гофман
13. Кто из исследователей рассмотрел кризис партийной идентичности в мировом масштабе
А) Ю. Хабермас
Б) В.А. Тишков
В) Р.Г. Абдулатипов
Г) В.А. Ядов
14. Кто из исследователей считал, что идентичность является основой жизненного цикла человека определяющая его социальную роль и состояние. Определяя её, как способы организации опыта
А) З. Фрейд
Б) Э. Эриксон
В) Дж. Мид
Г) И. Гофман
15. Кто из ученых определил этнос как биологическую единицу
А) К. Маркс
Б) Ю.В. Бромлей
В) Л.Н. Гумелев
Г) С.М. Широкогоров
16. Кто из ученых считал, что религиозность выступает в качестве признака незрелости человеческой личности, способом подавления бессознательных влечений
А) К.Г. Юнг
Б) З. Фрейд
В) М. Мчедлова
Г) Т. Воропаева
17. Кто определил нацию, как аспект политического и символического / идеологического порядка
А) Р. Хаким
Б) Т.К. Оомен
В) К. Вердери
Г) Ю.В. Бромлей
18. Кто предположил, что «Индивид должен выбирать свою идентичность среди стратегий и выборов, предлагаемых экспертными и знаковыми системами»
А) Э.Гидденс
Б) П. Бергер
В) И.Гофман
Г) Т. Лукман
19. Культурное сообщество, имеющее законное моральное право на определенную территорию
А) обществ
Б) этнос
В) нация
Г) страна
20. Культурное сообщество, имеющее законное моральное право на определенную территорию называют
А) рассой
Б) нацией
В) этнической группой
Г) этнической общностью
21. Культурную теорию этнической идентичности предложил
А) С.М. Широкогоров
Б) Дж. Де Вос
В) Г.Г. Шпет
Г) Ф. Барт
22. Культурный, социальный и психологический феномен, но не политический обозначает такой вид идентичности, как
А) локальная
Б) религиозная
В) региональная
Г) государственная
23. Органичная группа, которая характеризуется наличием собственного языка, культуры и «духа» называется
А) Этническая группа
Б) Этнос
В) Нация
Г) Община
24. Понятие «Self – самость» в значение идентичности ввел в оборот
А) П. Рикер
Б) З. Фрейд
В) Дж. Мид
Г) П. Бергер
25. Понятие «идентичность» было введено в научный оборот в
А) 50-60-ые гг. XX в.
Б) 90-ые гг. XX в.
В) XVIII в.
Г) 70-ые гг. XIX в.
26. Социальная общность, которой присущи специфические культурные модели называется
А) Этнос
Б) Народ
В) Нация
Г) Община
27. Типы политической идентичности
А) гражданская, национальная, общественная
Б) корпоративная, индивидуальная, общественная
В) национальная, этническая, гражданская
Г) партийная, общественная, региональная
28. Э. Холл рассматривая культуры разных народов разделил их на высоконтекстные и низкоконтекстные по принципу
А) богатство накопленного исторического материала
Б) сложности языковых форм
В) длительности исторического существования
Г) значимости на мировой политической арене
29. Элементами локальной идентичности являются
А) экономика, география, культура региона
Б) место рождения, климат, ландшафт, историко-культурные события, знаменитые личности, экономическая специализация
В) символы, культура, ландшафт, экономика
Г) история, культура, место рождения, знаменитые личности
30. Этничность можно определить, как категорию
А) эмоционально-нормативную
Б) культурно-историческую
В) историко-нормативную
Г) социально-историческую

Ключ к тестам
1. А
2. Г
3. Б
4. А
5. А
6. А
7. А
8. Б
9. Б
10. А
11. Г
12. А
13. А
14. Б
15. В
16. Б
17. В
18. А
19. В
20. Б
21. Б
22. В
23. В
24. В
25. А
26. А
27. В
28. Б
29. Б
30. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Э.Эриксон дал опрееление _____ -способы организации опыта (Идентичность)
2. В основе идентификации человека согласно рассуждениям Дж. Локка лежит __________ (разум)
3. Привязанность к другому индивиду основанная не на сексуальном влечении в рамках теории идентичности З.Фрейд определяет, как __________ (Анаклитический выбор)
4._____ выделил идентичность как тождество; идентичность как индивидуальность (П.Рикер)
5. Сообщество объединенное общей культурой, традициями и имеющее общую территорию называется _____ (нацией)
6. Чувство солидарности и братства, формирующееся в результате активного социального и политического участия подразумевает _____ (гражданство)
7. Признак незрелости человеческой личности, а также способ подавления бессознательных влечений _____ согласно утверждению З.Фрейда (религиозность)
8. ______ биологическая единица, "феномен биосферы" (Л.Н. Гумелев)(этнос)
9. ФЗ принятый в 1997 г. позволяющий установить государственный контроль над религиозной жизнью ___________ ("О свободе совести и религиозных объединениях")
10. ____________ идентичность определяется по степени религиозности индивида (Институциональная)
11. Если нация добивается статуса нации-государства, она формирует политическую структуру, которая её защищает и способствует становлению национальных институтов, то у людей формируется чувство __________ (национализма)
12. Передача сформированных культурных традиций, которые попадают в сситему образования. Наличие определенных фантазий направленных на природу человека и способствующие формированию стереотипов его поведения. Воспитание качеств, которые адекватно реалиуют фантазии составляют по мнению И.Г. Гердера __________ (этическое существование людей)
13. Основной причиной __________ конфликтов является дискриминация и отсутствие или неразвитость демократических практик и институтов, которые позволяли бы решать проблемы путем переговоров и компромисов (этнополитических)
14. В рамках этнополоических конфликтов одним из решающих факторв влияющим на появление насильственного конфликта и его динамику является ________ (роль харизматического лидера экстремистского толка)
15. __________ идентичность имеет многоступенчатую структуру, элементы которой тесным образом взаимосвязаны (гражданская)
16. Региональная идентичность может рассматриваться с помощью ______________ подходов(политико-культурного, инструменталистского и социально-конструктивистского)
17. Язык, символы, религия, идеология, культура, политическое устройство и т.п. формируют ______________ идентичность (государственную)
