МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Казанцев Д.А.

Рецензент(ы):
к.п.н., Доцент, Асеева Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов и слушателей кусра представлений о цифровой культуре, концептуального и методологического, технического понимания методов работы с сетевыми, цифровыми инструментами с учетом основных требованияй информационной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Использует информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблематике на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности
ОПК-2.2 Осваивает рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации, владеет навыками информационно-поисковой работы для научных работ
ОПК-2.3 Самостоятельно каталогизирует и классифицирует накопленный массив информации и формирует структурированные и неструктурированные базы данных
ОПК-2.4 Умеет работать с электронными ресурсами научной библиотеки
ОПК-2.5 Знает основы информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.5. Знает основы информационной безопасности

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.1. Использует информационно-коммуникационные
технологии и программные средства для поиска и обработки
больших объемов информации по поставленной проблематике
на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной
среде, и с учетом требований информационной безопасности.
ОПК-2.2. Осваивает рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации, владеет навыками информационно-поисковой работы для научных работ.
ОПК-2.3. Самостоятельно каталогизирует и классифицирует
накопленный массив информации и формирует структурированные и неструктурированные базы данных.
ОПК-2.4. Умеет работать с электронными ресурсами научной
библиотеки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.6. Владеет основами информационно-библиографической культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информационное и цифровое общество, цифровая культура в политике
1.1. Теории информационного общества. Генезис понятия «Цифровое общество».Соотношение понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Факторы и условия формирования цифрового общества. Цифровое и информационное общество в политике. Дататизация общества. Лабораторные 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Цифровая культура: предпосылки формирования, понятие, механизмы формирования, и понимание новых медиа. Цифровая культура в политике. Лабораторные 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Информационное общество и цифровая культура. Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Современная цифровая кульутра и безопасность: общая характеристика. Критерии анализа цифровой культуры в политике и политологии. Рынок труда и цифровые компетенции человека в информационном обществе. Лабораторные 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Современная цифровая кульутра и безопасность: общая характеристика. Критерии анализа цифровой культуры в политике и политологии. Стандарты по цифровой безопасности. Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информационно-коммуникативные технологии в образовании и политике
2.1. Цифровые компетенции специалиста в области политических наук: Digital Humanities – Цифровые гуманитарные науки. Я – политОЛОГ! E-democracy – Электронная демократия. Я – политИК! Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Развитие информационных технологий в политике. Цифровая этика и этикет в политической деятельности. Сам. работа 2 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Электронные библиотеки и базы данных научных публикаций (elibrary, cyberleninka, WoS, Scopus). Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Цифровое образование. Открытое образование, открытые ресурсы в образовательном процессе. Open science. Сам. работа 2 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Текстовый редактор в действии: редакторы и процессоры в профессиональной деятельности политолога. Оформление научных работ и публикаций. Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Digital-маркетинг и его инструменты в политической сфере Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. На что живет учёный? Всё о научных грантах: гранты Росмолодежи, Президентские гранты, РФФИ, РГНФ. Системы по работе и оформлению грантов: АИС Молодежь, Level-pride и другие. Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Что такое Data Science и кто такой Data Scientist?. Большие, открытые данные и не только. Лабораторные 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Что такое Data Science и кто такой Data Scientist?. Большие, открытые данные и не только. Сам. работа 2 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Работа с даннами, обработка и анализ данных. Ода Excel: электронные таблицы в профессиональной деятельности политолога. Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1
2.11. Работа с даннами, обработка и анализ данных: количестенные методы в работе с данными. Описательная статистика, регрессионный анализ и другие. Сам. работа 2 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.12. Специализированные программы для работы с данными: SPSS, Statistica, Python. Лабораторные 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1
2.13. Специализированные программы для работы с данными: SPSS, Statistica, Python, нейросети. Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1
2.14. Визуализация данных (datavisualization) в проффесиональной деятельности политолога: программы и технологии. Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Визуализация данных (datavisualization) в проффесиональной деятельности политолога: программы и технологии. Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Контент-маркетинг, аналитика и продакшн: цифровые навыки производства контента. CapCut. Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. E-democracy, digital и блокчейн в политическом управлении и менеджменте Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.18. Digital в политическом управлении. Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.19. Social media marketing в политическом управлении Лабораторные 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9723.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2:
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие основные принципы информационной безопасности следует соблюдать при работе с конфиденциальными данными?
a) Опубликовывать данные в открытых источниках.
b) Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.
c) Сохранять пароли на видном месте.
d) Делиться конфиденциальными данными с коллегами без разрешения.
Ответ: b