18. В современном обществе такие критерии, как место рождения, ландшафт, климат, значимые историко-культурные события, знаменитые личности определяют _____________ идентичность (локальную)
19. Под __________ идентичностью следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений (политической)
20. Государственный патернализм по мнению ____________ следует рассматривать как вполне рациональный и адекватный способ адаптации к ситуации, пр икотором власть берет на себя все и вся и поглащает другие институты(Гофмана)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. История изучения и теоретическое осмысление понятия «идентичность»
2. Представления об идентичности в психологии, социологии и антропологии
3. Теоретические позиции в трактовке идентичности
4. Характеристика видов идентичности
5. Подходы к определению критериев идентичности
6. Уровни формирования и функции идентичности
7. История формирования этнографической науки. Основные понятия этнографии
8. Теории этноса (Л.Н. Гумилев, В.С. Малахов, Ю.В. Бромлей)
9. Исследования «этничности» Н. Глезера и Д. Мойнихена
10.Концепция этнической границы Ф. Барта
11. Культурная теория этнической идентичности Дж.Де Воса
12. Концепции национализма В.В. Коротеевой
13. Теории этнической идентичности
14. Характеристика подходов изучения этнической идентичности
15. Социально-психологическая теория родного языка
16. Роль языка в жизни народа (А.А. Потебня)
17. Проблема родного языка и языковая политика в России и мире
18. Изучение понятия «нация» в историческом контексте
19. Цивилизационная идентичность (Н.А. Хренов, И.Н. Ионов)
20. Теоретико-методологические подходы к исследованию нации и национализма
21. Национализм, как механизм нациостроительства
22. Факторы, влияющие на формирование национальной идентичности
23. Концепция государственной национальной политики РФ
24. Формирование национальной идентичности в России
25. Теоретические подходы и концепции изучения религиозной идентичности
26. Типы и виды религиозной идентичности
27. Особенности формирования религиозной идентичности в современном обществе
28. Факторы развития региональной идентичности
29. Методологические подходы интерпретации понятия «региональная идентичность»
30. Характеристика локальной идентичности, как вид территориальной
31. Концепции идентичности государства
32. Модели и категории национально-государственной идентичности
33. Роль «государственной идентичности» в международных отношениях
34. Понятие «политическая идентичность»
35. Виды и типы политической идентичности
36. Гражданская идентичность, как разновидность социальной идентичности
37. Источники и факторы становления гражданской идентичности
38. Понятие позитивной гражданской идентичности
39. «Позитивная» и «негативная» направленность российской идентичности
40. Понятие кризиса идентичности

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ачкасов В. А. Этнополитология : учебник для бакалавров / В. А. Ачкасов. — 2-е изд., перераб. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7989B2CF-D1BF-4495-B9C0-F0FD3DDACE39.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственный редактор: Немыченков В.И. Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: научное издание: Санкт-Петербург: Алетейя, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ответственный редактор: Семененко И.С. Идентичность : Личность, общество, политика: энциклопедическое издание: Москва: Весь Мир, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Богатуров А.Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Национальная и гражданская идентичность" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э2 Блог В.А. Тишкова valerytishkov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В современном обществе наблюдаются активные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия, именно в этих условиях встает важнейшая проблема взаимодействия различных этнических, религиозных и культурных меньшинств. Именно в этих условиях приобретает популярность проблема идентичности как отдельно взятого индивида, так и целой группы. Формирование самоидентификации может способствовать предотвращению ряда конфликтов, возникающих на почве непонимания иной культурной традиции. В рамках дискуссий вокруг процессов идентичности современного общества делается попытка показать позитивную совместимость различных видов идентичности. Особенно данный процесс актуален в рамках многонационального Российского государства, в рамках которого, исследователи показывают возможность бесконфликтного существования национальной (этнической) и гражданской идентичностей в рамках одного правового и территориального пространства.
В рамках курса студент знакомится с основными теориями и концепциями формирования идентичности. Курс представлен разными видами работы в рамках которой студент должен не только пополнить свои знания в области формирвания процессов идентчности, но и приобрести навыки публичного выступления, сбора и обработки информации по заданной проблематике. Дисциплина "Национальная и гражданская идентичность" направлена на теоретико-практическую подготовку студентов. Ее преподавание предполагает проведение лекционных и практических занятий.На лекционных занятиях студенты получают базовые понятия в области теории идентичности, а также некоторых аспектов и видов идентичности в российском обществе. Практические занятия предусматривают более углубленное изучение материала. В рамках практических занятий студентам предлагается выполнение практических заданий, а также подготовка доклада по выбранной теме. В рамках доклада оценивается подготовленость студента использовать полученные знания в рамках идивидуальной образовательной траектории и представлет эти знания в оформленной форме.
Самостоятельная работа в течение семестра предполагает углубленное изучение отдельных тем в рамках предложенного курса и более глубокое знакомство с научной литературой. Во-первых, это предполагает подготовку к практическим занятиям; во-вторых: подготовку к докладам и экзамену.