2. Что такое алгоритм и какую роль он играет в обработке данных с использованием информационных технологий?
a) Алгоритм - это физическое устройство для хранения данных.
b) Алгоритм - это последовательность инструкций, описывающая порядок выполнения задачи.
c) Алгоритм - это операционная система компьютера.
d) Алгоритм - это графический интерфейс пользователя.
Ответ: b

3. Какие виды программного обеспечения могут быть полезными для анализа больших объемов данных в профессиональной деятельности?
a) Текстовые редакторы.
b) Проигрыватели мультимедийных файлов.
c) Системы управления базами данных (СУБД).
d) Графические редакторы.
Ответ: c

4. Каким образом использование электронной почты и коммуникационных платформ может улучшить профессиональное взаимодействие в организации?
a) Упрощение процесса заказа товаров.
b) Сокращение времени на обед.
c) Улучшение коммуникации, обмен информацией и совместная работа на удаленном доступе.
d) Оптимизация производственных процессов.
Ответ: c

5. Какие технологии связи могут быть использованы для удаленной работы и совместной работы в команде?
a) Только телефон и факс.
b) Электронная почта.
c) Видеоконференции, чаты и совместное редактирование документов онлайн.
d) Письма на бумаге.
Ответ: c

6. Какие основные принципы эффективного управления паролями следует соблюдать для обеспечения безопасности информации?
a) Использовать один и тот же пароль для всех аккаунтов.
b) Сделать пароль как можно проще, чтобы не забыть его.
c) Использовать длинные и сложные пароли, а также уникальные пароли для разных аккаунтов.
d) Публично делиться паролями с коллегами.
Ответ: c

7. Какие инструменты и технологии можно использовать для управления проектами в профессиональной деятельности?
a) Календарь и бумага.
b) Программа для рисования.
c) Специализированные проектные управляющие системы (например, Trello, Asana, Microsoft Project).
d) Просто запоминать все задачи в голове.
Ответ: c

8. Что такое «социальные сети» и как они могут быть полезными для профессиональной деятельности?
a) Социальные сети - это места для обмена старыми фотографиями.
b) Социальные сети - это места для общения с друзьями и родственниками, но они не полезны в профессиональной деятельности.
c) Социальные сети - это онлайн-платформы для установления и поддержания профессиональных связей, обмена информацией и нахождения рабочих возможностей.
d) Социальные сети - это места только для развлечения и отдыха.
Ответ: c

9. Какие методы и инструменты можно использовать для защиты компьютера от вредоносных программ и атак?
a) Установка антивирусного программного обеспечения и регулярное обновление операционной системы и приложений.
b) Отключение интернета.
c) Публикация своих паролей в социальных сетях.
d) Скачивание файлов с незнакомых источников.
Ответ: a

10. Что такое «большие данные» (big data) и как они могут быть использованы в профессиональной деятельности?
a) Большие данные - это большие файлы, которые не могут быть открыты на обычном компьютере.
b) Большие данные - это информация большого объема и, как правило, неструктурированного типа, которая может быть анализирована для выявления тенденций и принятия бизнес-решений.
c) Большие данные - это большие картинки и видеоролики.
d) Большие данные - это информация, которая не имеет практического применения в профессиональной деятельности.
Ответ: b

11. Какие основные принципы обработки и анализа данных следует учитывать при работе с большими объемами информации в профессиональной деятельности?
a) Максимальная секретность данных.
b) Минимизация резервного копирования данных.
c) Защита данных от несанкционированного доступа и регулярное резервное копирование.
d) Открытое и публичное разглашение всех данных.
Ответ: c

12. Какие виды программного обеспечения используются для создания и редактирования текстовых и графических документов в профессиональной деятельности?
a) Проигрыватели мультимедийных файлов.
b) Торговые платформы для биржевых операций.
c) Офисные пакеты (например, Microsoft Office, LibreOffice).
d) Программы для рисования и анимации.
Ответ: c

13. Каким образом использование цифровых медиаплатформ может помочь в продвижении товаров или услуг в профессиональной деятельности?
a) Цифровые медиаплатформы не имеют значения в продвижении.
b) Позволяют достичь аудитории через размещение рекламы, создание контента и взаимодействие с пользователями в онлайн-среде.
c) Ограничивают доступ к информации о товарах и услугах.
d) Предоставляют доступ к традиционным рекламным каналам.
Ответ: b

14. Каким образом знание основных принципов работы компьютерных сетей может быть полезным для обеспечения эффективного обмена информацией в профессиональной деятельности?
a) Компьютерные сети не имеют значения.
b) Знание о компьютерных сетях помогает понимать, как данные передаются между устройствами, и оптимизировать сетевые настройки для быстрого и надежного обмена информацией.
c) Знание о компьютерных сетях помогает только IT-специалистам.
d) Знание о компьютерных сетях вредит профессиональной деятельности.
Ответ: b

15. Что такое аналитика данных и какие инструменты могут быть использованы для анализа данных в профессиональной деятельности?
a) Аналитика данных - это изучение астрономических явлений.
b) Инструменты анализа данных включают в себя Microsoft Word и Excel.
c) Аналитика данных - это процесс преобразования текста в изображение.
d) Инструменты анализа данных включают в себя специализированные программы, такие как Python, R и Tableau.
Ответ: d

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем заключается смысл термина «цифровая трансформация» и какие основные шаги необходимо предпринять для успешной цифровой трансформации в организации? Ответ: Цифровая трансформация означает переход организации к использованию современных информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов и улучшения результатов. Основные шаги включают в себя анализ текущих процессов, выбор подходящих технологий, обучение персонала и непрерывное улучшение.
2. Какие преимущества и недостатки сопряжены с использованием облачных вычислений в профессиональной деятельности? Ответ: Облачные вычисления позволяют снизить затраты на инфраструктуру, обеспечивают гибкость и масштабируемость, но также могут вызвать вопросы о безопасности данных и доступности сервисов.
3. Что такое «большие данные» и какие методы анализа данных могут быть полезными при работе с ними в профессиональной деятельности? Ответ: Большие данные представляют собой огромные объемы информации, которые требуют специальных методов анализа, таких как машинное обучение и алгоритмы обработки данных.
4. Какие меры безопасности следует предпринимать при работе с конфиденциальной информацией в электронном виде? Ответ: Меры безопасности включают в себя шифрование данных, установку сильных паролей, ограничение доступа к конфиденциальным данным и регулярное обновление системы безопасности.
5. Какие инструменты и методы могут быть использованы для защиты компьютера от вирусов и вредоносных программ? Ответ: Для защиты компьютера можно использовать антивирусное программное обеспечение, брандмауэры, регулярные обновления операционной системы и браузера, а также обучение сотрудников правилам безопасности.
6. Какие основные этапы процесса разработки информационной системы и почему понимание их важно для профессионала? Ответ: Этапы включают анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Понимание этапов помогает обеспечить успешное развертывание информационных систем и удовлетворение потребностей бизнеса.
7. Какие технологии и инструменты могут быть использованы для организации удаленной работы и виртуальных команд? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы, инструменты для управления задачами и обмена документами. Они помогают обеспечить эффективное взаимодействие удаленных сотрудников.
8. Что такое цифровая грамотность и как она влияет на профессиональную деятельность? Ответ: Цифровая грамотность - это умение эффективно использовать информационные технологии. Она влияет на профессиональную деятельность, улучшая производительность и способствуя успешному решению задач.
9. Какие методы анализа данных могут быть использованы для выявления тенденций и прогнозирования результатов в профессиональной деятельности? Ответ: Методы включают в себя статистический анализ, машинное обучение, анализ временных рядов и бизнес-интеллект. Они помогают выявлять закономерности и принимать обоснованные решения.
10. Какие преимущества и вызовы сопряжены с внедрением интернета вещей (IoT) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают в себя автоматизацию процессов и сбор данных в реальном времени. Вызовы - обеспечение безопасности и управление огромным количеством устройств.
11. Какие принципы следует соблюдать при оформлении электронных документов и электронной переписки в рабочей среде? Ответ: Принципы включают в себя ясность, конкретность, сохранение конфиденциальности, использование адекватного языка и правильное оформление.
12. Какие возможности и риски связаны с использованием социальных сетей в профессиональной деятельности? Ответ: Возможности включают в себя расширение профессиональных контактов и маркетинговые возможности. Риски - утечка конфиденциальной информации и отвлечение от работы.
13. Какие методы и инструменты могут быть использованы для управления проектами в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя методологии управления проектами, а инструменты - программное обеспечение для планирования, отслеживания и управления проектами.
14. Какие этапы включает в себя процесс создания веб-сайта и какие роли могут быть вовлечены в данном процессе? Ответ: Этапы включают в себя анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Роли могут включать веб-дизайнера, программиста, аналитика и менеджера проекта.
15. Какие методы анализа данных могут быть использованы для извлечения ценной информации из больших объемов текстовых данных? Ответ: Методы включают в себя анализ тональности текста, тематический анализ и машинное обучение. Они позволяют выявлять ключевые понятия и тенденции в текстах.
16. Какие принципы следует соблюдать при разработке и использовании баз данных в профессиональной деятельности? Ответ: Принципы включают в себя надежность, целостность данных, безопасность и оптимизацию запросов. Они обеспечивают эффективное хранение и доступ к информации.
17. Какие технологии и методы могут быть использованы для улучшения эффективности работы виртуальных команд и удаленных сотрудников? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы и инструменты для управления задачами. Методы - эффективная коммуникация, установление целей и мониторинг производительности.
18. Какие преимущества и вызовы сопряжены с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают автоматизацию рутинных задач и анализ данных. Вызовы - необходимость обучения моделей и вопросы этики при использовании ИИ.
19. Какие методы и инструменты могут быть использованы для улучшения продуктивности и организации рабочего времени в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя техники управления временем и приоритетами. Инструменты - приложения для планирования и отслеживания задач, календари и электронные заметки.
20. Каким образом профессионал может поддерживать свою цифровую компетенцию и следить за изменениями в информационных технологиях? Ответ: Для поддержания цифровой компетенции важно постоянное обучение, участие в курсах и вебинарах, чтение специализированной литературы и следление за новыми технологическими трендами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамен (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Цифровая культура.
2. Текстовые редакторы;
3. Специализированные программы по анализу данных;
4. Визуализация данных;
5. Большие данные.
6. Научные гранты и базы данных;
7. Нейросети;
8. Электронные библиотеки.
9. Электронные таблицы
10. Цифровая безопасность.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Какие основные задачи можно выполнять с использованием текстовых редакторов, таких как Microsoft Word или Google Docs, в профессиональной деятельности?
Ответ: Текстовые редакторы используются для создания и редактирования текстовых документов, оформления документации, создания презентаций и других текстовых материалов.
2. Какие функции и возможности предоставляют электронные таблицы, например, Microsoft Excel или Google Sheets, для анализа данных?
Ответ: Электронные таблицы позволяют выполнять расчеты, создавать графики, проводить анализ данных с использованием функций и формул, а также фильтровать и сортировать данные.
3. Какие программы монтажа видео используются для создания и редактирования видеоконтента в профессиональной деятельности, и какие основные функции они предоставляют?
Ответ: Программы, такие как Adobe Premiere Pro или Final Cut Pro, используются для монтажа видеороликов, включая нарезку, добавление эффектов, звука и т. д.
4. Для чего используются специализированные программы для визуализации данных, например, Tableau или Power BI, и какие преимущества они предоставляют в профессиональной деятельности?
Ответ: Программы для визуализации данных используются для создания информативных графиков и диаграмм, что упрощает визуализацию и анализ данных, помогая выявлять закономерности.
5. Какие специализированные программы для обработки данных широко используются в бизнес-аналитике и научных исследованиях?
Ответ: Примеры таких программ включают Microsoft Power BI, Python с библиотекой pandas, R и SAS. Они используются для обработки, анализа и визуализации данных.
6. Какие базы данных предназначены для хранения структурированных данных и какие системы управления базами данных (СУБД) чаще всего используются для работы с ними?
Ответ: Структурированные данные хранятся в реляционных базах данных, таких как MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и Oracle Database. Они используются с СУБД соответствующих производителей.
7. В чем заключается важность соблюдения принципов безопасности данных при работе с цифровой информацией?
Ответ: Соблюдение принципов безопасности данных помогает предотвратить утечки конфиденциальной информации, несанкционированный доступ и сохранить целостность данных.
8. Какие инструменты и методы используются для анализа и интерпретации данных в области исследований и аналитики?
Ответ: Инструменты включают в себя статистические пакеты (например, SPSS), языки программирования (Python, R) и бизнес-интеллект платформы (Tableau, Power BI). Методы включают в себя статистический анализ и машинное обучение.
9. Какие основные этапы процесса создания и поддержки веб-сайта и какие роли могут быть вовлечены в данном процессе?
Ответ: Этапы включают в себя анализ требований, дизайн, разработку, тестирование и поддержку. Роли могут включать веб-дизайнера, программиста, аналитика и администратора сайта.
10. Какие методы и инструменты эффективного управления временем и задачами широко применяются в цифровой среде для повышения производительности?
Ответ: использование электронных календарей и приложений для управления задачами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. Информационная культура личности в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/477568
Л1.2 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. Глубокое обучение / пер. с анг. А. А. Слинкина. – 2-е изд., испр. – 652 с.: М: ДМК Пресс, 2018 e.lanbook.com
Л1.4 Гласснер, Э. Глубокое обучение без математики. Том 1: ДМК Пресс, 2019 https://e.lanbook.com/book/131696
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ын Анналин, Су Кеннет Теоретический минимум по Big Data. Всё, что нужно знать о больших данных: Спб.: Питер, 2019
Л2.2 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
Л2.3 Чернышова Л. И. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
Э2 NG.A. Machine Learning coursera.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
3. База данных «Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)», №2016621561 от 24.11.2016 (на диске)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению курса. Курс играет важную роль в подготовке студентов по соответствующим направлениям, он представляет собой важную форму человеческого познания, так как знания в цифровых компетенций охватывают все сферы жизни общества, от семьи до государственной политики. Обладание компетенциями в этой области – необходимое требование, предъявляемое к современному общественному, политическому деятелю, партийному лидеру, учёному или государственному служащему. Курс тесно связан с такой дисциплиной, как «ИКТ в политической науке и образовании».

Формы организации обучения: лекционно-кейсовые занятия, лабораторные занятия (элемент задания), самостоятельная работа студентов, иные элементы. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по курсу включает в себя следующие разделы:

✅Лекционно-кейсовые занятия. Во время лекций студенту предлагается некоторый объем нормативного знания цифровом обществе и его культуре, о технологиях и методах анализа, сбора, обработки политических процессов и явлений, в том числе в сети Интернет и didgital-сфере. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки итоговой проектной работы.
✅Каждая тема оснащена разнообразными лабораторными заданиями, иными интерактивными элементами. К темам предлагаются лабораторные задания, всего их 10 штук, при этом каждое задание имеет вариации: какие-то предполагают командную работу, какие-то ее не предлагают.
✅Знакомство с категориальным аппаратом предмета происходит через использование глоссария.
✅Студенты могут задавать вопросы организационного и содержательного характера в соответствующих интерактивных элементах обратной связи, проводить вебинары и консультации (вебинар, чат, форум и т.д.). Даты консультаций в чатах и вебинарах согласовываются с преподавателем дополнительно, о чем сообщается на форуме или в новостях о курсе. Преподаватель не отвечает в социальных сетях;
✅Перед промежуточной аттестацией знаний вам предлагается оценить курс по некоторым параметрам. Это позволит в дальнейшем усовершенствовать его, принимая во внимание ваши пожелания. Все анкеты являются АНОНИМНЫМИ! Если вы обнаружили ошибку в курсе, пожалуйста, сообщите об этом преподавателю на форуме или в личные сообщения.
✅Освоение курса подразумевает обязательные работы в специализированных статистических программах, поэтому в начале курса слушатели должны активировать инструмент «Анализ данных» в программе Excel. Как включить инструмент «Пакет анализа» в Excel смотрите по ссылке. Также необходимо скачать и установить к себе на компьютер специализированные программы для статистического анализа SPSS. Если у вас возникают ошибки при установке, работе программ, используйте поисковые системы для их устранения. Обратите внимание: на практических занятиях (очные пары) будут использоваться компьютеры. Вам потребуются логины и пароли от университетской системы.